Рабочая программа по биологии 10 кл
рабочая программа по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по биологии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе программы основного общего образования по биологии 10-11 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г
- В соответствии с Учебным планом МБОУ «Хадынская СОШ»
Цель рабочей программы
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся:
Количество лабораторных работ по плану - 5
Контроль: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Перечень лабораторных и практических работ
КЛЕТКА | |||
№ | НАЗВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ | № | НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
1 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание | 1 | Сравнение строения клеток растений и животных |
2 | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений | ||
ОРГАНИЗМ | |||
3 | Выявление признаков сходства заро-дышей человека и других млеко-питающих как доказательство их родства | 2 | Составление простейших схем скрещивания |
3 | Решение элементарных генетических задач | ||
4 | Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм | ||
5 | Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | ||
ИТОГО: 3 лабораторной работы | ИТОГО: 5 практических работ |
В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки – зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Изложенные направления обеспечивают целостность биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
Формирование представления о природе как развивающейся системе. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу многократно возрастает. Школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, геология, физика, математика. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Биология «Общая биология» 10 класс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа 2009
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Возрастные особенности учащихся:
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.
Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.
Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.
В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессовВ подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.
Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
Особенности программного материала:
Современные требования к организации учебного процесса:
. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 10 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Регинальный компонент включён, в основном в темы по изучению местной флоры и фауны. Изучение Красной Книги Бурятии, России.
III. МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ» 10 КЛАСС В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Хадынская СОШ.
Данная программа рассчитана на 1 год – 10 класс. Общее число учебных часов в 10 классе - 68 часа (2ч в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 10 класса должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Разделы | Количество часов |
1 | Введение в биологию | 2 |
2 | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 4 |
3 | Учение о клетке | 27 |
4 | Размножение и развитие организмов | 10 |
5 | Основы генетики и селекции | 25 |
Итого: 68 часов |
VI. СОДЕРЖАНИЕ
Введение в биологию (2 часа)
Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико – матеариалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности – основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, историей). Место биологии в формировании научных представлений о мире.
Ровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и организменный, популяционно- видовой, биоценотический и биосферный, уровни организации живого
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (4 часа)
Элементарный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Теория Опарина. Учение о кооцерватных каплях. Теории о зарождении жизни на Земле. Органические материи. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, структура и свойства белков. Структурно –
Функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии ДНК – молекула наследственности; история изучения. Биологическая роль ДНК: генетический код, свойства кода, РНК: структура и функции.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их строение с модулями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Учение о клетке (27 часов) Прокариотические клетки клетки: форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки: организация метаболизма прокариот. Спорообразование. Размножение. Основы систематики: место и роль прокариот в биогеоценозах.
Демонстрация строения различных прокариот.
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип строения. Органеллы клетки. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов: эухроматин.
Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клетки.
Лабораторная работа
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом
Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
Демонстрация схем расщепления глюкозы, пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез.
Понятие о биосинтезе белка. Транскрипция и трансляция. Генетический код. Решение задач с использованием генетического кода.
Демонстрация процесса биосинтеза белка.
Размножение и развитие организмов (10 часов)
Клетки в многоклеточном организме. Размножение клеток: митотический цикл. Бесполое размножение растений и животных. Эволюционное значение полового размножения.
Половое размножение растений и животных. Гаметогенез. Наружное и внутреннее оплодотворение.
Демонстрация микропрепаратов половых клеток растений и животных.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника.
Основы генетики и селекции (25 часов)
Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Основные этапы развития генетики. Методы, применяемые в генетических исследованиях. Основные понятия генетики.
Основные закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления признаков. Гипотеза частоты гамет.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования).
Доминирование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Генетика пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: комплементарное, эпистаз, полимерия.
Модификационная изменчивость. Качественные и количественные признаки. Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Наследственная изменчивость. Виды генетической изменчивости: мутационная и комбинативная. Мутации: геномные, хромосомные, генные. Мутагенез, мутагены.
