Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности по биологии"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ /_____________/ Протокол от «__»__ 20___г. №___ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ /Филиппова Л.А./ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ ________ /Гордеев В.А./ Приказ от «__»_____20___г. №___ |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Основы исследовательской деятельности по биологии»
на 2019-2020 учебный год
9 класс
Разработала: учитель биологии Никифорова Марина Юрьевна |
с. Кекен-Васильевка
2019г.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Основы исследовательской деятельности по биологии»
9 класс
Количество часов всего: 18 ч, в неделю – 0,5 ч.
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Календарные сроки | Основные виды деятельности учащихся | Результаты деятельности | Проектный продукт занятия | |||||||||||
план | факт | личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||||
Тема 1. Введение: способы познания мира | ||||||||||||||||
1 | Три способа познания мира: искусство, религия, наука. Особенности проекта и научного метода исследования. Виды проектов. Этапы работы над проектом и научным исследованием. | Различать способы познания мира. Различать и характеризовать методы проекта и научного исследования. Устанавливать последовательность работы над проектом и научным исследованием. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развитие понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. Приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы. | Схема, буклет | ||||||||||
Итоговая таблица | ||||||||||||||||
Тема 2. «От проблемы к цели» | ||||||||||||||||
2 | Выбор темы первоначального исследования для всей группы. Планирование деятельности, формулирование задач. Определение ресурсов работы. | Участвовать в обсуждении проблемы с учителем и сверстниками. Приводить примеры тем. Аргументировать свой выбор. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Устанавливать цель и формулировать задачи работы. Получать навыки планирования своей деятельности. Устанавливать последовательность выполнения работы. Оценивать доступность ресурсов, необходимых для выполнения работы. Проводить экологическую экспертизу и выставлять экономическую оценку. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, получение личного опыта работы в группе, практическое освоение научной этики. Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. Развитие потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт. | Коллективные краткосрочные проекты «Растения солнечных и тенистых мест обитания», «Составление коллекции семян растений своей местности», «Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги». | ||||||||||
Тема 3. Работа с литературными источниками | ||||||||||||||||
3 | Диагностика познавательной активности детей Поиск и отбор информации из литературных источников. Оформление ссылок. | Анализировать информацию литературных источников по теме работы. Работать с информацией. Проводить синтез, анализ и оценку идей. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Усовершенствование приобретенных в начальной школе навыков поиска информации в различных источниках. Развитие потребности поиска дополнительной информации за пределами предметной программы. Осваивают эффективные приемы поиска, организации и хранения информации, используют информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных ситуациях. | Развитие способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, к поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к трудовой и социальной деятельности. | Коллективный краткосрочный проект «Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений». | ||||||||||
4 | Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Формирование базы данных исследования | Выдвигать предположение о поиске необходимой информации, собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать информацию, необходимую для разработки проекта. Анализировать представленную в литературе информацию об объекте исследования, работая в паре или в группе. | ||||||||||||||
Тема 4. Наблюдение и эксперимент | ||||||||||||||||
5 | Определение средств и методов исследования. Тренинг. Наблюдение и эксперимент. Практикум | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Осваивать способы оформления результатов исследования Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Проводить исследования и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | Формирование сознательного самоограничения в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Проявлять интерес к изучению методов изучения природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы. | Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. | Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде. | Групповые краткосрочные проекты и исследования. | ||||||||||
Тема 5. Способы первичной обработки информации. Тренинг логического мышления. | ||||||||||||||||
6 | Коллажирование как способ первичной обработки информации. | Получать навыки работы с коллажем. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Осваивать способы оформления результатов исследования. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. | Освоение умения оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения. Приобретение опыта решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения предположений и их последующей проверки. Развитие критического отношения к знанию, жизненному опыту. | Составление коллажа «Тенелюбивые, теневыносливые и солнцелюбивые комнатные растения» на основании коллективного проекта «Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений». | ||||||||||
