Рабочая программа "Общая биология" для студентов 1 курса (10-11 класса)
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме

Федорова Ольга Витальевна

              Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

              Программой предусмотрено изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, в настоящее время стоящие перед биологической наукой, решение которых, направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено биологическим законам индивидуального развития, наследственности, влияния окружающей среды. Это важно для обоснования возрастных основ физической культуры, юношеского спорта, своевременной спортивной ориентацией и в целом - биологического обоснования физической культуры и спорта.

              Изучение данного курса биологии основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в средней школе, а также на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории и географии. На протяжении всего курса также прослеживаются межпредметные связи.

              Целостность курса биологии в программе достигается интеграцией биологических знаний, установлением преемственных связей между классами, последовательностью развития основных биологических понятий  (организм, вид, сообщество видов). Также поэтапно развиваются представления об экологическом разнообразии организмов; жизненных формах, экологических группах и их роли в биогеоценозах, что   способствует более глубокому и осмысленному изучению предмета.

Данный курс   включает  изучение материала таких разделов,  как цитология, генетика, систематика, эмбриология, селекция, бионика, эволюционное учение.

               К каждому из разделов приводятся подлежащие изучению вопросы, лабораторные, практические и контрольные работы, тематика семинаров и задания для самостоятельной работы студентов.

               Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию приобретенных знаний программой предусматриваются выполнение ряда практических работ, которые, несомненно активизируют учебный процесс.    Для оценки знаний в качестве тематического контроля используются уроки-обобщения, семинары  и контрольные работы.

               Программа дополнена списками рекомендуемой  учебной литературы, темами рефератов.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум) Минспорта Чувашии

Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ


Рабочая программа учебной дисциплиныБИОЛОГИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 физическая культура и в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) и примерной программы учебной дисциплины Биология для ССПО Константинова В.М.

Разработчик:

Петрова Ольга Витальевна, преподаватель биологии

БОУ СПО ЧУОР (техникум).

Рекомендована _______________________________________________

Заключение №____________ от ______________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

2.2

Тематический план и содержание учебной дисциплиныБИОЛОГИЯ

7

2.3

Примерные темы рефератов

16

2.4

Календарно-тематическое планирование

19

3. условия реализации программы учебной дисциплины

23

3.1

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

23

3.2

Информационное обеспечение обучения

23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

24


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 физическая культура СПО для 1 курса.

Программа учебной дисциплины может быть использованав профессиональной подготовке студентов 1 курса РГОУ СПО ЧУОР.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профильная общеобразовательная дисциплина: естественнонаучного цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 156 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося: 78 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

44

  • лабораторные занятия (3)

3

  • практические занятия (9)

16

  • семинары (7)

11

  • контрольные работы (11)

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

78

  • рефераты, доклады

28

  • презентация

12

  • домашняя работа

(составление кроссвордов, схем, таблиц, тестов, решение биологических задач; работа с текстом)

38

Итоговая аттестация в форме

экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныБИОЛОГИЯ

Наименов разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

5

1

Введение. Предмет и задачи общей биологии.

Содержание учебного материала

Общая биология как наука; предмет и методы изучения биологии. Общебиологические закономерности.

Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Предмет и задачи общей биологии.

Значение биологии для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Биологические закономерности как основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, продуктивности сельского хозяйства и здоровья человека.

Многообразие биологических дисциплин и их связь с другими науками. Место и роль в формировании научных представлений о мире.

2

1

Самостоятельная работа– доклад по теме Формирование научных представлений о мире

2

Уровни организации живой материи.

Содержание учебного материала

Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Процессы и механизмы, происходящие в живом организме на разных уровнях организации.

1

2

Самостоятельная работаобучающихся – дом. работа: привести примеры изучения жизни на разных уровнях ее организации.

2

Свойства живых систем.

Содержание учебного материала

Единство химического состава живой и неживой материи. Основные группы химических элементов и молекул, входящих в состав живого вещества и неживого вещества биосферы. Обмен веществ и саморегуляция в живых системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие; онтогенез и филогенез. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого

1

1,2

Самостоятельная работаобучающихся – дом. работа: найти в литературе дополнительную информацию о различных критериях жизни. Приготовить доклады о выдающихся ученых биологах.

