Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа адресована учителю, учащимся 9 класса и администрации МБОУ « Гашейская СОШ»
Настоящая рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Уставом МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Авторской программой учебников «Биология. Общие закономерности» 9 класс С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина (М.: «Дрофа», 2018 г.) и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни»:
- Учебному плану МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Положением о рабочей программе учителя МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Цели:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
«Биология. Общие закономерности» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в соответствии с УП МБОУ «Гашейская СОШ» на 2019– 2020 г
Раздел 2.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
- ответственного отношения к учению, труду;
- целостного мировоззрения;
- осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
- коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
- основ экологической культуры
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Знать особенности жизни как формы существования материи;
- Понимать роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- Знать фундаментальные понятия биологии;
- Понимать сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- Знать основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза
- Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
- Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- Уметь работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В результате изучения биологии ученик 9-ого класса должен
- Должен знать:
- основные отличия живых организмов от объектов неживой природы
- уровни организации живой материи
- объекты и методы изучения в биологии
- основные понятия: эволюция, вид, популяция, естественный отбор и др.
- многообразие форм и распространенность бесполого размножения
- половое размножение и его биологическое значение
- органические и неорганические вещества
- оплодотворение
- особенности растительной и живой клеток
- органоиды
- митоз, биологический смысл митоза
- мейоз
- понятия: ген, генотип, фенотип
- наследственная и ненаследственная изменчивость
- селекция, гибридизация и отбор
- сорт, пород
-биосфера, биомасса, биологическая продуктивность, биологический круговорот
2. Должны уметь:
- объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле
- объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи
- объяснять рисунки и схемы в учебниках
- самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке
- иллюстрировать ответ простейшими схемами клеточных структур
- характеризовать сущность полового и бесполого размножения
- составлять простейшие родословные, решать генетические задачи
- понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности с/х производства
- выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических ситуациях
- анализировать видовой состав биоценозов
- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах
- владеть языком предмета
Система оценки достижений учащихся.
Стартовая диагностика- входная диагностика
- входная комплексная диагностическая работы
Текущая диагностика
- процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся,
- внутриурочная оценка деятельности обучающихся биологии,
- выполнение и оценивание проверочных, контрольных, диагностических работ на протяжении всего периода обучения биологии.
- Итоговая диагностика итоговая аттестация для выпускников, выбравших биологию на ГИА 9 в 2019-2020 учебном году, в форме ОГЭ.
Раздел 3
Содержание учебного курса
Введение. Биология в системе наук (2 ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке ( 11 ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Лабораторные работы:
Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч.)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Глава 3. Основы генетики (12 ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Лабораторные работы:
Изучение изменчивости у растений и животных.
Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека (3 ч.)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа:
Составление родословных.
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (4 ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 6. Эволюционное учение (8 ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции..
Лабораторная работа:
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (15 ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Лабораторные работы:
Строение растений в связи с условиями жизни.
