Рабочая программа по биологии 9 кл
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Щелковского муниципального района Московской области
141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.
Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: mailschool3@yandex.ru
ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО __________________ Я.Н. Иванова «__28__» _августа_ 2018года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
(базовый уровень)
9 «А»класс
Составитель Эргешова Ольга Алексеевна учитель биологии первой квалификационной категории |
2018 г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для класса составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010 года с изменениями и дополнениями
- Рабочих программ по биологии 5-9 классы :учебно-методическое пособие / составлено Г.М.Пальдяевой.-М.:Дрофа,2015 к УМК В .В.Пасечника «Биология.5-9 классы»
- Биология Введение в биологию 9 класс /учебник В.В.Пасечник
Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника).
Представленная рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 9 класс – один учебный год.
В связи с большим объемом изучаемого материала рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Увеличено количество часов на изучение темы «Возникновение и развитие жизни» (8 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные». Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс). Изменения, внесенные в рабочую программу, также касаются тематики экскурсий и лабораторных работ, ориентированных на краеведческий компонент.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
- социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред.В.В.Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 9 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред .В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
- МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в год, 2 ч. в неделю
5. Уровень обучения – базовый.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Обучающийся научится:
- объяснять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
- представлять о молекулярном уровне организации живого;
- объяснять особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
- выделять основные методы изучения клетки;
- объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток эукариот и прокариот;
- выделять особенности строения и функции органоидов клетки;
- объяснять основные положения клеточной теории и химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого; строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; рост, развитие и жизненный цикл клеток; особенности митотического деления;
- объяснять сущность биогенетического закона; мейоз; особенности индивидуального развития организма; основные закономерности передачи наследственной информации; закономерности изменчивости; основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; особенности развития половых клеток;
- выделять критерии вида и его популяционную структуру; экологические факторы и условия среды; основные положения теории эволюции Ч.Дарвина; движущие силы эволюции ;пути достижения биологического прогресса; популяционно-видовой уровень организации живого; развитие эволюционных представлений; синтетическую теорию эволюции;
- определять понятия: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»; структуру разных сообществ; процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
- объяснять основные гипотезы возникновения жизни на Земле; особенности антропогенного воздействия на биосферу; основы рационального природопользования; основные этапы развития жизни на Земле; взаимосвязи живого и неживого в биосфере; круговороты веществ в биосфере; этапы эволюции биосферы; экологические кризисы; развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы; значение биологических наук в
- доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
- выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях, травмах кожного покрова;
- объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- выделять существенные особенности поведения и психики человека;
- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
- особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
- устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
- выделять существенные признаки органов размножения человека;
- объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
- приводить доказательства(аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передаваемых половым путём ,ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека;
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения и сравнения живых организмов;
- формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
- формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.
- Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения жизни на земле;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- устанавливать причинно-следственные связи на примере решения генетических задач;
- проводить сравнение клеток крови организма человека и лягушки делать выводы на основе сравнения;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения организмов и выполняемой ими функции;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об эволюции организмов , оформлять её в виде рефератов, докладов;
- классифицировать живые организмы и растения;
- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия организмов и окружающей их внешней средой;
- приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека, животных;растений и окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
- Познавательные УУД.
- овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
- делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- формировать и развивать компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
- Коммуникативные УУД.
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Личностные результаты:
- ответственно относиться к учению;
- быть воспитанными гражданами России ,патриотами ,любящими и иуважеющиминия Отечеству; формировать личностные представления о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- социальным нормам и правилам поведения на природе; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- основным принципам и правилам отношения к живой природе; основам здорового образа жизни.
V. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение. (3 ч.)
Биология наука о живой природе. Методы исследования в Биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Молекулярный уровень(10ч.) Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. . Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты .АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы Обобщение по теме: Молекулярный уровень Демонстрация. портреты учёных, внесших значительный вклад в развитие биологии.
Л.р №1 по теме: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».
Клеточный уровень (14ч.) Клеточный уровень: общая характеристика. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм .Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз. Проверочная работа по теме: Строение и деление клеток. Обобщение по теме : «Клеточный уровень». Демонстрация: модель клетки, микропрепараты митоза в клетках корешка лука
. Л.Р. №2 по теме: «Рассматривание клеток бактерий , растений и животных под микроскопом».
Организменный уровень (14ч.) Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон .Обобщение по теме: Организменный уровень. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
Обобщение по теме: « Законы Менделя. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость» . Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов Обобщение по теме: «Селекция». Повторение по теме: Растения. Демонстрация: микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Л.р.№3по теме: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Л.р №4по теме: «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании». .
Л.р №5по теме: « Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
Л.р №6 по теме: « Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».
Лаб р №7 по теме: «Выявление изменчивости организмов».
Популяционно-видовой уровень (9ч.) Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.Экологические факторы и условия среды. Повторение по теме: Животные. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция как элементарная единица. Борьба за существование и естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Обобщение по теме: « Популяция». Демонстрация: гербарии, коллекции, модели. Муляжи растений и животных. Живые растения.
Л.р.№8по теме: «Изучение морфологического критерия вида.»
Экосистемный уровень (7ч.) Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Повторение по теме: Человек. Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов .Поток вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Обобщение по теме: « Экосистема» ..
. Биосферный уровень. (13 ч.)
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Повторение по теме: Общая биология. Строение клетки. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Повторение по теме: Экология. Гипотезы возникновения жизни на земле. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое Обобщение по теме: «Происхождение жизни на Земле». Антропогенное воздействие на биосферу.Основы национального природопользования. Обобщение по теме: « Биосфера».
VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема. | Количество | ||
Количество часов. | Лабораторных работ. | Экскурсий. | ||
1 | Введение. | 3 | 0 |
|
2 | Молекулярный уровень. | 10 | 1 |
|
3 | Клеточный уровень. | 14 | 1 |
|
4 | Организменный уровень. | 13 | 1 |
|
5 | Популяционно-видовой уровень. | 8 | 2 | 1 |
6 | Экосистемный уровень. | 6 | 0 | 1 |
7 | Биосферный уровень. | 11 | 1 | 1 |
| Резерв. | 3 |
|
|
| Итого за год. | 68 | 6 | 3 |
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплекстов) по биологии с 5 по 9 класс.
• Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.
5класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.
5класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные.
7класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Латюшин В. В., Ламехова Е.А. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Латюшин В. В., Ламехова Е.А. Биология. Животные.
7класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
• Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
• Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплекстов) по биологии для 9 класса:.
- Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, с 2012
- Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, с 2012
- Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, с 2012
- Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
- Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.
Нормативные документы
1.Концепция ФГОС ООО, под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение,2008.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования, под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-М.:Просвещение,2009.
3. А.Я.Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Примерная основная образовательная программа ОУ, сост. Е.С.Савинов.
5. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Примечания | |||||
По плану | Факт. | |||||||
Введение. (3ч.) | ||||||||
1. | Биологи наука о живой природе | 03.09 | ||||||
2. | Методы исследования в биологии | 05.09 | ||||||
3. | Сущность жизни и свойства живого | 10.09 | ||||||
Молекулярный уровень(10ч.) | ||||||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | 12.09 | ||||||
5 | Углеводы. | 17.09 | ||||||
6 | Липиды | 19.09 | ||||||
7 | Состав и строение белков | 24.09 | ||||||
8 | Функции белков | 26.09 | ||||||
9 | Нуклеиновые кислоты | 01.10 | ||||||
10 | АТФ и другие органические соединения | 03.10 | ||||||
11 | Биологические катализаторы Л.р №1 по теме:«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | 08.10 | ||||||
12 | Вирусы | 10.10 | ||||||
13 | Обобщение по теме:«Молекулярный уровень». | 15.10 | ||||||
.Клеточный уровень (14ч.) | ||||||||
14 | Клеточный уровень: общая характеристика. | 17.10 | ||||||
15 | Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана | 22.10 | ||||||
16 | Ядро | 24.10 | ||||||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | 05.11 | ||||||
18 | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 07.11 | ||||||
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот характеристика Л.Р. №2 по теме:«Рассматривание клеток бактерий , растений и животных под микроскопом». | 12.11 | ||||||
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 14.11 | ||||||
21 | Энергетический обмен в клетке | 19.11 | ||||||
22 | Фотосинтез и хемосинтез | 21.11 | ||||||
23 | Автотрофы и гетеротрофы | 26.11 | ||||||
24 | Синтез белков в клетке | 28.11 | ||||||
25 | Деление клетки. Митоз | 03.12 | ||||||
26 | Проверочная работа по теме:« Строение и деление клеток». | 05.12 | ||||||
27 | Обобщение по теме:« Клеточный уровень». | 10.12 | ||||||
Организменный уровень (14ч.) | ||||||||
28 | Размножение организмов | 12.12 | ||||||
29 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 17.12 | ||||||
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 19.12 | ||||||
31 | Обобщение по теме: « Организменный уровень». | 24.12 | ||||||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Л.р.№3 по теме: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | 26.12 | ||||||
33 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Л.р №4 по теме: «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании». | 14.01 | ||||||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Л.р №5 по теме:«Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | 16.01 | ||||||
35 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Л.р №6 по теме:«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом». | 21.01 | ||||||
36 | Обобщение по теме:«Законы Менделя». | 23.01 | ||||||
37 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лаб р №7 по теме: Выявление изменчивости организмов». | 28.01 | ||||||
38 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 30.01 | ||||||
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 04.02 | ||||||
40 | Обобщение по теме: « Селекция». | 06.02 | ||||||
41 | Повторение по теме « Растения». | 11.02 | ||||||
Популяционно-видовой уровень (9ч.) | ||||||||
42 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристикаЛ.р.№8 по теме: «.Изучение морфологического критерия вида». | 13.02 | ||||||
43 | Экологические факторы и условия среды | 18.02 | ||||||
44 | Повторение по теме: « Животные». | 20.02 | ||||||
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 25.02 | ||||||
46 | Популяция как элементарная единица | 27.02 | ||||||
47 | Борьба за существование и естественный отбор | 03.03 | ||||||
48 | Видообразование | 05.03 | ||||||
49 | Макроэволюция | 10.03 | ||||||
50 | Обобщение по теме: «Популяция». | 12.03 | ||||||
Экосистемный уровень (7ч.) | ||||||||
51 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 17.03 | ||||||
52 | Повторение по теме: «Человек». | 19.03 | ||||||
53 | Состав и структура сообщества | 31.03 | ||||||
54 | Межвидовые отношения организмов | 02.04 | ||||||
55 | Поток вещества и энергии в экосистеме | 07.04 | ||||||
56 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 09.04 | ||||||
57 | Обобщение по теме: «Экосистема». | 14.04 | ||||||
Биосферный уровень (13ч.) | ||||||||
58 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 16.04 | ||||||
59 | Круговорот веществ в природе | 21.04 | ||||||
60 | Эволюция биосферы | 23.04 | ||||||
61 | Повторение по теме: « Экология». | 28.04 | ||||||
62 | Гипотезы возникновения жизни на земле | 30.04 | ||||||
63 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | 05.05 | ||||||
64 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 07.05 | ||||||
65 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 12.05 | ||||||
66 | Обобщение по теме: « Происхождение жизни на Земле». | 14.05 | ||||||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу | 19.05 | ||||||
68 | Основы национального природопользования | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...