Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Номоконова Анна Александровна

Тип урока

Обобщение изученного материала

Технология построения урока

Игровая технология

Тема

Лишайники.Грибы.Бактерии

Цель

Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии»

Задачи:

 

- мотивировать учащихся к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;

- способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;

-

Информационно-технологические ресурсы :

компьютер, проектор, презентация к уроку, видеосюжет о грибах, листы контроля

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии»

Автор::

Номоконова А.А.

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

Обобщение изученного материала

Технология построения урока

Игровая технология

Тема

Лишайники.Грибы.Бактерии

Цель

Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии»

Задачи:

- мотивировать учащихся к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;

- способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;

-

Информационно-технологические ресурсы : 

компьютер, проектор, презентация к уроку,  видеосюжет о грибах, листы контроля

Ход игры

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами прощаемся с наукой ботаникой. Впереди  у нас будет новый учебный год, где мы познакомимся с наукой, которая изучает жизнь животных. Я уверена, что изучая их образ жизни и среду обитания, вы не забудете наших зеленых соседей по планете, от которых зависит жизнь на нашей планеты Земля. Предлагаю  наш урок провести в форме игры  «Звездный час». Играя мы с вами закрепим и расширим знания по разделу «Лишайники.Грибы.Бактерии»,выполняя задания четырех раундов. В каждом туре несколько  заданий, с которыми я уверена, вы - справитесь. Ответы  вы будите записывать в листы контроля, которые лежат на ваших столах. Каждый участник игры  зарабатывает себе баллы-звезды, благодаря полученным знаниям на уроках биологии, изучая информацию дополнительной литературы и знакомясь с ресурсами Интернета, которые я вам рекомендовала. Сегодня у каждого из вас будет свой  звездный час! Итак, вперед за звездами!!! Игра начинается!

ПЕРВЫЙ РАУНД

«В МИРЕ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ»

Учитель: Так или иначе, с грибами знакомы все. Среди  вас  много поклонников «тихой охоты», ценящих неспешные прогулки по осеннему  лесу, снимающие стрессы повседневной жизни. Собранные грибы идут на приготовление разнообразных вкусных блюд. В сушенном, соленом или маринованном виде их запасают на длительный срок.

Задание №1 «Грибные загадки» (Слайд № ): 

Я загадываю вам загадки о грибах, произрастающих  на территории ЕАО. Ваша задача выбрать на слайде номера с названиями  грибов, о которых идет речь.  Желаю удачи!

Загадка 1:

Загадка 2:

Загадка 3:

Загадка 4:

Принимать привык Егорка

От людей земной поклон.

Как заря, на нем ермолка.

Ждет нас под осиной он.

  Стоят на опушке волнушки

  и будто сестрички –

 Меж ними лисички.

  Под сосенкой – рыжик,

  Понурый с просонок

  И скользкий …

На красном грибочке

   Белесые точки,

 Словно конопушки

 На носу весной.

 Что за гриб такой?

Царь грибов на белой ножке Самый лучший для лукошка,

 Он головку держит смело,

  Потому что гриб он ….

Ответ: ПОДОСИНОВИК

Ответ: МАСЛЕНОК

Ответ: МУХОМОР

Ответ :БЕЛЫЙ

Задание №2 (Слайд № ): Работа с рисунком. Рассмотрите рисунок «Строение шляпочного гриба».  Вопрос: Какие составные части гриба  обозначены цифрами 1,2,3,4?

Задание № 3(Слайд № ): Решите тест (Выберите один правильный ответ для  №1,2, два ответа для №3 ).

1.Гриб получает из корней  деревьев вещества:

2. Гриб снабжает дерево веществами:

3. Для грибов характерен

способ питания:

А: Минеральные

Б: Органические

В: Воду

А: Минеральными

Б: Органическими

В:Водой

А: Сапрофитный

Б: Фотосинтез

В: Паразитический

Ответ: Б

Ответ: А

Ответ: А,В

ВТОРОЙ РАУНД

«НЕВИДИМКИ»

Учитель: Нет такого места, где бы они  не были. Они повсюду и их размеры настолько микроскопически малы, что мы их не видим и эти невидимки, как мы с вами уже знаем – БАКТЕРИИ. Форма их клеток разнообразна. Взгляните на слайд, здесь и палочковидные, и шарообразные, и изогнутые, и нитевидные. Внимание, задание № 1.

Задание № 1 (Слайд № ): На слайде изображены бактериальные клетки различной формы. Распределите их в соответствии с названной формы.