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Экскурсия:
Среда жизни и ее обитатели
Повторение 3 ч
Раздел №4.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Понятия | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
По плану | Коррекция | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Введение. Биология в системе наук 2 ч | |||||||||
1 | 1 | Биология как наука. Место биологии в системе наук. | Определяют место биологии в системе наук. Оценивают вклад различных учёных-биологов в развитие науки биологии | Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. | Повторить основные признаки живой природы, биологии как науки, о роли организмов в природе и жизни человека, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. | Ставить и формулировать для себя новые задачи . Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. Работать с текстом учебника. | Осознание ценности биологических знаний в жизни человека и своей жизни | ||
2 | 2 | Методы биологических исследований. Значение биологии | Выделяют основные методы биологических исследований. Объясняют значение биологии для понимания научной картины мира | Методы изучения живых организмов | Продолжить формировать навыки в умении делать различия между практическими и теоретическими методами познания; объяснять значение методов в научном познании. | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей Осваивать основные правила работы в кабинете биологии | Осознание необходимости соблюдать правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием и живыми объектами; убеждение в объективности знаний, полученных в ходе применения метод изучения живой природы. | ||
Тема 1. Основы цитологии-науки о клетке 11ч (10+ 1 ч Лр) | |||||||||
3 | 1 | Цитология - наука о клетке | Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Объясняют значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук | Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение. Световая микроскопия. Электронный микроскоп. Радиография. Ультрацентрифугирование | Знакомиться с разделами биологии; получать представление о деятельности человека в данной области биологии, методах науки | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей | Понимание жизни как уникальной особенности и формирование ценностно-смысловой установки о необходимости бережного отношения к живой природе. | ||
4 | 2 | Клеточная теория | Объясняют значение клеточной теории для развития биологии | Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение. Плазматическая мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Клеточная теория | Формировать систематизированные представления, об основных биологических теориях | Работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить Организовывать свою деятельность,. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
5 | 3 | Химический состав клетки | Сравнивают химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке | Химический состав живых организмов. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества Роль воды, минераль ных солей, углеводов, ли-пидов, белков в организме | Формировать систему научных знаний о живой природе и закономерностях её развития | Работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | ||
6-7 | 4-5 | Строение клетки | Характеризуют клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. Различают на та- блицах и готовых микропрепаратах основ- ные части и органоиды клетки. | Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосомы. | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Проводить простейшие исследования и оформлять результаты. | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
8 | 6 | Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. | Объясняют особенности клеточного строения организмов. Выявляют взаимосвязи между строением и функциями клеток. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Многообразие клеток | Формировать систематизированные представления биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях | Определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Использовать владение устной и письменной речью Развивать умения выполнять тестовые задания. | Развитие интереса к изучению основных процессов жизнедеятельности | ||
9 | 7 | Лабораторная работа №1 Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий | Наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах Сравнивают строение эукариотических и прокариотических клеток на основе анализа полученных данных | Приобретать опыт использования методов био науки и проведения несложных биоэкспериментов для изучения живых организмов | Планировать и регулировать познавательную деятельность. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Проводить простейшие исследования и оформлять результаты в виде схематических рисунков. | Развитие интереса к изучению незнакомых объектов живой природы. | |||
10 | 8 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез | Выделяют существенные признаки процессов обмена веществ. Объясняют космическую роль фотосинтеза в биосфере | Метаболизм Фотосинтез Фотолиз | Формировать систематизированные представления биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях | Определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Использовать владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Развивать практические умения | Развитие интереса к изучению основных процессов жизнедеятельности клетки. | ||
11 | 9 | Биосинтез белков. Генетический код и матричный принцип биосинтеза белков | Выделяют существенные признаки процесса биосинтеза белков и его механизм | Ген Кодон Транскрипция Трансляция | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
