Рабочая программа 8 класс биология
рабочая программа по биологии (8 класс)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки, доказывающие родство человека и животных.
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
— основные этапы эволюции человека;
— основные черты рас человека;
— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека;
— основные признаки организма человека;
— роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов;
— части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека;
— существенные признаки транспорта веществ в организме;
— органы дыхания, их строение и функции;
— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний;
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы;
— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
— роль витаминов;
— строение и функции кожи;
— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;
— строение и функции органов половой системы человека;
— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека;
— особенности высшей нервной деятельности человека;
— значение сна, его фазы;
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас;
— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;
— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств;
— распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах;
— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;
— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом;
— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;
— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;
— объяснять механизм терморегуляции;
— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы;
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинно‑следственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры.
Биология. Человек. 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Раздел 2. Происхождение человека (2 ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 ч) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация Схемы строения систем органов человека. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Демонстрация Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различны‑ ми нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного им‑ пульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов. Лабораторные и практические работы Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно‑двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно‑двигательной системы. Демонстрация Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно‑двигательной системы. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Демонстрация Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения крови. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки внутренней среды организма; 69 — признаки иммунитета; — сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Забоевания органов кровообращения, их предупреждение. Демонстрация Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращеия. Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.
Раздел 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Демонстрация Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания.
Раздел 10. Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Демонстрация Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. Определение норм рационального питания.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Раздел 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация Модель почек. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — органы мочевыделительной системы; — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Раздел 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч) Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч) Соблюдение санитарно‑гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Чело‑ век и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Резервное время — 1 ч.
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с авторским вариантом:
В целях рационального использования учебного времени на изучение предмета и в соответствии с методическими рекомендациями к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» произведено перераспределение часов, отводимых на изучение следующих разделов:
- раздел 2 «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» - 2 ч.;
- раздел 11 «Обмен веществ и энергии» - 3 ч;
- раздел 15 «Высшая нервная деятельность» - 6 ч.
Тематический план учебного предмета «Биология»
(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)
№пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Примечание | ||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные тестирования | ||||
1 | Место человека в системе органического мира | 2 |
|
|
|
Лабораторные и практические работы проводятся на уроке в течение 10-15 мин, или выполняются учащимися дома. Т.к. большинство работ носят обучающий характер, оценивание производится выборочно, на усмотрение учителя. |
2 | Происхождение человека | 2 |
|
| №1 «Человек в системе органического мира» | |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 |
|
|
| |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | №2 «Общий обзор организма человека» | |
5 | Координация и регуляция | 10 | Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка» | Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | №3 «Гуморальная и нервная регуляция» №4 «Спинной и головной мозг» №5 «Анализаторы» | |
6 | Опора и движение | 8 | Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» | Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма» Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц» | №6 «Опора и движение» | |
7 | Внутренняя среда организма | 3 | Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови» |
| №7 «Внутренняя среда» | |
8 | Транспорт веществ | 4 |
| Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления» Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»
| №8 «Транспорт веществ» | |
9 | Дыхание | 5 |
| Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания»
| №9 «Дыхание» | |
10 | Пищеварение | 5 | Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал» Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки» | Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания»
| №10 «Пищеварение» | |
11 | Обмен веществ и энергии | 3 |
|
| №11 «Обмен веществ и энергии» | |
12 | Выделение | 2 |
|
| №12 «Выделение» | |
13 | Покровы тела | 3 |
|
| №13 «Покровы тела» | |
14 | Размножение и развитие | 3 |
|
| №14 «Размножение и развитие» | |
15 | Высшая нервная деятельность | 6 |
|
| №15 «Высшая нервная деятельность» | |
16 | Человек и его здоровье | 6 | Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды» | Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений» |
| |
| ИТОГО | 68 | 7 | 9 | 15 |
Тематический поурочный план учебного предмета «Биология»
(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)
№ урока | Темы раздела, урока, лабораторной работы | Кол-во часов |
| 1. Место человека в системе органического мира | 2 |
Место человека в системе органического мира |
| |
Доказательства происхождения человека от животных |
| |
| 2. Происхождение человека | 2 |
Эволюция человека |
| |
Расы человека |
| |
| 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 |
Контрольный тест №1 «Человек в системе органического мира» Науки о человеке |
| |
История развития знаний о строении и функциях организма человека |
| |
| 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 |
Клеточное строение организма |
| |
Эпителиальные и соединительные ткани |
| |
Мышечные и нервная ткань. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» |
| |
Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» |
| |
| 5. Координация и регуляция | 10 |
Контрольный тест №2 «Общий обзор организма человека». Гуморальная регуляция |
| |
Строение и значение нервной системы |
| |
Контрольный тест №3 «Гуморальная и нервная регуляция». Строение и функции спинного мозга |
| |
Головной мозг: строение. Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» |
| |
Головной мозг: функции отделов |
| |
Полушария большого мозга |
| |
Контрольный тест №4 «Спинной и головной мозг». Зрительный анализатор |
| |
Восприятие зрительных раздражений. Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка» |
| |
Анализаторы слуха и равновесия |
| |
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. |
| |
| 6. Опора и движение | 8 |
Контрольный тест №5 «Анализаторы». Кости скелета |
| |
Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» Микроскопическое строение костей, их рост и соединения |
| |
Скелет: череп и туловище |
| |
Скелет конечностей |
| |
Строение мышц |
| |
Основные группы мышц. Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма» |
| |
Работа скелетных мышц. Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» |
| |
Гладкие мышцы |
| |
| 7. Внутренняя среда | 3 |
Контрольный тест №6 «Опора и движение». Внутренняя среда организма |
| |
Состав крови. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови» |
| |
Иммунитет. Группы крови |
| |
| 8. Транспорт веществ | 4 |
Контрольный тест №7 «Внутренняя среда». Органы кровообращения |
| |
Работа сердца |
| |
Давление крови. Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления» |
| |
Пульс. Движение крови по сосудам. Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» |
| |
| 9. Дыхание | 5 |
Контрольный тест №8 «Транспорт веществ». Строение органов дыхания: верхние дыхательные пути |
| |
Строение органов дыхания: нижние дыхательные пути, легкие |
| |
Газообмен в легких и тканях |
| |
Регуляция дыхания. Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания» |
| |
Воздействие окружающей среды на дыхание |
| |
| 10. Пищеварение | 5 |
Контрольный тест №9 «Дыхание». Пищевые продукты и питательные вещества |
| |
Органы ротовой полости |
| |
Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал» |
| |
Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки» |
| |
Пищеварение в кишечнике |
| |
| 11. Обмен веществ и энергии | 3 |
Контрольный тест №10 «Пищеварение». Обмен веществ |
| |
Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания» |
| |
Витамины |
| |
| 12. Выделение | 2 |
Контрольный тест №11 «Обмен веществ и энергии». Строение выделительной системы |
| |
Работа почек |
| |
| 13. Покровы тела | 3 |
Контрольный тест №12 «Выделение». Функции кожи |
| |
Строение кожи |
| |
Терморегуляция |
| |
| 14. Размножение и развитие | 3 |
Контрольный тест №13 «Покровы тела». Половая система человека |
| |
Оплодотворение и развитие зародыша |
| |
Развитие человека |
| |
| 15. Высшая нервная деятельность | 6 |
Контрольный тест №14 «Размножение и развитие». Рефлекторная деятельность нервной системы |
| |
Бодрствование и сон |
| |
Сознание, мышление, речь. |
| |
Познавательные процессы |
| |
Память |
| |
Эмоции и темперамент |
| |
| 16. Человек и его здоровье | 6 |
Контрольный тест №15 «Высшая нервная деятельность». Здоровье и влияющие на него факторы |
| |
Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» |
| |
Вредные привычки |
| |
Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека» |
| |
Заболевания человека |
| |
Двигательная активность, закаливание, гигиена |
| |
| Всего уроков | 68 |
| Из них: - контрольных тестирований |
15 16 |
Лист изменений
Дата | Изменение, причина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
42_8.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» Руководитель ШМО учителей _______________И.Н. Иващенко Протокол № ___ от «___» мая 2018 г. | «СОГЛАСОВАНО» Замдиректора по УВР _______________Ю.В. Кислова «___» мая 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева Приказ №_____ |
Рабочая программа по
БИОЛОГИИ
для обучающихся 8А,Б,В кл., концентрический курс
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 2018/2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Программы основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Концентрический курс.
Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 148 с.
Составитель: Пилипенко О.М., учитель биологии
высшей квалификационной категории
Ключи 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки, доказывающие родство человека и животных.
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
— основные этапы эволюции человека;
— основные черты рас человека;
— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека;
— основные признаки организма человека;
— роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов;
— части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека;
— существенные признаки транспорта веществ в организме;
— органы дыхания, их строение и функции;
— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний;
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы;
— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
— роль витаминов;
— строение и функции кожи;
— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;
— строение и функции органов половой системы человека;
— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека;
— особенности высшей нервной деятельности человека;
— значение сна, его фазы;
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас;
— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;
— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств;
— распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах;
— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;
— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом;
— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;
— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;
— объяснять механизм терморегуляции;
— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы;
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинно-следственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры.
Биология. Человек. 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Раздел 2. Происхождение человека (2 ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 ч) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация Схемы строения систем органов человека. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Демонстрация Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различны- ми нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного им- пульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов. Лабораторные и практические работы Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы. Демонстрация Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Демонстрация Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения крови. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки внутренней среды организма; 69 — признаки иммунитета; — сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Забоевания органов кровообращения, их предупреждение. Демонстрация Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращеия. Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.
Раздел 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Демонстрация Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания.
Раздел 10. Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Демонстрация Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. Определение норм рационального питания.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Раздел 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация Модель почек. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — органы мочевыделительной системы; — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Раздел 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч) Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Чело- век и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Резервное время — 1 ч.
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с авторским вариантом:
В целях рационального использования учебного времени на изучение предмета и в соответствии с методическими рекомендациями к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» произведено перераспределение часов, отводимых на изучение следующих разделов:
- раздел 2 «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» - 2 ч.;
- раздел 11 «Обмен веществ и энергии» - 3 ч;
- раздел 15 «Высшая нервная деятельность» - 6 ч.
Тематический план учебного предмета «Биология»
(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)
№пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | ||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные тестирования | ||||
1 | Место человека в системе органического мира | 2 | Лабораторные и практические работы проводятся на уроке в течение 10-15 мин, или выполняются учащимися дома. Т.к. большинство работ носят обучающий характер, оценивание производится выборочно, на усмотрение учителя. | |||
2 | Происхождение человека | 2 | №1 «Человек в системе органического мира» | |||
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 | ||||
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | №2 «Общий обзор организма человека» | |
5 | Координация и регуляция | 10 | Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка» | Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | №3 «Гуморальная и нервная регуляция» №4 «Спинной и головной мозг» №5 «Анализаторы» | |
6 | Опора и движение | 8 | Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» | Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма» Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц» | №6 «Опора и движение» | |
7 | Внутренняя среда организма | 3 | Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови» | №7 «Внутренняя среда» | ||
