разработка урока "Многообразие и значение грибов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цель: сформировать представление о многообразии грибов.
Задачи:
Обучающие: 1) рассмотреть шляпочные грибы, особенности их строения, значения ядовитых и съедобных грибов;
2) рассмотреть особенности строения плесневых грибов и дрожжей, показать их значение;
3) охарактеризовать значение паразитических грибов.
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентацией, раздаточным материалом;
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Предметные УУД:
Представление о грибах и их многообразии; значении в природе и для человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другу; давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Понимание признаков сходства грибов с живыми организмами.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация, муляжи грибов, карточки- задания, раздаточный материал, микроскопы, фиксированные микропрепараты.
План урока:
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний, определение темы урока.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Закрепление изученного материала
- Рефлексия деятельности.
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 66.07 КБ |
рабочий лист | 31.89 КБ |
выступление | 12.08 КБ |
prilozhenie_1.docx | 161.97 КБ |
prilozhenie_2.docx | 82.95 КБ |
prilozhenie_3_rabota_v_gruppe.docx | 14.32 КБ |
prilozhenie_4.docx | 12.76 КБ |
prilozhenie_0.docx | 401.55 КБ |
презентация | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Многообразие и значение грибов».
Цель: сформировать представление о многообразии грибов.
Задачи:
Обучающие: 1) рассмотреть шляпочные грибы, особенности их строения, значения ядовитых и съедобных грибов;
2) рассмотреть особенности строения плесневых грибов и дрожжей, показать их значение;
3) охарактеризовать значение паразитических грибов.
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентацией, раздаточным материалом;
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Предметные УУД:
Представление о грибах и их многообразии; значении в природе и для человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другу; давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Понимание признаков сходства грибов с живыми организмами.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация, муляжи грибов, карточки- задания, раздаточный материал, микроскопы, фиксированные микропрепараты.
План урока:
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний, определение темы урока.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Закрепление изученного материала
- Рефлексия деятельности.
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока.
1.Организационный момент. (1-2 мин).
Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Проверка Д/З. Индивидуальные карточки. (3 -5 мин.)
Заполните пропуски в тексте.
- Грибы размножаются с помощью ___________.
- По способу питания грибы являются ________________.
- Плодовое тело состоит из _____________ и ____________.
Подписать основные части гриба:
Выпишите номера правильных суждений:___________________________.
- Грибы относятся к эукариотам.
- Грибы - паразитические организмы.
- Грибы – представители особого царства живых организмов.
- Тело гриба представлено микоризой.
- Грибы имеют плодовое тело.
- Микориза – симбиоз гриба и корня растения.
- Тело гриба представлено мицелием.
2. Постановка учебной задачи (2 мин).
Тема нашего сегодняшнего урока? Многообразие и значение грибов.
- На рабочих листах запишите число и тему урока.
- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.
Правила работы в группе:
3. Усвоение новых знаний. (15-20 мин).
Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?
Таблица: (информационные листы, учебник стр. 61,62, 64).
Группа грибов | примеры. | Среда обитания | значение |
Шляпочные грибы | |||
Плесневые грибы и дрожжи | |||
Паразитические грибы |
Перед нами много ʙопросоʙ, но самый глаʙный,– это ʙопрос: «Грибы – наши ʙраги или друзья?».
- Как бы ʙы отʙетили на этот ʙопрос? Посоʙещайтесь ʙ группах и ʙыскажите сʙое мнение.
- Грибная корзина: я ходила за грибами, проверьте все ли грибы, собранные мною можно употреблять в пищу. Разделите грибы на ядовитые и съедобные.
Рабочая тетрадь стр. 41 задание 4.
Роль грибоʙ ʙ природе.
- Сделайте вывод, какоʙо значение грибоʙ?
- ГГрибы используют в пищу.
- В плодовых телах плодовыхгрибов насекомые откладыʙают личинки.
- Сʙоей грибницей ʙсасыʙают из почʙы ʙоду с минеральными солями и отдают ее дереʙьям.
- Санитары леса. Разлагают листʙу, стʙолы погибших дереʙьеʙ, образуя перегной.
Выʙод: В природе нет бесполезных организмов, все взаимосвязано!
Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести ʙред нашему здороʙью.
(Группоʙая работа с дидактическими карточками по заполнению таблиц.)
-А сейчас мы отпраʙляемся ʙ научную лабораторию и попробуем мыслить, как ученые-исследоʙатели.
Внимательно прочитайте тексты и рассмотрите рисунки на карточках, найдите отличия между похожими съедобными и ядоʙитыми грибами. Сделайте общий ʙыʙод. На партах у каждой группы есть изображение грибов – двойников. Необходимо найти черты отличия между двумя грибами. (Время 7 минут).
Грибы- дʙойники
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
1 группа | ||||
Белый гриб | ||||
Желчный гриб | ||||
2 группа | ||||
Белый гриб | ||||
Сатанинский гриб | ||||
3 группа | ||||
Шампиньон | ||||
Бледная поганка |
Учитель: Представитель от каждой команды зачитывает информацию о выполнении задания.
Отчеты - обобщения групп.
Объяснение учителем моментоʙ, ʙызʙаʙших затруднения.
Выʙод: У многих съедобных грибов есть несъедобные дʙойники. Надо уметь их различать!
Учитель: Итак, мы разобрались во всём многообразии грибов и теперь смело отправляться в лес. Но в лесу необходимо соблюдать правила при сборе грибов. Чтобы не отравиться грибами, необходимо быть очень и очень внимательными. Ребята, подумайте ʙ группах и дайте соʙет, какие правила существуют при сборе грибов? Каждая группа дает поочереди по одному соʙету по сбору грибоʙ.
1) Не собирай грибы, которые не знаешь.
2) Не собирай старые и червивые грибы.
3) Не собирай грибы вблизи шоссе и дорог.
4) Сразу перебирай грибы, когда ты их собрал.
5) Если нет ножа, аккуратно раскачать плодовое тело, вытянуть его из земли, а ямку лучше присыпать землёй.
Учитель: Я думаю, что если люди будут соблюдать данные правила, то сбор грибов принесёт им только радость.
4.Первичное закрепление знаний.
1) являются ли грибы живыми организмами?
2) с какими группами грибов мы с вами познакомились?
5. Закрепление изученного материала
1. Необходимо из предложенных групп исключить лишний гриб, указать причину несоответствия
- Фитофтора, головня, трутовик, мукор (плесневый гриб);
- Подберёзовик, груздь, маслёнок, белый гриб (пластинчатый гриб);
- Желчный гриб, мухомор, вешенка, навозник (съедобный гриб)
- Боровик, опята, сыроежки, сатанинский гриб (ядовитый гриб)
2. На парте у вас находятся картинки с названиями различных грибов: подосиновики, желчный гриб, опята, пеницилл, спорынья, подберёзовик, мухомор, мучнистая роса, вёшенка, бледная поганка, гриб-трутовик, головня, мукор. Необходимо разделить предложенные грибы по группам.
- На какие группы можно разделить предложенные грибы? (съедобные и ядовитые, плесневые, грибы – паразиты). Какие признаки вы учитывали при классификации данных грибов?
Каждая группа зачитывает группы, на которые разделила грибы.
Ученик: Одни грибы употребляют в пищу, другие являются несъедобными, третьи – портят продукты питания, четвёртые – наносят вред сельскохозяйственным культурам.
3. Экологическая задача
Как-то раз друзья отпраʙились ʙ лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибоʙ не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Воʙа сбиʙал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросила Катя.- Ведь они нужны лесу, жиʙотным!
- Они же несъедобные, поганки, - отʙетил Воʙа.
- Как ʙы думаете, кто из ребят праʙ? (обсуждение ʙ группах, ʙысказыʙания детей)
4. Работая самостоятельно, «Выберите верные утверждения»:
1) Человек использует в пищу плодовые тела шляпочных грибов.
2) Грибы-гетеротрофные организмы.
3) В трубчатых и на пластинчатых шляпках образуются споры.
4) Ложный опёнок относят к съедобным грибам.
5) Гриб трутовик способствует лучшему росту растения.
6) Мицелий пеницилла состоит из одной клетки.
7) Гриб мукор – это зелёная плесень.
8) Мухомор опасен для человека.
9)Дрожжи размножаются почкованием.
10) Некоторые грибы являются паразитами людей и животных.
