Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Рабочаяпрограмма по биологии разработана для учащихся 6 классов на основе авторской программы В.В. Пасечника, предметная линия учебников "Линия жизни" , 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6-1_19.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Рабочая программа по биологи для взвода 6/1 основного общего образования в рамках реализации ФГОС  сформирована на основании следующих документов федерального и регионального уровня:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); 

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).  

  • Авторской    программы  по  биологии  В.В. Пасечника «Биология  .Предметная  линия  учебников  «  Линия  жизни».  5-9  классы»  (В.В.  Пасечник,  С.В. Суматохин,  Г.С.  Калинова,  Г.Г.  Швецов,  З.Г.  Гапонюк  

  •  Основной образовательной программы УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области.

  • Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 учебный год.

  •  Учебно-календарного графика УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.

        Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.- 207, (1) с.

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 5 классе в объёме 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Согласно календарному  учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната  (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного  учреждения высшего образования «Московский  государственный  университет  технологий  и управления имени К.Г.Разумовского (Первый  казачий университет)» в г. Морозовске  Ростовской области  и в связи с  праздничными  днями  данный  курс реализуется в объеме 34  часа  из  расчета 1 час  в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

   Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1.  учиться самостоятельно, определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы учебного предмета

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

Введение

Инструктаж по технике безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете биологии. Требования к изучению предмета.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 

Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Условия произрастания и видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Видоизменения побегов. Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

1. Строение семян двудольных растений

2. Строение зерновки пшеницы

3. Стержневая и мочковатая корневые системы

4. Корневой чехлик и корневые волоски

5. Строение почек. Расположение почек на стебле

6. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

7. Строение кожицы листа

8. Клеточное строение листа

9. Внутреннее строение ветки дерева

10.Строения клубня

11. Строение луковицы

12. Строение цветка

13. Соцветия

14. Классификация  плодов

Раздел 2.  Жизнь растений 

Минеральное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лабораторные работы

13. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Раздел 3. Классификация растений 

Основы систематики растений.

Класс Двудольные растения. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные. Класс Двудольные растения. Семейства: Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Злаковые. Культурные растения.

Раздел 4. Природные сообщества 

Растительные сообщества. Влияние деятельности человека на растительный мир.

Перечень контрольных работ:

Контрольное тестирование по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Итоговый тест (промежуточная аттестация)

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение

2

1

2

Строение и многообразие покрытосеменных растений

13

12

1

3

Жизнь растений

9

1

4

Классификация растений

8

1

5

Природные сообщества 

2

6

Итого :

34

13

3

Региональный компонент отражен в следующих темах:

Введение

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Жизнь растений

Классификация растений

Природные сообщества 

Проектно- исследовательская   работа: проект по темам

Фотосинтез, или величайшая тайна зеленого растения.

Влияние тепла, влаги и света на рост растений.

Видовой состав растительности Морозовского района.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид  и форма контроля

Планируемые результаты

Домашнее задание

По плану

По факту

1

7.09

Л.Р. Строение семян однодольных растений.

Урок изучения нового материала

Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала;

Повторить пройденный материал

2

14.09

Л.Р.1  Строение семян двудольных растений Входная диагностическая работа

Урок контроля и коррекции

Тестирование

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

3

21.09

Л.Р. 2 Виды корней. Типы корневых систем  

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной); развитие навыков сотрудничества; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные: уметь высказать предположение и его доказать; преобразовывать практическую  задачу в познавательную; строить логические цепочки с установлением причинно-следственных связей между понятиями; уметь задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий

Предметные: иметь представление: о многообразии живой природы;

знать: понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле», «главный корень», «боковые и придаточные корни», «стержневая и мочковатая корневая система», «корневой чехлик», «корневой волосок», «зоны корня», «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные и дыхательные корни», «побег», «почка», «верхушечная, пазушная и придаточная почка», «вегетативная и генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное, мутовчатое и супротивное листорасположение», «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой и сложный лист», «сетчатое, параллельное и дуговое жилкование»,   «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая и губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые и теневые листья», «видоизменения листьев», «травянистый и деревянистый стебель», «прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи» «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой и двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные и двудомные растения», «околоплодник», «простые и сборные плоды», «сухие и сочные плоды», «односемянные и многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие»,  особенности строения семян однодольных и двудольных растений; функции и виды корней, участки (зоны) корня; внешнее и внутреннее строение корня, побег и  листорасположение, строение почек, рост и развитие побега, внешнее  и внутреннее строение листа, форму и жилкование листьев, строение и функции видоизмененных побегов; строение цветка, тычинки и пестика, растения однодомные и двудомные, формулу цветка,  виды и значение соцветий; строение и классификацию плодов; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ,

