Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы авторов: В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З. Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011) и примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы: проект. – М: Просвещение, 2011. – 54 с.. – (Стандарты второго поколения).
Количество часов в неделю – 1час
Количество часов в год – 35 часов
Цели общие изучения предмета
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
— формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения биологии являются:
- Личностные результаты:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- Реализация установок здорового образа жизни;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать сво Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Содержательные линии программы | Планируемые результаты. Требования ФГОС | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Живые организмы | • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. | Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
Содержание учебного предмета
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Обеспечение предмета биология
Описание учебно – методического и материально технического образовательного процесса
Наличие кабинета биологии, оснащенного с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеурочные и внеклассные занятия, проводится воспитательная работа с учащимися. Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, подключенный к Интернету, устройства для хранения учебного оборудования.
Учебное оборудование по биологии:
- Натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии).
Натуральные объекты — специфический для процесса обучения биологии вид оборудования, служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ. В зависимости от целей, содержания учебного материала учебное оборудование должно обеспечивать деятельность учащихся как репродуктивного, так и поисково-исследовательского и исследовательского характера, способствовать более эффективному усвоению знаний, формированию исследовательских умений и развитию интереса к биологии.
В кабинете биологии следует содержать живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми по содержанию и уходу, отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе с учетом их роли в оформлении интерьера.
- Приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуду и принадлежности .Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал).
- Муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации).
- Экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.).
- Технические средства обучения — проекционную аппаратуру, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
- Учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты, научно-популярные издания).
- УМК: "Линия жизни". Биология (5-9 класс)
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника с 5 по 9 класс.
- В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник)
- В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс
- В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
- В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 кл.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:
1) Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» В. В. Пасечник;
2) Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы,
Растения»
3) Биологический энциклопедический словарь;
4) Справочные материалы: «Растительный мир нашей Родины»Петров В.;
«Определитель птиц» П.П. Второв, Н.Н Дроздов
5) «Детская энциклопедия здоровья «Роберт Ройтенберг»;
6) Обучающие задания;
7) Контрольно-диагностические тесты.
Учебное оборудование:
- Натуральные объекты:
- Живые объекты: комнатные растения, простейшие, аквариумные рыбы, моллюски;
- Препарированные растения и животные;
- Животные, их части, органы;
- Влажные препараты;
- Микропрепараты;
- Скелеты и их части;
- Коллекции;
- Гербарии;
- Приборы и лабораторное оборудование:
А) Оптические приборы;
Б) Приборы по физиологии;
В) Посуду и принадлежности;
- Средства на печатной основе:
А) Демонстрационные печатные таблицы;
Б) Дидактический материал;
- Муляжи и модели:
А) Объемные
Б) Рельефные;
В) Модели-аппликации;
- Экранно-звуковые средства обучения:
А) Кино- и видеофильмы;
Б) Транспаранты;
В) Диапозитивы-слайды;
Г) Таблицы-фолии;
- Пособия на новых информационных носителях:
А) Компакт-диски;
Б) Компьютерные программы;
В) Электронные пособия;
- Проекционная аппаратура:
А) Графопроекторы;
Б) Видеомагнитафон;
В) Компьютер
Г) Телевизор
Предварительный просмотр:
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Методы оценки достижений | Форма контроля | Д/З | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Биология как наука (5 ч.) | |||||||||
1 | 1 | Биология – наука о живой природе | Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности. Стр.6-9 | Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать основными приёмами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний | Фронтальный и индивидуальный опрос | Выполнение заданий 1,3 стр.9 | 4.09 | ||
2 | 2 | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии | Методы — составная часть науки. Практические и теоретические методы. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии. Стр.10-13 | Определять методы биологических исследований. Овладевать основными приёмами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Задание 2 стр. 11 | §2, §3, | 11.09 | |
