Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС Н.И. Сонин
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Юрова Галина Степановна

Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog_rp_10-11.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения биологии на базовом уровне в 10-11 классе выпускник научится:

 знать /понимать

 основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов:

клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов:

размножение, оплодотворение,

 вклад выдающихся ученых

в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

 уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:

  соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

2. Содержание учебного предмета

Раздел учебной программы

Характеристика основных содержательных линий

Перечень лабораторных и практических работ и экскурсий

Направления проектной деятельности обучающихся

Использование резерва учебного времени

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Каталитическая активность ферментов

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Организм

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Размножение – свойство организмов.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Наследственность и изменчивость

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Основы селекции

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Эволюция

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.  Происхождение человеческих рас.

Изучение морфологического критерия вида.

Изменчивость организмов

Доказательства родства человека с млекопитающими Доказательства родства человека с млекопитающими

Основы экологии

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная  структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Роль живых организмов в биосфере.

Биологический круговорот

3. Тематическое планирование 

Биология. Общие закономерности. 10 - 11 классы (68 ч, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах)

Класс  10

Раздел

Кол

час

Темы

Колчас

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Введение

1

Введение.        Уровни

организации живой материи.

1

Формирование учебно - познавательного интереса        к новому материалу

Клетка

15

Развитие        знаний        о клетке. Клеточная теория.        Методы изучения клетки

1

понимание различий        между исходными

фактами                и гипотезами        для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов

Химический        состав клетки. Неорганические вещества.

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Органические вещества клетки. Белки. Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов»

2

самостоятельно контролировать свое        время, адекватно оценивать правильность своих        действий, вносить коррективы

Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

АТФ и другие органические вещества

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Строение клетки

1

анализировать        и перерабатывать полученную информацию в соответствии        с поставленными задачами

Особенности строения растительной клетки Лабораторная работа        № 2 «Строение клеток грибов, растений и животных»

1

самостоятельно контролировать свое        время, адекватно оценивать правильность своих        действий, вносить коррективы

Прокариоты        и эукариоты. Вирусы- неклеточные        формы жизни. Вирус СПИДа

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Обобщение, систематизация знаний темы: «Химический состав        и структура клетки»

1

овладение навыками самоконтроля        и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Энергетический        и пластический обмен

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Генетическая информация. Генетический код.

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию        в словесной, образной, символической формах

Биосинтез белка. Генная и клеточная инженерия.

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Обобщающий урок по теме «Клетка - единица живого»

1

овладение навыками самоконтроля        и оценки результатов своей деятельности, умениями

предвидеть возможные результаты своих действий;

Размножение и развитие организмов

6 ч

Жизненный        цикл клетки. Деление клетки. Митоз. Амитоз.

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию        в словесной, образной, символической формах

Бесполое и        половое размножение. Половые клетки.

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Мейоз

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию        в словесной, образной, символической формах

Образование половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение

1

развитие монологической и        диалогической речи, умения выражать        свои мысли        и способности выслушивать собеседника, понимать        его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Зародышевое и послезародышевое развитие организма.

1

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию        в словесной, образной, символической формах

Организм        как        единое целое.

Тест        «Размножение организмов. Онтогенез»

1

овладение навыками самоконтроля        и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Наследственность и изменчивость

10

История        развития генетики. Первый и Второй закон Менделя

1

формирование умений        работать в        группе        с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды        и  убеждения, вести дискуссию.

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Второй закон Менделя.

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию        в словесной, образной,

символической формах

Третий закон Менделя

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать                свои мысли                        и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

Взаимодействие        генов. Сцепленное наследование.

1

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию        в словесной, образной, символической

формах

Генетика пола

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать                свои мысли                        и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

1

Формирование познавательного интереса

Виды        изменчивости. Модификационная        и комбинативная изменчивость

1

Формирование умений        работать в        группе        с выполнением различных социальных ролей, представлять        и отстаивать свои взгляды        и убеждения, вести дискуссию.

Генетика человека. Методы изучения, лечение, профилактика

1

формирование умений        работать в        группе        с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды        и  убеждения, вести дискуссию.

Тест «Основы генетики»

1

овладение навыками самоконтроля        и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Основы селекции

2

Возникновение и развитие селекции

1

Формирование познавательного интереса

Методы и достижения современной селекции

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать                свои мысли                        и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

.

Класс  11

Раздел

Кол

час

Темы

Колчас

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Эволюция органического мира

22

 

Первое эволюционное учение. Ж.Б.Ламарк

1

Формирование учебно- познавательного интереса        к новому материалу

Возникновение и развитие        теории Ч. Дарвина

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Синтетическая теория эволюции.

Доказательства теории эволюции.

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

Вид и его критерии. Популяция- элементарная единица эволюции.

Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида»

1

самостоятельно контролировать свое        время, адекватно оценивать правильность своих  действий, вносить коррективы

Роль изменчивости в эволюционном процессе

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Естественный отбор и его формы

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

Эволюционные факторы: изоляция, дрейф генов.

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

Лабораторная работа №2 «Изменчивость организмов»

1

самостоятельно контролировать свое        время, адекватно оценивать правильность своих  действий, вносить коррективы

Приспособленность организмов.

1

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Видообразование - как результат микроэволюции.

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Основные направления макроэволюции

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

Развитие представлений        о возникновении жизни на Земле

1

овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов

Современные гипотезы        о возникновении жизни. Гипотеза Опарина.

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Развитие жизни в архее и протерозое

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Развитие жизни в палеозое

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

Многообразие органического мира. Принципы систематики

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Гипотезы происхождения человека Доказательства происхождения человека от животных

.1

овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов

Эволюция человека

2

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

Человеческие расы

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

Тест по теме  «Эволюция органического мира»

1

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Основы экологии

12

Экология как наука. Экологические факторы. Основные среды жизни.

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

Законы экологии. Взаимодействие популяций.

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Сообщества. Поток энергии в сообществах

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

Свойства сообществ. Смена сообществ.

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

Искусственные экосистемы.

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

Состав и функции биосферы

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Биогеохимические процессы в биосфере.

1

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

Антропогенная деятельность человека

1

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Глобальные экологические проблемы и возможные пути их решения

1

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

Итоговый урок

1

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутая рабочая программа по биологии по программе Пасечника В.В. (6-9 классы )

Программа составлена в соответствии  с положением о рабочей программе школы с учётом рекомендаций ИМП 2012-2013 г. о преподовании биологии....

Рабочая программа "Общая биология" для студентов 1 курса (10-11 класса)

            Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...

Рабочая программа по биологии по программе В.В.Пасечника ФГОС

Пояснительная записка, тематическое планирование и КИМы по 5 классу ФГОС...

рабочая программа по биологии для учебников Сивоглазова В.И. 5-9 ФГОС

рабочая программа с  пояснительной запиской, тематическим планом и  основными видами деятельности учеников.  Биология 5-9 классы....

КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)

КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащихся 7 класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования (5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маны...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащегося 8б класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования(5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч...