Методическая разработка урока по теме "Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Данный урок позволяет раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; познакомить с представителями отрядов; расширить и углубить понятие об экологических группах животных,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otryady_mlekopitayushchih.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные»
Цели урока: раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; познакомить с животными представителями отрядов Насекомоядные и др., выделить характерные особенности данных отрядов; расширить и углубить понятие об экологических группах животных, о многообразии млекопитающих; показать их приспособленность к жизни в разных условиях. Продолжить обучение умению наблюдать, делать выводы об относительной приспособленности живых организмов к среде обитания; развивать у учащихся познавательный интерес.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Оборудование: мультимедийная презентация «Отряды млекопитающих».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Перечислите характерные признаки млекопитающих.
- Объясните название класса?
- Каких яйцекладущих вы знаете? По какому признаку животные объединяются в этот подкласс?
- Каких сумчатых вы знаете? По какому признаку животные объединяются в этот отряд?
III. Изучение нового материала.
В ходе изучения нового материала, учащиеся продолжают заполнение таблицы.
Отряды млекопитающих
Отряд | Семейства, представители | Место обитания | Особенности строения | Особенности образа жизни и размножения | Значение |
|
1. Отряд Насекомоядные.
А) Общая характеристика.
Рассказ учителя.
Отряд НАСЕКОМОЯДНЫЕ
(Insectivora)
В отряде преобладают мелкие и очень мелкие зверьки. Голова у большинства клиновидно заостренная, с удлиненным в виде хоботка носом. Тело у большинства зверьков покрыто ровным густым бархатистым мехом, у немногих — жесткими щетиновидными волосами или короткими иглами. Конечности устроены по-разному, в зависимости от образа жизни. Для многих насекомоядных характерны пахучие (мускусные) железы. Зубная система примитивная. Число зубов от 44 до 26. Набор из 44 зубов считается исходным (самым примитивным) для высших зверей. Предкоренные зубы насекомоядных по строению отчетливо делятся на две категории — малые предкоренные и большие, или крупные, предкоренные. Малых предкоренных у представителей разных родов и семейств бывает разное число, поэтому они имеют большое значение в систематике, а крупных предкоренных только по одному с каждой стороны в верхней и нижней челюстях. Большие коренные примыкают к малым коренным, по размерам всегда крупнее малых и имеют по 2 или 3 корня, часто по нескольку острых вершин. На коренных зубах между острыми вершинами проходят режущие гребни (комиссуры), образующие узор, похожий на букву W или V. Зубы такого строения называют зубами насекомоядного типа. Головной мозг насекомоядных с относительно большим обонятельным отделом, а размеры полушарий невелики, у многих без борозд и не покрывают сверху мозжечок. Из органов чувств наибольшего развития достигают органы обоняния и осязания. Органы зрения почти у всех развиты слабо, у некоторых глаза вообще скрыты под кожей. В связи со слабым развитием головного мозга условные рефлексы у них вырабатываются медленно и быстро утрачиваются (затухают).
Насекомоядные распространены почти по всему свету за исключением Антарктиды, Австралии и большей части Южной Америки. Насекомоядные — одна из древнейших групп высших зверей. Ископаемые остатки их известны из верхнемеловых отложений мезозойской эры. Время, прошедшее с тех пор до наших дней, составляет около 135 миллионов лет. Их происхождение связывают с юрскими звероподобными существами подкласса пантотериев, отряда тритуберкулят. Систематика насекомоядных до сих пор остается недостаточно разработанной.
Б) Представители отряда.
Индивидуальные сообщения учащихся.
2. Отряд рукокрылые.
А) общая характеристика.
Рассказ учителя.
Отряд Рукокрылые — Chiroptera
Рукокрылые представлены в фауне нашей страны летучими мышами.
Про этих маленьких зверьков существует великое множество легенд, но их реальная жизнь удивительней любой сказки.
Из всех млекопитающих только летучие мыши научились активному, а не планирующему (как белка-летяга) полету. Их крыло — тонкая перепонка, натянутая между удлиненными пальцами передних лап, а также между передними и задними лапками и хвостом. Там, где участок перепонки крепится к задней лапе, часто есть шпора или маленькая кожаная лопасть — эпиблема, наличие или отсутствие которой — важный отличительный признак разных видов.
Чтобы уверенно летать в темноте ночи и в абсолютном мраке пещер, летучие мыши в ходе эволюции выработали сложнейший механизм эхолокации. Они испускают серии узконаправленных ультразвуковых писков и по отражению звука от различных предметов мгновенно определяют их местонахождение и размер. Они не только как бы "видят" все вокруг, но уверенно определяют характер поверхности (гладкая или шероховатая), а иногда даже материал, из которого она состоит. Только шерсть и густые волосы, поглощающие ультразвук, плохо регистрируются эхолокатором. Вот почему летучие мыши иногда запутываются в волосах (обычно это происходит со зверьками, которые случайно залетели в комнату и очень испуганы; если дать такой мыши спокойно вылететь в окно, она никогда вас не заденет).
