рабочие программы индивидуального надомного обучения
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
Учебник. : Биология. Животные 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида/ А.И .Никишов, А.В. Теремов /9-е изд.-м.: Просвещение, с.:ил.. 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savin_biologiya.doc | 590 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
Учебник. : Биология. Животные 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида/ А.И .Никишов, А.В. Теремов /9-е изд.-м.: Просвещение, с.:ил.. 2014
Цель: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания неживой и живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе.
Основными задачами изучения биологии являются:
- Сообщение учащимися знаний об основных элементах неживой природы ( воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы ( о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье)
- Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- Проведение через весь курс экологического воспитания ( рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
- Первоночальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений( комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В 8 классе учащихся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Коррекционно-развивающие задачи по биологии:
1. Корректирование и развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе между животными.
2. Корректирование познавательной возможности и интересов.
3. Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
4. Развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти.
5. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности учащихся.
6. Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе через экскурсии, беседы.
По данной рабочей программе обучается N. Обучающийся относится к категории детей с УО. У данной группы обучающихся наблюдаются следующие особенности: гиперактивность, неустойчивость интереса к предмету, не способность на протяжении всего урока интенсивно работать, высокая утомляемость, низкий уровень умственного развития, отсутствие логики и бедный словарный запас, логопедические недостатки, которые мешают в освоении базового курса природоведения в школе.
Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличение количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.
Планируемые результаты изучения предмета:
Личностные:
- осознание себя как члена общества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, животным, необходимости их сохранения ;
-бережное отношение к животному миру нашей планеты;
- уважение к миру природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
- единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;
- осознавать основные принципы объединения объектов в различные группы;
- понимать элементарную иерархию изучаемых объектов и явлений;
- знать правила поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы; - знать правила здорового образа жизни в объеме программы;
- взаимодействовать с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;
- находить информацию в дополнительных источниках (по заданию педагога);
- владеть полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях; - использовать знания и умения для получения новой информации по заданию педагога.
Достаточный уровень:
- обобщенные представления об объектах неживой и живой природы;
- осознавать основные взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
- объяснять происходящие явления и описывать состояние объекта и его изменение в неживой и живой природе;
- пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ЭОР (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);
- самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействовать с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;
- владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях, переносить сформированные знания и умения в новые ситуации, ориентироваться на имеющиеся знания и умения с целью личной предпрофессиональной ориентировки.
Учащихся должны знать:
• основные отличия животных от растений; • признаки сходства и различия между изученными группами животных; • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; •названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь:
• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Содержание образовательной программы по курсу биологии в 8 классе.
1. Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
2. Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
3. Насекомые Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка/майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
4. Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
5. Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
6. Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
7. Пресмыкающиеся Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
8. Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсияв зоопарк или на птицеферму.
9. Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их.
10. Сельскохозяйственные травоядные животные корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья. Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
11.Экскурсии Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды УД обучающихся | Коррекционно-развивающая направленность | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
1. | 1. | Введение. Многообразие животного мира. | 1 | Записи. Беседа по вопросам учителя. Запись определений в тетрадь. Зарисовать рисунки в тетрадь. Просмотр видеофильма Записи Заполнение таблицы. Выборочный пересказ Просмотр Видеофильма Игра- тест | Расширение знаний о естественных науках, Расширение словарного запаса.Развитие знаний о науке биология коррекция мелкоймоторики, развитие мышления, устной речи, памяти. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, умений работать с текстом учебника и дополнительной литературой. Развитие и коррекция умений выполнять примитивные опыты, делать выводы. Раскрыть особенности строения и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания. Развивать мышление. Научиться сравнивать, обобщать. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать. Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | |||
2. | 2. | Общая характеристика беспозвоночных. | 1 | |||||
3. | 3. | Дождевой червь. | 1 | |||||
4. | 4. | Черви – паразиты. | 1 | |||||
5. | 5. | Общая характеристика насекомых | 1 | |||||
6. | 6. | Медоносная пчела. Значение пчел | 1 | |||||
7. | 7. | Общая характеристика позвоночных. | 1 | |||||
8. | 8. | Местообитание и внешнее и внутреннее строение рыб. | 1 | |||||
9. | 9. | Размножение и развитие рыб. | 1 | |||||
10. | 10. | Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб. | 1 | |||||
11. | 11. | Общая характеристика земноводных. | 1 | |||||
12. | 12. | Внешнее строение лягушки. | 1 | |||||
13. | 13. | Внутреннее строение лягушки. Размножение. | 1 | |||||
14. | 14. | Общая характеристика пресмыкающихся. | 1 | |||||
15. | 15. | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 | |||||
16. | 16. | Змеи. Значение и охрана пресмыкающихся. | 1 | |||||
17. | 17. | Обобщение по теме: «Пресмыкающиеся». | 1 | |||||
18. | 18. | Птицы. Общая характеристика птиц Практическая работа «Зарисовка строения тела птицы».
| ||||||
19. | 19. | Птицы леса. | ||||||
20 | 20. | Птицы, обитающие возле жилья людей. | ||||||
21. | 21. | Экскурсия «Наблюдение за поведением птиц». | ||||||
22. | 22. | Практическая работа «Подкормка зимующих птиц» | ||||||
23. | 23. | Млекопитающие. Внешнее строение. | ||||||
24. | 24. | Грызуны. | ||||||
25. | 25. | Зайцеобразные. | ||||||
26. | 26. | Хищные звери. | ||||||
27. | 27. | Пушные хищные звери. | ||||||
28. | 28. | Ластоногие морские животные, китообразные. | ||||||
29. | 29. | Приматы. | ||||||
30. | 30. | Сельскохозяйственные млекопитающие. | ||||||
31. | 31. | Практическая работа «Зарисовка сельскохозяйственных животных». | ||||||
32. | 32. | Практическая работа « Уход за домашними животными» | ||||||
33. | 33. | Охрана птиц и млекопитающих. Красная книга. | ||||||
34. | 34. | Обобщение по теме «Многообразие животного мира» | ||||||
35. | 35. | Обобщение и анализ знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для надомного обучения 9 класс, учебник М.З. Биболетова, О.А. Денисенко
Данная рабочая программа разработана для учащихся надомного обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом....
Рабочая программа по надомному обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по надомному обучению ученика 8 класса коррекционной школы 8 вида состоит из программ по следующим предметам:Чтение, русский язык, математика, история, биология, географи...
Рабочие программы для надомного обучения по истории, обществознанию
Рабочие программы для надомного обучения по истории, обществознанию в 6 кл. - 1 ч в неделю, в 11 кл. - 2 ч в неделю....
Рабочая программа для надомного обучения для 9 класса.
Рабочая пронграмма для надомника 9 класс ,к УМК кузовлев...
рабочая программа для надомного обучения для 8 класса
рабочая программа разработана для детей надомного обучения 8 класса...
рабочая программа индивидуального надомного обучения по географии
Рабочая программа учебного курса «география» разработана для учащегося 8 класса Савина Дмитрия на основе:1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 клас...
рабочие программы индивидуального надомного обучения
рабочие программы индивидуального надомного обучения по географии и биологии 6,7 классы...