3

Контрольная работа №1Введение в общую биологию

1

Раздел 1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

32

Тема 1.1

Краткая история изучения клетки

Содержание учебного материала

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Неклеточная форма жизни. Вирусология. Особенности строения и функционирования вирусов.

Особенности различных вирусных заболеваний; меры профилактики и лечения. Способы борьбы со СПИДом)

2

2

Самостоятельная работаобучающихся – подготовить доклад по теме История открытия клетки

2

Тема 1.2

Химическая организация клетки. Неорганические вещества

Содержание учебного материала

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Элементарный состав клетки. Макроэлементы и микроэлементы, их роль в образовании органических и неорганических веществ. Неорганические молекулы живого вещества: вода и минеральные соли.

2

1,2

Самостоятельная работа– сообщение о буферных растворах.

1

Тема 1.3

Органические вещества, входящие в состав клетки - белки

Содержание учебного материала

Состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; функции белков в организме.

Взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения.

2

2

Практическое занятие №1 Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов

1

Тема 1.4

Органические вещества, входящие в состав клетки – углеводы и липиды

Содержание учебного материала

Вещества, входящие в состав углеводов. Общая формула углеводов; их строение. Основные функции углеводов в организме. Классификация углеводов: моно-, ди-, полисахариды.Липиды; жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Масла, их функции.Состав и строение липидов, их функции. Взаимосвязь строения и выполняемых функций.

2

1,2

Самостоятельная работаобучающихся - подготовить рефераты по теме

3

Тема 1.5

Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты ДНК и РНК

Содержание учебного материала

Нуклеиновые кислоты. ДНК – молекула наследственности, уровни структурной организации, биологическая роль; генетический код, свойства кода. Строение нуклеотидов-мономеров. РНК; структура и функции; тРНК, иРНК и рРНК; их функции. Представление о генетическом коде.

4

2,3

Самостоятельная работа– домашняя работа: подбор задач по теме

2

Контрольная работа№2 по темам 1.1-1.5 Молекулярный уровень организации

1

Тема 1.6

Прокариотическая клетка

Содержание учебного материала

Прокариотические клетки: форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки, организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

1

2,3

Самостоятельная работа– найти причины успешного существования относительно примитивно устроенных прокариот в наше время.

2

Тема 1.7 Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Содержание учебного материала

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.Строение и значение ЭПС, рибосом, лизосом и других органоидов. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды.. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

6

2,3

Лабораторные работы: №1 Плазмолиз и деплазмолиз в живых растительных клетках

№2 Сравнение строения растительной и животной клетки

2 (1+1)

Семинар1. Клетка

1

Самостоятельная работаобучающихся - составить кроссворд по теме Клетка, презентация Power Point

3

Тема 1.8

Эукариотическая клетка. Ядро.

Содержание учебного материала

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. дифференциальная активность генов; эухроматин; хромосомы

1

1,2

Самостоятельная работа -сформулировать отличия хромосом эукариот и прокариот.

1

Тема 1.9 Пластический обмен веществ

Содержание учебного материала

Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Транскрипция, трансляция. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез.

4

2

Самостоятельная работа- составить фрагмент молекулы белка.

1

Теме 1.10 Энергетический обмен веществ

Содержание учебного материала

Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ.

3

1,2

Семинар 2. Хим.организация клетки. Метаболизм

2

Самостоятельная работаобучающихся – составить сравнительную таблицу видов метаболизма, этапов энергетического обмена

2

Тема 1.11

Деление клетки

Содержание учебного материала

Механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки. Фазы митоза.Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза.

2

2

Самостоятельная работаобучающихся – сформулировать биологическое значение митоза; доклады по теме

2

Тема 1.12 Клеточная теория строения организмов

Содержание учебного материала

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. В. Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

1

Контрольная работа № 3 по разделу 1: Клетка – единица жизни

2

Демонстрации:Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Раздел 2.