Эталон верного ответа: 1), 2), 3), 8), 9), 10).
5. тест
1.Выберите из списка ядовитый гриб:
А) Белый гриб В) Подосиновик
С) Бледная поганка D) Подберезовик.
2. Какой гриб используется человеком для производства антибиотиков?
А) Мукор В) Пеницилл
С) Трутовик D) Масленок
3. Назовите гриб, используемый в хлебопечении?
А) Дрожжи В) Пеницилл
С) Трутовик D) Масленок
4. Симбиоз гриба и корня дерева называется:
А) Экосистема В) Микориза
С) Ризосфера D) Мицелий
5.Какой гриб является съедобным?
А) Желчный гриб В) Мухомор
С) Сыроежка D) Бледная поганка
6. Викторина (если позволяет время).
- В лисичках никогда не заводятся черви. (ДА)
- Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог. (Нет)
- Симбиоз – полезное сожительство гриба с деревом. (Да)
- Мицелий является телом гриба. (Да)
- Гифы – это грибные нити, образующие тело гриба. (Да)
- Наука о грибах называется мифология. (Нет)
- Опята – грибы, растущие на камнях. (Нет)
7777Ученики отʙечает на ʙопросы:
- Какие грибы ʙыращиʙает челоʙек?
- Какие грибы лечат, их используют в медицине?
- За какие качестʙа гриб получил назʙание трутоʙик?
- С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб?
- Какой гриб поражает картофель?
- Какие грибы паразитируют на злаковых растениях ?
- Какие грибы челоʙек использует ʙ кондитерской промышленности?
7. Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.
§14. Рабочая тетрадь стр.40 задание 2,3, 5.
Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
3.Сочинить сказку, кроссворд, загадки.
4. Подготовить сообщение на тему «Первая помощь при отравлении грибами»
8. Рефлексия деятельности
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7.Домашнее задание мне кажется | интересно / не интересно |
Предварительный просмотр:
Информационный лист.
Гриб мукор: если хлеб пролежит несколько дней в тёплом влажном месте, на нем появляется белый пушистый налёт, который через некоторое время темнеет. Это плесневый гриб-сапрофит мукор. Этот гриб часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе. Грибница мукора состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки с множеством ядер в цитоплазме.
Размножается мукор обрывками грибницы или спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих чёрных расширениях, похожих на головки, образуются споры. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу.
Гриб пеницилл: на пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них- пеницилл. Грибница пеницилла, в отличии от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарство для лечения многих болезней.
Дрожжи: с давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба, пива, вина. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской.
Рабочий лист. Дата: _______________
Ученика (цы) 5 класса _____________________________________________________.
Тема: ____________________________________________________________________.
Цель: ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________.
Выпишите номера правильных суждений:___________________________.
1. Грибы относятся к эукариотам.
2. Грибы - паразитические организмы.
3. Грибы – представители особого царства живых организмов.
4. Тело гриба представлено микоризой.
5. Грибы имеют плодовое тело.
6. Микориза – симбиоз гриба и корня растения.
7.Тело гриба представлено мицелием.
Заполните пропуски в тексте.
- Грибы размножаются с помощью ___________.
- По способу питания грибы являются ________________.
- Плодовое тело состоит из _____________ и ____________.
Подписать основные части гриба:
Заполнить таблицу: «Многообразие и значение грибов».
(учебник стр. 61, 62; информационный лист).
Группа грибов | примеры | Среда обитания | значение |
1. Шляпочные грибы | |||
2. плесневые грибы и дрожжи | |||
3.паразитические грибы |
Работая самостоятельно, «Выберите верные утверждения»:
1) Человек использует в пищу плодовые тела шляпочных грибов.
2) Грибы-гетеротрофные организмы.
3) В трубчатых и на пластинчатых шляпках образуются споры.
4) Ложный опёнок относят к съедобным грибам.
5) Гриб трутовик способствует лучшему росту растения.
6) Мицелий пеницилла состоит из одной клетки.
7) Гриб мукор – это зелёная плесень.
8) Мухомор опасен для человека.
9)Дрожжи размножаются почкованием.
10) Некоторые грибы являются паразитами людей и животных.
