Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Рассмотрена протокол от _______ № Председатель МС _________В.А. Авдеева | Принята решением педагогического совета МБОУ СОШ п. Солидарность протокол от__________ № | Утверждена Директор школы ________ Т.И. Купавцева |
Рабочая программа
по учебному предмету Биология 10 класса
Автор-составитель:
учитель Зуева Л.А.
2016 – 2017 уч. г.
Требования к результатам обучения и освоения курса «Биология»
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
- Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
- Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью
- Неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
- Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению
- Способность к сопереживанию и формирования позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, других людей, умение оказывать
первую помощь
- Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:
Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимость науки, владение достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества.
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
- Экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-
экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
труду, в сфере социально-экономических отношений:
- Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов
- Готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание учебного предмета
10 класс
Обязательный минимум ФГОС ООО выделен жирным шрифтом.
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы. Биологические системы разных уровней организации.
Структурные и функциональные основы жизни.
Т.1 Химический состав клетки.
Молекулярные основы жизни. Химический состав
организмов. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Свойства ДНК как носителя наследственной информации. АТФ. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Лабораторная работа №1 «Изучение каталитической активности ферментов на примере каталазы».
Т.2 Строение клетки.
Цитология, методы цитологии. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. Геном. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Лабораторная работа №2 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».
Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».
Т.3 Обмен веществ и превращения энергии.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен.
Т. 4 Наследственная информация и реализация её в клетке
Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Т. 1 Размножение организмов
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных.
Т. 2 Индивидуальное развитие организмов.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Т. 3 Закономерности наследственности и изменчивости.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Т. 3 Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Т. 4 Селекция
Доместикация и селекция. Методы селекции. Селекция растений. Селекция животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Содержание учебного предмета
11 класс
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Формы естественного отбора. Микроэволюция и макроэволюция. Способы видообразования. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия».
Лабораторная работа №2 «Изменчивость организмов».
Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания».
Лабораторная работа №4 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптация (у насекомых)».
Развитие жизни на Земле.
Т. 1 Гипотезы происхождения жизни
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Первые клетки и их эволюция
Т. 2 Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Т. 3 Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы. Живое вещество и его роль в биосфере. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Лабораторная работа №5 «Составление пищевых цепей».
Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности»
Тематическое планирование 10 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Биология как комплекс наук о живой природе. | 1 |
2 | Структурные и функциональные основы жизни. | 14 |
Химический состав клетки | 4 | |
Строение клетки | 5 | |
Обмен веществ и превращения энергии. | 2 | |
Наследственная информация и реализация её в клетке | 3 | |
3 | Организм. | 19 |
Размножение организмов | 3 | |
Индивидуальное развитие организмов | 2 | |
Закономерности наследственности и изменчивости | 7 | |
Наследственная и ненаследственная изменчивость | 4 | |
Селекция | 3 | |
Резерв | 1 |
Тематическое планирование 11 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Теория эволюции | 13 |
2 | Развитие жизни на Земле. | 13 |
Гипотезы происхождения жизни | 1 | |
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции | 6 | |
Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека | 6 | |
3 | Организмы и окружающая среда | 7 |
Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по биологии 10кл/35ч Н.И.Сонин базовый уровень
Программа составлена для 35ч/год и 1 ч/нед в соответствии с авторской программой (Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.) 2010г, допущенной Министерством образования РФ. Содержит пояснительную за...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...