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

16

Тема 2.1

Бесполое размножение организмов

Содержание учебного материала

Размножение организмов – основа существования вида. Виды бесполого размножения (митотическое деление клетки, спорообразование, почкование, вегетативное), биологическая роль бесполого размножения

2

1,2

Самостоятельная работаобучающихся – составить кроссворд по изученной теме.

2

Тема 2.2

Половое размножение организмов

Содержание учебного материала

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток:размножение и рост. Представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Виды полового размножения - гаметогамия, партеногенез. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза.

3

1,2

Самостоятельная работаобучающихся – составить тестовые задания, доклады по теме Размножение

2

Тема 2.3

Эмбриональное развитие животных

Содержание учебного материала

Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двухслойного зародыша. Понятие о зародышевых листках и их производных. Первичный органогенез. Дифференцировка клеток и тканей. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений. Эволюционное значение полового размножения. Сущность процесса оплодотворения;

4

2

Практическая работа2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

2

Самостоятельная работаобучающихся – подготовить доклад о влиянии мутагенов на разные этапы эмбрионального развития

2

Тема 2.4

Постэмбриональное развитие

Содержание учебного материала

Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Регенерация. Вредное влияние алкоголя и курения на развитие организма человека. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

5

2

Семинар3. Отрицательное влияние мутагенов на разные этапы индивидуального развития

2

Самостоятельная работаобучающихся – сообщение о постэмбриональном развитии на примере какого-либо животного

2

Контрольная работа №4 по разделу 2: Размножение

1

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Раздел 3

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

27

Тема 3.1

Основные понятия генетики

Содержание учебного материала

Генетика — наука о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. доминантные и рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомозиготные и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип. Фенотип. Генофонд. Хромосомная теория наследственности.

1

1,2

Самостоятельная работа– составить тестовые задания по теме; генетические задачи

2

Тема 3.2.

Основные закономерности наследственности. Законы Менделя.

Содержание учебного материала

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Множественные аллели. Схемы решения задач на моногибридное и дигибридное скрещивание – правило единообразия, правило расщепления. Промежуточное наследование. Суть закона чистоты гамет. Его цитологическое обоснование. Представление о независимом наследовании признаков. Формулировка анализирующего скрещивания. Практическое значение применения метода анализирующего скрещивания.

8

2,3

Практическое занятие№ 2 Решение генетических задач и составление родословных

2

Самостоятельная работа– составление и решение генетических задач, родословных своей семьи.. Изучение биографии Г. Менделя

3

Тема 3.3

Сцепленное наследование генов.

Содержание учебного материала

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

1

2

Тема 3.4

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Содержание учебного материала

Группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Заболевания, сцепленные с Х хромосомой и У хромосомой.. Методы исследования генетики человека – цитогенетический, биохимический, близнецовый. Генетика и здоровье. Генные заболевания. Медико-генетическое консультирование.

3

2,3

Самостоятельная работа– составление генетических карт, доклады по теме

2

Тема 3.5 Генотипическая изменчивость.

Содержание учебного материала

Генотипическая изменчивость — мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Мутации, причина возникновения, классификация, степень частоты возникновения. Влияниевнешней среды и производных условий на частоту мутаций у человека

3

2

Самостоятельная работаобучающихся – сделать презентацию мутаций в программе Power Point

3

Тема 3.6 Фенотипическая изменчивость

Содержание учебного материала

Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, наследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости. вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции.

4

2,3

Лабораторная работа№3 Описание фенотипа комнатных растений или сельскохозяйственных растений

1

Практические занятия№3 Построение вариационного ряда и кривой

2

Самостоятельная работа-сравнить свойства мутаций и модификаций

2

Тема 3.7

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Содержание учебного материала

Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И.Вавилов). селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Отдаленная гибридизация растений и домашних животных. Селекция микроорганизмов, бактерий, грибов, водорослей. Ее роль в медицине, микробиологии, использование в пищевой промышленности и химической промышленности. Искусственный мутагенез.Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве

5

2,3

Семинар4.Исследования в области биотехнологии

1

Самостоятельная работаобучающихся – рефераты по теме Достижения в области генетики и селекции

3

Контрольная работа № 5 по разделу 3 Закономерности изменчивости и наследственности

2

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Раздел 4

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

24

Тема 4.1. История развития представлений об эволюции органического мира в до дарвиновский период.