Гомологические ряды в наследственной изменчивости ( закон Н.И. Вавилова)
Эмбриональное развитие животных. Типы яйцеклеток: основные закономерности дробления. Гаструляция. Первичный органогенез. Эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития.
Демонстрация зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития.
Формы постэмбрионального развития. Непрямое развитие: полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть: биология продолжительности жизни.
Генетика человека как наука. Актуальность проблем генетики человека. Геном человека. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, молекулярно-генетический, биохимический.
Наследственные болезни человека: генные, хромосомные. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико – генетические консультации.
История развития селекции. Селекция как наука. Задачи селекции. Основные понятия селекции. Учение об исходном материале. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Современные направления развития селекции. Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная, хромосомная и генная инженерия. Проблемы биотехнологии. Л\Р «Описание фенотипов местных сортов культурных растений».
VII. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Оценка теоретических знаний учащихся:
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1»
- ответ на вопрос не дан.
Виды контроля:
- тестирование;
- устный контроль;
- самоконтроль и взаимоконтроль;
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»
- полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать:
- правильность проведения;
- умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1»
- не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 - 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 - 90%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 - 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧСЕКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГ ПРОЦЕССА:
Характерстика УМК:
В 10 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе.
. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления.
Рабочая программа ориентированна на использование учебника:
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общая биология . 10 класс» - М.: Дрофа.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, и является продолжением ими освоения биологической дисциплины, начатой в 5 классе учебником «Биология Введение в бмологию» А.А. Плешанова и Н.И. Сонина.
Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасносности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2009.
Методические пособия для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2006.- 138с.
- Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2006 – 140с.
Дополнительная литература для учителя:
- Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии, М.«Просвещение», 2006
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2006
- В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей», 2010
- З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение», 2007
- Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова, Экология России, М. «Устойчивый мир» 1999
- А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2004г.
- Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998
- И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М.: «Вако», 2007г
Для учащихся:
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа, 2006г.
- А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2004г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Примечание | ||||||||||
Биология как наука. Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. Краткая история развития биологии | ||||||||||||||
1 | Биология как наука. Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. Краткая история развития биологии. | 03.09 | ||||||||||||
2 | Уровни организации живой материи | 06.09 | ||||||||||||
3 | Понятие жизни и свойства живого | 10.09 | ||||||||||||
4 | Урок обобщения по теме «Введение в биологию» | 13.09 | ||||||||||||
Возникновение жизни на Земле | ||||||||||||||
5 | История представлений о возникновении жиз -ни. Представления древних и средне- вековых философов. | 17.09 | ||||||||||||
6 | Современные представления о возникновении жизни. Химические предпосылки возникновения жизни. | 20.09 | ||||||||||||
7 | Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. | 24.09 | ||||||||||||
8 | Начальные этапы биологической эволюции. | 27.09 | ||||||||||||
9 | Урок-зачет | 01.10 | ||||||||||||
Учение о клетке. Химическая организация клетки | ||||||||||||||
10 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Вода. Минеральные соли и их биологическая роль | 04.10 | ||||||||||||
11 | Биополимеры. Белки. Строение и свойства. Биологические функции белков. | 08.10 | ||||||||||||
12 | Органические вещества. Углеводы. Жиры и липоиды. | 11.10 | ||||||||||||
13 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Редупликация ДНК | 15.10 | ||||||||||||
