Рабочая программа по биологии 9 кл
рабочая программа по биологии (9 класс)

Здравствуйте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9.docx62.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3

Щелковского муниципального района Московской области

141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.

Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: mailschool3@yandex.ru

                       ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО

__________________    Я.Н. Иванова

«__28__» _августа_  2018года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету биология

(базовый уровень)

9 «А»класс

Составитель

Эргешова Ольга Алексеевна

учитель  биологии

первой  квалификационной  категории

2018 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для  класса составлена на основании:
  • Федерального государственного  образовательного стандарта основного  общего образования, 2010 года с изменениями и дополнениями
  •  Рабочих программ по биологии 5-9 классы :учебно-методическое пособие / составлено Г.М.Пальдяевой.-М.:Дрофа,2015 к УМК В .В.Пасечника  «Биология.5-9 классы»
  • Биология Введение в биологию 9 класс /учебник В.В.Пасечник

Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника).

Представленная рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 9 класс – один учебный год.

В связи с большим объемом изучаемого материала рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Увеличено количество часов на изучение темы «Возникновение и развитие жизни» (8 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».  Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс). Изменения, внесенные в рабочую программу, также касаются  тематики экскурсий и лабораторных работ, ориентированных на краеведческий компонент.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред.В.В.Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом  25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 9 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред .В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов.

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ  

   Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в год, 2 ч. в неделю

5. Уровень обучения – базовый.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
  • Обучающийся научится:
  • объяснять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
  • представлять о молекулярном уровне организации живого;
  • объяснять особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
  • выделять  основные методы изучения клетки;
  • объяснять  взаимосвязь между особенностями строения клеток эукариот и прокариот;
  • выделять особенности строения и функции органоидов клетки;
  • объяснять основные положения клеточной теории и химический состав клетки;
  • клеточный уровень организации живого; строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; рост, развитие и жизненный цикл клеток; особенности митотического деления;
  • объяснять сущность биогенетического закона; мейоз; особенности индивидуального развития организма; основные закономерности передачи  наследственной информации; закономерности изменчивости; основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; особенности развития половых клеток;
  • выделять критерии вида и его популяционную структуру; экологические факторы и условия среды; основные положения теории эволюции Ч.Дарвина; движущие силы эволюции ;пути достижения биологического прогресса; популяционно-видовой уровень организации живого; развитие эволюционных представлений; синтетическую теорию эволюции;
  • определять понятия: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»; структуру разных сообществ; процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
  • объяснять основные гипотезы возникновения жизни на Земле; особенности антропогенного воздействия на биосферу; основы рационального природопользования; основные этапы развития жизни на Земле; взаимосвязи живого и неживого в биосфере; круговороты веществ в биосфере; этапы эволюции биосферы; экологические кризисы; развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы; значение биологических наук в
  • доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
  • выделять существенные признаки покровов  тела, терморегуляции;
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях, травмах кожного покрова;
  • объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
  • объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • выделять существенные особенности поведения и психики человека;
  • объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
  • особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
  • устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
  • выделять существенные признаки органов размножения человека;
  • объяснять  вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
  • приводить доказательства(аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передаваемых половым путём ,ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения  наследственных заболеваний человека;
  • Обучающиеся получат возможность научиться:
  • приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения и сравнения живых организмов;
  • формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения  растений и животных;
  • формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.
  • Метапредметные результаты
  • Регулятивные УУД:
  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения жизни на земле;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере  решения генетических задач;
  • проводить сравнение клеток  крови организма человека и лягушки делать выводы на основе сравнения;
  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения организмов и выполняемой ими функции;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию  об эволюции организмов , оформлять её в виде рефератов, докладов;
  • классифицировать живые организмы и растения;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия  организмов и окружающей их внешней средой;
  • приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека, животных;растений и окружающей среды,  необходимости защиты среды обитания человека.
  • Познавательные УУД.
  • овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
  • делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • Обучающиеся получат возможность научиться:
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • формировать и развивать  компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
  • Коммуникативные УУД.
  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Личностные результаты:
  • ответственно относиться к учению;
  • быть воспитанными гражданами России  ,патриотами ,любящими и иуважеющиминия  Отечеству;  формировать личностные представления о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • социальным нормам и правилам поведения на природе;  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • основным принципам и правилам отношения к живой природе; основам здорового образа жизни.

V. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение.  (3 ч.)

Биология наука о живой природе. Методы исследования в Биологии. Сущность жизни и свойства живого.

Молекулярный уровень(10ч.) Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. . Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты .АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы Обобщение по теме: Молекулярный уровень Демонстрация. портреты учёных, внесших значительный вклад в развитие биологии.

 Л.р №1 по теме:  «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Клеточный уровень (14ч.) Клеточный уровень: общая характеристика. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм .Энергетический  обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление  клетки. Митоз. Проверочная работа по теме: Строение и деление клеток. Обобщение по теме : «Клеточный уровень». Демонстрация: модель клетки, микропрепараты митоза в клетках корешка лука

. Л.Р. №2 по теме:  «Рассматривание  клеток бактерий , растений и животных под микроскопом».

 Организменный уровень (14ч.) Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон .Обобщение по теме: Организменный уровень. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

 Обобщение по теме: « Законы Менделя. Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость» . Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов Обобщение по теме: «Селекция». Повторение по теме: Растения. Демонстрация: микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Л.р.№3по теме:  «Решение генетических задач на  моногибридное скрещивание».

 Л.р  №4по теме:  «Решение генетических задач  на наследование признаков при неполном  доминировании». .

 Л.р №5по теме: « Решение генетических  задач на  дигибридное  скрещивание».

Л.р №6 по теме: « Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

 Лаб р №7 по теме:  «Выявление изменчивости организмов».

Популяционно-видовой уровень (9ч.) Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.Экологические факторы и условия среды. Повторение по теме: Животные. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция как элементарная единица. Борьба за существование и естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Обобщение по теме: « Популяция». Демонстрация: гербарии, коллекции, модели. Муляжи растений и животных. Живые растения.

 Л.р.№8по теме:  «Изучение морфологического критерия вида.»

Экосистемный  уровень (7ч.) Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Повторение по теме: Человек. Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов .Поток вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия.  Обобщение по теме: « Экосистема» ..  

. Биосферный уровень. (13 ч.)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Повторение по теме: Общая биология. Строение клетки. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Повторение по теме: Экология. Гипотезы возникновения жизни на земле. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней  жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое Обобщение по теме:  «Происхождение жизни на Земле». Антропогенное воздействие на биосферу.Основы национального природопользования. Обобщение по теме: « Биосфера».

                                           VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема.

                             Количество

Количество часов.

Лабораторных работ.

Экскурсий.

1

Введение.

3

0

 

2

Молекулярный уровень.

10

1

 

3

Клеточный уровень.

14

1

 

4

Организменный уровень.

13

1

 

5

Популяционно-видовой уровень.

8

2

1

6

Экосистемный уровень.

6

0

1

7

Биосферный уровень.

11

1

1

 

Резерв.

3

 

 

 

Итого за год.

68

6

3

 

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплекстов) по биологии с 5 по 9 класс.

•    Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•        Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.

5класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•        Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.

5класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

     Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

     Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•        Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные.

7класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Латюшин В. В., Ламехова Е.А. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•        Латюшин В. В., Ламехова Е.А. Биология. Животные.

7класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

     Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

•    Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.

•    Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплекстов) по биологии для 9 класса:.

  • Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, с 2012 
  • Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, с 2012 
  • Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, с 2012 
  • Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
  • Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.

Нормативные документы

1.Концепция ФГОС ООО, под ред.  А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение,2008.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования, под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-М.:Просвещение,2009.

