Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа по биологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_kl.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

                                             для 5-х классов  «Биология.  Бактерии. Грибы. Растения»    (35  часов, один раз в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник. «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

   Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.  Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

  Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,   об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

 Рабочая программа состоит из:  Введения и четырех разделов, резервное время – 1час. Лабораторных работ - 13 , две  практических работы  и две  экскурсии.    Контрольно – измерительными материалами служит пособие  автора В.В.Пасечника   к учебнику В.В.Пасечника «Диагностические работы». Вертикаль. М., Дрофа. 2015г.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Биология.  Бактерии. Грибы. Растения»

Личностными результатами изучения предмета «Биология.  Бактерии. Грибы. Растения » в 5 классе являются следующие умения:     Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).  

Регулятивные УУД:   Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:   Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая  критерии для указанных логических операций;  Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

1.  объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2.   приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3.   объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.   объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

                                                         

                                            Содержание  учебного курса   «Биология. Бактерии, Грибы. Растения.  5 класс»

               Введение.   6 часов

Биология — наука о живой природе. Методы исследования  в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Практическая работа:  №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.  
Экскурсии: №1Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

1. Личностные результаты: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике;  понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;  уметь отстаивать свою точку зрения;  критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.

 2. Метапредметные  результаты:   Учащиеся должны уметь: составлять план текста;  владеть таким видом изложения текста, как повествование;  под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

3. Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,  

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:   определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; отличатьживые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов;  характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.    Экскурсия  1. «Многообразие органического мира. Осенние явления»

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия  флора,  низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

                                        Раздел 1   Клеточное строение организмов (11 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации. Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы: 1.Устройство лупы и светового микроскопа. 2.Правила работы с ними. 3.Изучение клеток растения с помощью лупы. 4.Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.5. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. 6.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

1. Личностные результаты: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе;  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения;  

2. Метапредметные результаты.

Учащиеся должны уметь: анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;  работать с текстом и иллюстрациями учебника.


3. Предметные результаты:

Учащиеся должны знать: устройство лупы и микроскопа; строение клетки; химический состав клетки;  основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь: определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;  распознавать различные виды тканей.

Учащиеся могут узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

 

- космическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- объяснять отличия молодой клетки от старой,

- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

 Раздел 2.   Царство Бактерии. 2часа            

Раздел 3. Царство Грибы.   5часов

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Царство Грибы Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.Шляпочныегрибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактикаотравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе .

П.р. «Строение плодовых тел шляпочных грибов.»  Л.р.7 «Строение плесневого гриба   мукора.  Строение дрожжей».

1.Личностные результаты: Учащиеся должны:   испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;  знать правила поведения в природе;  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике;  понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение;  проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения;  критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;  уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты.  Учащиеся должны уметь:   работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

 Раздел 4.   Царство Растения.   10 часов

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли,мхи,хвощи,плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитанияводорослей.Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охранаводорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.  Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение  цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.  Демонстрация: Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Л.р.8 «Строение зеленых водорослей» (Элодея)Л.р.9 «Строение мха (на местных видах)» Л.р.10  « Строение спороносящего хвоща» Л.р.11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Л.р. 13 «Строение цветкового растения».

Экскурсия  2. «Весенние явления в природе»

1.Личностные результаты:  Учащиеся должны:    испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе;  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  испытывать любовь к природе;  признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;  уметь отстаивать свою точку зрения;   критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;  уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результатыУчащиеся должны уметь:   выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;  находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

3. Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся могут узнать:

- половое и бесполое размножение водорослей,

- жизненные циклы мхов и папоротников,

- древовидные папоротники,

- жизненный цикл сосны,

- покрытосеменные – господствующая группа растений,

- редкие и охраняемые растения

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

                       

                                     

  Календарно   - тематическое планирование  учебного предмета «Биология. Бактерии, Грибы. Растения.  5 класс»

 Тема урока/

Тип урока

Элементы содержания

Оценивание деятельности учащихся

предметные

Характеристика деятельности учащихся

метапредметные

Планируемые результаты

личностные

Домашнее задание

Образовательные ресурсы

Дата

осно

факт

                                                                                                             Введение    6 часов

1.

Биология - наука о живой природе

Урок формирования знаний

Биология как наука. Значение биологии

Учащиеся должны знать:  о многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах 

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии , формирование любви и бережного отношения к природе

§.1

Р.т. № 1,3,4,5

подготовить сообщения о использовании биологических знаний в жизни человека

Правила по технике безопасности. Работа с учебником под руководством учителя  Заслушивание сообщений о использовании биологических знаний в жизни человека

2

Методы исследования в биологии

 Урок

закрепления и совершен-ствования знаний

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результа-тов. Техника безопасности в кабинете био-логии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Учащиеся должны знать:

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»

- пользоваться простыми биологическими при-борами, инструментами и оборудованием;

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

  Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правил-ам работы в каби-нете.

Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух

Понимание значи-мости научного исследования природы

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации.

  - умение соблюдать дисциплину на уроке,

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух

§2

Р.т. № 6,9

Приборы и инструменты,работ с текстом и иллюстрациями

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Комбинированный (смешанный) урок

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,

Животные;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «царства живой приро-ды», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»; - отличать живые организмы от неживых

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифициро-вать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

§.3 Р.т. №11,12

Рис.8 учебника и заполнения схемы в рабочей тетради (№10)

4

Среды обитания живых организмов .

Урок закрепления и совершенствования знаний

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздуш-ная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы

 §  4

Р.т. № 14,17

Тексты и иллюстрации учебника  рис. 10,11,12,13 и , видеоурок «Дороги жизни»

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Урок применения знаний на практике(исследовательские проекты)

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенныеВлияние экологических факторов на живые организмы

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»;

Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп-

-Осознание влияния факторов среды на живые организмы

 - умение применять полученные на уроке знания на практике.

 §5

Р.т. №18,19,20

Тренировочные задания с.14-16

Видеофильм «Природные сообщества», текст и иллюстрации учебника

6

Экскурсия №1

«Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний   обобщения и систематизации знаний)

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

должны знать:

- о многообразии живой природы;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда

-умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательный интерес к естественным наукам

отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений инструкции на

с .27 учебника

Природа местного края (парк)

                                                                       Клеточное строение организмов.    11часов

7/1

Устройство увеличительных приборов.

Урок применения знаний на практике

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

 Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа.

Учащиеся должны уметь:

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;

 - овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.

 

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с

 

признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение

УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.

 -потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

§.6

Р.т. №23

Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника

8/2

Строение клетки. Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

  §7

ответы на вопросы №1 - 3

Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника

9/3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Урок применения знаний на практике

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

.§7

Р.т.№ 27,28

Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника

10/3

Пластиды. Урок применения знаний на практике

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоро-пласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;

 - распознавать различные части клетки.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

-Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

 - потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

§7 ответы на вопросы в конце

Лупы, микроскопы инструкции,

Элодея

Таблицы по биологии клетки

11/4

Химический состав клетки: неорганические вещества. Урок формирования знаний

(исследовательские проекты)

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.  

Учащиеся должны знать:

- химический состав клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества»,  

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.

 

 - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

           §. 8

Р.т.№29

 Работа с текстом и иллюстрациями Таблицы по биологии клетки

12/5

Химический состав клетки: органически органические вещества.

Урок формирования знаний

(исследовательские проекты

Методы изучения клетки. Химический состав клетки.   Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ   в  клетках растений

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «органические вещества».

 Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

          §8

Лупы, микроскопы инструкции,

элодея текст и иллюстрации учебника

13/6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Урок формирования умений и навыков

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка»,

« цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информа-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, гра-мотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по ре-зультатам  работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания.

         §  .9

Р.т.№31

Лупы, микроскопы инструкции,элодея

14/7

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Урок формирования умений и навыков

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли»

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя,

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. - объяснять отличия молодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма

§9

Р.т. №34,35

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

15/8

Деление клетки. Урок формирования знаний

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

 Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы»

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

 §9

Р.т.№34,35

Лупы, микроскопы инструкции, текст и иллюстрации учебника

 Демонстрация 

Микропрепараты  растительных тканей –кариокинез в корешках лука

16/9

Ткани.  

Урок формирования знаний

(познавательный проект

Понятие «ткань».

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками ин-формации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

 

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы

Понимание сложности строения живых организмов

§.10 ответы на вопросы в конце §.10

Р.т.№39

Лупы, микроскопы инструкции,

 микропрепараты Демонстрация 

Микропрепараты различных растительных тканей.

17/

10

Контрольно -обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Комбинированный (смешанный) урок

Систематизация и обобщение понятий раздела.  

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

 Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Краткое содержание главы

на с. 49-50 и

тест на с. 27-28

текст и иллюстрации учебника

18/

11

Контрольно-  обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Контроль знаний о единстве живых организмов

(тест)

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды»

 Регулятивные умение организовать выполнение заданий учителя

 -Формирование научного мировоззрения в связи с развитием о единстве живого

§1- 10

С.49-50

Краткое содержание главы

Тестовое задание по вариантам

                                                                                       Царство Бактерии. Царство Грибы.        7ч

19/1

Бактерии, их, строение, многообразие  и жизнедеятельность.

 Урок формирование знаний и умений

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- разнообразие и распространение бактерий;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям;

- отличать бактерии от других живых организмов;

 

-Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобра-зовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. текст и иллюстрации учебника

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

 

 - Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

§11

Р.т. № 42,43,44

текст и иллюстрации учебника

20/2

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Учащиеся должны знать:

- разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль бактерий  в природе и жизни человека.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодей-ствие с одноклассни

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

§12  ответы на вопросы 1 и 2 в конце §12

 Р.т. №45,47

текст и иллюстрации учебника

21/3

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность.