12 | 10 | Регуляция процессов жизнедея- тельности в клетке | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятель- ности клетки. Объясняют механизмы регуляции процессов жизнедеятель- ности в клетке | Гомеостаз Катализатор Фермент Витамины | Формировать систему научных знаний о живой природе и её закономерностях | Работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики | ||
13 | 11 | Повторение по теме Основы цитологии – науки о клетке | Вспоминают основные понятия; выполняют тестовые задания различного уровня | Все понятия темы | Учиться представлять результаты работы в различной форме | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биознаний. | Формирование о систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере | ||
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 5 ч | |||||||||
14 | 1 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение Митоз | Определяют самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделяютсущественные признаки процесса размножения, формы размножения. Объяснять биологическое значение митоза | Самовоспроизведение Бесполое размножение Кариоинез Цитокинез Митоз | Знакомиться с разделами биологии; получать представление о деятельности человека в данной области биологии, методах науки | Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Использовать владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Развивать умения выполнять тестовые задания. | Развитие интереса к изучению основных процессов жизнедеятельности | ||
15 | 2 | Половое размножениеМейоз | Выделяют особенности мейоза. Определяют мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов. Объясняют биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения | Половое размножение Половой процесс Гамета Мейоз Гомологичные хромосомы Оплодотворение Кроссинговер | Формировать систематизированные представления о процессах, и закономерностях | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Проводить простейшие исследования и оформлять результаты. | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
16 | 3 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | Выделяют типы онтогенеза (классифициро- вать) | Онтогенез Эмбриогенез Постэмбриональное развитие Старение Смерть | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Использовать владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Развивать умения выполнять тестовые задания. | Развитие интереса к изучению основных процессов жизнедеятельности клетки. | ||
17 | 4 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | Оценивают влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Определяют уровни приспособления организма к изменяющимся условиям | Факторы окружающей среды Адаптация | Формировать систему научных знаний о живой природе и закономерностях её развития | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Проводить простейшие исследования и оформлять результаты. | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
18 | 5 | Повторение по теме Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов | Вспоминают основные понятия; выполняют тестовые задания различного уровня | Все понятия темы | Учиться представлять результаты работы в различной форме | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. | Формирование о систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере | ||
Тема 3. Основы генетики 12 ч (10ч+2 ч Лр) | |||||||||
19 | 1 | Генетика как отрасль биологиче- ской науки | Определяют главные задачи современной генетики. Оценивают вклад учёных в развитие генетики как науки | Генетика Признак Наследственность Изменчивость | Знакомиться с разделами биологии; получать представление о деятельности человека в данной области биологии, методах науки | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
20 | 2 | Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип | Выделяют основные методы исследования наследственности. Определяют основные признаки фенотипа и генотипа | Гибридологический метод Гибридизация Фенотип Генотип Чистая линия | Формировать систематизированные представления биообъектах и явлениях | Работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | ||
21 | 3 | Закономерно сти наследования | Выявляют основные закономерности наследования. Объясняют механизмы наследственности | Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление признаков Аллельные гены Гомозиготы Гетерозиготы | Формировать систематизированные представления о закономерностях наследования и их механизмах | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Проводить простейшие исследования и оформлять результаты. | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
22-23 | 4-5 | Практические работы №1-2 Решение генетических задач | Выявляют алгоритм решения генетических задач. Решают генетические задачи | Алгоритмы решения генетических задач | Приобретать опыт использования методов био науки ; развивать понятийных аппарат | Планировать и регулировать познавательную деятельность. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Проводить простейшие исследования и оформлять результаты в виде схематических рисунков. | Развитие интереса к изучению незнакомых объектов живой природы. | ||
24 | 6 | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. | Объясняют основные положения хромосомной теории наследственности; хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | Хромосомная теория наследственности Локус Аутосомы Половые хоромосомы | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе и человеку | Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Использовать владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Развивать умения выполнять тестовые задания. | Развитие интереса к изучению основных процессов жизнедеятельности | ||
25 | 7 | Основные формы изменчивости организмов. Генотипическая из менчивость | Определяют основные формы изменчивости организмов. Выявляют особенности гено- типической изменчивости | Изменчивость Мутации Мутагенные факторы | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
