КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sfery_rabochaya_programma_biologiya-5_.docx | 55.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5 класс) для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. Источник: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.Просвещение, 2011. — 144 с. Рабочая программа по биологии для 5 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение», программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности на уроках и перечнем ресурсов УМК для каждого урока, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека. Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирования. Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Преподавание учебного предмета «Биология» в основной школе (5 классы) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии. (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. №1068 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный номер №26755).
- Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям о организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
- Учебный план МАОУ СОШ №96« Эврика-Развитие» имени Нагибина М. В. 2016-2017 уч. год
Вклад биологии в достижение целей основного общего образования
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности - При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления биологического образования:
— усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
— реализация межпредметной интеграции биологии с Другими естественнонаучными дисциплинами;
— отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
— воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.
Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного
содержания.
Общая характеристика курса
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
-многообразие и эволюция органического мира;
-биологическая природа и социальная сущность человека;
-уровневая организация живой природы.
Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Нетрадиционные формы уроков:
- Урок – практикум;
- Урок – игра;
- Урок – исследование;
- Лекции-дискуссии;
- Урок – творчество;
Основным типом урока является комбинированный.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
Место биологии в учебном плане
Рабочая программа линии УМК «Биология –Сферы» (5 кл) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности; обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
• Биология. Живой организм. 5—6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова.
Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю в 5 классе
Тематическое планирование, 5 класс, 1 час в неделю, всего - 34 ч., в том числе резерв-2 часа
Тема | Количество часов | Кол-во практ. и лабораторн. работ | Кол-во контрольных работ |
1. Введение | 3 | - | - |
2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни | 12 | 1 | 1 |
3. Клеточное строение живых организмов | 8 | 4 | - |
4. Ткани живых организмов | 9 | 4 | 1 |
5. Резерв | 2 | - | - |
Всего | 34 | 9 | 2 |
Экскурсии – 2 ч
Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений родного края».
Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений родного края»
Лабораторные работы – 9 ч.
Лабораторная работа № 1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».
Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».
Лабораторная работа № 4 «Состав клеток растений».
Лабораторная работа № 5 «Строение животной клетки».
Лабораторная работа № 6 «Строение покровной ткани растений».
Лабораторная работа № 7 «Строение фотосинтезирующей ткани растений».
Лабораторная работа № 8 «Строение соединительных тканей животных».
Лабораторная работа № 9 «Строение мышечных и нервных тканей животных».
Контрольные работы- 2 ч.
Контрольное тестирование «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Контрольная работа итоговая (Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе.)
ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ -5 КЛАСС
Тема урока | Формы обучения и виды контроля | Темы программы | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Ресурсы урока | Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Дата план | Дата факт |
1. Введение (3часа) | |||||||
Урок 1. Биология — наука о живых организмах. | Беседа | Биология как наука. Роль в практической деятельности людей, Разнообразие организмов | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учебнику | Определять предмет изучения биологии Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | 1нед | |
Урок 2. Условия жизни организмов. | Урок -игра | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды - основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Объяснять значение озонового рана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере | 2нед | |
Урок З. Осенние явления в жизни растений родного края. | Экскурсия | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного края. Листопадные и вечнозелёные. Начало и конец листопада, его значение, Приспособленность растений к условиям среды обитания, | учебник, тетрадь’ практикум, электронное приложение к учебнику | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края» Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | 3нед | |
2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов) | |||||||
Урок 4. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | Урок -путешествие | Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Многообразие растений, принципы их классификации Многообразие (типы, классы хордовых) животных | Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных Царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере | 4нед | |
Урок 5. Деление царств на группы. | Семи нар | Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека Многообразие животных. Их роль в природе и жизни человека | Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных | 5нед | |
Урок 6. Среда обитания. Экологические факторы. | Урок -игра | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации | Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы | 6нед | |
Урок 7. Вода как среда жизни. Лабораторная работа № 1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | Урок Лабор. работа | Среда — источник веществ, энергии и информации. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | учебник, тетрадь -тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей вод- ной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). Выполнять лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоёмов. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | 7нед | |
Урок 8. Наземно-воздушная среда жизни. | Комбинированный урок | Среда — источник веществ, энергии и информации | Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги | 8нед | |
Урок 9. Свет в жизни растений и животных. | Комбинированный урок | Среда — источник веществ, энергии и информации | Свет важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. движение органов растений к свету. Листовая мозаика. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям | 9нед | |
Урок 10. Почва как среда жизни. | Комбинированный урок | Влияние экологических факторов на организмы | Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учебнику | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв | 10нед | |
Урок 11. Организменная среда жизни. | Комбинированный урок | Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия разных видов в экосистеме (паразитизм) | Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания | 11нед | |
Урок 12. Сообщество живых организмов. | Урок -путешествие | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимодействия разных видов в экосистеме. Основные растительные сообщества | Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные-падальщики. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных | 12нед | |
Урок 13. Роль грибов и бактерий. | Комбинированный урок | Взаимодействия разных виден в экосистеме (конкуренция, хищничество, сим- биоз, паразитизм). Круговорот веществ и превращения энергии | Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере | 13нед | |