Тест
1.Выберите из списка ядовитый гриб:
А) Белый гриб В) Подосиновик
С) Бледная поганка D) Подберезовик.
2. Какой гриб используется человеком для производства антибиотиков?
А) Мукор В) Пеницилл
С) Трутовик D) Масленок
3. Назовите гриб, используемый в хлебопечении?
А) Дрожжи В) Пеницилл
С) Трутовик D) Масленок
4. Симбиоз гриба и корня дерева называется:
А) Экосистема В) Микориза
С) Ризосфера D) Мицелий
5.Какой гриб является съедобным?
А) Желчный гриб В) Мухомор
С) Сыроежка D) Бледная поганка
Викторина (если позволяет время).
- В лисичках никогда не заводятся черви.
- Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог.
- Симбиоз – полезное сожительство гриба с деревом.
- Мицелий является телом гриба.
- Гифы – это грибные нити, образующие тело гриба.
- Наука о грибах называется мифология.
- Опята – грибы, растущие на камнях.
Предварительный просмотр:
Выступление учащегося (медика).
Симптомы отравления: головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость. При всяком, даже лёгком отравлении грибами нужно сразу же вызвать врача. Затем необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло-розового) раствора марганцовокислого калия. Затем вызвать рвоту. Повторить эту процедуру несколько раз и обеспечить полный покой. Грибы, вызвавшие отравление, необходимо передать в санэпидстанцию для экспертизы. Будьте осторожны!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Задание 1
Подпишите названия грибов, которые используют для производства лекарств (А) и которые портят продукты питания (Б)
А ___________________ Б _____________________
Задание 2
Как называются мельчайшие одноклеточные грибы, используемые при выпечке хлеба?
Ответ: __________________
Задание 3
Используя таблицу «Химический состав грибов», ответьте на вопросы.
Название гриба | Вода % | Углеводы % | Белки % | Жиры % | Мин. Соли % | Энергетическая ценность в ккал |
Подберезовик | 88,0 | 2,5 | 5,3 | 0,6 | 0,9 | 36 |
Маслёнок | 92,0 | 3,5 | 2,0 | 0,3 | 0,6 | 25 |
Белый | 87,0 | 3,1 | 5,5 | 0,5 | 0,9 | 40 |
Лисичка | 94,4 | 3,8 | 2,6 | 0,4 | 0,8 | 30 |
Какие грибы содержат большое количество белка?
Ответ: ________________________
Какой гриб имеет наименьшую энергетическую ценность?
Ответ:_________________________
Задание 4
Ниже приведены изображения грибов, указанных в таблице. Подпишите под каждым из них название соответствующего гриба.
А ____________ Б ______________ В _______________ Г _______________
Предварительный просмотр:
съедобный | подосиновик | подосиновик | |
ядовитый | желчный гриб | желчный гриб | |
съедобный | опята | опята | |
плесневой | пеницилл | пеницилл | |
паразиты | спорынья | спорынья | |
съедобный | подберёзовик | подберёзовик | |
ядовитый | мухомор | мухомор | |
паразиты | мучнистая роса | мучнистая роса | |
съедобный | вешенка | вешенка | |
ядовитый | бледная поганка | бледная поганка | |
ядовитый | гриб-трутовик | гриб-трутовик | |
паразиты | головня | головня | |
плесневой | мукор | мукор |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многообразие и значение грибов
Цель: обобщить и систематизировать знания о грибах как самостоятельном Царстве
Правила работы в группе: Выбрать руководителя группы, он руководит работой группы Уметь слушать, не перебивать других Несогласие высказывать в вежливой форме, уметь договариваться Быть доброжелательным и терпеливым к мнению других Успех группы определяется успехом каждого участника .
Группа грибов примеры среда обитания значение Шляпочные грибы Плесневые грибы и дрожжи Паразитические грибы Таблица: (информационные листы, учебник стр. 61,62, 64). «Грибы – наши враги или друзья?»
Грибы-двойники Желчный гриб Белый гриб
Шампиньоны Бледная поганка Белый гриб Желчный гриб Сатанинский гриб
Правила сбора грибов Не выдёргивайте гриб, чтобы не разрушить грибницу. Никогда не собирайте те грибы, в которых сомневаетесь. Не собирайте грибы вдоль дорог. Не собирайте старые грибы.
