Урок по окружающему природному миру на тему: «Съедобные грибы». «Значение грибов в жизни человека».
план-конспект урока (6 класс)
Материал предназначен для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx | 140.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс | 6а |
Тип урока | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) |
Тема урока | «Съедобные грибы». «Значение грибов в жизни человека». |
Цель урока | Актуализировать знания обучающихся о съедобных грибах и значении грибов в жизни человека. |
Задачи | 1. Образовательная задача: - повторить строение грибов; - систематизировать знания о съедобных грибах; -дать представление о значении грибов в жизни человека. 2. Коррекционно-развивающая задача: - способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе; - развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); - расширять кругозор обучающихся. 3. Воспитательная задача: - воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся. |
Предметные умения | Регулятивные УУД: - знать о наличии царства грибов; - знать строение гриба; - значение грибов в жизни человека и в природе. Познавательные УУД: - классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные; - строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; - слушать и понимать речь других. Личностные УУД: - осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека - осознавать значение бережного отношения к природе. |
Формы работы Фронтальная. Индивидуальная. Самостоятельная работа. Личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и в тетради). Проблемное обучение (частично – поисковый). Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки). | Ресурсы. панно с животными, иллюстрации с изображением (старичок Лесовичок, деревья, грибы), муляжи грибов, карточки. |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 2 минуты | Из глубокого колодца солнце медленно встаёт, Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся, Новый день оно начнёт. Новый день предлагаю начать с улыбки. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Слушают педагога, настраиваются на урок. |
2. Проверка домашнего задания 5 минут | Работа по карточкам. | Ответы на вопросы |
3.Актуализация опорных знаний. 3 минуты | Чтоб природе другом стать, Надо много наблюдать. А что такое природа? Какая бывает природа? Какие признаки живой природы вам известны? | Ответы на вопросы. (Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками ) Живая и неживая. Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает). |
4.Применение знаний и умений в новой ситуации 3 минуты | А знаете ли вы, какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе, мы сейчас проверим, поиграв в игру «Живое»- «Неживое». Если объект относится к живой природе – хлопайте, если к неживой - топайте. (Сова, солнце, ручей, дуб, воздух, море, тигр, берёза, рысь, ястреб) Сегодня у нас необычный урок. Давайте мы отправимся в путешествие по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? А чтобы мы в пути не заблудились, нас будет сопровождать необычный герой. Знаете ли вы кто это? (Это старичок - Лесовичок. Он хозяин леса, в лесу он всё знает.) | Играют в игру Лес |
5. Постановка темы урока. Проблемная ситуация. 2 минуты | Сегодня на уроке у нас новая тема. Назвать вы ее сможете, если отгадаете загадку: В лесу на одной ножке Выросла лепёшка (гриб) -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Сегодня на уроке мы с Лесовичком отправимся в грибное царство и узнаем что такое грибы, вспомним строение гриба, как правильно собирать их. | О грибах |
6. Обобщение и систематизация знаний. 10 минут 7. Физкульминутка 3 минуты | Грибы это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство – грибов. А кто может рассказать и показать на иллюстрации строение гриба? А нужны ли человеку грибы? А для чего? Как называют людей, собирающих грибы? А известно ли вам, ребята, что многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Часто в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы? (Подберезовик, подосиновик.) Лесовичок просит вас помочь ему расселить грибы под деревья. Я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадываете и называете дерево, под которым данные грибы растут. Затем тот, кто назвал правильный ответ, выходит к доске, берет картинку с грибом и ставит ее к картинке с деревом.
-Под каким деревом можно найти подосиновик? Посмотрите, подосиновик имеет красновато-оранжевую шляпку и коренастую ножку с темными «чешуйками».
У него тонкая ножка, коричневый оттенок шляпки.