3. А.Я.Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Примерная основная образовательная программа ОУ, сост. Е.С.Савинов.

5. Приказ Минобразования  РФ от 5 марта 2004 г.  №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

         

                   

                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Примечания

По плану

Факт.

Введение. (3ч.)

1.

Биологи наука о живой природе

03.09

2.

Методы исследования в биологии

05.09

3.

Сущность жизни и свойства живого

10.09

Молекулярный уровень(10ч.)

4

Молекулярный уровень: общая характеристика

12.09

5

Углеводы.

17.09

6

Липиды

19.09

7

Состав и строение белков

24.09

8

Функции белков

26.09

9

Нуклеиновые кислоты

01.10

10

АТФ и другие органические соединения

03.10

11

Биологические катализаторы Л.р №1 по теме:«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

08.10

12

Вирусы

10.10

13

Обобщение по теме:«Молекулярный уровень».

15.10

.Клеточный уровень (14ч.)

14

Клеточный уровень: общая характеристика.

17.10

15

Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана

22.10

16

Ядро

24.10

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

05.11

18

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

07.11

19

Особенности строения клеток эукариот и прокариот характеристика Л.Р. №2 по теме:«Рассматривание  клеток бактерий , растений и животных под микроскопом».

12.11

20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

14.11

21

Энергетический  обмен в клетке

19.11

22

Фотосинтез и хемосинтез

21.11

23

Автотрофы и гетеротрофы

26.11

24

Синтез белков в клетке

28.11

25

Деление  клетки. Митоз

03.12

26

Проверочная работа по теме:« Строение и деление клеток».

05.12

27

Обобщение по теме:« Клеточный уровень».

10.12

Организменный уровень (14ч.)

28

Размножение организмов

12.12

29

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

17.12

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

19.12

31

Обобщение по теме: « Организменный уровень».

24.12

32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Л.р.№3 по теме: «Решение генетических задач на  моногибридное скрещивание».

26.12

33

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Л.р №4 по теме: «Решение генетических задач  на наследование признаков при неполном  доминировании».

14.01

34

Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Л.р №5 по теме:«Решение генетических  задач на  дигибридное  скрещивание».

16.01

35

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Л.р №6 по теме:«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

21.01

36

Обобщение по теме:«Законы Менделя».

23.01

37

Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость. Лаб р №7 по теме: Выявление изменчивости организмов».

28.01

38

Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость

30.01

39

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

04.02

40

Обобщение по теме: « Селекция».

06.02

41

Повторение по теме « Растения».

11.02

Популяционно-видовой уровень (9ч.)

42

Популяционно-видовой уровень: общая характеристикаЛ.р.№8 по теме: «.Изучение морфологического критерия вида».

13.02

43

Экологические факторы и условия среды

18.02

44

Повторение по теме: «  Животные».

20.02

45

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

25.02

46

Популяция как элементарная единица

27.02

47

Борьба за существование и естественный отбор

03.03

48

Видообразование

05.03

49

Макроэволюция

10.03

50

Обобщение по теме:  «Популяция».

12.03

Экосистемный  уровень (7ч.)

51

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

17.03

52

Повторение по теме:  «Человек».

19.03

53

Состав и структура сообщества

31.03

54

Межвидовые отношения организмов

02.04

55

Поток вещества и энергии в экосистеме

07.04

56

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

09.04

57

Обобщение по теме:  «Экосистема».

14.04

 Биосферный уровень (13ч.)

58

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

16.04

59

Круговорот веществ в природе

21.04

60

Эволюция биосферы

23.04

61

Повторение по теме: « Экология».

28.04

62

Гипотезы возникновения жизни на земле

30.04

63

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

05.05

64

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней  жизни

07.05

65

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

12.05

66

Обобщение по теме: « Происхождение жизни на Земле».

14.05

67

Антропогенное воздействие на биосферу

19.05

68

Основы национального природопользования

21.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...