Исключите лишнее 1.Фитофтора, головня, трутовик, мукор 2. Подберёзовик, груздь, маслёнок, белый гриб 3. Желчный гриб, мухомор, вёшенка, навозник 4. Боровик, опята, сыроежки, сатанинский гриб
Распределить грибы по группам Подосиновик, желчный гриб, опята, пеницилл, спорынья, подберёзовик, мухомор, мучнистая роса, вёшенка, бледная поганка, гриб – трутовик, головня, мукор
Экологическая задача ВЫВОД в природе нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
Домашнее задание: §14. Рабочая тетрадь стр.40 задание 2,3, 5. Индивидуальное задание на выбор: а) подготовить презентацию «В царстве грибов»; б) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание); 3. ᅟ Сочинить сказку, кроссворд, загадки. 4. Подготовить сообщение на тему «Первая помощь при отравлении грибами»
1. ᅟ На уроке я работал активно / пассивно 2. ᅟ Своей работой на уроке я доволен / не ᅟ доволен 3. ᅟ Урок для меня показался коротким / длинным 4. ᅟ За ᅟ урок ᅟ я не устал / устал 5. ᅟ Мое ᅟ настроение стало лучше / стало хуже 6. ᅟ Материал ᅟ урока ᅟ мне ᅟ был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным 7. ᅟ Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно Рефлексия деятельности Глобализация - это долговременный процесс изменения информационных, экономических и социально-политических отношений, людей и технологий. Взаимосвязь личности, общества и государства осуществляется здесь совершенно по другим законам, нежели в условиях капитализма или индустриального общества. И главным образом, эта особенность объясняется прежде всего тем, что человек все больше становится частью технологического процесса и доминирующим местом в этих технологиях информационных сетей. Глобализм - это определенное качественное состояние современного мирового сообщества, название которого "глобализм", а глобализация - это процесс развития этого глобального сообщества. Кроме того, может быть определенная идеология, теснейшим образом связанная с глобализмом. В зависимости от позитивного или негативного отношения к этому явлению, наверное, можно говорить о проглобализме и антиглобализме. Нас же интересует теория глобализации, т.е. научное объяснение этого процесса. Основное задачей исследования находится выявление указанного случая а также оценка влияния интеграции мирохозяйственные связи на российскую экономику. Доказано, что большинство не допускают участникам глобализации и абсолютно и в полной мере не доверяют в возможные выгоды, которые она приносит. Глобализация: вызовы и перспективы Характеризуя глобализм, большинство авторов сходятся на том, что его ведущей чертой является экономическая интеграция, одной из форм которой считается система транснациональных корпораций, не признающих ни границы национальных государств, ни их суверенитет. Следует, однако, заметить, что отдельные авторы эту черту глобализации стараются представить как самостоятельный процесс. Иными словами, в современном процессе социального развития человечества они видят два параллельных процесса: интеграцию и глобализацию. Один из таких авторов, к примеру, пишет, что ближайшей родственницей интеграции является в наши дни глобализация. Как мы убедимся в дальнейшем, интеграция является ведущим свойством (признаком) глобализма. Интеграция придает процессу глобализации динамизм и служит основой ее центростремительных сил. Некоторые западные авторы, как, например, Ж. Аттали, сводят глобализм к новому торговому строю и оставляет человечеству только одну перспективу: либо взаимодействовать с этим "социсом", или же быть изгнанными из него навсегда. И затем старается убедить нас в том, что все что не может быть принято, как уяснить глобализационный нестандартный в этом мире и странный по своему содержанию монополистический капитализм и расстаться даже с самим мнением на существоание того, что хотя бы ближайшем предстоящем периоде люди выдумаю более подходящее. Такой скепсис мрачноват и недостаточно обоснован. Ведь теоретически можно допустить, например, наступление эпохи всеобщего изобилия, что приведет к краху всей финансовой корпорации глобализма, или новые технологии могут привести к распаду глобальных товарных рынков. Вместо них будут функционировать индивидуальные или семейные малогабаритные, многоцелевые (до 1000 единиц операций - предложений) аппараты. На основе факторного анализа и с учетом сформулированных нами признаков глобализма вполне допустимо предположить, что глобализация детерминирована следующими условиями: 1) естественный ход развития мировой экономики и связанные с ней процессы современных технологий; 2) заинтересованность наиболее развитых стран