26 | 8 | Комбинативная изменчивость | Выявляют особенности комбинативной изменчивости | Комбинативная изменчивость Рекомбинативная изменчивость | Развивать представления о биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
27 | 9 | Фенотипическая изменчивость | Выявляют особенности фенотипической изменчивости. | Модификационая изменчивость Норма реакции | Формировать систему научных знаний о живой природе и закономерностях её развития | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | ||
28 | 10 | Лабораторная работа №2 Описание фенотипов растений | Проводят биологические исследования и делать выводы на основе полу- ченных результатов | Приобретать опыт использования методов био науки и проведения несложных биоэкспериментов для изучения живых организмов | Планировать и регулировать познавательную деятельность. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Проводить простейшие исследования и оформлять результаты в виде схематических рисунков. | Развитие интереса к изучению незнакомых объектов живой природы. | |||
29 | 11 | Лабораторная работа №3 Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой | |||||||
30 | 12 | Повторение по теме Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов | Вспоминают основные понятия; выполняют тестовые задания различного уровня | Все понятия темы | Учиться представлять результаты работы в различной форме | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. | Формирование о систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере | ||
Тема 4. Генетика человека 3 ч | |||||||||
31 | 1 | Методы изучения наследственности человека. | Выделяют основные методы изучения на- следственности человека. Проводят биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | Генеалогический метод Родословная Близнецовый метод Метод анализа ДНК | Формировать систематизированные представления биообъектах | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование системы научных знаний | ||
32 | 2 | Практическая работа №3 Составление родословных | Приобретать опыт использования методов био науки и проведения несложных биоэкспериментов для изучения живых организмов | Формирование уважения к традициям разных людей. | |||||
33 | 3 | Генотип и здоровье человека. Медико-генетическое консультиро- вание | Устанавливают взаимосвязь генотипа человека и его здоровья | Медико-генетическое консультирование Близкородственный брак | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе и человеку | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
Тема 5. Основы селекции и биотехнологии (3 ч) | |||||||||
34-35 | 1-2 | Основы селекции. Методы селекции | Определяют главные задачи и направления современной селекции. Выделять основные методы селекции. Объясняют значение се- лекции для развития биологии и других наук | Селекция Искусственный отбор Инженерия генная и клеточная Гибридизация | Знакомиться с разделами биологии; получать представление о деятельности человека в данной области биологии, методах науки | Использовать для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | ||
36 | 3 | Достижения мировой и отечественной селекции | Оценивают достижения мировой и отечественной селекции; вклад отече- ственных и мировых учёных в развитие се- лекции | Полиплоидия Соматический гибрид | Развивать представления о биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | |||
37 | 4 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование | Оценивают достижения и перспективы развития современной биотехнологии. Характеризуют этические аспекты разви- тия некоторых направлений биотехнологии | Биотехнология Антибиотики Метод культурных тканей Клон Клонирование | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Проводить простейшие исследования и | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
Тема 6. Эволюционное учение 8 ч (7ч+1 ч Лр) | |||||||||
38 | 1 | Учение об эволюции органического мира | Оценивают вклад Ч. Дарвина в развитие био- логических наук и роль эволюционного учения. Объясняют сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов | Эволюция Эволюционная теория Дарвина | Знакомиться с разделами биологии; получать представле-ние о деятельности человека в данной области биологии, методах науки | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
39 | 2 | Вид. Критерии вида | Выделяют существенные признаки вида | Биологический вид Критерии вида | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | ||
40 | 3 | Популяционная структура вида | Объясняют популяционную структуру вида. Характеризуют популяцию как единицу эволюции | Популяция Генофонд | Развивать представления о биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере | Использовать доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать смысловые установки Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение окружающих | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | ||
41 | 4 | Видообразование | Выделяют существенные признаки стадий видообразования. Различают формы видо- образования. Объясняют причины многообразия видов; значение биологи- ческого разнообразия для сохранения биосферы | Микроэволюция Видообразование Макроэволюция | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Проводить простейшие исследования и оформлять результаты. | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
42 | 5 | Борьба за существование и есте- ственный отбор — движущие силы эволюции | Различают и характеризовать формы борьбы за существование Объясняют причины борь- бы за существованиеХарактеризуют естественный отбор как движущую силу эволюции | Борьба за существование естественный отбор | Формировать систематизированные представления о процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях | Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Использовать владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Развивать умения выполнять тестовые задания. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | ||