А: Бациллы

Б: Спириллы

В: Вибрионы

Г: Кокки

Ответ:А-;Б -; В-; Г-

Задание № 2 (Слайд):Решите задачу: имеется бактерия, которая каждую секунду делится попалам, образовавшиеся две бактерии через секунду делятся снова попалам и т.д. Известно, что одна бактерия запущенная в некий резервуар, заполнила его своим потомством ровно через час. Через сколько времени заполнится этот же резервуар, если туда положить сразу две бактерии?

Задание № 3: Работа с текстом.

Вставьте пропущенные слова в тексте: Бактерии — это многообразная группа ... живых существ. Они имеют различную форму,но чаще всего — форму ...  У бактерий  в зависимости от внешнего вида различают несколько форм: одиночные округлые - …. сложенные в цепочку - …, палочковидные - …, спиралевидные - …, в виде запятой - ...Среди бактерий есть автотрофы и ... Среди бактерий есть  особая крупная группа - ….., которые  могут питаться гетеротрофно и автотрофно, так как содержат в своих клетках ….. Размножаются  бактерии простым …. надвое. Некоторые бактерии вредны для других организмов, как как вызывают ….Специальные  виды бактерий  вырабатывают сильные ….   - вещества, убивающие  или подавляющие  развитие болезнетворных  организмов.

ТРЕТИЙ РАУНД

«ГРИБЫ ПАРАЗИТЫ»

Учитель: Грибы-паразиты питаются за счет живых организмов, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, а также на животных. Именно к паразитическим грибам принадлежит большая часть возбудителей болезней сельскохозяйственных растений, ежегодно наносящих большой экономический ущерб фермерам и садоводам нашей области, а иногда вызывающих настоящие катастрофы.

Задание №1 (Слайд № ) «По словесному портрету догадайся кто же это!»:

Перед вами описание грибов – паразитов. Вы должны определить о каком грибе  идет речь. Удачи!

А:Эти грибы многолетние, трубчатые. По форме плодового тела напоминают копыто.

Б: Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды.

В: Не имеет хлорофилла, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены на концах  нитей в мелких кисточках.

Г: Грибы, вызывающие заболевания культурных растений, превращая  здоровые зерна в ядовитые черные рожки.

Ответ: трутовик

Ответ: парша

Ответ: пеницилл

Ответ: спорынья

Задание №2 (Слайд № ) «Люди науки»:

В 1928 году произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода «пенициллиум», убивающий бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали «пенициллином».В чистом виде оно было выделено только в 1940 году. Вскоре в медицине начали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали – «антибиотиками». Ответьте на вопрос: Кто из перечисленных на слайде ученых впервые использовал для лечения больных вещество «пенициллин»?

  1. А. Флемминг
  2. И. И.Мечников
  3. Ермольева

ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД

«ЛИШАЙНИКИ»

Учитель: Мы начинаем четвертый раунд. Они поселяются на бесплодных почвах – удобряя ее перегноем, на камнях – медленно разрушая их под действием особенных кислот, которые выделяют в процессе жизнедеятельности. Догадались?  (Учитель слушает ответы  учащихся) Правильно, это – лишайники!

Задание №1 (Слайд № ) : Перед вами фотографии лишайников. Определите  номер фото с  изображением  накипного лишайника.

Задание № 2 (Слайд № ):  Назовите типы слоевищ изображенных под номерами 1,2,3

Задание № 3 (Слайд № ):Выберите номера верных суждений и запишите их через запятую

  1. Лишайники — это организмы -симбионты.
  2. Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем или талломом.
  3. Различают два  основных типа слоевищ лишайников.
  4. Наиболее простой тип лишайников -кустистый.
  5. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный.
  6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха

(Ответ:1,2,5,6)

Учитель: Наша игра закончилась. Пришло время дать оценку вашим знаниями по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии» при помощи подсчета ваших заработанных звезд. Помните. Что каждая звездочка – это балл. Итак, приступаем к оцениванию ваших знаний. Возьмите в руку ручку с  красной пастой, которой вы будите зачеркивать неправильные ответы в своих листах контроля знаний, а напротив правильных-  ставить  звездочку. Перед вами  правильные ответы на задания раундов. Будьте внимательными, а главное честными перед собой, перед своими одноклассниками и перед учителем!

 Сверились? Приступаем к звездному часу! Превратим звездочки в отметки! Выставляем результат в дневник.

Приложение 1

Рабочий лист учащегося

Ф.И. Учащегося:

Класс:

Дата:

ПЕРВЫЙ РАУНД

«В МИРЕ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ»

Задание №1 «Грибные загадки»

Загадка 1:

Загадка 2:

Загадка 3:

Загадка 4:

Принимать привык Егорка

От людей земной поклон.

Как заря, на нем ермолка.

Ждет нас под осиной он.