Урок 14. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | Урок -игра | Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Круговорот веществ и превращения энергии | Отношения хищник—жертва. Отношения паразит—хозяин. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества, | учебник , тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для со общества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества | 14нед | |
Урок 15. Обобщение по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Контрольное тестирование «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | Контрольное тестирование | Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы | Обобщение и систематизация знаний по теме: « Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности, | учебник, тетрадь - экзаменатор, электронное приложение к учебнику | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе | 15нед | |
3. Клеточное строение живых организмов (8 часов) | |||||||
Урок 16. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | Урок -лекция | Клеточное строение организмов | Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (ХIХ в.) — доказательство и единства живой природы. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории | 16нед | |
Урок 17. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов», | Урок Лабор. работа | Правила работы в кабине- те биологии, с биологическими приборами инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении | 17нед | |
Урок 18. Состав и строение клеток. лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Урок Лабор. работа | Особенности химического состава живых организмов: неорг. и орг. вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Приводить примеры белков, углеводов, жиров. Описывать значение органических и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу: «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | 18нед | |
Урок 19. Строение бактериальной клетки. | Урок комб. | Бактерии. Строение бактериальной клетки. | Бактерии древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека | 19нед | |
Урок 20. Строение растительной, животной и грибной клеток | Урок -игра | Клеточное строение организмов. Клетки растений. Метод изучения организмов: наблюдение | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток. | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учеб- пику | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы | 20нед | |
Урок 21. Строение клетки. Лабораторная работа № 4 «Состав клеток растений» | Урок Лабор. работа | Клеточное строение организмов. Клетки растений. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение эксперимент | Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабор.оборудованием | 21нед | |
Урок 22. Образование новых клеток. | Урок -путешествие | Рост и развитие организмов | Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма | 22нед | |
Урок 23. Одноклеточные растения: животные и грибы, Лабораторная работа № 5 «Строение животной клетки». | Урок Лабор. работа | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы, | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращении с лабораторным оборудованием | 23нед | |
4. Ткани живых организмов (9 часов) | |||||||
Урок 24. Покровные ткани растений и животных. | Урок -лекция | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей. | учебник, тетрадь -тренажёр, электронное приложение к учебнику | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных | 24нед | |
Урок 25. Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа № 6 «Строение покровной ткани растений». | Урок Лабор. работа | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения е лабораторным оборудованием | 25нед | |
Урок 26. Механические и проводящие ткани растений. | Комбинированный урок | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани древесина и луб, их расположение, строение, функции. | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями | 26нед | |
Урок 27. Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа № 7 «Строение фотосинтезирующей ткани растений». | Урок Лабор. работа | Клетки, ткани и органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы - | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | 27нед | |
Урок 28. Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №8 «Строение соединительных тканей животных». | Урок Лабор. работа | Строение животных. Методы изучения организма: наблюдение, эксперимент, измерение | Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | 28нед | |
Урок 29. Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа № 9 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | Урок Лабор. работа | Строение животных. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечно -полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | 29нед | |
Урок 30. Обобщение по темам: «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». | Комбинированный урок | Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорг. и орг. вещества, их роль в организме. Отличите. признаки живых организмов | Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление у учащихся уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями | 30нед | |
Урок 31. Итоговая контрольная работа | Контрольная работа | Живой организм | Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | учебник, тетрадь -экзаменатор. электронное приложение к учебнику | Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах. Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций | 31нед | |
Урок 32. Весенние явления в жизни растений родного края. | Экскурсия | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Растения природного сообщества (леса, степи). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. | учебник, тетрадь-практикум | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием | 32нед | |
5. Резерв (2 часа) | |||||||
Урок 33-34. Практические работы на пришкольном участке. | Практ работа | Методы изучения: эксперимент | Цели и задачи, организация практических работ на пришкольном участке, правила поведения в природе. | пришкольная территория, перчатки, рассада, семена | Навыки практических работ на садово-огородных участках по посеву семян и высадке рассады. | 33,34нед |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
б) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами а сверстииками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
б) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
З) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
б) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,фактами.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Учебно-методический комплекс
1. Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2011.
2. Учебник. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
3. «Биология. Живой организм». Электронное приложение к учебнику 5-6 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2013 г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие» МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»
от 20 года № подпись Тихонова Н. В.
20 года
подпись руководителя МС дата
Тихонова Н. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК Сухорукова Л.Н.
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса разработана на основе базовой автороской программы Л.Н. Сухоруковой., В.С. Кучменко и др. Содержание курса "Биология, Живой организм. 6 класс опирае...
Рабочая программа по биологии 5 класс. автор Сухорукова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н.
КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Сухорукова
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАПри изучении биологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.1. Личнос...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс Сухорукова Л.И.
Примерная рабочая программа разработана к учебнику биологии Сухорукова Л.И. ....
Рабочая программа по биологии 7 класс. Авторы В. В, Латюшин, В. А. Шапкин (ФГОС)
Эта рабочая программа по биологии предназначена для учащихся 7 класса и соответсвует требованию ФГОС...
Рабочая программа по биологии 9 класс. Авторы - В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов (ФГОС)
Рабочая программа по биологии 9 класс. Авторы - В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов (соответсвует требованиям ФГОС)...