Рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_klass.docx | 76.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1
Пояснительная записка
Программа адресована учителю, учащимся 7 класса и администрации МБОУ « Гашейская СОШ»
Настоящая рабочая программа по биологии в 7 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Уставом МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Авторской программой учебников «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класса В.Б.Захарова, Н.И. Сонина (М.: «Дрофа», 2017г.) и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни»:
- Учебному плану МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Положением о рабочей программе учителя МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Цель: изучение строения, жизнедеятельности, распространенности и экологии представителей основных царств живых организмов
Задачи:
- Рассмотреть общую характеристику систематических групп, изучить разнообразие видов и особенности их жизнедеятельности;
- продолжить формирование умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;
- развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;
- осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.
«Биология. Многообразие живых организмов» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в соответствии с УП МБОУ «Гашейская СОШ» на 2019– 2020 г
Раздел 2.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате освоения курса биологии 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
- знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)
- овладение основными навыками работы с определителями животных, с микроскопом;
- определение, узнавание различных животных, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
- проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
- владение грамотной устной и письменной речью;
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений, обучающихся устанавливаются следующие уровни:
- пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
- базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
- повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Раздел 3
Содержание учебного курса
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация:
- Строение клеток различных прокариот.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация:
- Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы:
- Строение плесневого гриба мукора*.
- Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2. Лишайники (1 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация:
- Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Растения (16 ч)
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация:
- Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. Низшие растения (3 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация:
- Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные работы
- Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3. Высшие споровые растения (5 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация:
- Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,
- различные представители мхов, плаунов и хвощей,
- схемы строения папоротника;
- древние папоротниковидные,
- схема цикла развития папоротника,
- различные представители папоротниковидных.
Практические работы:
- Изучение внешнего строения мха*.
- Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация:
- Схемы строения голосеменных,
- цикл развития сосны,
- различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
- Схема строения цветкового растения;
- строения цветка,
- цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение),
- представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение строения покрытосеменных растений*.
- Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Царство Животные (37 ч)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация:
- Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные работы:
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация:
- Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки,
- представители различных групп одноклеточных.
Практические работы:
- Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация:
- Типы симметрии у многоклеточных животных,
- многообразие губок.
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация:
- Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.
- Биоценоз кораллового рифа.
- Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5. Тип Плоские черви (3 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация:
- Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
- Различные представители ресничных червей.
- Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные работы:
- Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация:
- Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
- Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные работы:
- Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация:
- Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей.
- Различные представители типа Кольчатые черви.
Практические работы:
- Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8. Тип Моллюски (3 ч)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
- Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
- Различные представители типа моллюсков.
Практические работы:
- Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация:
- Схема строения речного рака.
- Различные представители низших и высших ракообразных.
- Схема строения паука-крестовика.
- Различные представители класса Паукообразные.
- Схемы строения насекомых различных отрядов.
Практические работы:
- Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация:
- Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
- Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация:
- Схема строения ланцетника.
- Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация:
- Многообразие рыб.
- Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация:
- Многообразие амфибий.
- Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация:
- Многообразие пресмыкающихся.
- Схемы строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
- Многообразие птиц.
- Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация:
- Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих.
- Многообразие млекопитающих.
- Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные работы:
- Изучение строения млекопитающих*.
- Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 5. Вирусы (2 ч)
Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация:
- Модели различных вирусных частиц.
- Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
- Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Заключение (1 ч)
Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Личностные результаты обучения
— развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Раздел №4.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока. | Тип урока | Вид контроля | Планируемые образовательные результаты изучения раздела | Информационные ресурсы | Домашнее задание | Дата |
Раздел ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | |||||||
1-3 | Многообразие живых организмов. | Комбинированный | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Познавательные УУД. Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Регулятивные УУД. Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные УУД. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы. Личностные УУД. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 5-10 | |
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | |||||||
4 | Общая характеристика бактерий. | изучение новых знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Регулятивные УУД. Объясняют роль бактерий в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями). Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
| Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | Учебник, стр. 12-16 до слов «В природе бактерии распространены...» | |
5 | Строение бактерий | Комбинированный | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 12-16 | ||
6 | Многообразие и значение бактерий. | Комбинированный | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 16-20 | ||
ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (4 час) | |||||||
7 | Общая характеристика грибов. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознают и описывают внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называют способы питания многоклеточных грибов. Выделяют особенности царства Грибы. Регулятивные УУД. Объясняют роль грибов в природе и в жизни человека. Приводят примеры шляпочных грибов, произрастающих в Алтайском крае. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 21-25 | |
8 | Плесневые грибы. лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Строение плесневого гриба мукора» | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 26-28, 29-31. | ||
9 | Шляпочные грибы. Лаб. раб. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 28-29 | ||
10 | Лишайники. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение лишайника. Регулятивные УУД. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 32-36 | |
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 часов) | |||||||
11-12 | Общая характеристика царства Растения. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 38-39 | |
13 | Строение и жизнедеятельность водорослей. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения водорослей». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения водорослей». | Познавательные УУД. Давать определение термину низшие растения. Регулятивные УУД. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 40-43 | |
14 | Значение и многообразие водорослей. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 43-49 | ||