Содержание учебного материала

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

2

2

Самостоятельная работа–составить сравнительную таблицу,

Параметры сравнения

креационизм

трансформизм

изучение биографии ученых-эволюционистов

2

Тема 4.2

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Содержание учебного материала

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор: живые ископаемые. Половой отбор: активный и пассивный, половой диморфизм.

Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

4

2

Самостоятельная работа - подготовить доклад о биографии Ч. Дарвина; привести собственные примеры видов ЕО и форм борьбы за существование, видов приспособленности.

3

Тема 4.3

Приспособленность организмов к среде обитания

Содержание учебного материала

Результаты эволюции: приспособленность организмов. Приспособительные формы тела: торпедовидная, обтекаемая, плоская и сходная с предметами среды их обитания. Их особенности. Окраски тела: покровительственная, предостерегающая и мимикрия. Их особенности. Приспособительное поведение: затаивание, демонстративное, отпугивающее, запасание корма, время наибольшей активности, забота о потомстве и физиологические адаптации.

4

1,2

Практические занятия№4 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

2

Самостоятельная работа - подготовить доклад о видах приспособленности.

2

Тема 4.4

Микроэволюция. Вид и его структура.

Содержание учебного материала

Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция важнейшее условие существования вида. Понятия микро- и макроэволюции. Понятия: элементарный эволюционный материал, элементарная эволюционная единица и элементарное эволюционное явление. Генетические процессы в популяциях. Эволюционная роль мутаций. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Волны жизни. Современные представленияовидообразовании. Работы С.С.Четверикова и И.И.Шмальгаузена.

6

2

Практическое занятие№ 5 Изучение морфологического критерия вида

2

Тема 4.5

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

Содержание учебного материала

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов).

Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов.

Основные закономерности эволюции: дивергенция конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

7

2

Практическое занятие№6Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у животных и растений

2

Самостоятельная работаобучающихся - сообщения по теме, составление кроссворда

3

Контрольная работа № 6 Эволюция органического мира

1

Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира.

Раздел 5.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

13

Тема 5.1

Гипотезы происхождения жизни.

Содержание учебного материала

Космические и планетарные предпосылки развития жизни на Земле. Химическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение прокариот и эукариот. Характеристика гетеротрофов и автотрофов; аэробного и анаэробного типов обмена веществ. Возникновение многоклеточных организмов. Панспермия — гипотеза вечной жизни, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, креационизм и др. Теория биохимической эволюции. Основные положения. Гипотеза А.И.Опарина, опыты С.Фокса.

5

2

Контрольные работы№ 7 Гипотезы происхождения жизни

1

Самостоятельная работаобучающихся - сообщения по теме, доклады;

пользуясь учебниками и записями в тетрадях составить схему развития живых организмов

2

Тема 5.2

Основные черты эволюции животного и растительного мира.

Содержание учебного материала

Доказательства эволюции органического мира. Подразделение истории земли на эры и периоды. Геологические и климатические изменения. Появление первых живых организмов. Появление фотосинтезирующих организмов — цианей. Появление гаплоидных организмов — микробов, водорослей. Возникновение полового процесса и организмов с диплоидным набором хромосом. Появление эукариотов и разделение функций у первых колониальных многоклеточных организмов. Пути эволюции этих преобразований. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных. Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих.

4

2

Контрольные работы:№ 8 Развитие органического мира

1

Самостоятельная работа - заполнить таблицу: Геохронологическая шкала, рефераты по эрам.

3

Тема 5.3

Происхождение человека.

Содержание учебного материала

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ноmo sарiеns в системе Животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ноmo sарiеns; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза.. Критика расизма и социального дарвинизма.