43 | 6 | Адаптация как результат естественного отбора | Объясняют формирование приспособлен-ности организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Выявляют приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида | Адаптация Взаимо- приспособленность видов | Развивать представления о биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
44 | 7 | Лабораторная работа №4 Изучение приспособленности организмов к среде обитания. | Проводят биологические исследования и делать выводы на основе полу- ченных результатов | Виды приспособлений | Приобретать опыт использования методов био науки и проведения несложных биоэкспериментов для изучения живых организмов | Использовать доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые установки по отношению к анализаторам Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | ||
45 | 8 | Повторение по теме Эволюционное учение | Вспоминают основные понятия; выполняют тестовые задания различного уровня | Все понятия темы | Учиться представлять результаты работы в различной форме | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. | Формирование о систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере | ||
Тема 7. Возникновение и развитие жизни на Земле 5 ч | |||||||||
46 | 1 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | Объясняют сущность основных гипотез о происхождении жизни. | Креационизм Коацерванты | Знакомиться с разделами биологии; получать представле-ние о деятельности человека в данной области биологии, методах науки | Работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | Формирование ценностно-смысловой установки по отношению к окружающему миру | ||
47 | 2 | Органический мир как результат эволюции | Выделять основные этапы в процессе возникновения и развития жизни на Земле | Гипотеза биопоэза | Формировать систематизированные представления о процессах, явлениях и закономерностях | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | ||
48-49 | 3-4 | История развития органического мира. | Дают характеристику основным этапам жизни на Земле | Эра период | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере | |||
50 | 5 | Повторение по теме Возникновение и развитие жизни на Земле | Вспоминают основные понятия; выполняют тестовые задания различного уровня | Все понятия темы | Учиться представлять результаты работы в различной форме | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. | Формирование о систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере | ||
Тема 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды 15 (11ч+3ч Лр+1ч Э) | |||||||||
51 | 1 | Экология как наука | Определяют главные задачи современной экологии. Выделяют основные методы эколо- гических исследований. Выделять суще- ственные признаки экофакторов. | Экология Среда обитания Экологические факторы | Знакомиться с разделами биологии; получать представле-ние о деятельности человека в данной области биологии, методах науки | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. | Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для создания естественнонаучной картины мира | ||
52 | 2 | Влияние экологических факторов на организмы | Определяют существенные признаки влияния экологических факторов на организмы. | Толерантность Лимитирующие факторы Адаптация | Формировать систематизированные представления биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных зада | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
53 | 3 | Лабораторная работа №5 Строение растений в связи с условиями жизни | Проводят биологические исследования и делают выводы на основе полученных результатов | Приобретать опыт использования методов био науки и проведения несложных биоэкспериментов для изучения живых организмов | Планировать и регулировать познавательную деятельность. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Проводить простейшие исследования и оформлять результаты в виде схематических рисунков. | Развитие интереса к изучению незнакомых объектов живой природы. | |||
54 | 4 | Экологическая ниша | Определяют существенные признаки эколо- гических ниш. Описывают экологические ниши различных организмов. | Местообитание Экологическая ниша | Развивать представления о биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование системы научных знаний | ||
55 | 5 | Лабораторная работа №6 Описание экологиче- ской ниши организма | Проводят биологические исследования и делают выводы на основе полученных результатов | Приобретать опыт использования методов био науки и проведения несложных биоэкспериментов | Формирование уважения к традициям разных людей. | ||||
56 | 6 | Структура популяции | Определяют существенные признаки струк- турной организации популяций | Популяция Численность популяции Рождаемость Смертность Возрастная структура | Развивать представления о биообъектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | ||
57 | 7 | Типы взаимодействия популяций разных видов | Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Объяснять значение био- логического разнообразия для сохранения биосферы | Симбиоз Хищничество Паразитизм Конкуренция | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
58 | 8 | Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем | Выделять существенные признаки экосистемы. Классифицировать экосистемы. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности | Сообщество Биоценоз Экосистема Продуценты Консументы Редуценты Биосфера | Формировать систематизированные представления экоси- стемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование системы научных знаний | ||
