Рабочая программа "Общая биология" для студентов 1 курса (10-11 класса)
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Программой предусмотрено изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, в настоящее время стоящие перед биологической наукой, решение которых, направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено биологическим законам индивидуального развития, наследственности, влияния окружающей среды. Это важно для обоснования возрастных основ физической культуры, юношеского спорта, своевременной спортивной ориентацией и в целом - биологического обоснования физической культуры и спорта.
Изучение данного курса биологии основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в средней школе, а также на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории и географии. На протяжении всего курса также прослеживаются межпредметные связи.
Целостность курса биологии в программе достигается интеграцией биологических знаний, установлением преемственных связей между классами, последовательностью развития основных биологических понятий (организм, вид, сообщество видов). Также поэтапно развиваются представления об экологическом разнообразии организмов; жизненных формах, экологических группах и их роли в биогеоценозах, что способствует более глубокому и осмысленному изучению предмета.
Данный курс включает изучение материала таких разделов, как цитология, генетика, систематика, эмбриология, селекция, бионика, эволюционное учение.
К каждому из разделов приводятся подлежащие изучению вопросы, лабораторные, практические и контрольные работы, тематика семинаров и задания для самостоятельной работы студентов.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию приобретенных знаний программой предусматриваются выполнение ряда практических работ, которые, несомненно активизируют учебный процесс. Для оценки знаний в качестве тематического контроля используются уроки-обобщения, семинары и контрольные работы.
Программа дополнена списками рекомендуемой учебной литературы, темами рефератов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 1 курс | 512 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум) Минспорта Чувашии
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Рабочая программа учебной дисциплиныБИОЛОГИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 физическая культура и в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) и примерной программы учебной дисциплины Биология для ССПО Константинова В.М.
Разработчик:
Петрова Ольга Витальевна, преподаватель биологии
БОУ СПО ЧУОР (техникум).
Рекомендована _______________________________________________
Заключение №____________ от ______________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр | ||
| 4 | |
| 6 | |
2.1. | Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 6 |
2.2 | Тематический план и содержание учебной дисциплиныБИОЛОГИЯ | 7 |
2.3 | Примерные темы рефератов | 16 |
2.4 | Календарно-тематическое планирование | 19 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 23 | |
3.1 | Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 23 |
3.2 | Информационное обеспечение обучения | 23 |
| 24 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 физическая культура СПО для 1 курса.
Программа учебной дисциплины может быть использованав профессиональной подготовке студентов 1 курса РГОУ СПО ЧУОР.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профильная общеобразовательная дисциплина: естественнонаучного цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 156 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 78 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | 44 |
| 3 |
| 16 |
| 11 |
| 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): | 78 |
| 28 |
| 12 |
(составление кроссвордов, схем, таблиц, тестов, решение биологических задач; работа с текстом) | 38 |
Итоговая аттестация в форме | экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныБИОЛОГИЯ
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3. Примерные темы рефератов
- Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
- Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
- Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
- Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
- Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
- Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
- Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
- Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
- Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
- Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
- Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
- Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
- Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
- Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
- Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
- Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
- Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
- Биологическое значение митоза и мейоза.
- Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
- Половое размножение и его биологическое значение.
- Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
- Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
- Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
- Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
- Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
- Закономерности фенотипической и генотипической изменчивости.
- Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
- Драматические страницы в истории развития генетики.
- Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
- Центры многообразия и происхождения культурных растений.
- Центры многообразия и происхождения домашних животных.
- Значение изучения предковых форм для современной селекции.
- История происхождения отдельных сортов культурных растений.
- История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
- Система природы К.Линнея и ее значение для развития биологии.
- Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
- Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
- Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
- Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
- Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
- Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
- Современные представления о зарождении жизни.
- Различные гипотезы происхождения.
- Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
- Ранние этапы развития жизни на Земле.
- Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
- Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
- Современные представления о происхождении птиц и зверей.
- Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
- Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
- Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
- Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
- Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
- Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
- Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
- Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
- Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
- Сукцессии и их формы.
- Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
- Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
- Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
- Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые дыры, кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
- Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
- Устойчивое развитие природы и общества.