4

2

Семинар 5.Происхождение человека

1

Самостоятельная работа– рефераты, составить схему эволюции человека, презентация Power Point Предки человека

3

Демонстрации

Эволюционное древо животного и растительного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Раздел 6.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

27

Тема 6.1

Понятие о биосфере

Содержание учебного материала

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

3

1,2

Самостоятельная работаобучающихся – составить кроссворд, сформулировать значение биосферы

2

Тема 6.2.

Экологические факторы среды

Содержание учебного материала

Абиотические факторы среды – температура, влажность, давление, свет, ионизирующее излучение. Теневыносливые и светолюбивые растения. Гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Приспособления растений и животных к факторам среды. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Видовое разнообразие биоценозов. Характеристика потоков энергии и вещества в экосистемах; количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. Ярусность.

Характеристика пирамид численности и биомассы. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема, влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение. Загрязнение окружающей среды

4

1,2

Самостоятельная работаобучающихся – составить сравнительную схему типов экологических факторов, рефераты по теме

2

Тема 6.3

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

Содержание учебного материала

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Сравнительная характеристика водоема и дубравы. Смена биоценозов: флуктуации, сукцессии. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

2

2

Самостоятельная работа– подготовить доклады о различных биотопах, решение эколог. задач

2

Тема 6.4

Искусственные сообщества. Агроценозы.

Искусственные биоценозы на примере аквариума.

Характеристика антропогенных экосистем в сравнении с естественными.

2

2,3

Тема 6.5

Взаимоотношения между организмами

Содержание учебного материала

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма.Нейтральные отношения — нейтрализм

3

2

Самостоятельная работа– собственные примеры видов взаимоотношений

1

Контрольная работа№ 9 Взаимоотношения организмов и среды

1

Тема 6.6

Биосфера и Человек. Загрязнение окружающей среды.

Содержание учебного материала

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Природные ресурсы: исчерпаемые и неисчерпаемые (возобновимые и невозобновимые). Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы. Масштабы использования природных ресурсов. Прямое и косвенное изменение природной среды. Регуляция численности растений и животных. Заповедники, Национальные парки, памятники природы, заказники, лепосадки. Радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение. Их влияние на здоровье человека.

6

2,3

Самостоятельная работа– работа с дополнительной литературой по теме

2

Тема 6.7

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

Содержание учебного материала

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Безотходные технологии. Очистные сооружения. Фильтры–ловушки. Правильная организация производства, утилизации отходов. Заповедники. Красная книга.

7

2,3

Практическая работа № 8 Экологическая характеристика жилища человека

Практическая работа№9 Решение экологических задач.

1

2

Семинар 6.Пути решения глобальных экологических проблем

2

Самостоятельная работа –составление презентации Power Point по глобальным проблемам Биосферы

3

Контрольная работа №10 Итоговая по экологии

1

ЭкскурсияЕстественные и искусственные экосистемы своего района

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азотаи др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Раздел 7.

БИОНИКА

6

Тема 7.1

Бионика как наука

Содержание учебного материала

Бионика как наука. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Направление в исследовании живых организмов: исследование нервной системы, анализаторных систем, систем обнаружения, навигации и ориентации, морфологических особенностей живых организмов.

3

2,3

Самостоятельная работаобучающихся – привести собственные примеры по бионики

1

Тема 7.2

Бионика в будущем

Содержание учебного материала

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Исследования бионики в авиации. Алюминиевый кипарис. Субмарина вертихвостка и другие новаторства в области бионики.

