Рабочая программа по биологии, 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности», 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_9_kl_biolog_umk_s.g._mamontov_v.b._zaharov.doc | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УЛЬЗЫТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КИЖИНГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
671405, Республика Бурятия, Кижингинский район, у. Чесан улица Центральная, 1 | E-mail: usosh2016@mail.ru тел 8(30141)33181 факс 8(30141)33181 |
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла ______________/__________/ Протокол №_____________ от «_____»__________201___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____/Лубсанова Ц.Ц../
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Нимаева С.Ц../ Приказ № ______ от «___» __________201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Биология |
Класс | 9 класс |
Учебный год | 2018-2019 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО) | Цыбикова Д.Ц. |
Категория | 1 категория |
у. Чесан
. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897,
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию протокол от 08. 04. 2015 года №1/15);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.03.2011 г., регистрационный №19993);
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 - 11 классы. – М.: Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности», 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, - М.: «Дрофа», 2013 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Цели обучения:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи обучения:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Национально-региональный компонент
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учетом природных особенностей региона Бурятия, в связи с чем одной из задач проектирования школьного образования признаётся задача разработки содержания его национально- регионального компонента.
Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания учащихся, влюбленных в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины.
Глобальная проблема опустынивания земель имеет место быть и у на в районе. Это эрозия почвы, потеря ее плодородия. Такая проблема как сужение ареала реликтового соснового бора, исчезновение растений коснулась и нас – это сокращение численности популяции сосен вследствие пожаров и вырубки лесов.
Первая ступень начинается в начальной школе. Вторая ступень экологического и регионального образования, охватывает учащихся 5 -9 классов, когда они уже более подробно изучают основные природные объекты – растения, животных, организм человека. На этом этапе учащиеся должны уметь находить связи между живыми объектами природы и окружающей средой. Правильно оценивать экологическую обстановку, устанавливать основные причины нарушения экологического равновесия. Знакомя с редкими и исчезающими растениями и животными, ученики должны правильно объяснять причину этого явления, указывать, что именно вмешательство человека привело к такому бедственному положению флоры и фауны.
Использование национально-регионального компонента на уроке биологии способствует:
- Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
- Формирование активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села.
- Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Описание места учебного предмета
программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
I. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия биологии;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
• соотношение социального и биологического в эволюции человека;
• основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных , в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
II. Содержание учебного предмета, курса
Введение (2 часа).
Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1.Эволюция животного мира на Земле (21 час)
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Демонстрация. Биография Ч.Дарвина.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5. Микроэволюция.
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический,(теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую эры. Первые среды жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и др. элементы п/с Д.И.Менделеева, их основные свойства. История. Культура Западной Европы конца XV – первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1. Химическая организация клетки.
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот.
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3. Строение и функции клеток.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактнриальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост. Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма – главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1. Размножение организмов.
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных; таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (17 часов)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
4. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.
Центры происхождения и разнообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у растений и животных. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. (13 часов)
Тема 5.1. Биосфера , ее структура и функции.
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новы сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части; таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Тема 5.2. Человек и биосфера.
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность, Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Заключение (1 час).
III. Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Введение. | 2 | |
2 | Эволюция живого мира на Земле. | 21 | 2 |
3 | Структурная организация живых организмов. | 10 | 1 |
4 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | |
5 | Наследственность и изменчивость организмов. | 17 | 1 |
6 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 13 | |
7 | Итого: | 68 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Номер раздела и темы уроков | Тема урока | Кол-во часов | Методы оценки достижений учащихся | Домашнее задание | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||||
I. | Введение. | 2 | |||||
1. | 1.1 | Введение. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. | 1 | Гл.1,в.7,9 с.11 | |||
2. | 1.2 | Становление систематики. | 1 | §1, в.2 с.14 | |||
II. | Эволюция живого мира на Земле. | 21 | |||||
3. | 2.1 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | Работа с учебником, устный опрос | §2,в.2,3 с.17 | ||
4. | 2.2 | Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | 1 | Творческая работа | §3, в.3 с.20 | ||
5. | 2.3 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | 1 | §4,в.2,3 с.24 | |||
6. | 2.4 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | 1 | тест | §5,в.5,6 с.28 | ||
7. | 2.5 | Формы естественного отбора. | 1 | тест | §6 | ||
8. | 2.6 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. НРК. Выявление приспособленности к среде обитания. | 1 | Сам. работа | §7,в.4,5 с.45 | ||
9. | 2.7 | Забота о потомстве. | 1 | §8 | |||
10 | 2.8 | Физиологические адаптации. | 1 | тест | §9, в.2 с.52 | ||
11. | 2.9 | Вид, его критерии и структура. НРК Популяция | 1 | Самост. работа | §10,в.3,5 с.55 | ||
12. | 2.10 | Эволюционная роль мутации. | 1 | тест | §11, в.3 с.58 | ||
13. | 2.11 | Контрольная работа №1. | 1 | Контрольная работа | повторение | ||
14. | 2.12 | Главные направления эволюции. | 1 | §12,в.3,5,6 с.66 | |||
15. | 2.13 | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | тест | §13, в.3,4 с.70 | ||
16. | 2.14 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | творческая работа | §14,в.5-7 с.73 | ||
17. | 2.15 | Начальные этапы развития жизни. | 1 | Работа с учебником, беседа | §15,в.3,4 с.77 | ||
18. | 2.16 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. | 1 | §16, в.4 с.81 | |||
19. | 2.17 | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | тест | §17,в.4,6 с.88 | ||
20. | 2.18 | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 | §18, в.3 с.92 | |||
21. | 2.19 | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 | Зачет, беседа, устный опрос | §19, в.4,5 с.94 | ||
22. | 2.20 | Происхождение человека. | 1 | тест | §20, составить таблицу «стадии эволюции человека» | ||
23. | 2.21 | Контрольная работа №2. | 1 | Контрольная работа | повторение | ||
III. | Структурная организация живых организмов. | 10 | |||||
24. | 3.1 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | Самостоятельная работа | §21, в.4,5 с.107 | ||
25. | 3.2 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | тест | §22, в.10,11 с.112 | ||
26. | 3.3 | Пластический обмен. Биосинтез белков. | 1 | §23, в.4,5 с.117 | |||
27. | 3.4 | Энергетический обмен. | 1 | тест | §24, в.4,6 с.121 | ||
28. | 3.5 | Прокариотическая клетка. | 1 | §25, в.5 с.124 | |||
29. | 3.6 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | 1 | Самостоятельная работа | §26, в.5 с.132 | ||
30. | 3.7 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | тест | §27, в.1,7 с.136 | ||
31. | 3.8 | Деление клеток. | 1 | Самостоятельная работа | §28, составить таблицу. | ||
32. | 3.9 | Клеточная теория строения организмов. | 1 | Творческая работа | §29, в.3 с.143 | ||
33. | 3.10 | Контрольная работа №3. | 1 | Контрольная работа | повторение | ||
IV. | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | |||||
34. | 4.1 | Бесполое размножение. | 1 | §30, в.4,5 с.149 | |||
35. | 4.2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | Сам. работа | §31 | ||
36. | 4.3 | Эмбриональный период развития. | 1 | §32, в.5,6 с.161 | |||
37. | 4.4 | Постэмбриональный период развития. | 1 | тест | §33, в.3,4 с.166 | ||
38. | 4.5 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | Работа с учебником, беседа | §34, в.3,4 с.169 | ||
VI. | Наследственность и изменчивость организмов. | 17 | |||||
39. | 6.1 | Основные понятия генетики. | 1 | Беседа, устный опрос | §35, в.5 с.174 | ||
40. | 6.2 | Гибридологический метод изучения. | 1 | §36, в.2,3 с.175 | |||
41. | 6.3 | Законы Менделя. | 1 | Тестовая работа | §37, в.4,5 с.186 | ||
42. | 6.4 | Дигибридное скрещивание. | 1 | §37, в.11 с.186 | |||
43. | 6.5 | Анализирующее скрещивание. | 1 | Зачет, беседа, устный опрос | §37, в.14 с.186 | ||
44. | 6.6 | Решение задач. | 1 | Решение задач по карточкам | Решение задач по карточкам | ||
