Рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рожицына Валентина Геннадьевна

Рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 1

Пояснительная записка

Программа адресована учителю,  учащимся 6 класса и администрации МБОУ « Гашейская СОШ»

Настоящая рабочая программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии с:

  •  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Уставом  МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Основной  образовательной  программы ООО МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Авторской программой учебников «Биология. Живой организм» 6 класс Н.И. Сонина (М.: «Дрофа», 2015г.) и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни»:
  • Учебному плану  МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Положением  о рабочей программе  учителя МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы оновного общего образования.

Цель:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи:

- Обучение:

-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы

экскурсии, уроки контроля знаний, уроков – конференций, уроков обобщения                                              

-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;                      

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать объекты живой неживой природы через систему лабораторных работ практических  экскурсий.

 Особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, а также  проведению агротехнических мероприятий на пришкольном участке:  подготовка почвы, выращивание рассады, посадка, прополка, уборка урожая.

- Развитие: создать условия для развития у школьников положительного отношения к учёбе, труду и творчеству.

- Воспитание: способствовать воспитанию социально-успешных личностей.  Формированию у учащихся коммуникативной компетентностей. Особое внимание обратить на воспитание  ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать).

  «Биология. Живой организм» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в соответствии с УП МБОУ «Гашейская СОШ» на 2019– 2020 г

Раздел 2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

  • Формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека;
  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты:

  • Учащиеся должны уметь:
  • работать с дополнительными источниками информации;
  • давать определения;
  • работать с биологическими объектами;
  • организовывать свою учебную деятельность;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
  • составлять план работы;
  • участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
  • осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромо сома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
  • основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
  • что лежит в основе строения всех живых организмов;
  • строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение;
  • суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
  • органы и системы, составляющие организмы растения и животного;
  • суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
  • как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
  • характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
  • структуру природного сообщества.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
  • исследовать строение основных органов растения;
  • устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
  • устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
  • исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах; обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;
  • определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
  • объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
  • наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
  • исследовать строение отдельных органов организмов;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Система оценки достижений учащихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  •  текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
  •  промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  •  текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
  • защиты итогового индивидуального проекта.
  • Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
  •  первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  •  выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  •  выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
  • При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
  •  стартовой диагностики;
  •  тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  •  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Раздел 3

Содержание учебного курса

Строение и свойства живых организмов (12 ч)

Основные свойства живых организмов (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Лабораторные работы. Определение состава семян пшеницы.

Основные термины: клетка, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Строение растительной и животной клеток (5 ч)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы .Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.

Лабораторная работа.Строение клеток живых организмов.

Основные термины: вирус, плазматическая мембрана, оболочка, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, хлорофилл, вакуоль, клеточный центр, ядро, хромосомы, фагоцитоз, пиноцитоз.

Ткани растений и животных (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа. Ткани живых организмов.

Основные термины: ткань, покровная ткань, образовательная ткань, механическая ткань, проводящая ткань, основная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань.

Органы и системы органов (3 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Основные понятия. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа. Распознавание органов у растений и животных.

Основные термины: орган, корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система, корневой чехлик, корневые волоски, древесина, побег, кожица, пробка, камбий, сердцевина, лист, цветок, лепестки, чашелистики, пестик, тычинки, пыльца, цветоложе, цветоножка, плод, околоплодник, семязачатки, семенная кожура, семя, двудольные растения, однодольные растения, вегетативные органы, репродуктивные органы.

Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

  1. Жизнедеятельность организма (18 часов)

Питание и пищеварение (2 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Практическая работа. Действие желудочного сока на белок, слюну, крахмал.

Основные термины: питание, почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез, хищники.

Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Основные термины: дыхание, газообмен, жабры, трахеи, легкие, кожное дыхание.

Передвижение веществ в организме (1 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа.  Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.

Основные термины: сосуды, ситовидные трубки, кровь, плазма, гемоглобин, сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желодлчек,

Выделение (3 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения урастении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Основные термины: нефридии, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Опорные системы. (1 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа. Строение костей. Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Движение (1ч)

Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторная работа. Движение инфузории-туфельки.