8 | Транспорт веществ | 4 | Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления» Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений» | №8 «Транспорт веществ» | ||
9 | Дыхание | 5 | Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания» | №9 «Дыхание» | ||
10 | Пищеварение | 5 | Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал» Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки» | Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания» | №10 «Пищеварение» | |
11 | Обмен веществ и энергии | 3 | №11 «Обмен веществ и энергии» | |||
12 | Выделение | 2 | №12 «Выделение» | |||
13 | Покровы тела | 3 | №13 «Покровы тела» | |||
14 | Размножение и развитие | 3 | №14 «Размножение и развитие» | |||
15 | Высшая нервная деятельность | 6 | №15 «Высшая нервная деятельность» | |||
16 | Человек и его здоровье | 6 | Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды» | Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений» | ||
ИТОГО | 68 | 7 | 9 | 15 |
Тематический поурочный план учебного предмета «Биология»
(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)
№ урока | Темы раздела, урока, лабораторной работы | Кол-во часов |
1. Место человека в системе органического мира | 2 | |
Место человека в системе органического мира | ||
Доказательства происхождения человека от животных | ||
2. Происхождение человека | 2 | |
Эволюция человека | ||
Расы человека | ||
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 | |
Контрольный тест №1 «Человек в системе органического мира» Науки о человеке | ||
История развития знаний о строении и функциях организма человека | ||
4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | |
Клеточное строение организма | ||
Эпителиальные и соединительные ткани | ||
Мышечные и нервная ткань. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | ||
Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | ||
5. Координация и регуляция | 10 | |
Контрольный тест №2 «Общий обзор организма человека». Гуморальная регуляция | ||
Строение и значение нервной системы | ||
Контрольный тест №3 «Гуморальная и нервная регуляция». Строение и функции спинного мозга | ||
Головной мозг: строение. Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | ||
Головной мозг: функции отделов | ||
Полушария большого мозга | ||
Контрольный тест №4 «Спинной и головной мозг». Зрительный анализатор | ||
Восприятие зрительных раздражений. Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка» | ||
Анализаторы слуха и равновесия | ||
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | ||
6. Опора и движение | 8 | |
Контрольный тест №5 «Анализаторы». Кости скелета | ||
Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» Микроскопическое строение костей, их рост и соединения | ||
Скелет: череп и туловище | ||
Скелет конечностей | ||
Строение мышц | ||
Основные группы мышц. Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма» | ||
Работа скелетных мышц. Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | ||
Гладкие мышцы | ||
7. Внутренняя среда | 3 | |
Контрольный тест №6 «Опора и движение». Внутренняя среда организма | ||
Состав крови. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови» | ||
Иммунитет. Группы крови | ||
8. Транспорт веществ | 4 | |
Контрольный тест №7 «Внутренняя среда». Органы кровообращения | ||
Работа сердца | ||
Давление крови. Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления» | ||
Пульс. Движение крови по сосудам. Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | ||
9. Дыхание | 5 | |
Контрольный тест №8 «Транспорт веществ». Строение органов дыхания: верхние дыхательные пути | ||
Строение органов дыхания: нижние дыхательные пути, легкие | ||
Газообмен в легких и тканях | ||
Регуляция дыхания. Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания» | ||
Воздействие окружающей среды на дыхание | ||
10. Пищеварение | 5 | |
Контрольный тест №9 «Дыхание». Пищевые продукты и питательные вещества | ||
Органы ротовой полости | ||
Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал» | ||
Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки» | ||
Пищеварение в кишечнике | ||
11. Обмен веществ и энергии | 3 | |
Контрольный тест №10 «Пищеварение». Обмен веществ | ||
Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания» | ||
Витамины | ||
12. Выделение | 2 | |
Контрольный тест №11 «Обмен веществ и энергии». Строение выделительной системы | ||
Работа почек | ||
13. Покровы тела | 3 | |
Контрольный тест №12 «Выделение». Функции кожи | ||
Строение кожи | ||
Терморегуляция | ||
14. Размножение и развитие | 3 | |
Контрольный тест №13 «Покровы тела». Половая система человека | ||
Оплодотворение и развитие зародыша | ||
Развитие человека | ||
15. Высшая нервная деятельность | 6 | |
Контрольный тест №14 «Размножение и развитие». Рефлекторная деятельность нервной системы | ||
Бодрствование и сон | ||
Сознание, мышление, речь. | ||
Познавательные процессы | ||
Память | ||
Эмоции и темперамент | ||
16. Человек и его здоровье | 6 | |
Контрольный тест №15 «Высшая нервная деятельность». Здоровье и влияющие на него факторы | ||
Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | ||
Вредные привычки | ||
Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека» | ||
Заболевания человека | ||
Двигательная активность, закаливание, гигиена | ||
Всего уроков | 68 | |
Из них: - контрольных тестирований | 15 16 |
Лист изменений
Дата | Изменение, причина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...