Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Тип урока | Обобщение изученного материала |
Технология построения урока | Игровая технология |
Тема | Лишайники.Грибы.Бактерии |
Цель | Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии» |
Задачи:
| - мотивировать учащихся к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях; - способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность; - |
Информационно-технологические ресурсы : | компьютер, проектор, презентация к уроку, видеосюжет о грибах, листы контроля |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии»
Автор:: | Номоконова А.А. |
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Тип урока | Обобщение изученного материала |
Технология построения урока | Игровая технология |
Тема | Лишайники.Грибы.Бактерии |
Цель | Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии» |
Задачи: | - мотивировать учащихся к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях; - способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность; - |
Информационно-технологические ресурсы : | компьютер, проектор, презентация к уроку, видеосюжет о грибах, листы контроля |
Ход игры
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами прощаемся с наукой ботаникой. Впереди у нас будет новый учебный год, где мы познакомимся с наукой, которая изучает жизнь животных. Я уверена, что изучая их образ жизни и среду обитания, вы не забудете наших зеленых соседей по планете, от которых зависит жизнь на нашей планеты Земля. Предлагаю наш урок провести в форме игры «Звездный час». Играя мы с вами закрепим и расширим знания по разделу «Лишайники.Грибы.Бактерии»,выполняя задания четырех раундов. В каждом туре несколько заданий, с которыми я уверена, вы - справитесь. Ответы вы будите записывать в листы контроля, которые лежат на ваших столах. Каждый участник игры зарабатывает себе баллы-звезды, благодаря полученным знаниям на уроках биологии, изучая информацию дополнительной литературы и знакомясь с ресурсами Интернета, которые я вам рекомендовала. Сегодня у каждого из вас будет свой звездный час! Итак, вперед за звездами!!! Игра начинается!
ПЕРВЫЙ РАУНД
«В МИРЕ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ»
Учитель: Так или иначе, с грибами знакомы все. Среди вас много поклонников «тихой охоты», ценящих неспешные прогулки по осеннему лесу, снимающие стрессы повседневной жизни. Собранные грибы идут на приготовление разнообразных вкусных блюд. В сушенном, соленом или маринованном виде их запасают на длительный срок.
Задание №1 «Грибные загадки» (Слайд № ):
Я загадываю вам загадки о грибах, произрастающих на территории ЕАО. Ваша задача выбрать на слайде номера с названиями грибов, о которых идет речь. Желаю удачи!
Загадка 1: | Загадка 2: | Загадка 3: | Загадка 4: |
Принимать привык Егорка От людей земной поклон. Как заря, на нем ермолка. Ждет нас под осиной он. | Стоят на опушке волнушки и будто сестрички – Меж ними лисички. Под сосенкой – рыжик, Понурый с просонок И скользкий … | На красном грибочке Белесые точки, Словно конопушки На носу весной. Что за гриб такой? | Царь грибов на белой ножке Самый лучший для лукошка, Он головку держит смело, Потому что гриб он …. |
Ответ: ПОДОСИНОВИК | Ответ: МАСЛЕНОК | Ответ: МУХОМОР | Ответ :БЕЛЫЙ |
Задание №2 (Слайд № ): Работа с рисунком. Рассмотрите рисунок «Строение шляпочного гриба». Вопрос: Какие составные части гриба обозначены цифрами 1,2,3,4?
Задание № 3(Слайд № ): Решите тест (Выберите один правильный ответ для №1,2, два ответа для №3 ).
1.Гриб получает из корней деревьев вещества: | 2. Гриб снабжает дерево веществами: | 3. Для грибов характерен способ питания: |
А: Минеральные Б: Органические В: Воду | А: Минеральными Б: Органическими В:Водой | А: Сапрофитный Б: Фотосинтез В: Паразитический |
Ответ: Б | Ответ: А | Ответ: А,В |
ВТОРОЙ РАУНД
«НЕВИДИМКИ»
Учитель: Нет такого места, где бы они не были. Они повсюду и их размеры настолько микроскопически малы, что мы их не видим и эти невидимки, как мы с вами уже знаем – БАКТЕРИИ. Форма их клеток разнообразна. Взгляните на слайд, здесь и палочковидные, и шарообразные, и изогнутые, и нитевидные. Внимание, задание № 1.
Задание № 1 (Слайд № ): На слайде изображены бактериальные клетки различной формы. Распределите их в соответствии с названной формы.
