Методическая разработка урока "Жизнедеятельность клетки", (5 класс, УМК В.В.Пасечник)
методическая разработка по биологии (5 класс)

Стремякова Оксана Александровна

Методическая разработка урока "Жизнедеятельность клетки", (5 класс, УМК В.В.Пасечник) составлена с учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проект урока биологии в 5  классе

по формированию универсальных учебных действий

Тема

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ

Цель

Формирование первоначальных представлений о проявлениях жизнедеятельности клетки

Задачи

Образовательная: сформировать знания о движении, дыхании, питании и обмене веществ  растительных клеток

Развивающая: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности ("Наблюдение за движением цитоплазмы"), развивать умения делать выводы, выделять главное, применять знания на практике.

Воспитательная: формировать социальные компетенции учащихся как творческой личности с положительными нравственными качествами, изучать новый материал с использованием биологических экспериментов.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, межклетники, межклеточное вещество

Планируемые результаты

Личностные

Сформировать мотивацию к обучению на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов

Метапредметные

Познавательные:

- умение находить и обобщать полученную информацию;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативные:

- умение анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов.

Предметные

- знать первоначальные представления о жизнедеятельности клетки

Универсальные учебные действия

Личностные

- мотивация на получение информации об основных процессах жизнедеятельности;

- умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные

- уметь ставить цель и планировать деятельность для достижения этой цели;

-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Познавательные

-умение работать с информацией, смысловое чтение;

-умение работать  по алгоритму;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь приводить доказательства фактов;

- умение анализировать полученную информацию, подводить итоги

Коммуникативные:

- уметь формулировать свои мысли при постановке вопросов;

- уметь работать в группах

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Учебник

Материал для проведения эксперимента

Раздаточный дополнительный материал

Презентация

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

работа с инструкционной картой

работа в группах

презентация результатов работы

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Орг. момент ( 1мин)

II этап. Актуализация знаний  (9 мин)

Цель деятельности

УУД

1. Основные группы элементов, входящих в состав клеток.

2. Неорганические вещества и их роль в клетке.

3. Органические вещества и их роль в клетке.

4. Сравнение химического состава клетки и объектов неживой природы.

 

III этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) (3мин)

УУД

 - создание благоприятного психологического настроя на работу,

- обеспечение мотивации учения,

- принятие целей урока.

Внимание! Удивительные открытия прошлых уроков продолжаются.

Задание. Проблемная ситуация (зачитывают стихотворение 3 учащихся)

1. Загляните на часок

В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит –

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

2. В клетку пища поступает 

Очень даже непростая,

Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

Должен пищу он окислить,

А из клетки – углекислый.

Часть веществ построит клетку,

(Так растет листок иль ветка)

Часть – отложится в запас,

Что не нужно в тот же час

Удаляется из клетки.

Коли пища поступает,

Клетка быстро подрастает.

3. Наступает миг деленья,

Это не одно мгновенье.

Длится рост и размножение

Столько, сколь живет растение.

И название “растение”

Получило объяснение.

Мы вам сказку рассказали.

Что о клетке вы узнали?

О чём идёт речь в стихотворении?

Сегодня тема нашего урока "Жизнедеятельность клетки". Основные процессы жизнедеятельности  клетки мы будем рассматривать два урока.

личностные:

- мотивация на целенаправленную познавательную деятельность и умение управлять ей;

коммуникативные:

- уметь сформулировать свои мысли в устной форме;

- формулировать тему урока;

познавательные:

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь приводить доказательства фактов;

регулятивные:

- уметь ставить цель и планировать деятельность

IV этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания) (17 мин)

Цель деятельности

УУД

Включение учащихся в целенаправленную познавательную деятельность

1. Процессы жизнедеятельности клетки  и их значение.

Живая клетка потому и называется живой, что в ней внутри протекают те же процессы, что и в живом многоклеточном организме.

Одно из важных и наиболее заметных проявлений жизнедеятельности клетки – движение цитоплазмы.

Каково значение этого движения?

В цитоплазме протекают различные химические процессы. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ к различным частям клетки. Кроме того, удаляются в вакуоль вещества, выработанные клеткой.

2. Наблюдение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. 

Движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листах элодеи. Если в течение некоторого времени наблюдать за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки, позволяющие видеть перемещение бесцветной цитоплазмы.

Чем активнее перемещается цитоплазмы, тем больше скорость движения цитоплазмы.

3. Выполнение задания в рабочей тетради №30 на с.22

Зарисуйте клетки, стрелками обозначьте направление движения цитоплазмы.

Сделайте вывод о значении движения цитоплазмы.

Как вы думаете, может ли изменяться скорость движения цитоплазмы? Если да, то от каких факторов?

Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещенности, уровня обеспечения кислородом и других условий. Если температура повышается, или препарат облучают ярким светом, скорость увеличивается. При понижении температуры скорость движения уменьшается. В этом проявляется реакция живых клеток на изменение условий окружающей среды.

Цитоплазма способна не только двигаться, но и изменять объём – сжиматься и расширяться.

4. Взаимодействие соседних клеток (объяснение понятий "межклеточное вещество" и "межклеткники")

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолированы от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Прочитайте в учебнике §9, с.42 и дайте объяснение, что такое "межклеточное вещество" и "межклетники".

5. Обмен веществ.

Клетка способна поглощать различные вещества из окружающей среды. Во-первых клетка, поглощает  кислород, выделяет углекислый газ во внешнюю среду. Как называет этот процесс?

Этот процесс происходит постоянно.

В клетке постоянно протекают процессы обмена веществ.

Обмен веществ состоит из трёх этапов:

1. Поступление веществ в клетку. Клетка получает из внешней среды не только кислород, но и другие необходимые  ей вещества.

2. Затем в цитоплазме они вступают  друг с другом в различные сложные химические реакции. В результате образуются новые вещества. Одни расходуются клеткой на свои нужды, другие откладываются про запас, а третьи – выводятся наружу.

3. Выделение веществ происходит через клеточную мембрану в окружающую среду.

Перемещению питательных веществ в клетке способствует движение цитоплазмы.

Клетка не очень гостеприимна. Оказывается, через клеточную мембрану может проникнуть  не любое вещество. Такое свойство называется избирательная проницаемость. Вода, кислород, углекислый газ легко проникают через оболочку и цитоплазму, но есть вещества, которые не могут попасть в цитоплазму живой клетки.

В избирательной проницаемости клеточной мембраны можно убедиться на опыте (опыт закладывается на перемене одним из учеников). Мешочек с бесцветным крахмальным клейстером опускаем в стакан с водным раствором йода. Содержимое окрасилось в фиолетовый цвет (через 15-20 минут). Это произошла реакция крахмала с йодом.  Под действием йода крахмал окрашивается в фиолетовый цвет. При этом содержимое стакана осталось прозрачным, и цвет  не изменился. Этим опытом убедились, что мембрана (в данном случае  в роли мембраны выступает целлофан) обладает свойством пропускать воду и минеральные вещества и препятствует выходу органических веществ.

Коммуникативные:

- умение формулировать мысли при задавании вопросов

Познавательные:

-умение работать с информацией, смысловое чтение, работа по алгоритму

Регулятивные:

- умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

V этап. Диагностика качества освоения темы (закрепление материала) (5 мин)

Цель деятельности

УУД

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы; выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий; установление причин выявленных недостатков

- Посмотрим, как вы усвоили материал.

1. Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

2. Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы?

3. Из чего состоят все органы растения?

4. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

5. Как поступают вещества в клетку?

Познавательные:

- умение анализировать полученную информацию, подводить итоги

Коммуникативные:

- умение формулировать мысли

Регулятивные:

- умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

VI этап. Домашнее задание (2 мин)

Цель деятельности

§9, ответить на вопросы в конце параграфа, уметь объяснять понятия, изученные на уроке. В рабочей тетради выполнить задание 31.

Творческое задание: сделать сообщение об истории изучения клеточного деления. Какие ученые внесли наибольший вклад в исследование этой темы?

Результат деятельности

VII этап. Рефлексивная деятельность (3 мин)

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Самоанализ

I. Задание на самоанализ 

Самооценка

II. Задание на самооценку.

Выберите смайлик вашего настроения

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Мхи" 5 класс В.В. Пасечник

В разработке отражены дидактические цели изадачи в свете требований ФГОС, а также представлена технологическая карта с методической структурой урока....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...