Тема урока «Лишайники»
Модуль 1.
Класс – 5
Тема урока:
«Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ, особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников».
Цели урока:
в ходе работы с учебными элементами вы должны конкретизировать понятие о симбиозе, познакомиться с многообразием, особенностями строения, жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; распространенностью, их разнообразными условиями обитания, их ролью в природе и жизни человека; познакомиться с лишайниками Тульской области и нашей местности; знать основные группы лишайников; уметь: объяснять строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
Тип урока – комбинированный с применением модульной технологии обучения.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы обучения:
словесные (рассказ, сообщения учащихся), наглядные, сравнение, упражнения, проблемно поисковые, самостоятельная работа.
Оборудование:
таблицы «Строение растений, водорослей, грибов», «Строение лишайников», «Многообразие лишайников»; натуральные экземпляры лишайников (в том числе обитающих в нашем регионе) на коре деревьев, камнях, фотографии с изображением лишайников; технологические карты (модули 1) на каждого ученика, приложение 1 к модулю 1. (ответы); учебник Биология. 5 класс. – М. : Вентана -Граф, Автор – Пономарёва И.Н., тетрадь к учебнику.
Тема урока «Лишайники» (1 час).
Модуль 1.
Тема урока:
«Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ, особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников».
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий. |
Рекомендации по выполнению. |
УЭ – 0 |
Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами вы должны конкретизировать понятие о симбиозе, познакомиться с многообразием, особенностями строения, жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; распространенностью, их разнообразными условиями обитания, их ролью в природе и жизни человека; познакомиться с лишайниками Тульской области и нашей местности; знать основные группы лишайников; уметь: объяснять строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
|
Внимательно прочитайте цели.
На работу 2 мин. |
УЭ – 1 |
Входной контроль. Цель: определить ваш исходный уровень знаний по теме (актуализация знаний).
- Ответьте на вопросы.
- Что такое симбиоз? Приведите примеры. При изучении каких тем в биологии вы с этим понятием встречались?
- Как питаются грибы? Что такое грибница?
- Как питаются водоросли?
- Что такое паразитизм?
- В чем различие явление паразитизма от симбиоза.
За работу 5 баллов. |
На работу 4 мин.
Работайте с соседом по парте, поочереди заслушивая друг у друга ответы.
Набранная вами сумма баллов _______ |
УЭ – 2 |
Цель: в ходе работы с учебником конкретизировать понятие «симбиоз» на примере лишайника, выяснить их строение.
- Читайте статью «Лишайники» на стр. 56 учебника.
Находите ответы на вопросы:
- Из каких 2х компонентов (организмов) состоит лишайник?
- По какому принципу разделяют лишайники на классы и семейства?
- Из какого отдела грибы и водоросли какого отдела входят в состав лишайника?
- Размеры лишайников.
- Как называется тело лишайника?
- Какие три типа слоевищ различают у лишайников? Приведите примеры. Дайте характеристику каждому типу слоевища (почему оно так называется, строение).
- Какие лишайники считаются низкоорганизованными а какие высокоорганизованными?
- Строение слоевища лишайников. Рис. на стр. 56-57 Выясни расположение, название и значение каждого слоя?
- Выполни задание 16 на стр. 9 и 18 на стр. 10 в рабочей тетради с печатной основой к учебнику.
- Проверка.
За работу 5 баллов.
|
На работу 8 мин.
Работа с учебником.
Рассмотрите рисунки.
Задание делай самостоятельно! Ответы можно сверить с учебником.
Набранная вами сумма баллов _______
|
УЭ – 3 |
Цель: выяснить особенности процессов жизнедеятельности лишайников.
- Прослушайте рассказ учителя о питании лишайников.
- Делайте краткие записи в тетради.
- Главная мысль рассказа!
Нити гриба выполняют функцию корней т.е. обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными солями. Клетки водорослей играют роль листьев зеленых растений, в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Следовательно, такой организм называется автогетеротрофным. Водоросли и грибы, которые входят в состав лишайника отдельно друг без друга жить не могут!
- Выполните задание 17 на стр. 10 в рабочей тетради к учебнику.
- Проверка.
За работу 3 балла.
- Ответьте на вопрос. Как дышат лишайники?
- Проверка
За работу 1 балл.
- Выясни как размножаются лишайники.
- Читай статью на стр. 57 учебника
- Выполни задание 19 на стр. 10 в рабочей тетради к учебнику.
- Проверка
За работу 2 балла.
|
На работу 7 мин.
Внимательно про читай!
Работайте самостоятельно. (ответы сверьте с учебником)
Набранная вами сумма баллов ______
Ответь проверь по ключу (у учителя)
Работа с учебником.
Ответы сверь по учебнику.
Набранная вами сумма баллов _______
|
УЭ – 4 |
Цель: прослушав рассказ учителя, выяснить распространение, приспособленность к разнообразным условиям обитания лишайников.
- Прослушайте рассказ учителя.
- Обратите внимание на главные мысли:
- Растут на разных субстратах: почве, деревьях, скалах, на известковых, кремнистых горных породах, на листьях, заборах и т.д.
- Встречаются во всех биогеографических зонах.
- Способны переносить длительное высушивание, низкие температуры.
- Лишайники Тульской области, нашей местности.
- Проверка
За работу 2 балла.
|
На работу 4 мин.
Слушайте внимательно.
Набранная вами сумма баллов ______ |
УЭ – 5 |
Цель: в ходе работы с учебником выяснить роль лишайников в природе и жизни человека.