А: Бациллы | Б: Спириллы | В: Вибрионы | Г: Кокки |
Ответ:А-;Б -; В-; Г-
Задание № 2 (Слайд):Решите задачу: имеется бактерия, которая каждую секунду делится попалам, образовавшиеся две бактерии через секунду делятся снова попалам и т.д. Известно, что одна бактерия запущенная в некий резервуар, заполнила его своим потомством ровно через час. Через сколько времени заполнится этот же резервуар, если туда положить сразу две бактерии?
Задание № 3: Работа с текстом.
Вставьте пропущенные слова в тексте: Бактерии — это многообразная группа ... живых существ. Они имеют различную форму,но чаще всего — форму ... У бактерий в зависимости от внешнего вида различают несколько форм: одиночные округлые - …. сложенные в цепочку - …, палочковидные - …, спиралевидные - …, в виде запятой - ...Среди бактерий есть автотрофы и ... Среди бактерий есть особая крупная группа - ….., которые могут питаться гетеротрофно и автотрофно, так как содержат в своих клетках ….. Размножаются бактерии простым …. надвое. Некоторые бактерии вредны для других организмов, как как вызывают ….Специальные виды бактерий вырабатывают сильные …. - вещества, убивающие или подавляющие развитие болезнетворных организмов.
ТРЕТИЙ РАУНД
«ГРИБЫ ПАРАЗИТЫ»
Учитель: Грибы-паразиты питаются за счет живых организмов, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, а также на животных. Именно к паразитическим грибам принадлежит большая часть возбудителей болезней сельскохозяйственных растений, ежегодно наносящих большой экономический ущерб фермерам и садоводам нашей области, а иногда вызывающих настоящие катастрофы.
Задание №1 (Слайд № ) «По словесному портрету догадайся кто же это!»:
Перед вами описание грибов – паразитов. Вы должны определить о каком грибе идет речь. Удачи!
А:Эти грибы многолетние, трубчатые. По форме плодового тела напоминают копыто. | Б: Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды. | В: Не имеет хлорофилла, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены на концах нитей в мелких кисточках. | Г: Грибы, вызывающие заболевания культурных растений, превращая здоровые зерна в ядовитые черные рожки. |
Ответ: трутовик | Ответ: парша | Ответ: пеницилл | Ответ: спорынья |
Задание №2 (Слайд № ) «Люди науки»:
В 1928 году произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода «пенициллиум», убивающий бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали «пенициллином».В чистом виде оно было выделено только в 1940 году. Вскоре в медицине начали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали – «антибиотиками». Ответьте на вопрос: Кто из перечисленных на слайде ученых впервые использовал для лечения больных вещество «пенициллин»?
- А. Флемминг
- И. И.Мечников
- Ермольева
ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД
«ЛИШАЙНИКИ»
Учитель: Мы начинаем четвертый раунд. Они поселяются на бесплодных почвах – удобряя ее перегноем, на камнях – медленно разрушая их под действием особенных кислот, которые выделяют в процессе жизнедеятельности. Догадались? (Учитель слушает ответы учащихся) Правильно, это – лишайники!
Задание №1 (Слайд № ) : Перед вами фотографии лишайников. Определите номер фото с изображением накипного лишайника.
Задание № 2 (Слайд № ): Назовите типы слоевищ изображенных под номерами 1,2,3
Задание № 3 (Слайд № ):Выберите номера верных суждений и запишите их через запятую
- Лишайники — это организмы -симбионты.
- Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем или талломом.
- Различают два основных типа слоевищ лишайников.
- Наиболее простой тип лишайников -кустистый.
- В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный.
- Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха
(Ответ:1,2,5,6)
Учитель: Наша игра закончилась. Пришло время дать оценку вашим знаниями по теме «Лишайники.Грибы.Бактерии» при помощи подсчета ваших заработанных звезд. Помните. Что каждая звездочка – это балл. Итак, приступаем к оцениванию ваших знаний. Возьмите в руку ручку с красной пастой, которой вы будите зачеркивать неправильные ответы в своих листах контроля знаний, а напротив правильных- ставить звездочку. Перед вами правильные ответы на задания раундов. Будьте внимательными, а главное честными перед собой, перед своими одноклассниками и перед учителем!
Сверились? Приступаем к звездному часу! Превратим звездочки в отметки! Выставляем результат в дневник.
