Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для 5-х классов «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (35 часов, один раз в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник. «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Рабочая программа состоит из: Введения и четырех разделов, резервное время – 1час. Лабораторных работ - 13 , две практических работы и две экскурсии. Контрольно – измерительными материалами служит пособие автора В.В.Пасечника к учебнику В.В.Пасечника «Диагностические работы». Вертикаль. М., Дрофа. 2015г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Личностными результатами изучения предмета «Биология. Бактерии. Грибы. Растения » в 5 классе являются следующие умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
1. объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Содержание учебного курса «Биология. Бактерии, Грибы. Растения. 5 класс»
Введение. 6 часов
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Практическая работа: №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии: №1Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
1. Личностные результаты: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты: | |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; отличатьживые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Экскурсия 1. «Многообразие органического мира. Осенние явления» | Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия флора, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; |
Раздел 1 Клеточное строение организмов (11 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации. Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы: 1.Устройство лупы и светового микроскопа. 2.Правила работы с ними. 3.Изучение клеток растения с помощью лупы. 4.Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.5. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. 6.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
1. Личностные результаты: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения;
2. Метапредметные результаты.
Учащиеся должны уметь: анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты: | |
Учащиеся должны знать: устройство лупы и микроскопа; строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; распознавать различные виды тканей. | Учащиеся могут узнать: - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;
- космическую роль зеленых растений Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой, - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей; |
Раздел 2. Царство Бактерии. 2часа
Раздел 3. Царство Грибы. 5часов
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Царство Грибы Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.Шляпочныегрибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактикаотравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе .
П.р. «Строение плодовых тел шляпочных грибов.» Л.р.7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».
1.Личностные результаты: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты. Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения. 10 часов
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли,мхи,хвощи,плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитанияводорослей.Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охранаводорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация: Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Л.р.8 «Строение зеленых водорослей» (Элодея)Л.р.9 «Строение мха (на местных видах)» Л.р.10 « Строение спороносящего хвоща» Л.р.11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Л.р. 13 «Строение цветкового растения».
Экскурсия 2. «Весенние явления в природе»
1.Личностные результаты: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результатыУчащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты: | |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Учащиеся могут узнать: - половое и бесполое размножение водорослей, - жизненные циклы мхов и папоротников, - древовидные папоротники, - жизненный цикл сосны, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. |
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Биология. Бактерии, Грибы. Растения. 5 класс»
№ | Тема урока/ Тип урока | Элементы содержания | Оценивание деятельности учащихся предметные | Характеристика деятельности учащихся метапредметные | Планируемые результаты личностные | Домашнее задание | Образовательные ресурсы | Дата | |||
осно | факт | ||||||||||
Введение 6 часов | |||||||||||
1. | Биология - наука о живой природе Урок формирования знаний | Биология как наука. Значение биологии | Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии , формирование любви и бережного отношения к природе | §.1 Р.т. № 1,3,4,5 подготовить сообщения о использовании биологических знаний в жизни человека | Правила по технике безопасности. Работа с учебником под руководством учителя Заслушивание сообщений о использовании биологических знаний в жизни человека | ||||
2 | Методы исследования в биологии Урок закрепления и совершен-ствования знаний | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результа-тов. Техника безопасности в кабинете био-логии. Демонстрация Приборы и оборудование | Учащиеся должны знать: - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение» - пользоваться простыми биологическими при-борами, инструментами и оборудованием; | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правил-ам работы в каби-нете. Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух | Понимание значи-мости научного исследования природы Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации. - умение соблюдать дисциплину на уроке, Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух | §2 Р.т. № 6,9 | Приборы и инструменты,работ с текстом и иллюстрациями | ||||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Комбинированный (смешанный) урок | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «царства живой приро-ды», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»; - отличать живые организмы от неживых | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифициро-вать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | §.3 Р.т. №11,12 | Рис.8 учебника и заполнения схемы в рабочей тетради (№10) | ||||
4 | Среды обитания живых организмов . Урок закрепления и совершенствования знаний | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздуш-ная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания» | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы | § 4 Р.т. № 14,17 | Тексты и иллюстрации учебника рис. 10,11,12,13 и , видеоурок «Дороги жизни» | ||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Урок применения знаний на практике(исследовательские проекты) | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенныеВлияние экологических факторов на живые организмы | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»; | Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп- | -Осознание влияния факторов среды на живые организмы - умение применять полученные на уроке знания на практике. | §5 Р.т. №18,19,20 Тренировочные задания с.14-16 | Видеофильм «Природные сообщества», текст и иллюстрации учебника | ||||
6 | Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний обобщения и систематизации знаний) | «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | должны знать: - о многообразии живой природы; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда | -умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Познавательный интерес к естественным наукам | отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений инструкции на с .27 учебника | Природа местного края (парк) | ||||
Клеточное строение организмов. 11часов | |||||||||||
