Урок по окружающему природному миру на тему: «Съедобные грибы». «Значение грибов в жизни человека».
план-конспект урока (6 класс)

Дегтярёва Людмила Владимировна

Материал предназначен для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx140.31 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Тема урока

 «Съедобные грибы». «Значение грибов в жизни человека».

Цель урока

Актуализировать  знания обучающихся  о съедобных грибах и значении грибов в жизни человека.

Задачи

1. Образовательная задача:

- повторить строение  грибов;

- систематизировать знания о съедобных  грибах;

-дать представление  о значении грибов в жизни человека.

2. Коррекционно-развивающая задача:

- способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;

- развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение);

- расширять кругозор обучающихся.

3. Воспитательная задача:

- воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.

Предметные умения

Регулятивные УУД:

- знать о наличии царства грибов;

- знать строение гриба;

- значение грибов в жизни человека и в природе.

Познавательные УУД:

- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека

- осознавать значение бережного отношения к природе.

Формы работы

Фронтальная. Индивидуальная.

Самостоятельная работа.

Личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и в тетради).

Проблемное обучение (частично – поисковый).

Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки).

Ресурсы.

панно с животными,  иллюстрации с изображением (старичок Лесовичок, деревья, грибы), муляжи грибов, карточки.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2 минуты

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

Новый день предлагаю начать с улыбки.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Слушают педагога, настраиваются на урок.

2. Проверка домашнего задания

5  минут

Работа по карточкам.

Ответы на вопросы

3.Актуализация опорных знаний.

3 минуты

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать

Надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.

А что такое природа?

Какая бывает природа?  

Какие признаки живой природы вам известны?

Ответы на вопросы. (Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками )

Живая и неживая.

Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает).

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

3 минуты

А знаете ли вы, какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе, мы сейчас проверим, поиграв в игру «Живое»- «Неживое».  Если объект относится к живой природе – хлопайте, если к неживой -  топайте. (Сова, солнце, ручей, дуб, воздух, море, тигр, берёза, рысь, ястреб)

Сегодня у нас необычный урок. Давайте мы отправимся  в путешествие  по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом?

    А чтобы мы в пути не заблудились, нас будет сопровождать необычный герой. Знаете ли вы кто это? (Это старичок - Лесовичок. Он хозяин леса, в лесу он всё знает.)

Играют в игру

Лес

5. Постановка темы урока. Проблемная ситуация.

2 минуты

Сегодня на уроке у нас новая тема. Назвать вы ее сможете, если отгадаете загадку:

                          В лесу на одной ножке

                           Выросла лепёшка (гриб)

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 -Сегодня на уроке мы с Лесовичком отправимся в грибное царство и узнаем что такое грибы, вспомним строение гриба,  как правильно собирать их.

О грибах

6. Обобщение и систематизация знаний.

10  минут

7. Физкульминутка

3  минуты

Грибы это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство – грибов. А кто может рассказать и показать на иллюстрации строение гриба?

А нужны ли человеку грибы?

А для чего?

Как называют людей, собирающих грибы?

                        А известно ли вам, ребята, что многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Часто в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы? (Подберезовик, подосиновик.)

Лесовичок просит вас помочь ему расселить грибы под деревья. Я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадываете и называете дерево, под которым данные грибы растут. Затем тот, кто назвал правильный ответ, выходит к доске, берет картинку с грибом и ставит ее к картинке с деревом.


1.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту
Зовусь я…….(
подосиновик). 

-Под каким деревом можно найти подосиновик?

Посмотрите, подосиновик имеет красновато-оранжевую шляпку и коренастую ножку с темными «чешуйками».


2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (
подберезовик
-Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)

У него тонкая ножка, коричневый оттенок шляпки.


3. 
Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……(
лисички). 

Под каким деревом можно найти лисички?

Грибы лисички похожи на животного лисичку. Они такого же оранжевого оттенка, как лисы, отсюда и название грибов (показ картинки).

4.Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут … (маслята)

-Под каким деревом прячутся маслята?

 Такое название они получили за скользкую, маслянистую шляпку. Цвет шляпки коричневый.

5. Волнистый гриб волнуется,
Под елью красуется,
Похожий на ракушку
Зовется он … (волнушка).

Грибы волнушки получили своё название из-за волнистых кругов на шляпке (показ картинок).

6.Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети.
На
пеньках растут в леcу,
Как веснушки на носу.

-На чем растут опята?