3

2,3

Семинар7. Бионика – наука и фантастика

2

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике

Итоговая контрольная работа № 10 за курс биологии

2

резерв

4

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


2.3. Примерные темы рефератов

  • Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
  • Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
  • Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
  • Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
  • Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
  • Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
  • Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
  • Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
  • Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  • Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
  • Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
  • Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
  • Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  • Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
  • Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
  • Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
  • Биологическое значение митоза и мейоза.
  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  • Половое размножение и его биологическое значение.
  • Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
  • Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
  • Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
  • Закономерности фенотипической и генотипической изменчивости.
  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  • Драматические страницы в истории развития генетики.
  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
  • Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  • Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  • Значение изучения предковых форм для современной селекции.
  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.
  • История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
  • Система природы К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  • Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
  • Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  • Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
  • Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
  • Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
  • Современные представления о зарождении жизни.
  • Различные гипотезы происхождения.
  • Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
  • Ранние этапы развития жизни на Земле.
  • Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
  • Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
  • Современные представления о происхождении птиц и зверей.
  • Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
  • Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
  • Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
  • Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  • Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
  • Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
  • Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
  • Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
  • Сукцессии и их формы.
  • Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
  • Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
  • Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые дыры, кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
  • Устойчивое развитие природы и общества.

2.4 Календарно-тематическое планирование уроков биологии

Общее количество аудиторных занятий: 156 часов

Количество лабораторных работ: 3 (3 часа)

Количество практических занятий:9 (16 часов)

Количество контрольных работ: 11 (14 часов)

Количество семинаров: 7 (11 часов)

Название разделов и тем

Кол-во

часов

Лекц.

Прак

Введение (5 часов)

4

1

1-2

Предмет и задачи общей биологии

2

-

3

Уровни организации живой материи

1

-

4

Свойства живых систем

1

-

5

Контрольная работа №1 Введение в общую биологию

1

Раздел 1. Учение о клетке (32 часа)

22

10

6

История изучения клетки

1

-

7

Неклеточные формы жизни. Вирусы

1

-

8

Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Вода

1

-

9

Минеральные соли. Буферные системы.

1

-

10

Органические вещества — белки. Свойства и функций белков.

1

-

11

Практическое занятие №1 Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов

-

1

12

Органические вещества — углеводы

1

-

13

Органические вещества - жиры и липиды

1

-

14

Биологические полимеры — нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК)

1

-

15-16

Генетический код. Решение задач на НК

-

2

17

Обобщение знаний о химической организации клетки

1

-

18

Контрольная работа №2 Молекулярный уровень организации

-

1

19

Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка.

1

20

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

1

21

Лабораторная работа №1 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

-

1

22

Строение и функции органоидов клетки

1

-

23

Строение и функции ядра

1

-

24

Особенности строения растительной клетки

1

-

25

Лабораторная работа №2 Сравнение строения растительной и животной клетки

-

1

26

Семинар 1. Клетка

-

1

27

Метаболнзм. Анаболизм.

1

-

28

Биосинтез белка

1

-

29

Катаболизм - энергетический обмен

1

-

30-31

Автотрофный тип обмена веществ Фотосинтез

2

32-33

Семинар 2.Химические вещества клетки. Метаболизм

-

2

34

Деление клетки. Прямое деление. Митоз

1

35

Клеточная теория строения организмов

1

36-37

Контрольная работа № 3 по разделу 1: Клетка – единица жизни

-

2

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (16 часов)

11

5

38-39

Бесполое размножение.

2

40

Половое размножение. Половые клетки.

1

41

Мейоз.

1

42

Оплодотворение и осеменение.

1

43

Двойное оплодотворение у растений

1

44

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период развития организма

1

45

Дифференцировка клеток и тканей. Органогенез.

1

46-47

Практическая работа 2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

-

2

48

Постэмбриональный период развития организма.

1

49

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.

1

50

Биогенетический закон.

1

51-52

Семинар 3. Отрицательное влияние мутагенов на разные этапы индивидуального развития

-

2

53

Контрольная работа № 4 Размножение

-

1

Раздел 3. Основы генетики и селекции. (27 часов)

19

8

54

Основные понятия генетики.

1

55

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Первый закон Менделя.

1

56

Второй закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты гамет.

1

57

Неполное доминирование. Промежуточное наследование

1

58

Анализирующее скрещивание

1

59-60

Практическая работа .№3 Решение генетических задач и составление родословных.

2

61-62

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Третий закон Менделя.

2

63

Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов.

1

64

Генетика пола. Гены, сцепленные с полом.

1

65

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека.

1

66

Обобщающий урок Закономерности наследственности.