45. | 6.7 | Письменная работа. | 1 | Сам. работа | повторение | ||
46. | 6.8 | Сцепленное наследование генов. | 1 | §38, в.3,4 с.188 | |||
47. | 6.9 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Письменная работа | §39, в.4 с.192 | ||
48. | 6.10 | Решение задач. | 1 | Решение задач по карточкам | Инд.задания | ||
49. | 6.11 | Контрольная работа №4. | 1 | Контрольная работа | повторение | ||
50. | 6.12 | Взаимодействие генов. | 1 | §40, в.5,6 с.195 | |||
51. | 6.13 | Наследственная изменчивость. | 1 | тест | §41, отв. на вопросы с.200 | ||
52. | 6.14 | Фенотипическая изменчивость. | 1 | Тестовая работа | §42, в.4 с.203 | ||
53. | 6.15 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Творческая работа | §43, подготовить сообщение | ||
54. | 6.16 | НРК.Методы селекции растений и животных. | 1 | Творческая работа | §44, в.6,7 с.211 | ||
55. | 6.17 | Селекция микроорганизмов. | 1 | §45, отв. на вопросы с.213 | |||
VII. | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 13 | |||||
56. | 7.1 | Структура биосферы. | 1 | тест | §46, составить таблицу «уровни организации живой материи» | ||
57. | 7.2 | Круговорот веществ в природе. | 1 | Работа с учебником, беседа | §47, в.2,5 с.225 | ||
58. | 7.3 | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | Творческая работа | §48, в.3,4 с.229 | ||
59. | 7.4 | Биогеоценозы и биоценозы. | 1 | §49 | |||
60. | 7.5 | Абиотические факторы среды. . | 1 | тест | §50, в.6,7 с.236 | ||
61. | 7.6 | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | §51, в.2,4 с.239 | |||
62. | 7.7 | Биотические факторы среды. | 1 | Самостоятельная работа | §52, в.4,6 с.246 | ||
63. | 7.8 | Взаимоотношения между организмами. | 1 | тест | §53, в.5,6с.268 | ||
64. | 7.9 | Биосфера и человек. НРК. Изучение и описание экосистем своей местности. | 1 | Творческая работа | с.269-270 | ||
65. | 7.10 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | §54, в.3 с.273 | |||
66. | 7.11 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | 1 | Творческая работа | §55, в.4-6 с.281 | ||
67. | 7.12 | Охрана природы и основы рационального природопользования. НРК. Экологические проблемы. Экологические факторы | 1 | Творческая работа | §56, в.4,5 с.284 | ||
68. | 7.13 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа | повторение |
Описание учебно - методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса:
Для учителя:
1. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.
2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.
3. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.: Дрофа, 2010 г..
4. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.
5. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
6. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с.
7. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:Дрофа, 2009 г.
8. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.
9. С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.: Дрофа,2010 г..
Для учащихся:
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.: Дрофа, 2010 г.
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.
- С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.: Дрофа,2010 г..
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.
- Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», -М.:Дрофа, 2009 г.
Приложения к рабочей программе по биологии
Контрольная работа №1
Вариант 1
Выберите один ответ из предложенных четырёх.
А1. Первые названия видов были введены
- Ж.Б. Ламарком 3) К. Линнеем
- М. Шлейденом 4) Ч. Дарвином
А2. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят
- появление спор 3) образование семян
- образование плода 4) видоизменение листьев
А3. К движущим силам эволюции относится
- приспособленность 3) многообразие видов
- борьба за существование 4) видообразование
А4. Научную теорию эволюции живой природы создал
- Н.И. Вавилов 3) К. Линней
- Ж.Б. Ламарк 4) Ч. Дарвин
А5. Среди предков человека наиболее близки к современному человеку
- питекантропы 3) кроманьонцы
- синантропы 4) неандертальцы
А6. Общие предки человека и человекообразных обезьян
- неандертальцы 3) австралопитеки
- питекантропы 4) древние обезьяны
А7. Популяцию образуют
- одуванчики на газоне 3) мальки рыб в прибрежной части водоема
- ели в одном лесу 4) кусты сирени на одном приусадебном участке
А8. Важный ароморфоз у млекопитающих - появление
- развитых органов чувств
- живорождение и вскармливания детенышей молоком
- легочного дыхания
- зубов
А9. Видом называется группа особей:
- обитающих на общей территории
- появившихся в результате эволюции
- скрещивающих и дающих плодовитое потомство
- созданных человеком на основе отбора
А10. Какое явление служит примером покровительственной окраски?