7/1 | Устройство увеличительных приборов. Урок применения знаний на практике | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа. Учащиеся должны уметь: - работать с лупой и микроскопом; - готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом; | - овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с
| признавать право каждого на собственное мнение; - уметь слушать и слышать другое мнение УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами. -потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | §.6 Р.т. №23 | Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника | ||||
8/2 | Строение клетки. Урок закрепления и совершенствования знаний (познавательный проект | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | Учащиеся должны знать: - строение клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | §7 ответы на вопросы №1 - 3 | Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника | ||||
9/3 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Урок применения знаний на практике | Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | Учащиеся должны знать: - строение клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом | Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | .§7 Р.т.№ 27,28 | Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника | ||||
10/3 | Пластиды. Урок применения знаний на практике | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | Учащиеся должны знать: - строение клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоро-пласты», «пигменты», «хлорофилл»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные части клетки. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | -Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов - потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | §7 ответы на вопросы в конце | Лупы, микроскопы инструкции, Элодея Таблицы по биологии клетки | ||||
11/4 | Химический состав клетки: неорганические вещества. Урок формирования знаний (исследовательские проекты) | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. | Учащиеся должны знать: - химический состав клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.
| - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | §. 8 Р.т.№29 | Работа с текстом и иллюстрациями Таблицы по биологии клетки | ||||
12/5 | Химический состав клетки: органически органические вещества. Урок формирования знаний (исследовательские проекты | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «органические вещества». | Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | §8 | Лупы, микроскопы инструкции, элодея текст и иллюстрации учебника | |||||
13/6 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Урок формирования умений и навыков | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения | Учащиеся должны знать: - строение клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информа-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, гра-мотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по ре-зультатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания. | § .9 Р.т.№31 | Лупы, микроскопы инструкции,элодея | ||||
14/7 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Урок формирования умений и навыков | Рост и развитие клеток. Демонстрация | Учащиеся должны знать: - строение клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли» | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. - объяснять отличия молодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма | §9 Р.т. №34,35 | Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | ||||
15/8 | Деление клетки. Урок формирования знаний | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Учащиеся должны знать: - строение клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы» | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. | §9 Р.т.№34,35 | Лупы, микроскопы инструкции, текст и иллюстрации учебника Демонстрация Микропрепараты растительных тканей –кариокинез в корешках лука | ||||
16/9 | Ткани. Урок формирования знаний (познавательный проект | Понятие «ткань». Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | Учащиеся должны знать: - строение клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками ин-формации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы | Понимание сложности строения живых организмов | §.10 ответы на вопросы в конце §.10 Р.т.№39 | Лупы, микроскопы инструкции, микропрепараты Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. | ||||
17/ 10 | Контрольно -обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» Комбинированный (смешанный) урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Краткое содержание главы на с. 49-50 и тест на с. 27-28 | текст и иллюстрации учебника | ||||
18/ 11 | Контрольно- обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Контроль знаний о единстве живых организмов (тест) | Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды» | Регулятивные умение организовать выполнение заданий учителя | -Формирование научного мировоззрения в связи с развитием о единстве живого | §1- 10 С.49-50 Краткое содержание главы | Тестовое задание по вариантам | ||||
Царство Бактерии. Царство Грибы. 7ч | |||||||||||
19/1 | Бактерии, их, строение, многообразие и жизнедеятельность. Урок формирование знаний и умений | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; - разнообразие и распространение бактерий; Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям; - отличать бактерии от других живых организмов;
| -Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобра-зовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. текст и иллюстрации учебника Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками
| - Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | §11 Р.т. № 42,43,44 | текст и иллюстрации учебника | ||||
20/2 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Учащиеся должны знать: - разнообразие и распространение бактерий; - роль бактерий в в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодей-ствие с одноклассни | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | §12 ответы на вопросы 1 и 2 в конце §12 Р.т. №45,47 | текст и иллюстрации учебника | ||||
21/3 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Урок формирования знаний (познавательный проект) | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль бактерий и грибов в | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | §13 Р.т.№48,49 | текст и иллюстрации учебника | ||||
22/4 | Шляпочные грибы. Урок применения знаний на практике | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | -Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. -Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | -Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | §14 ответы на вопросы в конце §14 Р.т.№51,52 | текст и иллюстрации учебника | ||||
23/5 | Плесневые грибы и дрожжи. Урок применения знаний на практике | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие н-авыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | §15 ответы на вопросы в конце §15 | Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника | ||||
24/6 | Грибы-паразиты. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структу-рировать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками информа-ции, готовить сообщения и презентации, представлять результа-ты работы классу. | -Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека - умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | §16 Р.т.№56,57 | Лупы, микроскопы инструкции | ||||
25/7 | Обобщающий урок. Комбинированный (смешанный) урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую ха-рактеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | §11-16 «Краткое содержание главы» На с.86 и тест в Р.т. на с. 37-39 | |||||
Царство Растения. 10 часов | |||||||||||
26/1 | Разнообразие, распространение и значение растений. Ботаника — наука о растениях. Урок формирование знаний и умений | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.