  Стоят на опушке волнушки

  и будто сестрички –

 Меж ними лисички.

  Под сосенкой – рыжик,

  Понурый с просонок

  И скользкий …

На красном грибочке

   Белесые точки,

 Словно конопушки

 На носу весной.

 Что за гриб такой?

Царь грибов на белой ножке Самый лучший для лукошка,

 Он головку держит смело,

  Потому что гриб он ….

Ответ:

     

Ответ:

Ответ:

Задание №2 : Работа с рисунком  «Строение шляпочного гриба»:

 1-

2 -

3 -

4 -

Задание № 3: Решите тест (Выберите один правильный ответ для  №1,2, два ответа для №3 ).

1.Гриб получает из корней  деревьев вещества:

2. Гриб снабжает дерево веществами:

3. Для грибов характерен

способ питания:

А: Минеральные

Б: Органические

В: Воду

А: Минеральными

Б: Органическими

В:Водой

А: Сапрофитный

Б: Фотосинтез

В: Паразитический

Ответ:

Ответ:

Ответ:

ВТОРОЙ РАУНД

«НЕВИДИМКИ»

Задание № 1 (Слайд № ): На слайде изображены бактериальные клетки различной формы. Распределите их в соответствии с названной формы.

А: Бациллы

Б: Спириллы

В: Вибрионы

Г: Кокки

Задание № 2 (Слайд):Решите задачу: имеется бактерия, которая каждую секунду делится попалам, образовавшиеся две бактерии через секунду делятся снова попалам и т.д. Известно, что одна бактерия запущенная в некий резервуар, заполнила его своим потомством ровно через час. Через сколько времени заполнится этот же резервуар, если туда положить сразу две бактерии?

ОТВЕТ:

Задание № 3: Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова в тексте:

Бактерии — это многообразная группа ______________________ живых существ. Они имеют различную форму,но чаще всего — форму ___________________...У бактерий  в зависимости от внешнего вида различают несколько форм: одиночные округлые - ___________________________ сложенные в цепочку - _______________________палочковидные - …__________________________, спиралевидные - ________________ в виде запятой - __________________.Среди бактерий есть автотрофы и _________________________ Среди бактерий есть  особая крупная группа - _______________________, которые  могут питаться гетеротрофно и автотрофно, так как содержат в своих клетках____________________. Размножаются  бактерии простым_____________________надвое. Некоторые бактерии вредны для других организмов, как как вызывают _________________________Специальные  виды бактерий  вырабатывают сильные _________________________- вещества, убивающие  или подавляющие  развитие болезнетворных  организмов.

ТРЕТИЙ РАУНД

«ГРИБЫ ПАРАЗИТЫ»

Задание №1 «По словесному портрету догадайся кто же это!»: Перед вами описание грибов – паразитов. Вы должны определить о каком грибе  идет речь.

А:Эти грибы многолетние, трубчатые. По форме плодового тела напоминают копыто.

Б: Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды.

В: Не имеет хлорофилла, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены на концах  нитей в мелких кисточках.

Г: Грибы, вызывающие заболевания культурных растений, превращая  здоровые зерна в ядовитые черные рожки.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ: 

Задание №2  «Люди науки»:

В 1928 году произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода «пенициллиум», убивающий бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали «пенициллином».В чистом виде оно было выделено только в 1940 году. Вскоре в медицине начали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали – «антибиотиками». Ответьте на вопрос: Кто из перечисленных на слайде ученых впервые использовал для лечения больных вещество «пенициллин»?

1.А. Флемминг

2.И. И.Мечников

3.Ермольева

ОТВЕТ:

ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД

«ЛИШАЙНИКИ»

Задание №1 : Перед вами фотографии лишайников. Определите  номер фото с  изображением  накипного лишайника.

ОТВЕТ:

Задание № 2 :  Типы слоевищ лишайников на картинках:

ОТВЕТ: №1 -     №2 -        №3-

Задание № 3 :Выберите номера верных суждений и запишите их через запятую

1.Лишайники — это организмы -симбионты.

2.Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем или талломом.

3.Различают два  основных типа слоевищ лишайников.

4.Наиболее простой тип лишайников -кустистый.

5.В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный.

6.Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха

ОТВЕТ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс...

Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)

Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...

Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»

Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания  по теме класс Рыбы, особенностях внешнего,  внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...

Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.

Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной си...

Обобщающий урок биологии для учащихся 8 класса "Красота, как биологическая целесообразность"

Обобщающий урок по биологии«Красота, как биологическая целесообразность»Урок рекомедован для учащихся 8 класса , в конце 4 четвертиЦель урока: обобщить полученные знания по курсу «Че...