1

67-68

Наследственная изменчивость (Генотипическая изменчивость).

2

69

Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия

1

70

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. (Фенотипическая изменчивость).

1

71

Лабораторная работа № 3 Описание фенотипа комнатных растений или сельскохозяйственных растений

1

72-73

Практическая работа № 4 Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой

2

74

Создание пород животных и сортов растений.

1

75

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

1

76

Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов.

1

77

Достижения и основные направления современной селекции

1

78

Семинар 4.Исследования в области биотехнологии

-

1

79-80

Контрольная работа №5 Закономерности наследственности и изменчивости

-

2

Раздел 4. Эволюционное учение (24 часа)

17

7

81

История представлений о развитии жизни на Земле.

Система органической природы К. Линнея

1

82

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

1

83

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

84

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

85

Борьба за существование и ее формы. Значение борьбы за существование и ее значение для эволюции.

1

86

Формы естественного отбора. Естественный отбор в свете современных эволюционных представлений

1

87-88

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

89-90

Практическая работа №5 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

-

2

91

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид. Критерии, структура.

1

92

Результаты эволюции. Видообразование как результат микроэволюции

1

93-94

Практическая работа № 6 Изучение морфологического критерия вида

-

2

95

Популяция — элементарная единица эволюции (ее основные характеристики). Эволюционная роль мутаций

1

96

Генетические процессы в популяциях. Структура и динамика популяций.

1

97

Современная система органического мира. Макроэволюция.

1

98

Доказательства эволюционного процесса

1

99-100

Главные направления и пути эволюционного процесса

2

101-102

Практическая работа № 7 Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у растений и животных

-

2

103

Основные закономерности биологической эволюции. Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции

1

104

Контрольная работа № 6 Эволюция органического мира

-

1

Раздел 5. История развития жизни на Земле (13 часов)

10

3

105

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

1

106

Предпосылки возникновения жизни на Земле. Химическая эволюция

1

107

Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.

1

108

Начальные этапы биологической эволюции

1

109

Контрольная работа №7 Гипотезы происхождения жизни

-

1

110

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде. Развитие жизни в палеозойскую эру

1

111

Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру

1

112

Обобщение знаний по теме: Развитие жизни на Земле

1

113

Контрольная работа № 8 Развитие органического мира

-

1

114

Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов

1

115

Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древнейшие люди, древние люди: (неандертальцы)

1

116

Первые современные люди. Роль труда в происхождении человека Человеческие расы.

1

117

Семинар 5. Происхождение человека

-

1

Раздел 6 . Основы экологии (27 часов)

20

8

118

Науки, изучающие взаимоотношения организма и среды. Введение в экологию

1

119

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера — глобальная экологическая система, ее границы.

1

120

Круговорот веществ в природе

1

121-122

Экологические факторы. Абиотические факторы среды

2

123

Взаимодействия факторов среды. Ограничивающий фактор

1

124

Биотические факторы среды. Естественные сообщества живых организмов.

1

125

Примеры природных биогеоценозов (водоем и дубрава)

1

126

Изменения в природных биогеоценозах. Смена биогеоценозов.

1

127

Биогеоценозы, создаваемые человеком. Агроценозы. Аквариум

1

128

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения — симбиоз

1

129

Антибиотические отношения

1

130

Контрольная работа № 9 Взаимоотношения организмов и среды

-

1

131

Антропогенные факторы. Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

132

Природные ресурсы и их использование Современное состояние природной среды. Загрязнение природной среды и его основные виды

1

133

Загрязнение атмосферы. Загрязнение пресных вод. Загрязнение Мирового океана

1

134

Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир

1

135

Радиоактивное загрязнение среды и здоровье человека

1

136

Химическое и биологическое загрязнение среды и здоровье человека

1

137

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1

138

Практическая работа №8. Экологическая оценка своего жилища

-

1

139

Экологические проблемы современности: истоки, причины и возможные пути решения

1

140-141

Семинар 6. Пути решения глобальных экологических проблем

-

2

142-143

Практическая работа №9 Решение экологических задач

-

2

144

Контрольная работа № 10 Итоговая по экологии

-

1

Раздел 7. Бионика (6 часов)

4

2

145

Вопросы бионики.