Голоса зверьков абсолютно индивидуальны, и летучая мышь может легко узнавать отражение собственного сигнала в пещере, где одновременно пользуются эхолокатором сотни тысяч зверьков. Кроме ультразвука, летучие мыши пользуются и обычными звуковыми сигналами, в основном для общения. Эти звуки обычно лежат на пороге человеческого восприятия. Дети слышат цвирканье и писк большинства видов, пожилые люди — лишь немногих.
Все летучие мыши нашей страны питаются насекомыми (в тропиках есть виды, которые питаются нектаром цветов, плодами, рыбой, лягушками и даже другими летучими мышами, а также вампиры). Каждую ночь они уничтожают огромное количество вредителей сельского хозяйства, а также комаров и прочего гнуса. Насекомые, на которых охотятся летучие мыши, при попадании на них ультразвукового луча часто складывают крылья и падают вниз или пытаются резко свернуть в сторону и удрать. Некоторые из них (особенно ночные бабочки) покрыты густым пухом, который вообще не отражает ультразвука. Таких насекомых летучие мыши ловят в основном по звуку их собственного жужжания, прекращая ультразвуковую локацию при заходе на цель. Догнав крупное насекомое, мышь сбивает его ударом крыла в подставленный "карман" — изогнутую хвостовую часть перепонки — и разрывает на части. Мелких насекомых они поедают целиком. Ядовитые бабочки-медведицы при попадании на них ультразвукового луча издают громкий (тоже ультразвуковой) сигнал, предупреждающий летучую мышь о несъедобности добычи. Один вид безобидной бабочки-совки научился подавать такой же сигнал, так что обманутые зверьки не трогают и совку.
День летучие мыши обычно проводят в дуплах, пещерах, на чердаках и в других подобных убежищах. На зиму они улетают на юг (их пролет можно увидеть осенью в Предкавказье) или переселяются в глубокие пещеры и погреба, где температура близка к нулю. Там они впадают в глубокую спячку, лишь изредка просыпаясь для "разминки".
Спаривание обычно происходит в конце лета или осенью, но сперма самцов хранится в матке самок в "замороженном" состоянии до весны, когда происходит оплодотворение. Молодые зверьки обычно спариваются только ранней весной. У многих видов с одной самкой могут спариваться несколько самцов. Летом самка рождает одного или двух (в разных группах), изредка трех детенышей, которые сразу хватают самку за соски (подковоносы — за специальные выросты на брюшке) и повисают на ней, так что самка летает и охотится с такой нагрузкой. Подросших детенышей самки оставляют на время охоты в убежище.
Почти все виды летучих мышей образуют колонии — от 2-3 зверьков до десятков тысяч в одном убежище. Помет и трупы летучих мышей позволяют существовать особой пещерной флоре и фауне, состоящей из бактерий, грибов, червей, насекомых и даже слепых рыбок.
В России встречаются летучие мыши трех семейств: семейства Гладконосых летучих мышей — Vespertilionidae, семейства Подковоносых летучих мышей — Rhinolophidae и семейства Бульдоговых летучих мышей — Molossidae. Ниболее многочисленны и разнообразны рукокрылые на юге страны — на Кавказе и в Приморье. До Крайнего Севера доходит только один вид — северный кожанок. Определение рукокрылых до вида довольно сложно.
Б) Представители отряда.
Индивидуальные сообщения учащихся.
3. Отряд Грызуны.
А) Общая характеристика.
Рассказ учителя.
Отряд ГРЫЗУНЫ (Rodentia)
Зубная система — наиболее характерная особенность, по которой звери объединяются в отряд грызунов и отличаются от животных любых других отрядов. Резцы грызунов, расположенные по одному с каждой стороны верхней и нижней челюсти, очень велики, лишены корней и постоянно растут. Их свободный конец долотообразно заострен. Стачиваются резцы у грызунов неравномерно и всегда остаются острыми. Клыков у грызунов нет и коренные зубы отделены от резцов широким беззубым промежутком — диастемой. Общее число коренных зубов (вместе с предкоренными) с каждой стороны: в верхней челюсти — от 5 до 1, в нижней челюсти — от 4 до 1. Уменьшение количества зубов у грызунов идет сначала за счет передних предкоренных, соответствующих малым предкоренным зубам насекомоядных и рукокрылых, а затем за счет самых задних коренных. Коренные зубы у грызунов имеют широкую жевательную поверхность из рядов тупых бугорков (исходное строение), невысоких поперечных гребней, образовавшихся в результате соединения бугорков, или их жевательная поверхность становится складчатой. У некоторых грызунов образуются хорошо обособленные корни, но у большинства корни не формируются, и в таком случае зубы становятся постоянно растущими.
Размеры тела грызунов разнообразны: от мелких (меньше домовой мыши) до имеющих длину более 1 м и массу в несколько десятков килограммов. По форме тела и особенно по строению конечностей грызуны различны в связи с приспособлением к разным условиям существования.