2.4 Календарно-тематическое планирование уроков биологии
Общее количество аудиторных занятий: 156 часов
Количество лабораторных работ: 3 (3 часа)
Количество практических занятий:9 (16 часов)
Количество контрольных работ: 11 (14 часов)
Количество семинаров: 7 (11 часов)
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | |
Лекц. | Прак | ||
Введение (5 часов) | 4 | 1 | |
1-2 | Предмет и задачи общей биологии | 2 | - |
3 | Уровни организации живой материи | 1 | - |
4 | Свойства живых систем | 1 | - |
5 | Контрольная работа №1 Введение в общую биологию | 1 | |
Раздел 1. Учение о клетке (32 часа) | 22 | 10 | |
6 | История изучения клетки | 1 | - |
7 | Неклеточные формы жизни. Вирусы | 1 | - |
8 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Вода | 1 | - |
9 | Минеральные соли. Буферные системы. | 1 | - |
10 | Органические вещества — белки. Свойства и функций белков. | 1 | - |
11 | Практическое занятие №1 Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов | - | 1 |
12 | Органические вещества — углеводы | 1 | - |
13 | Органические вещества - жиры и липиды | 1 | - |
14 | Биологические полимеры — нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) | 1 | - |
15-16 | Генетический код. Решение задач на НК | - | 2 |
17 | Обобщение знаний о химической организации клетки | 1 | - |
18 | Контрольная работа №2 Молекулярный уровень организации | - | 1 |
19 | Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка. | 1 | |
20 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | 1 | |
21 | Лабораторная работа №1 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука | - | 1 |
22 | Строение и функции органоидов клетки | 1 | - |
23 | Строение и функции ядра | 1 | - |
24 | Особенности строения растительной клетки | 1 | - |
25 | Лабораторная работа №2 Сравнение строения растительной и животной клетки | - | 1 |
26 | Семинар 1. Клетка | - | 1 |
27 | Метаболнзм. Анаболизм. | 1 | - |
28 | Биосинтез белка | 1 | - |
29 | Катаболизм - энергетический обмен | 1 | - |
30-31 | Автотрофный тип обмена веществ Фотосинтез | 2 | |
32-33 | Семинар 2.Химические вещества клетки. Метаболизм | - | 2 |
34 | Деление клетки. Прямое деление. Митоз | 1 | |
35 | Клеточная теория строения организмов | 1 | |
36-37 | Контрольная работа № 3 по разделу 1: Клетка – единица жизни | - | 2 |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (16 часов) | 11 | 5 | |
38-39 | Бесполое размножение. | 2 | |
40 | Половое размножение. Половые клетки. | 1 | |
41 | Мейоз. | 1 | |
42 | Оплодотворение и осеменение. | 1 | |
43 | Двойное оплодотворение у растений | 1 | |
44 | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период развития организма | 1 | |
45 | Дифференцировка клеток и тканей. Органогенез. | 1 | |
46-47 | Практическая работа 2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | - | 2 |
48 | Постэмбриональный период развития организма. | 1 | |
49 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. | 1 | |
50 | Биогенетический закон. | 1 | |
51-52 | Семинар 3. Отрицательное влияние мутагенов на разные этапы индивидуального развития | - | 2 |
53 | Контрольная работа № 4 Размножение | - | 1 |
Раздел 3. Основы генетики и селекции. (27 часов) | 19 | 8 | |
54 | Основные понятия генетики. | 1 | |
55 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Первый закон Менделя. | 1 | |
56 | Второй закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты гамет. | 1 | |
57 | Неполное доминирование. Промежуточное наследование | 1 | |
58 | Анализирующее скрещивание | 1 | |
59-60 | Практическая работа .№3 Решение генетических задач и составление родословных. | 2 | |
61-62 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 2 | |
63 | Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов. | 1 | |
64 | Генетика пола. Гены, сцепленные с полом. | 1 | |
65 | Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. | 1 | |
66 | Обобщающий урок Закономерности наследственности. | 1 | |
67-68 | Наследственная изменчивость (Генотипическая изменчивость). | 2 | |
69 | Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия | 1 | |
70 | Зависимость проявления генов от условий внешней среды. (Фенотипическая изменчивость). | 1 | |
71 | Лабораторная работа № 3 Описание фенотипа комнатных растений или сельскохозяйственных растений | 1 | |
72-73 | Практическая работа № 4 Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой | 2 | |
74 | Создание пород животных и сортов растений. | 1 | |
75 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости | 1 | |
76 | Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. | 1 | |
77 | Достижения и основные направления современной селекции | 1 | |
78 | Семинар 4.Исследования в области биотехнологии | - | 1 |
79-80 | Контрольная работа №5 Закономерности наследственности и изменчивости | - | 2 |
Раздел 4. Эволюционное учение (24 часа) | 17 | 7 | |
81 | История представлений о развитии жизни на Земле. Система органической природы К. Линнея | 1 | |