Основные термины: движение, реснички, жгутики, хвостовой плавник, плавательные перепонки, реактивное движение.

Регуляция процессов жизнедеятельности (2 ч)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.      

Основные термины: нервная система, раздражимость, чувствительность, эндокринная система, головной мозг, спинной мозг, передний мозг, средний мозг, задний мозг, зрительные доли, инстинкт, большое полушарие, щитовидная железа, гипофиз, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Размножение (3 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа. Черенкование комнатных растений. Практическая работа. Прорастания семян.

Демонстрация способов размножения растений, разнообразия и строения соцветий.

Основные термины: бесполое размножение, деление, почкование, спорообразование, спора, вегетативное размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка, гермафродиты, оплодотворение, семенники, яичники, спермии, завязи, двойное оплодотворение, самоопыление.

Рост и развитие (3 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работы. Прямое и непрямое развитие насекомых. Демонстрация способов распространения плодов и семян.

Основные термины: индивидуальное развитие, проросток, непрямое развитие, прямое развитие.

  1. Организм и среда (5ч)

Среда обитания. Факторы среды. (4ч)

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Основные термины: экологические факторы, сообщество, экосистема.

Природные сообщества (1ч)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Основные термины: потребители, производитель, разрушители.

Раздел №4.

Календарно – тематическое планирование

                     

Да

т

а

урока

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности.

Формы работы. Система контроля.

Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний

Планируемые результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Строение и свойства живых организмов (13часа)

1

Основные свойства  живых организмов

1 час.

Д/з: П. 1, с 6 – 11.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов.

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания

Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2

Химический состав клеток.

1 час.

Д/з: П. 2, таблица с лр.

Органические и неорганические вещества.

 

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке

Лабораторная работа № 1.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Вводный урок.

Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы

Представление результатов самостоятельной работы

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию

Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

3

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения

4

Строение растительной клетки. Строение и функции органоидов клетки

1 час.

Д/з: П. 3 с 17 – 22, таблица.

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы

Лабораторная работа № 2. Строение растительной клетки

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении задач

Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их

функции

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

5

Строение животной клетки.

1 час.

Д/з: П. 3, с 17 – 22.

Особенности строения животной клетки.  Вирусы – неклеточная форма жизни.

 Лабораторная работа № 3. Строение животной клетки (на готовых микропрепаратах)

Представление результатов самостоятельной работы

Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Демонстрируют способность к эмпатии

6

Деление клетки.

1 час.

Д/з: П. 4, с 23 – 36, рис в тетр.

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные  типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления

Умеют заменять термины определениями. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с  нормами родного языка

Готовы к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности

7

Ткани растений.

1 час.

Д/з: П. 5, с 27 – 32.

 

Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.

Лабораторная работа № 3 Ткани растений

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

8

Ткани животных.

1 час.

Д/з: П. 5, с 27 – 32.

Повторение.

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа № 4 «Ткани животных»

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Выделяют основные  характеристики объектов, заданные словами.

Оценивают  достигнутый  результат.

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

9

Обобщение знаний.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Тестирование по теме

Коррекция знаний и способов действий.

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Умение конструктивно разрешать конфликты.

10

Органы цветковых растений.

Корень

1 час.

Д/з: П 6, с 36 – 39.

Орган. Органы цветкового растения.  

Внешнее строение и значение корня.  Виды корней. Корневые системы.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях

Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Определяют понятие «орган», «корень», «корневая система».

Теоретическое исследование.

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.  

Структурируют знания.  Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Планируют общие способы работы.  

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Испытывают любовь и оптимизм к природе и окружающему миру.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

11

Побег. Лист.

1 час.

Д/з: П. 6, с 44 – 48.

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Лабораторная работа № 5 «Изучение органов цветкового растения.» Представление результатов самостоятельной работы.

Практикум. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

 Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Учатся идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его Доброжелательное отношение к окружающим.

12

Цветок. Соцветия.

   

Плоды

   

Семена.

1 час.

Д/з: П 6, с 44 – 48.

Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.  Значение и разнообразие.