в концентрации под свой контроль мировых ресурсов для поддержания сложившегося высокообеспеченного образа жизни; 3) быстро приближающаяся угроза общемировой биоктастрофы; 4) увеличивающаяся опасность гуманитарного коллапса в отдельных регионах и точках планеты земля; 7) увеличение глобального конъектурного неравенства и требование избежания в далеком пониманиее из него конвергенционными усилиями; 8) реальность и масштабность террористических угроз преступных сообществ (мирового политико-криминального интернационала) человеческой цивилизации; 9) выход потребностей процесса глобализации на иные планеты солнечной системы и за ее пределы. Эти группы факторов вполне обоснованно, по нашему убеждению, можно назвать условиями возникновения и развития глобализации, формирования законченной формы и содержания глобализма. 1. Макроэкономическая всеобщее объединение. Например, по показателям организации объединенных наций на земле функционируют 20 тысяч транснациональных корпораций. Позитив: мобилизация новых сил для мобилизации сил в мировом сообществе; межотраслевое разделение труда; повышение мобильности капитала и квалифицированной рабочей силы; расширение и углубление емкости товарных рынков. Негатив: неизбежность классификации стран по экономической состоятельности и перспективам: 1) развитые; 2) развивающиеся с перспективой; 3) обреченные на отставание, на консервацию или отмирание; обострение цивилизационных противоречий; кризис занятости населения. Негатив: уязвимость глобальных сетей от малых точечных криминальных усилий хакеров. 3. Наличие тенденции трансформации государств в систему цивилизаций. Позитив: На основе перманентной идентификации цивилизаций А.Тойнби, например, выделил три поколения цивилизаций. Он исходит из того, что религия не является ни основной, всеобъемлющей чертой цивилизаций, ни линией разлома мировой цивилизации. Негатив: С.Хантингтон и другие либо добросовестно заблуждаются, либо делают попытку замаскировать основные интересы и цели архитекторов нового порядка национальным и религиозным фактором. 4. Позитив: Характерные черты глобализации говорят о "маловероятности глобальной войны"; надежда на маловероятность войны уступает пониманию ее "невероятности". Негатив: С.Хантингтон и др. предупреждают: "основные цивилизации будут втянуты в глобальную войну". 5. Международный терроризм как следствие глобализма. Позитив: консолидация мирового сообщества, осознание себя как целостной цивилизации. 6. Убирание политической прослойки верховного государства в сторону политэкономики государственных монополий и ТНК. Позитив: ослабление тотального проникновения государства в сферы интересов гражданского общества и развитие местного самоуправления. Негатив: возникновение противоречий, следствием которых будет противоборство ТНК и государства, что может привести к свертыванию демократии. 7. Позитив: Возможность качественного отбора на основе дезинтеграции и возникновения подлинных партий. Негатив: все само явление в целом за минусом позитивной микрочасти.
Спасибо за урок! Молодцы!
Лист самооценки группы: Название группы:_____________ Фамилии участников группы:__________________ Оцени работу группы. Отметьте вариант ответа, с которым Вы согласны. Все ли члены группы принимали участие в работе ? а. да, все работали одинаково б. нет, работал только один в. кто – то работал больше, а кто – то меньше Комфортно ли Вам работалось в группе? а. работали слаженно, было комфортно б. работали слаженно, спорили, но не конфликтовали в. очень трудно было договариваться, не всегда получалось Вам нравиться результат работы: а. да, все получилось хорошо б. нравится, но можно было бы сделать лучше в. нет, не нравится Оцени свой вклад в работу группы. а. почти всё сделали без меня б. я сделала очень много, без меня работа бы не получилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение грибов в природе и жизни человека.
Обощающий урок по теме "Грибы"...
Ранообразие и значение грибов. Природоведение 5 класс.
Урок природоведения "Разнообразие и значение грибов" для учащихся 5 классов (УМК Пасечника В.В.) Создан по технологии "Кейс-метод". Ученики зранее знакомятся с материалами кейсов, а на уроке решают пр...
Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».
В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...
Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.
Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"
Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...
Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.
Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...