Опята получили своё название оттого, что растут на пнях или около пней (показ картинки).

7. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...(
Боровик - белый второе название гриба).

Где же, он растет?

У него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка. Если боровичка надломить – внутри он окажется белоснежным. Белый гриб или боровик называется так  потому, что,  когда срезаешь шляпку, варишь или жаришь эти грибы   -  мякоть на ножке не темнеет (показ картинки).

   А какую пользу приносят грибы?

Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь, охранять и собирать аккуратно.

  • Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.
  • Грибами питаются многие животные.
  • Из некоторых грибов человек готовит еду.
  • Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.
  • Есть грибы лекарства.

Зачем человек собирает грибы? А как эти грибы можно назвать, одним словом? 

            Лесовичок спрашивает вас: ребята, а все ли грибы можно класть в корзинку?

Почему грибы называют ядовитыми?

Вывод: Лесовичок вас предупреждает, что в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.

Правила сбора грибов.

Собирай только хорошо знакомые грибы.

Если сомневаешься - гриб в корзину не клади.

Не бери старые грибы, в них яд.

Грибы срезай ножом.

Не пробуй грибы на вкус.

Нельзя собирать грибы возле дорог, в них много вредных  веществ.

Придя домой ещё раз вместе со взрослыми пересмотри грибы.

Игра «Превращение в грибы»

 Как вы думаете, а животным нужны грибы? Для чего? (Многие животные питаются грибами: белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Мухомором  лечится лось, сороки.)

Ребята предлагаю вам угостить  животных грибами, но прежде сделаем пальчиковую  гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.   

Угостить белку 4 грибочками;  медведя  3 грибами;   ежика 5 грибами.    

Грибница, ножка, шляпка

Да, нужны.

Человек использует грибы в качестве пищи.

Грибники

Расселяют грибы под деревья

Под осиной

Под сосной

Под сосной

На пнях деревьев.

Растет под елью

Ответы детей.

Съедобные грибы.

Нет, есть и ядовитые грибы.

Потому что эти грибы содержат яд, опасный, иногда смертельный для человека.

Повторяют движения за учителем.

Повторяют движения за учителем.

Загибают по одному пальчику начиная с мизинца

Прикрепляют грибочки на панно.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8  минут

Решение экологических задач.

Задача № 1.

Нашёл грибник один белый гриб, а разрыл вокруг весь мох и траву, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе?

Задача № 2.

Костя и Миша пошли в лес за грибами. Миша набрал полную корзину мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша. Правильно ли поступил Миша?

Задание № 3.

Отметьте простым карандашом только те  грибы, которые девочка положит в корзину, то есть только съедобные грибы.

Picture background

Ответы на вопросы

Работа по карточке

9. Подведение итогов.

2минуты

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 минута

Сегодня на уроке все ребята старались, хорошо отвечали на вопросы, работали у доски. Давайте еще раз повторим:

- Где растут грибы?

- На какие две группы можно разделить грибы?

- Почему гриб подберёзовик так назван?

- Названия, каких съедобных грибов вы запомнили?

-Как правильно нужно собирать грибы?

Грибы – это враги или друзья? 

Лесовичок уверен, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет.

Дома, ребята закончите работу по карточке «Грибы» (раскрасить только съедобные грибы)

Грибы надо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести вред нашему здоровью). 

11. Рефлексия учебной деятельности.

1 минута

Кому на уроке было интересно, и он узнал что-то новое – поднимите грибок, который улыбается. Те ребята, которые  испытывали  трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, поднимите грустный гриб.

Я хочу поблагодарить вас за урок. Сегодня мы хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру на тему: "Съедобные и ядовитые грибы"

Урок был проведён в 8 классе с учащимися с умеренной умственной отсталостью. У учащихся плохо развита мелкая моторика, поэтому в основном для индивидуальной работы детям предлагаются раскраски....

Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.

Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека. Задачи урока:- образовательные:  дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть к...

Методическая разработка "Конспект урока по Окружающему природному миру на тему "Деревья осенью" для детей с нарушением слуха

Конспект урока для учителей и воспитателей, работающих с детьми с нарушением слуха по предмету "Окружающий природный мир". Конспект соответствует методике, содержит много игровых заданий. По...

Конспект урока по окружающему природному миру на тему «Домашние животные»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных; обогащать представления детей о питании домашних животных и о пользе, которую они приносят человеку; развивать эмоциональную отзывчивость,  воспи...