82 | Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка | 1 | |
83 | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | 1 | |
84 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | |
85 | Борьба за существование и ее формы. Значение борьбы за существование и ее значение для эволюции. | 1 | |
86 | Формы естественного отбора. Естественный отбор в свете современных эволюционных представлений | 1 | |
87-88 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 2 | |
89-90 | Практическая работа №5 Изучение приспособленности организмов к среде обитания | - | 2 |
91 | Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид. Критерии, структура. | 1 | |
92 | Результаты эволюции. Видообразование как результат микроэволюции | 1 | |
93-94 | Практическая работа № 6 Изучение морфологического критерия вида | - | 2 |
95 | Популяция — элементарная единица эволюции (ее основные характеристики). Эволюционная роль мутаций | 1 | |
96 | Генетические процессы в популяциях. Структура и динамика популяций. | 1 | |
97 | Современная система органического мира. Макроэволюция. | 1 | |
98 | Доказательства эволюционного процесса | 1 | |
99-100 | Главные направления и пути эволюционного процесса | 2 | |
101-102 | Практическая работа № 7 Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у растений и животных | - | 2 |
103 | Основные закономерности биологической эволюции. Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции | 1 | |
104 | Контрольная работа № 6 Эволюция органического мира | - | 1 |
Раздел 5. История развития жизни на Земле (13 часов) | 10 | 3 | |
105 | Гипотезы происхождения жизни на Земле. | 1 | |
106 | Предпосылки возникновения жизни на Земле. Химическая эволюция | 1 | |
107 | Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. | 1 | |
108 | Начальные этапы биологической эволюции | 1 | |
109 | Контрольная работа №7 Гипотезы происхождения жизни | - | 1 |
110 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде. Развитие жизни в палеозойскую эру | 1 | |
111 | Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру | 1 | |
112 | Обобщение знаний по теме: Развитие жизни на Земле | 1 | |
113 | Контрольная работа № 8 Развитие органического мира | - | 1 |
114 | Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов | 1 | |
115 | Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древнейшие люди, древние люди: (неандертальцы) | 1 | |
116 | Первые современные люди. Роль труда в происхождении человека Человеческие расы. | 1 | |
117 | Семинар 5. Происхождение человека | - | 1 |
Раздел 6 . Основы экологии (27 часов) | 20 | 8 | |
118 | Науки, изучающие взаимоотношения организма и среды. Введение в экологию | 1 | |
119 | Биосфера, ее структура и функции. Биосфера — глобальная экологическая система, ее границы. | 1 | |
120 | Круговорот веществ в природе | 1 | |
121-122 | Экологические факторы. Абиотические факторы среды | 2 | |
123 | Взаимодействия факторов среды. Ограничивающий фактор | 1 | |
124 | Биотические факторы среды. Естественные сообщества живых организмов. | 1 | |
125 | Примеры природных биогеоценозов (водоем и дубрава) | 1 | |
126 | Изменения в природных биогеоценозах. Смена биогеоценозов. | 1 | |
127 | Биогеоценозы, создаваемые человеком. Агроценозы. Аквариум | 1 | |
128 | Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения — симбиоз | 1 | |
129 | Антибиотические отношения | 1 | |
130 | Контрольная работа № 9 Взаимоотношения организмов и среды | - | 1 |
131 | Антропогенные факторы. Воздействие человека на природу в процессе становления общества | 1 | |
132 | Природные ресурсы и их использование Современное состояние природной среды. Загрязнение природной среды и его основные виды | 1 | |
133 | Загрязнение атмосферы. Загрязнение пресных вод. Загрязнение Мирового океана | 1 | |
134 | Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир | 1 | |
135 | Радиоактивное загрязнение среды и здоровье человека | 1 | |
136 | Химическое и биологическое загрязнение среды и здоровье человека | 1 | |
137 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | 1 | |
138 | Практическая работа №8. Экологическая оценка своего жилища | - | 1 |
139 | Экологические проблемы современности: истоки, причины и возможные пути решения | 1 | |
140-141 | Семинар 6. Пути решения глобальных экологических проблем | - | 2 |
142-143 | Практическая работа №9 Решение экологических задач | - | 2 |
144 | Контрольная работа № 10 Итоговая по экологии | - | 1 |
Раздел 7. Бионика (6 часов) | 4 | 2 | |
145 | Вопросы бионики. | 1 | |
146 | Значение биологии для научно-технического прогресса. | 1 | |
147 | Патенты природы на службе у человека. | 1 | |
148 | Бионика в будущем. | 1 | |
149-150 | Семинар 7. Бионика – наука и фантастика | 2 | |
151-152 | Итоговая контрольная работа №11 | 2 | |
Резерв | 4 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии; лаборантской
Оборудование учебного кабинета:
- ученические парты;
- ученические стулья;
- классная доска;
- учебники.