15 | Отдел Моховидные. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения мхов». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения мхов». | Познавательные УУД. Давать определение термину. высшие споровые растения. Регулятивные УУД. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 50-56 | |
16 | Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Регулятивные УУД. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 50-56 | |
17-18 | Отдел Папоротниковидные. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения папоротников». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения папоротников». | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение папоротников. Регулятивные УУД. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 61-65 | |
19 | Отдел Голосеменные растения. Лаб. раб. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | Познавательные УУД. Давать определение термину «голосеменные растения». Выделять особенности голосеменных растений. Регулятивные УУД. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 66-72 | |
20 | Происхождение и особенности строения голосеменных. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 66-72 | ||
21 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Лаб. раб. «Изучение строения покрытосеменных растений». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы «Изучение строения покрытосеменных растений». | Познавательные УУД. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 73-77 | |
22 | Систематика отдела Покрытосеменные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 77-79 | ||
23 | Семейства класса Двудольные растения. | Урок комплексного применения ЗУН |
| Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 81- 84 | ||
24 | Семейства класса Однодольные растения. | Урок комплексного применения ЗУН |
| Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | стр. 80, сообщения о цветковых растениях | ||
25 | Многообразие, распространение покрытосеменных. Лабораторная работа « Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Лабораторная работа « Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции | С73-80 | ||
26 | Обобщение по теме Отдел покрытосеменные растения | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | С73-80 | ||
ЖИВОТНЫЕ (38 часов) | |||||||
27 | Общая характеристика Царства Животные. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 87-88 | |
28 | Общая характеристика простейших. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Регулятивные УУД. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 89-91 | |
29 | Многообразие и значение простейших. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 92-98 | ||
30 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть признаки многоклеточных животных. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 99-103 | |
31 | Особенности строения кишечнополостных. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Регулятивные УУД. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 104-107 | |
32 | Многообразие и распространение кишечнополостных. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 108-111 | ||
33 | Обобщение по теме Тип Кишечнополостные. | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | стр. 108-111 | |||
34 | Общая характеристика типа Плоские черви. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Регулятивные УУД. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 112-113 | |
35 | Многообразие и значение плоских червей. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 114-118 | ||
36 | Общая характеристика типа Круглые черви. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Регулятивные УУД. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 119-124 | |
37 | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Регулятивные УУД. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 119-124 | |
38 | Многообразие кольчатых червей. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 127-131 | ||
39 | Обобщение по теме Кольчатые черви | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | стр. 127-131 | |||
40 | Общая характеристика типа Моллюски. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Регулятивные УУД. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 132-134 | |
41 | Многообразие и значение моллюсков. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 135-142 | ||
42 | Особенности организации членистоногих. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | Познавательные УУД. Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 143 | |
43-44 | Класс Ракообразные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Регулятивные УУД. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 144-150 | |
45 | Класс Паукообразные. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Регулятивные УУД. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 151-157 | |
46 | Общая характеристика насекомых. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Регулятивные УУД. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Алтайском крае. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Коллекции | стр. 158-164 | |
47 | Размножение и развитие насекомых. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 164-165 | ||
48 | Значение и многообразие насекомых. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 165-169 сообщения | ||
49 | Тип Иглокожие | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть особенности строения типа иглокожие и приводить примеры представителей. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | сообщения | |
50 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 176-177, 170-175 | |
51 | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб Регулятивные УУД. Объяснять происхождение рыб, роль костных рыб в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр.178-184. | |
52 | Костные рыбы. Лаб. раб. « Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | Комбинированный | Выполнение лабораторной работы « Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Оборудование | С 185-188 сообщения | ||
53 | Общая характеристика земноводных. Лаб. раб. « Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы « Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 189-196 | |
54 | Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 196-199 | ||
55 | Общая характеристика пресмыкающихся. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Регулятивные УУД. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 200-205 | |
56 | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр.206-207 | ||
57 | Общая характеристика птиц. Лаб. раб. « Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». | изучение новых знаний | Выполнение лабораторной работы « Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». | Познавательные УУД. Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение птиц. Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 208-216 | |
58 | Экологические группы птиц. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 218-225 сообщения | ||
59 | Роль птиц в природе и жизни человека. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 216-217,226 | ||
60 | Обобщение по теме Класс Птицы | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | стр. 208-216 | |||
61 | Общая характеристика млекопитающих Лаб. раб. «Изучение строения млекопитающих» | изучение новых знаний | Лабораторная работа «Изучение строения млекопитающих» | Познавательные УУД. Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Регулятивные УУД. Объяснять происхождение млекопитающих. Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 227-231 | |
62 | Внутреннее строение млекопитающих. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 232-239, сообщения | ||
63 | Многообразие млекопитающих Лабораторная работа « Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | Комбинированный | Лабораторная работа «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 240-246 | ||
64 | Обобщение по теме Класс Млекопитающие. | Урок контроля, оценки знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради Тест | сообщения | |||
ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа) | |||||||
65 | Общая характеристика вирусов. | изучение новых знаний | Сам. Раб. в рабочей тетради | Познавательные УУД. Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Регулятивные УУД. Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | С.250-251 | |
66 | Значение вирусов. | Комбинированный | Сам. Раб. в рабочей тетради | Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение | стр. 251-253 сообщения | ||
67 | Заключение | ||||||
68-70 | Резервное время 3 час |
Раздел №5.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
УМК:
Для учащихся:
1. В.Б. Захаров, НИ.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учебреждений. - М: Дрофа, 2017. - 138с,[2].: ил.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2017.
Для учителя:
В.Б. Захаров, НИ.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М: Дрофа, 20015. - 138с.;
а также методических пособий для учителя: MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
• Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2012
Приложение 1
Национально –региональный компонент
Богатая история Республики Бурятия - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
НРК на уроках: Основные систематические группы рыб. Разнообразие рыб озера Байкал.
Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Красная книга Бурятии.
Многообразие земноводных. Земноводные Бурятии.
Многообразие пресмыкающихся, их значение. Пресмыкающиеся Бурятии.
Многообразие птиц .Птицы Бурятии.
Многообразие млекопитающих. Млекопитающие Бурятии.
При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС
Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС
Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 кл ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 5 кл ФГОС....
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...