14 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Редупликация ДНК | 18.10 | ||||||||||||
15 | Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код. | 22.10 | ||||||||||||
Метаболизм основа существования живых организмов | ||||||||||||||
16 | Метаболизм основа существования живых организмов Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен Клеточное дыхание . | 25.10 | ||||||||||||
17 | Автотрофное питание. Фотосинтез. | 05.11 | ||||||||||||
18 | Урок- обобщение по темам «Учение о клетке, Метаболизм основа существования живых организмов» | 08.11 | ||||||||||||
19 | Тестирование по темам Учение о клетке. Химическая организация клетки Метаболизм основа существования живых организмов | 12.11 | ||||||||||||
Строение и функции клеток | ||||||||||||||
20 | Прокариотическая клетка. | 15.11 | ||||||||||||
21 | Эукариотическая клетка. Органоиды эукариотической клетки. | 19.11 | ||||||||||||
22 | Органоиды эукариотической клетки | 22.11 | ||||||||||||
23 | Клеточное ядро. Строение и функции хромосом. | 26.11 | ||||||||||||
24 | Деление клеток | 29.11 | ||||||||||||
25 | Особенности строения растительной клетки | 03.12 | ||||||||||||
26 | Клеточная теория | 06.12 | ||||||||||||
27 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. | 10.12 | ||||||||||||
28 | Решение задач по теме: «Биосинтез белка | 13.12 | ||||||||||||
29 | Зачет по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» | 17.12 | ||||||||||||
| ||||||||||||||
30 | Бесполое размножение. Вегетативное размножение. | 20.12 | ||||||||||||
31 | Половое размножение. Мейоз. | 24.12 | ||||||||||||
32 | Семинар по теме: «Размножение организмов» | 27.12 | ||||||||||||
33 | Зачет по теме «Размножение организмов» | 14.01 | ||||||||||||
Краткие исторические сведения. Эмбриональный период развития | ||||||||||||||
34 | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | 17.01 | ||||||||||||
35 | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | 21.01 | ||||||||||||
36 | Постэмбриональный период. | 24.01 | ||||||||||||
37 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. | 28.01 | ||||||||||||
38 | Развитие организма и окружающая среда. | 31.01 | ||||||||||||
39 | Обобщение по теме Индивидуальное развитие организмов | 04.02 | ||||||||||||
40 | Тестирование по теме Индивидуальное развитие организмов | 07.02 | ||||||||||||
| ||||||||||||||
41 | История развития генетики. Современные представления о структуре гена | 11.02 | ||||||||||||
42 | История развития генетики. Современные представления о структуре гена | 14.02 | ||||||||||||
| ||||||||||||||
43 | Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Анализирующее скрещивание. Урок-практикум: «Решение генетических задач» | 18.02 | ||||||||||||
44 | Второй закон Г. Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. | 21.02 | ||||||||||||
45 | Второй закон Г. Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Урок-практикум: «Решение генетических задач» | 25.02 | ||||||||||||
46 | Неполное доминирование. Множественный аллелизм. | 28.02 | ||||||||||||
47 | Дигибридное и поли- гибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. | 03.03 | ||||||||||||
48 | Дигибридное и поли- гибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Урок-практикум: «Решение генетических задач» | 06.03 | ||||||||||||
49 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов | 10.03 | ||||||||||||
50 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 13.03 | ||||||||||||
51 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Урок-практикум: «Решение генетических задач | 17.03 | ||||||||||||
52 | Генотип как целост ная система. Взаимодействие генов. | 20.03 | ||||||||||||
53 | Урок-практикум: «Решение генетических задач» | 31.03 | ||||||||||||
54 | Обобщение по теме Закономерности наследования признаков | 03.04 | ||||||||||||
55 | Тестирование по теме Закономерности наследования признаков. | 07.04 | ||||||||||||
| ||||||||||||||
56 | Наследственная (генотипическая ) изменчивость | 10.04 | ||||||||||||
57 | Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость. | 14.04 | ||||||||||||
58 | Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | 17.04 | ||||||||||||
59 | Обобщающий урок по теме «Основные законо- мерности наследственности и изменчивости» | 21.04 | ||||||||||||
| ||||||||||||||
60 | Основы селекции. Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции | 24.04 | ||||||||||||
61 | Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции | 28.04 | ||||||||||||
62 | Методы селекции растений. | 05.05 | ||||||||||||
63 | Методы селекции животных. | 08.05 | ||||||||||||
64 | Селекция микроорганизмов. | 12.05 | ||||||||||||
65 | Достижения современной селекции. | 15.05 | ||||||||||||
66 | Достижения современной селекции. | 19.05 | ||||||||||||
67 | Обобщающий урок по теме основы селекции. | 22.05 | ||||||||||||
68 | Итоговое тестирование по теме основы селекции | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...