59 | 9 | Структура экосистем | Выделяют существенные признаки структур- ной организации экосистем | Структура сообщества Пищевая цепь Пищевая сеть | Продолжать овладевать понятийным аппаратом биологии | Формирование уважения к традициям разных людей. | |||
60 | 10 | Поток энергии и пищевые цепи | Выделяют существенные признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ и пре- вращений энергии в экосистеме. Составляют пищевые цепи и сети. Различают типы пище- вых цепей | Поток энергии Пищевая цепь: пастбищная и детритная Круговорот веществ | Формировать систему научных знаний о живой природе и закономерностях её развития | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов работы. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Проводить простейшие исследования и оформлять результаты. | Развитее интереса к проведению биологических исследований. | ||
61 | 11 | Искусственные экосистемы | Выявляют существенные признаки искус- ственных экосистем. Сравнивают природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. | Агроценоз | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | ||
62 | 12 | Лабораторная работа №7 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) | Проводят биологические исследования и делают выводы на основе полученных результатов | Искусственная экосистема | Приобретать опыт использования методов био науки и проведения несложных биоэкспериментов для изучения живых организмов | Планировать и регулировать познавательную деятельность. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Проводить простейшие исследования и оформлять результаты в виде схематических рисунков. | Развитие интереса к изучению незнакомых объектов живой природы. | ||
63 | 13 | Экскурсия Сезонные изменения в живой природе | Наблюдают и описывают экосистемы своей местности, сезонные изменения в живой природе | Сезонные явления | Формировать основ экологической грамотности; способности оценивать последствия деятельности человека в природе | Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Развивать основы самоконтроля, самооценки | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
64 | 14 | Экологические проблемы современности | Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. глобальных экологических проблем | Ноосфера Рациональное природопользование | Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. | Развивать навыки работы с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | ||
65 | 15 | Представление и защита экологического мини-проекта | Представляют результаты своего исследования. | Экологические пробемы | Формировать основ экологической грамотности; способности оценивать последствия | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией Участвовать в обсуждении | Развитие интереса к изучению незнакомых объектов живой природы. | ||
Повторение 3 ч | |||||||||
66-67 | 1-2 | Повторение | Планируют свою деятельность по применению теоретических знаний на практике | Все понятия | Расширить навыки проведения экомониторинга в окружающей среде | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Планировать и регулировать свою деятельность; Уметь оформлять результаты своей творческой деятельности. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
68 | 3 | Итоговая работа | Вспоминают основные понятия; выполняют тестовые задания различного уровня. | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к результатам своей деятельности | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Сотрудничать с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Раздел №5.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебник: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2018.
Дополнительная литература:
- Биология. 6-9 классы. Тематические зачеты/Сост.: Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова. М.: Образование для всех, 2011;
- Борисова Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». М.: Экзамен, 2011.
- Ловкова Т.А., Сонин Н.И. методическое пособие к учебнику Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». М.: Дрофа, 2011;
- Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности». М.: Дрофа, 2011.
Приложение 1
Национально –региональный компонент
Тема урока | Региональный компонент |
Многообразие живого мира | Местные виды, примеры биоценозов, биогеоценозов. |
Искусственный отбор породы животных и сорта растений | Местные районированные сорта растений и породы животных |
Естественный отбор | Примеры разных форм борьбы за существование с использованием местных видов. |
Формы отбора | Использование в качестве примеров местных видов растений и животных. |
Приспособленность | Изучение приспособленности организмов к среде обитания на примерах местных видов и местных биогеоценозов. |
Микроэволюция | Видовой состав живых организмов нашей местности. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора на примере местных видов. |
Макроэволюция | Красная книга Бурятии, исчезающие виды флоры и фауны. Эндемики озера Байкал. |
Развитие жизни на Земле | Месторождения каменного угля, известняков на территории Бурятии и Мухоршибирского района. Стоянки древнего человека на территории района. |
Клетка | Дефицит йода в нашей местности и его последствия. Профилактика заболеваний щитовидной железы. Сине- зеленые озера Байкал. |
Размножение организмов | Примеры с использованием местных видов грибов, растений, животных. |
Изменчивость | Местные районированные сорта культурных растений и пород домашних животных. Сельское хозяйство, животноводство Республики Бурятия, Мухоршибирского района. |
Основы экологии | Местные биогеоценозы: сосновый лес, смешанный лес, озеро Байкал, местные водоемы. |
Биосфера и человек | Природные ресурсы района и республики и их использование. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в нашей местности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...