Волосяной покров у грызунов обычно хорошо развит. Остевые волосы у некоторых грызунов видоизменяются в иглы. Характерна для грызунов и широкая суставная поверхность головки нижней челюсти, позволяющей ей свободно двигаться не только в стороны, но также вперед и назад. Большинство грызунов, кроме сонь, имеет длинную слепую кишку. Полушария головного мозга грызунов небольшие, не прикрывающие мозжечок; их поверхность гладкая или с небольшим количеством неглубоких борозд. Грызуны населяют все материки, кроме Антарктиды, и большинство островов Мирового океана, на многие из которых они были завезены человеком. В отряд грызунов объединяется более одной трети современных млекопитающих, населяющих земной шар (около 2500 видов). Они группируются в более чем 30 семейств. Точное количество семейст грызунов у разных систематиков отличается.
Б) Представители отряда.
Индивидуальные сообщения учащихся.
4. Отряд Зайцеобразные.
А) Общая характеристика.
Рассказ учителя.
Отряд ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ (Lagomorpha)
Еще сравнительно недавно зайцеобразных, к которым, кроме общеизвестных зайцев, принадлежат мелкие пищухи, или сеноставцы, включали в отряд грызунов в качестве подотряда. Но уже в 1912 г. Гидлеи учел многие специфические черты организации и истории зайцеобразных и предложил выделить их в самостоятельный отряд, некоторое сходство которого с грызунами имеет только внешний (конвергентный) характер. Этот взгляд в настоящее время следует считать общепринятым. От грызунов зайцеобразные принципиально отличаются тем, что в верхней челюсти у них не одна, а две пары резцов. Вторая пара резцов у зайцеобразных развита слабее и располагается позади основной пары; вершины их далеко не доходят до вершин основных (передних) резцов. Кроме того, костное нёбо у зайцеобразных устроено очень своеобразно. Оно имеет вид узкого поперечного мостика между левым и правым рядом коренных зубов. В отличии от зайцеобразных, у грызунов костное нёбо представляет сплошную площадку, доходящую впереди до резцов. Есть существенные отличия в организации желудка. У зайцеобразных он состоит (физиологически, но не морфологически) из двух отделов, в одном из которых происходит бактериальное брожение пищи, в другом, ближнем к выходу кишки, пища переваривается пепсином. Основное сходство зайцеобразных и грызунов состоит в том, что у них отсутствуют клыки, а резцы и коренные зубы отделены широким, лишенным зубов пространством— диастемой. Зубы у зайцеобразных лишены закрытых корней и постоянно растут, что связано с быстрым снашиванием их коронок.
К зайцеобразным принадлежат звери сравнительно однообразной внешности, хотя размеры тела сильно варьируют — от 12 до 60 см, редко более. У большинства зайцеобразных крупные трубкообразные уши и относительно более длинные задние ноги. Передние конечности пятипалые, задние — четырехпалые. Когти хорошо развиты, но сравнительно слабо изогнуты, даже у видов, способных лазать по деревьям. Хвост короткий, у некоторых снаружи он даже незаметен. На нижней стороне кистей и ступней зайцеобразных, имеются густые щетки волос, смягчающие силу удара при прыжках. Волосяной покров зайцеобразных весьма разнообразен - от длинного пушистого и мягкого до жесткого и щетинистого. Окраска подавляющего большинства видов неяркая: преобладает серый, бурый или охристый цвет. Наиболее ярко окрашенные виды зайцеобразных обитают в тропиках и субтропиках. Для многих видов обычна в той или иной мере выраженная сезонная смена окраски. Характерный пример дает заяц-беляк: бурый — летом и снежно-белый — зимой. Среди зайцеобразных есть виды, роющие норы (пищухи, некоторые зайцы), лазающие по деревьям (некоторые зайцы) и не устраивающие каких-либо постоянных убежищ. Большинство зайцеобразных бегает быстро, прыжками, отталкиваясь при этом задними ногами. Быстрота бега — несомненное приспособление к защите от хищников, так как добывание пищи не требует быстрых перемещений. Корма весьма разнообразны, но почти исключительно растительные. В этой связи кишечный тракт длинный, с хорошо развитой слепой кишкой, выполняющей роль бродильного чана.
Размножаются зайцеобразные быстро, принося обычно по нескольку пометов в год. Половая зрелость наступает рано, на следующее после рождения лето. Зайцеобразные возникли в начале третичного времени, и ископаемые их остатки известны из отложений палеоцена. Распространены по всему земному шару, за исключением южной части Южной Америки и Мадагаскара; в Австралии, Новой Зеландии и на многих океанических островах акклиматизированы. Всего современных видов зайцеобразных около 60, объединенных в 2 семейства: зайцы (Leporidae) и пищухи (Lagomyida)
Б) Представители отряда.
Индивидуальные сообщения учащихся.
IV. Закрепление.
Проверка заполнения таблицы.
V. Домашнее задание.
§31, 32, вспомнить народные приметы, связанные с кошкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...
Урок биологии "Отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Зайцеобразные, Грызуны, Хищные
Данная разработка содержит технологическую карту урока и конспект урока для обучающихся 7 класса по линии И.Н. Пономаревой...
Методическая разработка урока: «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные» 7 класс
Тема урока: «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о прогрессивных ...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...