| Учащиеся должны знать: - основные методы изучения растений; - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые; - роль растений в биосфере и жизни человека; | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. | - Осознание важности растений в природе и жизни человека -- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | §17 Р.т.№59,60 | Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы текст и иллюстрации учебника | ||||
27/2 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Урок формирование знаний и умений | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей» | Знать- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие | Коммуникативные умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками | §18 Р.т. № задание 63
| текст и иллюстрации учебника | ||||
28/3 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | - роль водорослей жизни человека; Учащиеся должны уметь: - объяснять роль водорослей биосфере | - роль водорослей жизни человека; Учащиеся должны уметь: - объяснять роль водорослей биосфере | - Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | §17-18 | текст и иллюстрации учебника | ||||
29/4 | Лишайники. Урок формирование знаний и умений | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Учащиеся должны знать: - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; | Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы | - Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды | §19 Р.т.№ 67,67 | текст и иллюстрации учебника | ||||
30/5 | Мхи. Урок формирование знаний и умений, применения знаний на практик | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).» | Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие. | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | §20 Р.т. № 70 | текст и иллюстрации учебник «торф»-коллекция | ||||
31/6 | Папоротники, хвощи, плауны Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике | Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Л.р.№10 , 11 « Строение спороносящего хвоща и папоротника» | Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | §21 Задание на с.119 | текст и иллюстрации учебника | ||||
32/7 | Голосеменные растения. Урок формирование знаний и умений , применения знаний на практике | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).» | Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие | Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениям. Учащиеся должны уметь: - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | §22 Сообщения о редких растениях местного края | текст и иллюстрации учебника | ||||
33/8 | Покрытосеменные растения. Урок формирование знаний и умений, применения знаний на практике | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения» | Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие; | Развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | §23 75,76Р.т.№ | текст и иллюстрации учебника | ||||
34/9 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Урок формирование знаний и умений | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Учащиеся должны знать: - основные методы изучения растений; - происхождение растений и основные этапы разви-тия растительного мира. | Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического разви- тия (эволюции) | Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | §24 Р.т.№78,79,80,81 Тест на с. 140-142 | текст и иллюстрации учебника | ||||
35/10 | Обобщающий урок по теме Комбинированный (смешанный) урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Учащиеся должны знать: - основные методы изучения растений; - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - особенности строения и жизнедеятельности | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учите | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. | §1-24 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1.Программа курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.
2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Пасечник В. В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс. Учебник / Вертикаль. М.: Дрофа, 2015 г. 2015 – 144 с.: ил.
2. Пасечник В. В. «Биология. Грибы. Растения». 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М.: Дрофа 2015г
3. Пасечник В. В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 5 класс. Методическое пособие / Вертикаль. М.: Дрофа, 2015 г.
Тематический план
5 класс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 35ч
№ | Наименование темы | Количество часов | Практическая часть программы |
1 | Введение | 6 | Экскурсия 1 «Многообразие органического мира. Осенние явления» |
2 | Клетка | 11 | Лабораторная работа 1 « Устройство лупы и светового микроскопа» » Лабораторная работа 2 «Правила работы с микроскопом» Лабораторная работа 3 «Изучение клеток растения с помощью лупы» Лабораторная работа 4 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука» Лабораторная работа 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины и шиповника» Лабораторная работа 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» |
3 | Бактерии | 2 | |
4 | Грибы | 5 | Практическая работа1 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» Лабораторная работа7 «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей» |
5 | Царство Растения | 10 | Лабораторная работа8 «Строение зеленых водорослей» Лабораторная работа9 «Строение мха» Лабораторная работа10 «Строение хвоща» Лабораторная работа11 Строение папоротника» Лабораторная работа12 «Строение хвои и шишек» Лабораторная работа13 « Строение цветкового растения» |
6 | Итоговое занятие | 1 | Экскурсия 2 Весенние явления в природе» |
7 | Итого | 35 | л/р - 13; п/р - 1; Экскурсии -2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...