- окраска пчелы 3) окраска кузнечика
- окраска пятнистого оленя 4) окраска хвостового оперения у самца павлина
В задании В1 выберите три верных ответа из шести.
В1. Какие примеры иллюстрируют внутривидовую борьбу за существование?
- Синица затаптывает в гнезде своих птенцов при нехватке корма
- В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких.
- Черная крыса вытесняется серой
- Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов
- Дельфин питается хищной рыбой
- Птицы и млекопитающие распространяют семена
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.
Характеристика Направления эволюции
1) многообразие видов А) биологический прогресс
2) ограниченный ареал
3) небольшое число видов Б) биологический регресс
4) широкие экологические адаптации
5) широкий ареал
6) уменьшение числа популяций
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов.
В3. Установите последовательность эр в истории Земли
А) протерозойская
Б) архейская
В) кайнозойская
Г) мезозойская
Д) палеозойская
Дайте полный развернутый ответ
С1. Все живые существа потенциально способны производить большое число потомков. Так, потомство одного пресноводного рачка дафнии может достигать 10 в 30 степени особей. Однако в природе в действительности такое число особей не выживает. В чем причина такого явления?
Контрольная работа№2
Вариант 1
А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше.
2)первоначально в океане.
3)на границе суши и океана.
4)одновременно на суше и в океане.
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А3.Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, по способу дыхания и способу питания были:
1)аэробными автотрофами 3)анаэробными автотрофами
2)аэробными гетеротрофами 4)анаэробными гетеротрофами
А4.Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:
1)органических веществ 3)одноклеточных прокариотических организмов
2)коацерватных капель из органических веществ 4)одноклеточных эукариотических организмов
А5.Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:
1)архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой
2)протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой
3)архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой
4)кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей
А6.С момента появления первых живых организмов прошло, в млрд. лет:
1)около 5 3)около 2.5
2)около 3.5 4)около 1.5
А7.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в архее:
1)выход растений на сушу 3)появление и расцвет прокариот
2)появление и расцвет эукариот 4)появление многоклеточных животных
А8.Деятельность живых организмов в протерозое привела к:
1)образованию почвы 3)поглощению кислорода из атмосферы
2)накоплению в атмосфере кислорода 4)поднятию суши и образованию материков
А9.Выходу растений на сушу в раннем палеозое предшествовало:
1)формирование озонового экрана
2)насыщение атмосферы кислородом
3)насыщение атмосферы углекислым газом
4)появление и развитие у них проводящей ткани
А10.Галвное эволюционное событие в развитии органического мира в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)Выход первых растений (псилофитов) на сушу
2)выход первых беспозвоночных животных на сушу
3)выход первых позвоночных (стегоцефалов) на сушу
4)расцвет в морях многоклеточных водорослей и костных рыб
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в конце мезозоя (мел) :
1)Расцвет водорослей и пресмыкающихся
2)появление голосеменных и первых птиц
3)появление покрытосеменных и высших млекопитающих
4)расцвет пресмыкающихся и появление первых млекопитающих
А12.Господствующее положение птиц в эволюции органического мира связано с их:
1)Относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3)теплокровностью и крупным головным мозгом
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в начале кайнозоя (палеоген, неоген или третичный период) :
1)господство насекомых и голосеменных
2)появление первых млекопитающих птиц
3)господство покрытосеменных и появление приматов
4)расцвет пресмыкающихся и появление покрытосеменных
Вариант 2
А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше
2)первоначально в океане
3)на границе суши и океана
4)одновременно на суше и в океане
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А3.При истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, на Земле появились организмы по способу питания и по способу питания:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А4.Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:
1)появление прокариот
2)появление эукариот
3)возникновение фотосинтеза у прокариот
4)возникновение дыхания у эукариот
А5.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра:
1)архей
2)палеозой
3)мезозой
4)протерозой
А6.С момента выхода первых живых организмов на сушу прошло, в млрд лет:
1)около 3,5
2)около 1,5
3)около 2,5
4)около 0,5
А7.Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:
1)бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)
2)многоклеточные водоросли и кишечнополостные
3)коралловые полипы и многоклеточные водоросли
4)морские беспозвоночные животные и водоросли
А8.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
1)выход растений на сушу
2)выход многоклеточных животных на сушу
3)появление и расцвет эукариот (зеленых водорослей)
4)появление и расцвет прокариот (сине-зеленых водорослей)
А9.Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур) :
1)Костные рыбы, насекомые и водоросли
2)трилобиты, панцирные рыбы и водоросли
3)кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения
4)хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения
А10.Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли
2)панцирные рыбы, трилобиты и папоротникообразные
3)хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные
4)панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и голосеменные
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя (юра)
1)господство голосеменных и появление первых птиц
2)расцвет папоротникообразных и появление голосеменных
3)расцвет земноводных и появление первых млекопитающих
4)появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся
А12.Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их:
1)относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3) теплокровностью и внутриутробным развитием
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген) :
1)господство млекопитающих, птиц и насекомых
2)вымирание пресмыкающихся и появление птиц
3)господство голосеменных и вымирание пресмыкающихся
4)появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся
Контрольная работа №3
Вариант 1
А1. Кто впервые наблюдал под микроскопом отдельные животные клетки - сперматозоиды и эритроциты?