- дополнительная и сплавочная литература
- КИМ по предмету
Технические средства обучения:
- микроскопы
- компьютер;
- компьютерные программы;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- таблицы по биологии;
- муляжи органов, скелеты
- объемные модели,
- гербарии и коллекции по общей биологии,
- микроскопы,
- микропреператы;
- магнитный дидактический материал
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- В. М. Константинов, А.Г.Рязанов, Е.О. Фадеева. Общая биология. Учебник для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования - М.: Академия, 2004. (Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования);
- В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004. Рекомендовано Министерством образования РФ.
Дополнительные источники:
- Биологический энциклопедический словарь. — М., 1996.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10— 11 классов средней школы. 2 изд.—М., 1996.
- Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова И.М..Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М.: Дрофа,2006
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология. – М.: Дрофа, 2003.
- Зверева И.В. Что вы знаете о своей наследственности? Биология. Корифей, 2006
- Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Академия развития, 2008
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии (Книга для самообразования). — М.,1992.
- Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. — М., 1992.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. — М.: Просвещение, 1994.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения для самостоятельной работы по общей биологии. М.: Просвещение, 2004.
- Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и - термины. М.: Просвещение, 1993.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: | Доклад |
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | |
уровни организации живой природы, свойства живой материи | Контрольная работа №1 |
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом | Самостоятельная работа. Контрольная работа №2,№3 Семинар Клетка Практическая работа №1 Лабораторная работа №1, №2 |
основные положения клеточной теории | Устный опрос |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения | Практическая работа №2. Контрольная работа №4 Рефераты |
основные законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; методы селекции | Контрольная работа.№5 Лабораторная работа №3 Практическая работа №3, №4 |
сущность действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов | Практическая работа №5, №6 Работа по карточкам Контрольная работа № 6 |
основные положения эволюционного учения; главные пути, направления и закономерности эволюции; результаты эволюции; изменения органического мира | Семинар Происхождение Ч Практическая работа №7 Рефераты Контрольная работа №7, №8 |
основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере | Тестирование |
строение и функционирование экосистем; правило экологической пирамиды. | Работа по карточкам Рефераты Контрольная работа №9 Лабораторная работа №4 |
сущность круговорота веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере | Контрольная работа №9 Работа по карточкам Рефераты |
биологическую терминологию и символику | Терминологический диктант |
Уметь: | Рефераты Контрольная работа №1 |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов | |
объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; | Семинар Отрицательное влияние мутагенов на разные этапы индивидуального развития Рефераты |
Объяснять взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; нарушения в развитии организмов, устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов | Тестирование Семинар Контрольная работа №9 |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания | Практическая работа №2 Работа по карточкам |
составлять схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); | Лабораторная работа №4 |
описывать особенности видов по морфологическому критерию | Практическая работа №6 |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Практическая работа №5, №8 |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) | Семинар. Рефераты. Сравнительные таблицы Практическая работа №2 |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде | Семинар Пути и решения глобальных экологических проблем. Реферат. Работа по карточкам. |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | Семинар Глобальные экологические проблемы |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Семинары Рефераты Практическая работа №9 |
Оценивать исследования в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение), в области бионики | Семинар Исследования в области биотехнологии Семинар Бионика – наука и фантастика. Рефераты по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. " Математика". 6 класс.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....