3 | 3 | Разнообразие живой природы | Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого Стр.14-15 | Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы «Царства живой природы» | §4 | 18.09 | |
4 | 4 | Среда обитания организмов | Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоёмов. Хозяйственное использование и охрана водоёмов. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания Стр.16-19 | Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | Поисковое чтение и заполнение таблицы «Среды обитания» | §5, стр.19 вопр.1-6 | 25.09 | |
5 | 5 | Экскурсия «разнообразия живых организмов. Осенние явления в жизни растений» | Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных | Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | Сообщения учащихся | Записи в тетради | 2.10 | |
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч.) | |||||||||
6 | 1 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним», №2 «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы» | Увеличительные приборы. Лупа, микроско§ Правила работы с микроскопом. Лабораторные работы «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» и «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» Стр.22-25 | Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ | Лабораторная работа | Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним», №2 «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы» | §6, стр.23 вопр.1-4 | 9.10 | |
7 | 2 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Стр.26 | Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | Составление схемы «Вещества клетки» | §7, стр.27 вопр.1,3,5,6 | 16.10 | |
8 | 3 | Химический состав клетки органические вещества | Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений Стр.27-29 | Различать органические и неорганиче | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | Выполнение опытов на тему «Органические вещества клетки» | §7,стр.28 вопр.2,4 | 23.10 | |
9 | 4 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли Стр.30-31 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | Составление схемы «Животная и растительная клетки» | §.8, стр.31 вопр.1-4 | 6.11 | |
10 | 5 | Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли.
Стр.32-33 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом | Лабораторная работа | Оформление результатов лабораторной работы №3 | §8 | 13.11 | |
11 | 6 | Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках (листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника)» Особенности строения клеток. Пластиды | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторные работы «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)» Стр.34-35 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их | Лабораторная работа | Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках (листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника)» | §.8 | 20.11 | |
12 | 7 | Процессы жизнедеятельности клеток | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы Стр.36-37 | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы | Фронтальный и индивидуальный опрос | Фронтальная беседа | §.9, стр.37 вопр.1-3 | 27.11 | |
13 | 8 | Деление и рост клеток | Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов Стр.38-39 | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Фронтальный и индивидуальный опрос | Фронтальная беседа | §.9,записи в тетради | 4.12 | |
14 | 9 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов | Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток Стр.40 | Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представления о единстве живого | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | Индивидуальные задания: приготовление микропрепаратов, сравнительных схем. Фронтальная беседа | тетрадь | 11.12 | |
15 | 10 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» | Выполнение самостоятельной работы | письменный опрос | Работа со словарем | 18.12 | |||
Глава 2. Многообразие организмов (20 ч.) | |||||||||
16 | 1 | Классификация организмов | Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы Стр.42-43 | Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к систематической группе (классифицировать) | Фронтальный и индивидуальный опрос | Составление схемы: «Система органического мира» | §.10, стр.43 вопр.1-3 | 25.12 | |
17 | 2 | Строение и многообразие бактерий. | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Стр.44-45 | Выделять существенные признаки бактерий .Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Задания 1,2 стр.47 | §.11, стр.47 вопр.1-4 | 15.01 | |
18 | 3 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека Стр.45-47 | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Сообщения учащихся | Работа со словарем§.11 | 22.01 | ||
19 | 4 | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Стр.48-49 | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Фронтальная беседа | §12, стр.49 вопр.1-4 | 29.01 | |
20 | 5 | Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей»Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей» Стр.50-51 | Объяснять роль грибов в природе и жизни человека | Лабораторная работа | Лабораторная работа №5 (оформление) | §12 | 5.02 | |
21 | 6 | Характеристика царства Растения |
Стр.52-55 | Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа: «Основные этапы в развитии растительного мира» | §13, стр. 53 вопр.1-3, рис.32 стр.55 | 12.02 | |