Урок формирования знаний

(познавательный проект)

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

§13

Р.т.№48,49

текст и иллюстрации учебника

22/4

Шляпочные грибы. Урок применения знаний на практике

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

-Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

-Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

-Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

§14 ответы на вопросы в конце §14

Р.т.№51,52

текст и иллюстрации учебника

23/5

Плесневые грибы и дрожжи. Урок применения знаний на практике

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.  

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие н-авыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

§15 ответы на вопросы в конце §15

Лупы, микроскопы инструкции текст и иллюстрации учебника

24/6

Грибы-паразиты. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация 

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структу-рировать учебный мате-риал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками информа-ции, готовить сообщения и презентации, представлять результа-ты работы классу.  

-Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека

  - умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

§16

Р.т.№56,57

 Лупы, микроскопы инструкции

25/7

Обобщающий урок. Комбинированный (смешанный) урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую ха-рактеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

 Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

 - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

§11-16

 «Краткое содержание главы»

 На с.86  и

тест в Р.т. на с. 37-39

Царство Растения.    10 часов

26/1

  Разнообразие, распространение и значение растений. Ботаника — наука о растениях.

Урок формирование знаний и умений

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

 

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

  Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

- Осознание важности растений в природе и жизни человека   -- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

§17 Р.т.№59,60

Демонстрация 

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы текст и иллюстрации учебника

27/2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Урок формирование знаний и умений

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

 Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

Знать- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

  Коммуникативные  умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

§18

Р.т. № задание 63  

 

текст и иллюстрации учебника

28/3

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

- роль водорослей жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль водорослей биосфере

  - роль водорослей жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль водорослей биосфере

- Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной

деятельности

§17-18

текст и иллюстрации учебника

29/4

Лишайники. Урок формирование знаний и умений

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

- Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды

§19

Р.т.№ 67,67

текст и иллюстрации учебника

30/5

Мхи. Урок формирование знаний и умений,   применения знаний на практик

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие.

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

§20

 Р.т. № 70

текст и иллюстрации учебник

 «торф»-коллекция

31/6

Папоротники, хвощи, плауны Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Л.р.№10 , 11

« Строение спороносящего хвоща и папоротника»

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

§21

Задание на с.119

текст и иллюстрации учебника

32/7

Голосеменные растения. Урок формирование знаний и умений , применения знаний на практике

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

Развитие умения выделять

существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениям. Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении

§22

Сообщения о редких растениях местного края

текст и иллюстрации учебника

33/8

Покрытосеменные растения. Урок формирование знаний и умений,  применения знаний на практике

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

 Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие;

Развивается умение выделять

существенные признаки покрытосеменных растений

и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их

строении.

§23

75,76Р.т.№

текст и иллюстрации учебника

34/9

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Урок формирование знаний и умений

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- происхождение растений и основные этапы разви-тия растительного мира.

Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического разви-

тия (эволюции)

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции

§24

Р.т.№78,79,80,81

Тест на с. 140-142

текст и иллюстрации учебника

35/10

Обобщающий урок  по теме Комбинированный (смешанный) урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности

 Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учите

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

§1-24

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1.Программа курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Пасечник В. В.  «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс. Учебник / Вертикаль. М.: Дрофа, 2015 г. 2015 – 144 с.: ил.

2. Пасечник В. В.   «Биология.  Грибы. Растения».  5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника.  М.: Дрофа 2015г

3. Пасечник В. В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 5 класс. Методическое пособие / Вертикаль. М.: Дрофа, 2015 г.

       

 Тематический план

5  класс    «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»       35ч

Наименование темы

Количество часов

Практическая часть программы

1

Введение

6

Экскурсия 1   «Многообразие органического мира. Осенние явления»

2

Клетка

11

Лабораторная работа 1  « Устройство лупы и светового микроскопа»         »

Лабораторная работа 2  «Правила работы с микроскопом»

Лабораторная   работа 3  «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Лабораторная работа 4  «Приготовление препарата кожицы чешуи лука»

Лабораторная   работа 5  «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины и шиповника»

Лабораторная работа 6  «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

3

Бактерии

2

4

Грибы

5

Практическая работа1 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа7 «Строение  плесневого гриба мукора и дрожжей»

5

Царство Растения

10

Лабораторная работа8    «Строение зеленых водорослей»

Лабораторная работа9    «Строение мха»

Лабораторная работа10  «Строение хвоща»

Лабораторная работа11   Строение папоротника»

Лабораторная работа12  «Строение хвои и шишек»

Лабораторная работа13 « Строение цветкового растения»

6

 Итоговое занятие

1

Экскурсия  2 Весенние явления в природе»

7

  Итого

35

л/р - 13;              п/р  - 1;                    Экскурсии -2

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...