Приложение 1
Рабочий лист учащегося
Ф.И. Учащегося:
Класс:
Дата:
ПЕРВЫЙ РАУНД
«В МИРЕ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ»
Задание №1 «Грибные загадки»
Загадка 1: | Загадка 2: | Загадка 3: | Загадка 4: |
Принимать привык Егорка От людей земной поклон. Как заря, на нем ермолка. Ждет нас под осиной он. | Стоят на опушке волнушки и будто сестрички – Меж ними лисички. Под сосенкой – рыжик, Понурый с просонок И скользкий … | На красном грибочке Белесые точки, Словно конопушки На носу весной. Что за гриб такой? | Царь грибов на белой ножке Самый лучший для лукошка, Он головку держит смело, Потому что гриб он …. |
Ответ: |
| Ответ: | Ответ: |
Задание №2 : Работа с рисунком «Строение шляпочного гриба»:
1-
2 -
3 -
4 -
Задание № 3: Решите тест (Выберите один правильный ответ для №1,2, два ответа для №3 ).
1.Гриб получает из корней деревьев вещества: | 2. Гриб снабжает дерево веществами: | 3. Для грибов характерен способ питания: |
А: Минеральные Б: Органические В: Воду | А: Минеральными Б: Органическими В:Водой | А: Сапрофитный Б: Фотосинтез В: Паразитический |
Ответ: | Ответ: | Ответ: |
ВТОРОЙ РАУНД
«НЕВИДИМКИ»
Задание № 1 (Слайд № ): На слайде изображены бактериальные клетки различной формы. Распределите их в соответствии с названной формы.
А: Бациллы | Б: Спириллы | В: Вибрионы | Г: Кокки |
Задание № 2 (Слайд):Решите задачу: имеется бактерия, которая каждую секунду делится попалам, образовавшиеся две бактерии через секунду делятся снова попалам и т.д. Известно, что одна бактерия запущенная в некий резервуар, заполнила его своим потомством ровно через час. Через сколько времени заполнится этот же резервуар, если туда положить сразу две бактерии?
ОТВЕТ:
Задание № 3: Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова в тексте:
Бактерии — это многообразная группа ______________________ живых существ. Они имеют различную форму,но чаще всего — форму ___________________...У бактерий в зависимости от внешнего вида различают несколько форм: одиночные округлые - ___________________________ сложенные в цепочку - _______________________палочковидные - …__________________________, спиралевидные - ________________ в виде запятой - __________________.Среди бактерий есть автотрофы и _________________________ Среди бактерий есть особая крупная группа - _______________________, которые могут питаться гетеротрофно и автотрофно, так как содержат в своих клетках____________________. Размножаются бактерии простым_____________________надвое. Некоторые бактерии вредны для других организмов, как как вызывают _________________________Специальные виды бактерий вырабатывают сильные _________________________- вещества, убивающие или подавляющие развитие болезнетворных организмов.
ТРЕТИЙ РАУНД
«ГРИБЫ ПАРАЗИТЫ»
Задание №1 «По словесному портрету догадайся кто же это!»: Перед вами описание грибов – паразитов. Вы должны определить о каком грибе идет речь.
А:Эти грибы многолетние, трубчатые. По форме плодового тела напоминают копыто. | Б: Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды. | В: Не имеет хлорофилла, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены на концах нитей в мелких кисточках. | Г: Грибы, вызывающие заболевания культурных растений, превращая здоровые зерна в ядовитые черные рожки. |
Ответ: | Ответ: | Ответ: | Ответ: |
Задание №2 «Люди науки»:
В 1928 году произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода «пенициллиум», убивающий бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали «пенициллином».В чистом виде оно было выделено только в 1940 году. Вскоре в медицине начали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали – «антибиотиками». Ответьте на вопрос: Кто из перечисленных на слайде ученых впервые использовал для лечения больных вещество «пенициллин»?
1.А. Флемминг
2.И. И.Мечников
3.Ермольева
ОТВЕТ:
ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД
«ЛИШАЙНИКИ»
Задание №1 : Перед вами фотографии лишайников. Определите номер фото с изображением накипного лишайника.
ОТВЕТ:
Задание № 2 : Типы слоевищ лишайников на картинках:
ОТВЕТ: №1 - №2 - №3-
Задание № 3 :Выберите номера верных суждений и запишите их через запятую
1.Лишайники — это организмы -симбионты.
2.Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем или талломом.
3.Различают два основных типа слоевищ лишайников.
4.Наиболее простой тип лишайников -кустистый.
5.В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный.
6.Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха
ОТВЕТ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс...
Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)
Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...
Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»
Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания по теме класс Рыбы, особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...
Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.
Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной си...
Обобщающий урок биологии для учащихся 8 класса "Красота, как биологическая целесообразность"
Обобщающий урок по биологии«Красота, как биологическая целесообразность»Урок рекомедован для учащихся 8 класса , в конце 4 четвертиЦель урока: обобщить полученные знания по курсу «Че...