1)Т. Шванн 2) М.Я. Шлейден 3) А. ван Левенгук 4) Р. Гук
А2. Основным методом цитологии при изучении ультраструктуры клетки является:
1) генеалогический 2) электронная микроскопия
3) авторадиография 4) световая микроскопия
АЗ. Что образует совокупность сходных по строению и происхождению клеток, которые объединены межклеточным веществом и выполняют определенные функции в организме?
1) орган 2) систему органов 3) весь организм 4) ткани
А4. От чего зависит жизнь многоклеточного организма?
1) от взаимодействия клеток друг с другом
2) от взаимодействия клеток с межклеточным веществом
3) от конкуренции клеток между собой
4) от обособленности клеток друг от друга
A5. Какое вещество составляет около 70% массы живой клетки?
1) углекислый газ 2) хлорид натрия (соль) 3) жир 4) вода
А6. Каких органических соединений в живой клетке больше всего?
1) жиров 2) нуклеиновых кислот 3) белков 4) углеводов
А7. Какое азотистое основание не входит в состав ДНК?
1) цитозин 2) аденин 3) гуанин 4) урацил
А8. Сколько полинуклеотидных цепей образуют молекулу и PHК?
1) одна 2) две 3) три 4) четыре
А9. У клеток каких живых организмов вокруг плазматической мембраны нет клеточной стенки?
1) грибов 2) растений 3) животных 4) бактерий
А10. В каких клетках содержится нуклеоид?
1) в клетке одноклеточных организмов 2) в клетках многоклеточных организмов
3) в эукариотических клетках 4) в прокариотических клетках
А11. Какой из перечисленных органоидов является немембранным?
1) эндоплазматическая сеть 2) клеточный центр 3) лизосома 4) аппарат Гольджи
А12. Как называется пластический обмен?
1) анаболизм 2) метаболизм 3) катаболизм 4)диссимиляция
A13. Как называется первый этап биосинтеза белка?
1) трансляция 2) транскрипция 3) мутация 4) кодирование
А14. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?
1) в ядре 2) в клеточном центре 3) в комплексе Гольджи 4) в рибосомах
А15. Как называется первичный продукт фотосинтеза?
1) крахмал 2) целлюлоза 3) глюкоза 4) сахароза
А16. Что представляет собой процесс фотолиза (фотоокисления)?
1) расщепление молекулы воды при фотосинтезе
2) синтез молекулы воды при фотосинтезе
3) выделение молекулы воды при фотосинтезе
4) поглощение молекулы воды при фотосинтезе
А17. Как называется биологическое окисление с участием кислорода?
1) полное 2) неполное 3)аэробное 4) анаэробное
А18. Какой процесс необходим для снабжения энергией клеток анаэробных организмов?
1) фотосинтез 2) дыхание 3) брожение 4) гликолиз
А19. Где происходят два первых этапа клеточного дыхания?
1) в ядре клетки 2) в цитоплазме клетки 3) в митохондриях 4) в рибосомах
А20. Какие продукты реакции образуются при аэробном дыхании?
