Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Уянская СОШ»
учителей
естественно-научного
цикла ____________________ ________________________
протокол №_____ ____________________ ________________________
от_____________ (дата) (дата)
руководитель МО
_______________
Рабочая программа
учебного курса по биологии
Образовательная область: естествознание
Уровень: основное общее образование
Класс: 5-9
Составитель программы:
учитель химии и биологии
Таюрская Л.Н.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008г. и рабочей программы ФГОС «Биология» 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2011г.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- Применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- Осваивать приёмы оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Ученик получит возможность:
- Формировать систему научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- Систематизировать представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемой организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
- Формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- Формировать представления о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Содержание учебного предмета
Учебное содержание курса биологии имеет следующую конструкцию:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5,6 кл.).
2. Многообразие живой природы (7 класс).
3. Человек и его здоровье (8 класс).
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание обучения в 5 и 6 классах нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем живым организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса расширяются знания о разнообразии живых организмов, учащиеся осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7 классах, приобретение азов оказания первой медицинской помощи.
Содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень развития биологии.
Раздел 1. Живые организмы (5-7 классы)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители болезней. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовиты грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани, органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные растения. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнения растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлекс. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные работы
- Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
- Строение клеток кожицы чешуи лука.
- Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.
- Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
- Изучение строения плесневых грибов
- Строение зеленых водорослей
- Строение мха, плауна, хвоща, папоротника
- Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
- Строение цветкового растения
- Вегетативное размножение комнатных растений
- Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов
- Изучение строения шляпочных грибов
- Изучение внешнего строения водорослей
- Изучение внешнего строения мхов
- Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)
- Изучение строения и многообразия голосеменных растений
- Изучение строения семян однодольных и двудольных растений
- Изучение видоизменённых побегов (луковица, корневище, клубень)
- Изучение органов цветкового растения
- Классификация плодов
- Изучения многообразия одноклеточных животных
- Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных
- Изучение внешнего строения дождевого червя
- Изучение внешнего строения насекомого
- Изучение внешнего строения рыбы
- Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова
Практические работы
1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Экскурсии
- Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.
- Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
- Многообразие зверей родного края.
Раздел 2.Человек и его здоровье (8 класс)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.
Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение человека
Раздел 3. Общие биологические закономерности (9 класс)
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост, развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность видов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых препаратах и их описание.
Выявление изменчивости организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности
Календарно-тематическое планирование
5 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Введение 6ч. | ||||
1 | Биология как наука | 1 | ||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | ||
3 | Разнообразие живой природы. Нулевой срез | 1 | ||
4 | Среды обитания организмов | 1 | ||
5 | Экскурсия №1 Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» | 1 | ||
6 | Обобщающий урок по теме « Биология как наука» | 1 | ||
Клеточное строение организма 11ч. | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» | 1 | .
| |
8 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 | ||
9 | Химический состав клетки. Органические вещества | 1 | ||
10 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). | 1 | ||
11 | Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» Инструктаж по ТБ. | 1 | ||
12 | .Особенности строения клеток. Пластиды Лабораторная работа №3 «Пластиды в клетках плодов томата, рябины, шиповника и других растений» | 1 | ||
13 | Процессы жизнедеятельности в клетке | 1 | ||
14 | Деление и рост клеток | 1 | ||
15 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 | ||
16 | Клетка- основа строения и жизнедеятельности. | 1 | ||
17 | Обобщающий урок по теме « клеточное строение организмов» | 1 | ||
Царство бактерий. Царство грибов. 5 ч. | ||||
18 | Классификация организмов | 1 | ||
19 | Строение и многообразие бактерий | 1 | ||
20 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | ||
21 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы | 1 | ||
22 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей» | 1 |
| |
23 | Характеристика царства Растения | 1 | ||
24 | Водоросли | 1 | ||
25 | Лишайники | 1 | ||
26 | Высшие споровые растения | 1 | ||
27 | Голосеменные растения | 1 | ||
28 | Покрытосеменные растения Лабораторная работа №6 «Внешнее строение цветкового растения» | 1 | ||
29 | Общая характеристика царства Животные. | 1 | ||
30 | Подцарство Одноклеточные | 1 | ||
31 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | 1 | ||
32 | Подцарство Многоклеточные Холоднокровные позвоночные животные. | 1 | ||
33 | Подцарство Многоклеточные. Теплокровные позвоночные животные. | 1 | ||
34 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Строение и многообразие покрытосеменных растений 14 ч | ||||
1. | Строение семян | 1 | ||
2. | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа № 1 | 1 | ||
3. | Зоны корня | 1 | ||
4. | Условия произрастания и видоизменения корней. Нулевой срез | 1 | ||
5. | Побег и почки | 1 | ||
6. | Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 2 | 1 | ||
7. | Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 3 | 1 | ||
8. | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев | 1 | ||
9. | Строение стебля. Лабораторная работа № 4 | 1 | ||
10. | Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 5 | 1 | ||
11. | Цветок. Лабораторная работа № 6 | 1 | ||
12. | Соцветия. Лабораторная работа № 7 | 1 | ||
13. | Плоды. Распространение плодов и семян. Лабораторная работа № 8 | 1 | ||
14. | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Жизнь растений 11ч | ||||
15. | Минеральное питание растений | 1 | ||
16. | Фотосинтез | 1 | ||
17. | Дыхание растений | 1 | ||
18. | Испарение воды растениями. Листопад | 1 | ||
19. | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа № 9 | 1 | ||
20. | Прорастание семян | 1 | ||
21. | Способы размножения растений | 1 | ||
22. | Размножение споровых растений | 1 | ||
23. | Размножение голосеменных растений | 1 | ||
24. | Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | ||
25. | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
Классификация растений 5ч | ||||
26. | Основы систематики растений | 1 | ||
27. | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 | ||
28. | Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые и Сложноцветные | 1 | ||
29. | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Лабораторная работа № 10 | 1 | ||
30. | Культурные растения | 1 | ||
Природные сообщества 4 ч | ||||
31. | Растительные сообщества | 1 | ||
32. | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений | 1 | ||
33. | Контрольная работа за год | 1 | ||
34. | Обобщающий урок – проект «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 |
Лист корректировки учебной программы
20___ - 20___ уч.год
№ урока | Дата | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО
Рабочая программа общеобразовательного уровня по биологии для 6 класса ФГОС. Составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. К публикации предлагается тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...