Рабочая программа по биологии 11 кл
рабочая программа по биологии (11 класс)

Здравствуйте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_11.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа разработана на основе:  

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);
  3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  4. Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по биологии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе программы основного общего образования по биологии 10-11 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г
  5. В соответствии с Учебным планом МБОУ «Хадынская СОШ»  

                    Цели и задачи: 

освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории;  

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах и их свойствах; проводить наблюдения, ставить учебные опыты, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы; фиксировать результаты своей деятельности в виде описаний, схем, таблиц, учебных рисунков, выводов и обобщений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения живых организмов; самостоятельности в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание курса в 11 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе по биологии в 10-11 классе по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).

В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 11 классе складывается из расчета 68 часов из федерального компонента  (2 часа в неделю).

В основе методики преподавания курса «Общая биология»  лежит проблемно-поисковый эвристический подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных.

Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.

                                                    II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

  Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.  Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Изложенные направления обеспечивают целостность биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

Формирование представления о природе как развивающейся системе. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу многократно возрастает. Школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

Овладение биологическими основами здорового образа жизни.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, геология,  физика, математика. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику Биология «Общая биология» 11 класс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа 2009

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Возрастные особенности учащихся:

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессовВ подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Особенности программного материала:

Современные требования к организации учебного процесса:

. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

личностная ориентация содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитывающего потенциала;

формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела биологии 10 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Регинальный компонент включён, в основном в темы по изучению местной флоры и фауны. Изучение Красной Книги Бурятии, России.

III. МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ» 11  КЛАСС В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ  Хадынская СОШ.

Данная программа рассчитана на 1 год – 11 класс. Общее число учебных часов в 11 классе - 68 часа (2ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

                     знать/понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня;

- сущность биологических процессов;

- основные положения биологических теорий, учений, закономерностей, гипотез;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- области применения достижений биологии в хозяйстве;

- положения эволюционной теории;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

уметь

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения роли биологических теории в формировании современной естественно-научной  картины мира;

- составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать и сравнивать;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- устанавливать взаимосвязи между строением и функциями;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета;

- решать генетические задачи, составлять родословные.

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Эволюционное учение

26

2

Развитие органического мира

17

3

Взаимодействие организма и среды

15

4

Биосфера и человек. Основы экологии

10

Итого:

68

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Эволюционное учение (26 часов)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Развитие органического мира (17 часов)

 Микроэволюция

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Взаимодействие организма и среды (15 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■        Лабораторные и практические работы
Составление  схем  передачи  веществ  и  энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем

Биосфера и человек. Основы экологии (10 часов)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

VII. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Оценка теоретических знаний учащихся:

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

Отметка «1»

  • ответ на вопрос не дан.

Виды контроля:

  • тестирование;
  • устный контроль;
  • самоконтроль и взаимоконтроль;

Оценка практических умений учащихся

                                                             Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»

  • полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения;
  • умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1»

  • не владеет умением проводить наблюдение.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 - 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 - 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 - 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.

VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учебник  для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006.
  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004.
  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.
  7. В.Б. Захаров и др. «Готовимся к ЕГЭ. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
  8. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов.  «Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники» Москва. Дрофа. 2008.
  9. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов.  «Готовимся к ЕГЭ. Биология.  Животные» Москва. Дрофа. 2008.
  10. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек» Москва. Дрофа. 2008.
  11. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология.» Москва. Дрофа. 2008.
  12. А.С. Маклакова. Е.Е. Жуйкова «Экзамен. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
  13. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  14. Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  15. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  16. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  17. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
  18. ТОКОП «Доклад о состоянии окружающей природной среды Тамбовской области» 1996.
  19. Филичкина О.А. «История и экология г. Тамбова» Тамбов. 1986.
  20. И.Б. Агафонова.  В.И. Сивоглазов «Биология растений, грибов, лишайников» Москва. Дрофа. 2008.

Диски

  1. «Биологические исследования», СD
  2. «Строение жизнедеятельность организма человека»,DVD
  3. «Неклеточные формы жизни. Бактерии»,DVD
  4. «Закономерности наследования генов»,DVD
  5. «Эволюция систем органов»,DVD
  6. «Растительные сообщества».DVD
  7. «Клетка»,DVD
  8. «Биология 5-9 кл. 3ч. Многообразие живых организмов»,CD-ROM
  9. «Биология 5-9 кл. 4ч. Человек»,CD-ROM
  10. «Биология 5-9 кл. 5ч. Общая биология»,CD-ROM

Интернет-материалы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

IX. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Даты проведения уроков

Примечание

По плану

Факт.