22 | 7 | Водоросли | Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком Стр.56-57 | Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Дискуссия на тему: «Можно ли все растения, обитающие в воде относить к водорослям?» | §14, стр.57 вопр.1-4 | 19.02 | |
23 | 8 | Лишайники | Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников Стр.58-59 | Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Стр.59 задания 1-3 | §15, стр.59 вопр.1-3 | 26.02 | |
24 | 9 | Высшие споровые растения | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение Стр.60 | Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Сообщения учащихся | §16 | 5.03 | |
25 | 10 | Голосеменные растения | Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных.растений, их роль в природе, использование человеком Стр.60-61 Стр.64-65 | Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Фронтальная беседа стр.64 задания 1-3 | §17, стр.63 вопр.1-3 | 12.03 | |
26 | 11 | Лабораторная работа№6 «Внешнее строение цветкового растения» Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Внешнее строение цветкового растения» Стр.62-63 Стр.66-67 | Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую | Лабораторная работа | Изображение схемы цветкового растения стр.66 задания 1-3 Лабораторная работа №6: «Внешнее строение цветкового растения» | §17 | 19.03 | |
27 | 12 | Урок промежуточного контроля знаний | Дифференцированная работа | письменный опрос | Задания по карточкам | §10 – §17 | 2.04 | ||
28 | 13 | Общая характеристика царства Животные | Общая характеристика царства. Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира. Красная книга. Заповедники Стр.68-71 | Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных животных в природе и жиз | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Стр.71 задания 1-3 | §18, стр.71 вопр.1,2 | 9.04 | |
29 | 14 | Лабораторная работа №7: «Разведение и изучение амеб в лаборатории» Подцарство Одноклеточные | Одноклеточные животные. в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Разведение и изучение амёб в лаборатории» Стр.72-75 | Различать на таблицах одноклеточных | Лабораторная работа | Стр.75 задания 1-3 Лабораторная работа №7 | §19, стр.75 вопр.1-3 | 16.04 | |
30 | 15 | Подцарство Многоклеточные. Беспозоночные животные | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные. Иглокожие. Стр.76-79 | Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными. Объяснять роль беспозвоночных животных в жизни человека | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Стр.79 задания 1-3 | § 20, стр.79 вопр.1-3 | 23.04 | |
31 | 16 | Холоднокровные позвоночные животные | Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Стр.80-81 | Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей холоднокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Фронтальная беседа, сообщения | §21, сообщения | 30.04 | |
32 | 17 | Теплокровные животные | Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие Стр.82-83 | Различать на живых объектах и таблицах теплокровных позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей теплокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль птиц, млекопитающих в природе и жизни человека | Фронтальный и индивидуальный устный опрос | Фронтальная беседа, сообщения | §21, сообщения | 7.05 | |
33 | 18 | Урок промежуточного контроля знаний | Работа по индивидуальным заданиям | письменный опрос | Самостоятельная работа | §18 – §21 | 14.05 | ||
34 | 19 | Обобщающий урок – проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | Многообразие живых организмов и их среды обитания. Охрана природы | Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументированно отстаивать свою точку зрения | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | Презентация проекта | 21.05 | ||
35 | 20 | Урок систематизации знаний за курс 5 класса | Фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Математика 5-6 класс предметная линия учебников "Сферы"
Особенности содержания курсов 5-6 классовПрограмма курсов 5-6 классов...
Рабочая программ по географии 6 класс по линии учебника Т.П. Герасимовой
Данная программа составлена на 2 часа в неделю, при этом 1 час в неделю учебного предмета перенесён в национально-региональный компонент для организации изучения учащимися содержания...
Рабочая программа Русский язык, 7 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России 0т 05.03.2004 №1089....
рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС (линия учебников под редакцией Коровиной В.Я.)
данная программа разработана для 7 класса ФГОС (линия учебников Коровиной В.Я)...
Рабочая программа по биологии ФГОС УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по биологии для 5, 6, 7 классов по ФГОС. УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"...
Рабочая программа. Английский язык 7 класс.Предметная линия учебников В.П.Кузовлева
В данной программе предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов деятельности обучаемых. Содержание рабочей программы основного общего образования имеет свои особенности, обусловленные, во...
Сборник примерных рабочих программ по русскому языку по предметным линиям Ладыженской ,Бархударова, Рыбченковой 2021 года
Обновлённая Примерная рабочая программа по русскому языку по предметным линиям Т.Ладыженской, С.Бархударова, Л. Рыбченковой М. Просвещение 2021г....