Рабочая программа по биологии 11 кл
рабочая программа по биологии (11 класс)
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по биологии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе программы основного общего образования по биологии 10-11 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г
- В соответствии с Учебным планом МБОУ «Хадынская СОШ»
Цели и задачи:
освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах и их свойствах; проводить наблюдения, ставить учебные опыты, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы; фиксировать результаты своей деятельности в виде описаний, схем, таблиц, учебных рисунков, выводов и обобщений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения живых организмов; самостоятельности в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание курса в 11 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе по биологии в 10-11 классе по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).
В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 11 классе складывается из расчета 68 часов из федерального компонента (2 часа в неделю).
В основе методики преподавания курса «Общая биология» лежит проблемно-поисковый эвристический подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных.
Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Изложенные направления обеспечивают целостность биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
Формирование представления о природе как развивающейся системе. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу многократно возрастает. Школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, геология, физика, математика. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Биология «Общая биология» 11 класс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа 2009
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Возрастные особенности учащихся:
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.
Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.
Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.
В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессовВ подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.
Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
Особенности программного материала:
Современные требования к организации учебного процесса:
. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 10 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Регинальный компонент включён, в основном в темы по изучению местной флоры и фауны. Изучение Красной Книги Бурятии, России.
III. МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ» 11 КЛАСС В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Хадынская СОШ.
Данная программа рассчитана на 1 год – 11 класс. Общее число учебных часов в 11 классе - 68 часа (2ч в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня;
- сущность биологических процессов;
- основные положения биологических теорий, учений, закономерностей, гипотез;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- области применения достижений биологии в хозяйстве;
- положения эволюционной теории;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения роли биологических теории в формировании современной естественно-научной картины мира;
- составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать и сравнивать;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- устанавливать взаимосвязи между строением и функциями;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета;
- решать генетические задачи, составлять родословные.
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Эволюционное учение | 26 |
2 | Развитие органического мира | 17 |
3 | Взаимодействие организма и среды | 15 |
4 | Биосфера и человек. Основы экологии | 10 |
Итого: | 68 |
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Эволюционное учение (26 часов)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Развитие органического мира (17 часов)
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
- Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Взаимодействие организма и среды (15 часов)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем
Биосфера и человек. Основы экологии (10 часов)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
- Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
- Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
VII. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Оценка теоретических знаний учащихся:
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1»
- ответ на вопрос не дан.
Виды контроля:
- тестирование;
- устный контроль;
- самоконтроль и взаимоконтроль;
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»
- полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать:
- правильность проведения;
- умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1»
- не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 - 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 - 90%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 - 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004.
- Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.
- В.Б. Захаров и др. «Готовимся к ЕГЭ. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология.» Москва. Дрофа. 2008.
- А.С. Маклакова. Е.Е. Жуйкова «Экзамен. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
- Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- ТОКОП «Доклад о состоянии окружающей природной среды Тамбовской области» 1996.
- Филичкина О.А. «История и экология г. Тамбова» Тамбов. 1986.
- И.Б. Агафонова. В.И. Сивоглазов «Биология растений, грибов, лишайников» Москва. Дрофа. 2008.