Раздел 1 Эволюционное учение (26 часов)

1.1

История представлений об эволюции живой природы

1.2

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж. Де Сент - Илера

1.3

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1.4

Первые русские эволюционисты

1.5  1.6

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

1.7

Учение  Ч. Дарвина об искусственном отборе

1.8

Изучение результатов искусственного отбора

1.9

Учение Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства

1.10

Л/Р «Изучение изменчивости»

1.11

Борьба за существование и естественный отбор

1.12

Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура

1.13

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций

1.14

Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга

1.15

Формы естественного отбора

1.16

Приспособленность организмов к среде обитания

1.17

1Л/р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания

1.18

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, Л.Л. Шмальгаузен). Географическое и экологическое видообразования

1.19

Микроэволюция (обобщение)

1.20

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. (А.Н. Северцов)

1.21

Пути достижения биологического прогресса

1.22

Основные закономерности эволюции

1.23

Результаты эволюции

1.24

Эволюция

1.25

Макроэволюция

1.26

Дарвинизм

Раздел 2 Развитие органического мира

(17 часов)

2.1

Развитие жизни в Архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле

2.2  2.3

Развитие жизни в Палеозойскую эру

2.4 2.5

Развитие жизни в Мезозойскую эру

2.6

Развитие жизни в Кайнозойскую эру

2.7  2.8

Развитие жизни на Земле

2.9

Развитие жизни на Земле

2.10

Место человека в живой природе. Систематическое положение.

2.11  2.12

Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древние люди

2.13

Стадии эволюции человека. Древние люди

2.14

Современный человек. Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы

2.15  2.16

Происхождение человека (обобщение)

2.17

Происхождение человека

Раздел 3 Взаимоотношение организма и среды (15 часов)

3.1

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы. (В.И. Вернадский)

3.2

Круговорот веществ в природе

3.3

Жизнь в сообществах

3.4

История формирования сообществ живых организмов. Биологические области

3.5  3.6

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. Биоценозы, их характеристика

3.8  3.9

Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости

3.10

Смена биогеоценозов. Причины смены, формирование новых сообществ

3.11  3.12

Взаимоотношение организма и среды

3.13

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами

3.14

Взаимоотношения между организмами. Абиотические отношения между организмами

3.15

Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция. Нейтрализм

Раздел 4 Биосфера и человек. Основы экологии (10 часов)

4.1  4.2

Понятие о биосфере, ее структуре и функциях, жизнь в сообществах

4.3

Основы экологии (зачет)

4.4

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы

4.5

Проблемы рационального природопользования

4.6

Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование

4.7

Уровни организации живой материи. Клетка – структурно – функциональная единица живого

4.8

Эволюционное учение (повторение)

4.9

Итоговая контрольная работа за курс общей биологии. Эволюционное учение. Экология

4.10

Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги

Итого: 68

Литература

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учебник  для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006.
  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004.
  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.
  7. В.Б. Захаров и др. «Готовимся к ЕГЭ. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
  8. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов.  «Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники» Москва. Дрофа. 2008.
  9. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов.  «Готовимся к ЕГЭ. Биология.  Животные» Москва. Дрофа. 2008.
  10. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек» Москва. Дрофа. 2008.
  11. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология.» Москва. Дрофа. 2008.
  12. А.С. Маклакова. Е.Е. Жуйкова «Экзамен. Биология» Москва. Дрофа. 2008.
  13. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  14. Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  15. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  16. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  17. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
  18. ТОКОП «Доклад о состоянии окружающей природной среды Тамбовской области» 1996.
  19. Филичкина О.А. «История и экология г. Тамбова» Тамбов. 1986.
  20. И.Б. Агафонова.  В.И. Сивоглазов «Биология растений, грибов, лишайников» Москва. Дрофа. 2008.

Диски

  1. «Биологические исследования», СD
  2. «Строение жизнедеятельность организма человека»,DVD
  3. «Неклеточные формы жизни. Бактерии»,DVD
  4. «Закономерности наследования генов»,DVD
  5. «Эволюция систем органов»,DVD
  6. «Растительные сообщества».DVD
  7. «Клетка»,DVD
  8. «Биология 5-9 кл. 3ч. Многообразие живых организмов»,CD-ROM
  9. «Биология 5-9 кл. 4ч. Человек»,CD-ROM
  10. «Биология 5-9 кл. 5ч. Общая биология»,CD-ROM

Интернет-материалы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...