7 | Составление «звездочек обдумывания» и списка факторов, относящихся к проблеме; списка положительных и отрицательных аргументов, кластера информации; концептуальной таблицы и причинной карты в процессе первичной обработки информации. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Выполнять графические работы. Рисовать (моделировать) схему кластера информации. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Проводить смысловую обработку текста и преобразовывать текст в таблицу. | Групповые Мини-проекты. | |||||||||||||
Тема 6. Формы представления результатов работы | ||||||||||||||||
8 | Формы представления практико-ориентированного, исследовательского и информационного проектов. | Различать типы проектов по форме представления продукта. Выполнять необходимую подготовку и изготавливать продукт проекта. Выполнять намеченный план, соотносить свои действия с проектом и планом, вносить коррективы в процесс деятельности. | Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | Самостоятельно готовить свое выступление и выступать с разнообразными видами сопровождения (мультимедийными презентациями, аудиозаписями, демонстрациями); соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Формирование навыка внимательно слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. | Групповые краткосрочные проекты и исследования | ||||||||||
9 | Формы представления творческого и ролевого проектов. | Различать типы проектов по форме представления продукта. Выполнять необходимую подготовку и изготавливать продукт проекта. | ||||||||||||||
Тема 7. Структура проекта | ||||||||||||||||
10 | Структура проекта. Оформление письменной части проекта | Оформлять документацию. | Развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, повышение мотивации и эффективности учебной деятельности. | Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Письменная часть проектов | |||||||||||
Тема 8. Оценивание проекта | ||||||||||||||||
11 | Заполнение оценочного листа группового проекта | Осуществлять самооценку своей работы, выявлять недостатки по сравнению с запланированным результатом, вносить изменения, устранять недостатки, завершать оформление результатов проектной и исследовательской деятельности. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. | Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Оценочный лист | |||||||||||
Тема 9.Защита проекта. Тренинг общения | ||||||||||||||||
12 | Презентация проекта и проектного продукта | Обсуждать форму презентации, представлять и защищать полученный в ходе проектной деятельности продукт, результат. Доказывать наличие необходимых характеристик полученного продукта, показывать его преимущества, общественную значимость, пользу для себя и других. Представлять тех, кто помог в достижении намеченного. | Формирование Эстетических потребностей, ценностей и чувств (работа над творческими проектами). Развитие моральных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Самостоятельно готовить свое выступление и выступать с разнообразными видами сопровождения (мультимедийными презентациями, аудиозаписями, демонстрациями); соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Формирование навыка внимательно слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Оценочные листы проектов других групп | |||||||||||
Тема 10. Анализ результатов работы | ||||||||||||||||
13 | Анализ проекта. | Участвовать в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта. | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие моральных чувств, доброжелательности. | Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды. | Рефлексия | ||||||||||
Тема 11. Самостоятельное исследование (проект) | ||||||||||||||||
14 | Выбор тем самостоятельных исследований | Выбирать тему самостоятельных исследований. Формулировать цель проекта, определять его социальную и личную значимость. Давать описание конечного продукта (если выбран проект). | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие моральных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Развитие способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Самостоятельно готовить свое выступление и выступать с разнообразными видами сопровождения . | Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; | Краткосрочные групповые проекты | ||||||||||
15 | Работа с источниками информации (книги, Интернет, консультации) | Выдвигать предположение о способах решения проблемы и поиске необходимой информации. Собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать информацию, необходимую для разработки проекта. | ||||||||||||||
16 | Презентация литературных данных по теме исследования | Высказывать идеи, предположения, осуществлять анализ и оценку идей, определять способы решения проблемы, обсуждать критерии оценки проекта, при необходимости осуществлять экономическую, экологическую и другую экспертизу проекта. | ||||||||||||||
17 | Планирование практической части индивидуальных работ Подготовка тезисов, презентаций, текста работ, рецензирование | Составлять план действий. Оформлять идеи, разрабатывать документацию. Готовить документацию к защите. | ||||||||||||||
18 | Защита индивидуальных работ на конференции. Подведение итогов. | Защищать проект или исследование. Определять перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения
Перспективный план по поисково- познавательной деятельности детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Рабочая программа и календарно- тематическое планироавание по внеурочной деятельности во 2 кл
"Полиглотик"...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности 5 класс...