§1

вопросы

4

28.09

Л.Р. 3  Строение семян однодольных растений

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§2

вопросы

5

5.10

Л.Р.4  Строение корней

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§3

6

12.10

Условия произрастания и видоизменения корней

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§4-5

7

19.10

Л.Р. 5 Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

 

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§6

8

26.10

Л.Р. 6  Внешнее строение листа

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§7-8

9

9.11

Л.Р. 7  Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§9

10

16.11

Л.Р. 8  Строение стебля. Многообразие стеблей

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§10

11

23.11

Л.Р. 9   Видоизменение побегов

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§11

12

30.11

Л.Р.10 Цветок и его строение

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§12

13

7.12

Л.Р. 11  Соцветия.

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§13-14

14

14.12

Л.Р. 12  Плоды и их классификация Распространение плодов и семян

Комбинированный урок

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

15

21.12

Контрольное тестирование по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Урок контроля и коррекции

Жизнь растений

16

11.01

Минеральное питание растений

Урок изучения нового материала

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; соблюдать правила поведения в природе;  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;  испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

Метапредметные: уметь самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебниА, получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод, фиксировать, объяснять, анализировать  результаты, делать выводы, высказывать версии, осваивать основы исследовательской деятельности,   фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов, рассуждать, поддерживать диалог, наблюдать за жизнедеятельностью растений; фиксировать, анализировать и объяснять результаты  биологических экспериментов.

Предметные: знать понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение», «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий», «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное, искусственное и самоопыление»,  «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Уметь объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений, оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений, приводить доказательства  необходимости защиты окружающей среды, соблюдать правила отношения к живой природе, выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза, определять условия протекания фотосинтеза, раскрывать значение дыхания в жизни растений, устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, объяснять роль семян в жизни растений, выявлять условия, необходимые для прорастания семян, объяснять значение бесполого и полового размножения для потомства и эволюции органического мира, значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

§15

17

18.01

Фотосинтез

Урок изучения нового материала

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§16

18

25.01

Дыхание растений

Урок изучения нового материала

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§17

19

1.02

Испарение воды растениями. Листопад

Комбинированный урок

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§18

20

8.02

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Урок изучения нового материала

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§19

21

15.02

Прорастание семян

Урок изучения нового материала

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§20

22

22.02

Способы размножения растений

Комбинированный урок

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§21

23

29.02

Размножение споровых растений

Размножение семенных растений

Урок изучения нового материала

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§22

§23-24

24

7.03

Л.Р. 15  Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Урок изучения нового материала

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.

§25

Классификация растений

Комбинированный урок

25

14.03

Систематика растений

Урок изучения нового материала

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

Личностные: соблюдать правила поведения в природе;   понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;  уметь реализовывать теоретические познания на практике;  осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; признавать право каждого на собственное мнение;

Метапредметные:  уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в  другую, организовано выполнять задания, воспринимать разные формы информации,  правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Предметные: знать понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность», «смена растительных сообществ». «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Уметь характеризовать различные типы растительных сообществ, устанавливать взаимосвязи в растительном сообществе

§26

26

21.03

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Урок изучения нового материала

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§27

27

4.04

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

Комбинированный урок

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§28

28

11.04

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Комбинированный урок

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§29

29

18.04

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Комбинированный урок

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§30

30

25.04

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»

Урок обобщения и систематизации

работа по карточкам и интерактивным заданиям.

Повторить ранее изученный материал

31

2.05

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»

Урок обобщения и систематизации

работа по карточкам и интерактивным заданиям.

Повторить ранее изученный материал

32

16.05

Итоговый тест (промежуточная аттестация)

Урок контроля и коррекции

Работа с тестами

Природные сообщества

33

23.05

Природные сообщества. Развитие, смена и взаимосвязи в растительном сообществе.

Урок обобщения и систематизации

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§31

34

30.05

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

Урок обобщения и систематизации

Комбинированный опрос: фронтальная беседа, работа по карточкам и интерактивным заданиям.

§32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...