Виды плодов. Особенности строения плода

Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Лабораторная работа № 6 «Строение семени фасоли».

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

 . Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

 Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

 Умеют заменять термины определениями.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Умение конструктивно разрешать конфликты.

Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

13

Органы и системы органов животных

1 час.

Д/з: П 7, с 50 – 55.

Системы органов животных. Лабораторная работа № 7 Распознавание органов  животных

Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД

Устанавливают связь между строением и функциями органов.

Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

14

Организм как единое целое.

1 час.

Д/з: П 8, 9, с. 56 – 58. Повторение.

организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД

Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие,

что организм – это единое целое

Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Контрольная работа № 2 «Строение живых организмов»

Состав и строение и деление клеток. Ткани растений и животных. Органы цветковых растений. Органы и системы органов животных

Обобщение и систематизация знаний. Контроль.

Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами и системами органов в растительных и животных организмах

Структурируют знания. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат. Вносят коррективы и дополнения

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Знают историю и географию края, его достижения и культурные традиции

                                                                                              Жизнедеятельность организмов (19часов)

15

Питание растений

1 час.

Д/з: П 10, с 62 – 72.

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез)

Вводный урок - постановка учебной задачи

Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формируют экологическое сознание сознание  и позитивное отношение к органическому миру

16

Питание и пищеварение  животных

1 час.

Д/з: П 10, с 64 – 72.

Особенности питания животных. Ферменты. Значение пищеварения. Лабораторная работа № 9 .Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Формирование разных способов и форм действия оценки

Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

Есть устойчивый познавательный интерес к становлению смыслообразующей функции познавательного мотива

17

Дыхание

1 час.

Д/з: П 11, с 73 – 77.  

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Лабораторная работа № 10.Дыхание прорастающих семян.

 Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.  Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают  достигнутый  результат

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности

18

Передвижение веществ в растительном  организме

1 час.

Д/з: П 12, с 78 – 83.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Лабораторная  работа № 11 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю веществ и энергии

Представление результатов самостоятельной работы. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Называют и описывают проводящие системы растений Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих.

.Раскрывают роль проводящей системы у растений и кровеносной системы у животных организмов.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Составляют план и последовательность действий.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Позитивная моральная самооценка. Любовь к природе..

19

Выделение. выделение у растений и грибов.  

1 час.

Д/з: П 13, с. 84 – 90.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у животных. Выделение веществ и энергии у растений и животных.

Формирование разных способов и форм действия оценки. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях Приводят примеры выделительных систем животных

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Развивают навыки обучения .

20

Обмен веществ и энергии

1 час.

Д/з: П 14, с 91 – 95.

Обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой. Температура тела.

Выделение у растений и животных. Основные пути обмена веществ и энергии.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач

Определяют значение выделения в жизни живых организмов. . Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

21

Опорные системы животных

1 час.

Д/з: П 15, с 97 – 101.

Значение опорных систем в жизни организмов.  Опорные системы животных.

Представление результатов самостоятельной работы.

Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Выявляют признаки опорных систем.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность действий

Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

22

Опорные системы растений

1 час.

Д/з: П. 15.

Опорные системы растений.

Коррекция знаний и способов действий

Объясняют значение опорных систем для живых организмов.

Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий

Составляют план и последовательность действий

 Конструктивно решают конфликты

23

Движение  

1 час.

Д/з: П 16, с 103 – 111. Повторение.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

Представление результатов самостоятельной работы.  

Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

24

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Закрепление и обобщение изученного материала.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. Выделение существенных признаков биологических объектов.

Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Позитивная моральная самооценка. Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;.

25

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности Раздражимость.

1 час.

Д/з: П 17, с 114 – 119.

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях

Называют части регуляторных систем. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

 Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

26

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности Эндокринная система.

1 час.

Д/з: П 17, с 119 – 126, таблица.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции Ростовые вещества растений

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи

Осознают качество и уровень усвоения

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Формируют основы социально-критического мышления

27

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

1 час.

Д/з: П 18, с. 127 – 132.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение. Споры. Бесполое размножение растений.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,  овладение универсальными учебными действиями. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого размножения.

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают  достигнутый  результат.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Умение конструктивно разрешать конфликты. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

28

Половое размножение растений.

1 час.

Д/з: П 20, с 139 – 144.

Оплодотворение.. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Представление результатов самостоятельной работы Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

 Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

Признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях

29

Половое размножение животных

1 час.

Д/з: П 19, с 133 – 138.

 Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.  Формируют ответственное отношения к обучению

30

Рост и развитие растений

1 час.

Д/з: П 21, с 145 – 149.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения

Учатся слушать и слышать друг друга.

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Умеют слушать и слышать друг друга

31

Рост и развитие животных организмов.

1 час.

Д/з: П 22, с 150 – 154. повторение.

Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Стадии развития.

Обобщение и систематизация знаний. Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД

Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов Раскрывают особенности развития животных.

 Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

 Осознают качество и уровень усвоения

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Развивают навыки обучения.

32

Контрольная работа № 2 «Жизнедеятельность организмов»

Питание, пищеварение, выделение, дыхание, движение, размножение, координация и регулирование у животных и растений, размножение и развитие.

Контроль. Обобщение и систематизация знаний

Дают определение терминам и понятиям. Устанавливаю взаимосвязь между строением органов и выполняемыми ими функциями у животных и растительных организмов

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Умеют заменять термины определениями

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Осознают ценность   здорового и безопасного образа жизни. Ответственно относятся к обучению

                                                                                                                    Рефлексивная фаза

                                                                                                              Организм и среда (5часов)

33

Среда обитания. Факторы среды

1 час.

Д/з: П 23, схема.

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов

Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи

Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания

 Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Строят логические цепи рассуждений.  Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать и слышать друг друга

Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.   Испытывают познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение программы

34

Природные сообщества

 1 час.

Д/з: П 24, повторение.

     

Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества.

Демонстрация

Структура экосистемы, моделей экологических систем

Производители, потребители и разрушители органического вещества. Виды цепей питания (короткие и длинные пищевые цепи).

Коррекция знаний и способов Формирование разных способов и форм действия оценки. Составляют простейшие цепи питания действий.

Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль экосистеме.  Прогнозируют последствия изменений в среде обитании на живые организмы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Устанавливают причинно-следственные связи. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Определяют основную и второстепенную информацию Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Испытывают потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

35

Итоговая контрольная работа

Живые организмы. Строение животных и растений. Особенности жизнедеятельности живых организмов. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Контроль. Обобщение и систематизация знаний

Понимают суть понятий и терминов. Знают особенности строения и жизнедеятельности растений и животных

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Строят логические цепи рассуждений

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Готовы и способны к соблюдению норм и требований школьной жизни. Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Раздел №5.

  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК:

Для учащихся: 

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений . –М.: Дрофа, 2016. – 174с.;

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм»-М.Дрофа,2016- 80с

Для учителя:

1. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост.

    М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2012. – 256 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н.Березина. – М.: ВАКО, 2012.

    112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учебреждений  – М.:

    Дрофа, 2012. – 174с

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • CD-диск. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
  • CD-диск. Электронный атлас для школьника. Ботаника.
  • CD-диск. Красная книга Бурятии.


Приложение 1

Национально –региональный компонент

Богатая история Республики Бурятия  - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.

При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики бурятия  и Мухоршибирского  района, растительным и животным миром РБ, Красной книгой РБ и Мухоршибирского района, с реками Республики, природными памятниками нашей республики и т.д.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология.

В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии . При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, Республики Бурятия ; Красную книгу РБ и Мухоршибирского района.

Основные цели программы:

  1. Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
  2. Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.

Использование НРК на уроках способствует:

  1. Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
  2. Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
  3. Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

  • экологическую ситуацию в своем селе;
  • исчезающие растения и животные своей местности;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся будут уметь:

  • подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
  • работать в библиотеке;
  • работать в семейных архивах совместно с родителями;
  • вести наблюдения в природе;
  • выполнять правила поведения в природе;

Учащиеся будут воспитывать в себе:

  • бережное отношение к своему селу, к школе, к природе;
  • чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС

Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС

Рабочая программа по биологии 10  кл. ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 кл ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 5 кл ФГОС....

Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...