- Читайте статью на стр. 67-68 учебника, выясняя значение лишайников в природе и для человека.
- Заполните таблицу на стр. 10 в рабочей тетради (работа 20).
- Проверка.
За работу 5 баллов.
|
На работу 6 мин.
Работа с учебником.
Самостоятельная работа (ответы сверьте с учебником)
Набранная вами сумма баллов _______
|
УЭ – 6 |
Цель: прослушав сообщение учащегося, дополнить знания о значении лишайников.
- Прослушай сообщение учащегося
- Внеси в таблицу на стр. 10 в рабочей тетради дополнительные записи о значении лишайников.
- Проверка.
За работу 2 балла.
|
На работу 3 мин.
Набранная вами сумма баллов _______ |
УЭ – 7 |
Выходной контроль. Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала, выполнив задания.
- Вставьте пропущенное слово.
- Закончите определение.
- Лишайник – симбиотический организм, состоящий из гетеротрофного компонента _______________ ………………. и автотрофного компонента ________________ ……………………
- Тело лишайников называется _______________ ……………………
- Лишайники – индикаторы окружающей среды – они требовательны к __________________
- Лишайники размножаются __________________ и _______________
- Найдите соответствие.
- Из перечня жизненных форм лишайников определить.
- Накипные А. Кладония
- Листоватые Б. Исландский мох
- Кустистые В. Ценея
Г. Ягель Д. Гипогимния Е. Ксантория настенная
- Из предложенных терминов составьте схему симбиоза лишайников, стрелками укажите взаимосвязь:
- Вода
- Минеральные вещества
- Органические вещества
- Фотосинтез
- Грибница
- Водоросли
- Заполните пропуски в схеме «Биологическая и хозяйственная роль лишайников».
Лишайники
Пища для химическая диких промышлен животных ность
Поселяются корм для Первые северных Растения оленей
Используя схему, составьте рассказ
- Выберите правильный ответ.
- Наиболее сложноорганизованный тип слоевища у лишайников:
- Кустистых
- Листоватых
- Накипных
- Лишайники – это организмы, питающиеся:
- Гетеротрофно
- Автотрофно
- Автогетеротрофно
- Гемотрофно
- В теле лишайников водоросли находятся:
- Вдоль нижнего коркового слоя
- В сердцевине
- Между сердцевиной и нижним корковым слоем
- Между сердцевиной и верхним корковым слоем
- Лишайники крепятся к грунту с помощью:
- Ризоидов
- Гифов
- Ризоидов и гифов
- Специального клейкого вещества
- Лишайники встречаются в:
- Холодных областях Земли
- Умеренных широтах
- Горах
- Все утверждения верны
Внимание! Если есть время выполните задание IV - Выберите верное утверждение.
- Лишайники – это группа симбиотических организмов.
- Два компонента лишайников: водоросль - гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.
- Для каждого вида лишайников характерны определенный гриб и водоросль.
- Наиболее сложно устроены накипные лишайники.
- Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей.
- Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.
- Гриб обеспечивает водоросль водой и растворимыми органическими веществами.
- Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.
- Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.
- Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствии влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.
- Лишайники размножаются частями слоевища, т.е. вегетативно.
- Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.
- Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуя органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.
- Проверка.
За каждый правильный ответ 1 балл.
|
На работу 8 мин.
Max 6 баллов
Набранная вами сумма баллов ______
Max 6 баллов Набранная вами сумма баллов ______
Max 6 баллов Набранная вами сумма баллов _______
Max 4 балла.
Набранная вами сумма баллов _______
Макс. 5 баллов Набранная вами сумма баллов ______ Max за 11 заданий 27 баллов.
Набранная вами сумма баллов ______
Maкс. 13 баллов.
Набранная вами сумма баллов ______
|
УЭ – 8 |
Цель: подвести итоги урока, подсчитать баллы, поставить себе оценку, выбрать домашнее задание.
- Еще раз прочитайте цели урока. Достигли вы их? Что мешало?
- Подсчитайте количество набранных вами баллов.
- Поставьте себе оценку.
- Выберите домашнее задание.
Баллы |
Оценка |
Домашнее задание
| 45 – 51 (64) |
5 | Молодец. Подготовь сообщение по теме, используя дополнительную литературу. | 38 – 44 | 4 | Хорошо! Но нужно еще раз внимательно прочитать статью в учебнике на стр. 66 – 69, ответить на вопросы стр. 69 | 26 – 37 | 3 | Внимательно читай статью в учебнике на стр. 66-69 , ответь на вопросы стр. 36. | Ниже 26 | 2 | Учи статью в учебнике стр. 66 – 69, подробно перескажи, ответь на вопросы на стр. 66, приди к учителю на дополнительные занятия. |
Урок окончен.
|
На работу 3 мин.
Запишите в дневник домашнее задание. |
Приложение к модулю 1
Тема «Лишайники»
Ответы
УЭ – 3. Вопрос. Как дышат лишайники?
Ответ. Всеми клетками слоевища.
УЭ – 7 1. А. Грибницы. Водоросли.
Б. Слоевище.
- Качеству воздуха
- Частями слоевища
- I – E; II – Д; III – А,Б,В.
- I II
V
VI III
IV
- 1) Почвообразование
2) Сельское хозяйство
3) Косули, лоси, маралы.
7. А; 8 – В; 9 – Г; 10 – А; 11 – Г.
IV – 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13.