Под каким деревом можно найти лисички? Грибы лисички похожи на животного лисичку. Они такого же оранжевого оттенка, как лисы, отсюда и название грибов (показ картинки). 4.Будто смазанные маслом, -Под каким деревом прячутся маслята? Такое название они получили за скользкую, маслянистую шляпку. Цвет шляпки коричневый. 5. Волнистый гриб волнуется, Грибы волнушки получили своё название из-за волнистых кругов на шляпке (показ картинок). 6.Нет грибов дружней, чем эти, — -На чем растут опята? Опята получили своё название оттого, что растут на пнях или около пней (показ картинки). 7. Этот гриб живет под елью, Где же, он растет? У него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка. Если боровичка надломить – внутри он окажется белоснежным. Белый гриб или боровик называется так потому, что, когда срезаешь шляпку, варишь или жаришь эти грибы - мякоть на ножке не темнеет (показ картинки). А какую пользу приносят грибы? Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь, охранять и собирать аккуратно.
Зачем человек собирает грибы? А как эти грибы можно назвать, одним словом? Лесовичок спрашивает вас: ребята, а все ли грибы можно класть в корзинку? Почему грибы называют ядовитыми? Вывод: Лесовичок вас предупреждает, что в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете. Правила сбора грибов. Собирай только хорошо знакомые грибы. Если сомневаешься - гриб в корзину не клади. Не бери старые грибы, в них яд. Грибы срезай ножом. Не пробуй грибы на вкус. Нельзя собирать грибы возле дорог, в них много вредных веществ. Придя домой ещё раз вместе со взрослыми пересмотри грибы. Игра «Превращение в грибы» Как вы думаете, а животным нужны грибы? Для чего? (Многие животные питаются грибами: белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Мухомором лечится лось, сороки.) Ребята предлагаю вам угостить животных грибами, но прежде сделаем пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, пять! Угостить белку 4 грибочками; медведя 3 грибами; ежика 5 грибами. | Грибница, ножка, шляпка Да, нужны. Человек использует грибы в качестве пищи. Грибники Расселяют грибы под деревья Под осиной Под сосной Под сосной На пнях деревьев. Растет под елью Ответы детей. Съедобные грибы. Нет, есть и ядовитые грибы. Потому что эти грибы содержат яд, опасный, иногда смертельный для человека. Повторяют движения за учителем. Повторяют движения за учителем. Загибают по одному пальчику начиная с мизинца Прикрепляют грибочки на панно. |
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8 минут | Решение экологических задач. Задача № 1. Нашёл грибник один белый гриб, а разрыл вокруг весь мох и траву, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе? Задача № 2. Костя и Миша пошли в лес за грибами. Миша набрал полную корзину мухоморов. - Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя. - Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша. Правильно ли поступил Миша? Задание № 3. Отметьте простым карандашом только те грибы, которые девочка положит в корзину, то есть только съедобные грибы. | Ответы на вопросы Работа по карточке |
9. Подведение итогов. 2минуты 10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1 минута | Сегодня на уроке все ребята старались, хорошо отвечали на вопросы, работали у доски. Давайте еще раз повторим: - Где растут грибы? - На какие две группы можно разделить грибы? - Почему гриб подберёзовик так назван? - Названия, каких съедобных грибов вы запомнили? -Как правильно нужно собирать грибы? Грибы – это враги или друзья? Лесовичок уверен, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет. Дома, ребята закончите работу по карточке «Грибы» (раскрасить только съедобные грибы) | Грибы надо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести вред нашему здоровью). |
11. Рефлексия учебной деятельности. 1 минута | Кому на уроке было интересно, и он узнал что-то новое – поднимите грибок, который улыбается. Те ребята, которые испытывали трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, поднимите грустный гриб. Я хочу поблагодарить вас за урок. Сегодня мы хорошо поработали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру на тему: "Съедобные и ядовитые грибы"
Урок был проведён в 8 классе с учащимися с умеренной умственной отсталостью. У учащихся плохо развита мелкая моторика, поэтому в основном для индивидуальной работы детям предлагаются раскраски....
Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.
Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».
Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека. Задачи урока:- образовательные: дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть к...
Методическая разработка "Конспект урока по Окружающему природному миру на тему "Деревья осенью" для детей с нарушением слуха
Конспект урока для учителей и воспитателей, работающих с детьми с нарушением слуха по предмету "Окружающий природный мир". Конспект соответствует методике, содержит много игровых заданий. По...
Конспект урока по окружающему природному миру на тему «Домашние животные»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных; обогащать представления детей о питании домашних животных и о пользе, которую они приносят человеку; развивать эмоциональную отзывчивость, воспи...