Диски
- «Биологические исследования», СD
- «Строение жизнедеятельность организма человека»,DVD
- «Неклеточные формы жизни. Бактерии»,DVD
- «Закономерности наследования генов»,DVD
- «Эволюция систем органов»,DVD
- «Растительные сообщества».DVD
- «Клетка»,DVD
- «Биология 5-9 кл. 3ч. Многообразие живых организмов»,CD-ROM
- «Биология 5-9 кл. 4ч. Человек»,CD-ROM
- «Биология 5-9 кл. 5ч. Общая биология»,CD-ROM
Интернет-материалы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
IX. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Даты проведения уроков | Примечание | ||||||
По плану | Факт. | ||||||||
Раздел 1 Эволюционное учение (26 часов) | |||||||||
1.1 | История представлений об эволюции живой природы | ||||||||
1.2 | Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж. Де Сент - Илера | ||||||||
1.3 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | ||||||||
1.4 | Первые русские эволюционисты | ||||||||
1.5 1.6 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | ||||||||
1.7 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | ||||||||
1.8 | Изучение результатов искусственного отбора | ||||||||
1.9 | Учение Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства | ||||||||
1.10 | Л/Р «Изучение изменчивости» | ||||||||
1.11 | Борьба за существование и естественный отбор | ||||||||
1.12 | Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура | ||||||||
1.13 | Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций | ||||||||
1.14 | Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга | ||||||||
1.15 | Формы естественного отбора | ||||||||
1.16 | Приспособленность организмов к среде обитания | ||||||||
1.17 | 1Л/р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания | ||||||||
1.18 | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, Л.Л. Шмальгаузен). Географическое и экологическое видообразования | ||||||||
1.19 | Микроэволюция (обобщение) | ||||||||
1.20 | Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. (А.Н. Северцов) | ||||||||
1.21 | Пути достижения биологического прогресса | ||||||||
1.22 | Основные закономерности эволюции | ||||||||
1.23 | Результаты эволюции | ||||||||
1.24 | Эволюция | ||||||||
1.25 | Макроэволюция | ||||||||
1.26 | Дарвинизм | ||||||||
Раздел 2 Развитие органического мира (17 часов) | |||||||||
2.1 | Развитие жизни в Архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле | ||||||||
2.2 2.3 | Развитие жизни в Палеозойскую эру | ||||||||
2.4 2.5 | Развитие жизни в Мезозойскую эру | ||||||||
2.6 | Развитие жизни в Кайнозойскую эру | ||||||||
2.7 2.8 | Развитие жизни на Земле | ||||||||
2.9 | Развитие жизни на Земле | ||||||||
2.10 | Место человека в живой природе. Систематическое положение. | ||||||||
2.11 2.12 | Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древние люди | ||||||||
2.13 | Стадии эволюции человека. Древние люди | ||||||||
2.14 | Современный человек. Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы | ||||||||
2.15 2.16 | Происхождение человека (обобщение) | ||||||||
2.17 | Происхождение человека | ||||||||
Раздел 3 Взаимоотношение организма и среды (15 часов) | |||||||||
3.1 | Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы. (В.И. Вернадский) | ||||||||
3.2 | Круговорот веществ в природе | ||||||||
3.3 | Жизнь в сообществах | ||||||||
3.4 | История формирования сообществ живых организмов. Биологические области | ||||||||
3.5 3.6 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. Биоценозы, их характеристика | ||||||||
3.8 3.9 | Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости | ||||||||
3.10 | Смена биогеоценозов. Причины смены, формирование новых сообществ | ||||||||
3.11 3.12 | Взаимоотношение организма и среды | ||||||||
3.13 | Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами | ||||||||
3.14 | Взаимоотношения между организмами. Абиотические отношения между организмами | ||||||||
3.15 | Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция. Нейтрализм | ||||||||
Раздел 4 Биосфера и человек. Основы экологии (10 часов) | |||||||||
4.1 4.2 | Понятие о биосфере, ее структуре и функциях, жизнь в сообществах | ||||||||
4.3 | Основы экологии (зачет) | ||||||||
4.4 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы | ||||||||
4.5 | Проблемы рационального природопользования | ||||||||
4.6 | Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование | ||||||||
4.7 | Уровни организации живой материи. Клетка – структурно – функциональная единица живого | ||||||||
4.8 | Эволюционное учение (повторение) | ||||||||
4.9 | Итоговая контрольная работа за курс общей биологии. Эволюционное учение. Экология | ||||||||
4.10 | Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги | ||||||||
Итого: 68 |
Литература
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004.
- Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.
- В.Б. Захаров и др. «Готовимся к ЕГЭ. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек» Москва. Дрофа. 2008.
- В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология.» Москва. Дрофа. 2008.
- А.С. Маклакова. Е.Е. Жуйкова «Экзамен. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
- Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- ТОКОП «Доклад о состоянии окружающей природной среды Тамбовской области» 1996.
- Филичкина О.А. «История и экология г. Тамбова» Тамбов. 1986.
- И.Б. Агафонова. В.И. Сивоглазов «Биология растений, грибов, лишайников» Москва. Дрофа. 2008.
Диски
- «Биологические исследования», СD
- «Строение жизнедеятельность организма человека»,DVD
- «Неклеточные формы жизни. Бактерии»,DVD
- «Закономерности наследования генов»,DVD
- «Эволюция систем органов»,DVD
- «Растительные сообщества».DVD
- «Клетка»,DVD
- «Биология 5-9 кл. 3ч. Многообразие живых организмов»,CD-ROM
- «Биология 5-9 кл. 4ч. Человек»,CD-ROM
- «Биология 5-9 кл. 5ч. Общая биология»,CD-ROM
Интернет-материалы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...