1

146

Значение биологии для научно-технического прогресса.

1

147

Патенты природы на службе у человека.

1

148

Бионика в будущем.

1

149-150

Семинар 7. Бионика – наука и фантастика

2

151-152

Итоговая контрольная работа №11

2

Резерв

4

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии; лаборантской

Оборудование учебного кабинета:

  • ученические парты;
  • ученические стулья;
  • классная доска;
  • учебники.
  • дополнительная и сплавочная литература
  • КИМ по предмету

Технические средства обучения:

  • микроскопы
  • компьютер;
  • компьютерные программы;

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • таблицы по биологии;
  • муляжи органов, скелеты
  • объемные модели,
  • гербарии и коллекции по общей биологии,
  • микроскопы,
  • микропреператы;
  • магнитный дидактический материал

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  • В. М. Константинов, А.Г.Рязанов, Е.О. Фадеева. Общая биология. Учебник для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования - М.: Академия, 2004. (Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования);
  • В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004. Рекомендовано Министерством образования РФ.

Дополнительные источники:

  • Биологический энциклопедический словарь. — М., 1996.
  • Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10— 11 классов средней школы. 2 изд.—М., 1996.
  • Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова И.М..Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М.: Дрофа,2006
  • Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология. – М.: Дрофа, 2003.
  • Зверева И.В. Что вы знаете о своей наследственности? Биология. Корифей, 2006
  • Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Академия развития, 2008
  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии (Книга для самообразования). — М.,1992.
  • Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. — М., 1992.
  • Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. — М.: Просвещение, 1994.
  • Муртазин Г.М. Задачи и упражнения для самостоятельной работы по общей биологии. М.: Просвещение, 2004.
  • Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и - термины. М.: Просвещение, 1993.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

Доклад

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

уровни организации живой природы, свойства живой материи

Контрольная работа №1

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом

Самостоятельная работа.

Контрольная работа №2,№3

Семинар Клетка

Практическая работа №1

Лабораторная работа №1, №2

основные положения клеточной теории

Устный опрос

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения

Практическая работа №2.

Контрольная работа №4

Рефераты

основные законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; методы селекции

Контрольная работа.№5

Лабораторная работа №3

Практическая работа №3, №4

сущность действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов

Практическая работа №5, №6

Работа по карточкам

Контрольная работа № 6

основные положения эволюционного учения; главные пути, направления и закономерности эволюции; результаты эволюции; изменения органического мира

Семинар Происхождение Ч

Практическая работа №7

Рефераты

Контрольная работа №7, №8

основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере

Тестирование

строение и функционирование экосистем; правило экологической пирамиды.

Работа по карточкам

Рефераты

Контрольная работа №9

Лабораторная работа №4

сущность круговорота веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере

Контрольная работа №9

Работа по карточкам

Рефераты

биологическую терминологию и символику

Терминологический диктант

Уметь:

Рефераты

Контрольная работа №1

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов

объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

Семинар Отрицательное влияние мутагенов на разные этапы индивидуального развития

Рефераты

Объяснять взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; нарушения в развитии организмов, устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

Тестирование

Семинар

Контрольная работа №9

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

Практическая работа №2

Работа по карточкам

составлять схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

Лабораторная работа №4

описывать особенности видов по морфологическому критерию

Практическая работа №6

выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Практическая работа №5, №8

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение)

Семинар.

Рефераты.

Сравнительные таблицы

Практическая работа №2

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Семинар Пути и решения глобальных экологических проблем. Реферат.

Работа по карточкам.
Контрольная работа №7

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Семинар Глобальные экологические проблемы

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Семинары

Рефераты

Практическая работа №9

Оценивать исследования в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение), в области бионики

Семинар Исследования в области биотехнологии

Семинар Бионика – наука и фантастика.

Рефераты по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. " Математика". 6 класс.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....