1) вода, углекислый газ, АТФ и другие высокоэнергетические вещества
2) вода и углекислый газ, азот
3) углекислый газ, АТФ и серная кислота
4) вода, АТФ и хлор
А21. Что такое митоз?
1) деление всех клеток
2) деление клетки одноклеточного организма
3) деление прокариотической клетки
4) деление эукариотической клетки, при котором об разуются две дочерние клетки с идентичным родительскому набором хромосом
А22. Какие клетки в организме человека не способны к делению?
1) остеобласты 2) фибробласты 3) нейроны 4) росткового слоя эпидермиса
А2З. Из чего состоит хромосома?
1) из центромер 2) из хроматид 3) из микротрубочек 4) из веретен деления
А24. В какой фазе деления клетки хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки?
1) в анафазе 2) в профазе 3) в телофазе 4) в метафазе
В1. Какие организмы состоят из одной клетки?
В2. Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?
В3. Как называется процесс удвоения ДНК?
В4. Какие внутриклеточные органоиды осуществляют пищеварение в клетке?
В.5. Закончите предложение:
На первом этапе клеточного дыхания жиры распадаются на жирные кислоты и … .
В6. Как называется последовательность событий с момента образования клетки до ее деления на дочерние клетки?
С1. Какую функцию в жизнедеятельности живой клетки выполняют молекулы РНК?
С2. Для чего клеткам живых организмов необходим процесс дыхания?
С3. Почему деление прокариотической клетки — более простой процесс, чем деление эукариотической клетки?
Вариант 2
А1. Кто является одним из основоположников клеточной теории?
1) Р. Вирхов 2) А. ван Левенгук 3) Р. Гук 4)Т. Шванн
А2. Какое утверждение не относится к современной клеточной теории?
1) Новые клетки образуются путем деления существовавших ранее.
2) Клетки способны передавать наследственную информацию.
3) Клетки способны искажать наследственную информацию.
4) Клетки являются микроскопической живой системой.
АЗ. Какая из перечисленных групп тканей не является животной?
1) эпителиальная 2) меристематическая 3) нервная 4) мышечная
А4. Для каких клеток характерен процесс дыхания?
1) для клеток многоклеточных организмов
2) для клеток одноклеточных организмов
3) для всех клеток
4) для эукариотических клеток
А5. Какой элемент играет наиболее важную роль в образовании органических соединений живой клетки?
1) кислород 2) углерод 3) азот 4)водород
А6. Какая структура определяет химический состав белка и его биологические свойства?
I) первичная 2) вторичная 3) третичная 4) четвертичная
А7. Из скольких полинуклеотидных цепей состоит молекула ДНК?
1) из одной 2) из двух 3) из трех 4) из четырех
А8. Отметьте тип РНК, которого не существует.
1) транспортные 2) рибосомные 3) защитные 4) информационные
А9. Каким гелеобразным веществом заполнено ядро живой клетки?
1) ядрышками 2) ядерной мембраной 3) цитоплазмой 4) кариоплазмой
А10. Молекулы ДНК каких клеток имеют линейное строение?
1) эукариотических клеток 2) прокариотических клеток
3) клеток одноклеточных организмов 4) клеток многоклеточных организмов
А11. Какой органоид характерен только для растительных клеток?
I) митохондрия 2) эндоплазматическая сеть 3) пластида 4) рибосома
А12. При каком процессе в живой клетке высвобождается энергия?
1) при метаболизме 2) при катаболизме 3) при анаболизме 4) при фотосинтезе
А13. Где происходит копирование генетической информации ДНК?
1) в цитоплазме 2) вне клетки 3) в ядре 4) в мембране
А14. Как называется процесс считывания с иРНК генетической информации?
1) транскрипция 2) трансляция 3) синтезирование 4) копирование
А15. Какая энергия используется в световых реакциях фотосинтеза?
1) внутренняя энергия клетки 2) энергия, выделяемая клеткой при катаболизме
3) энергия воздуха 4) энергия солнечного света
А16. Как называется внутри мембранное пространство хлоропласта, заполненное студенистым веществом?
1) полисома 2) строма 3) фана 4) тилакоид
А17. Как называется бескислородное биологическое окисление?
1) аэробное 2) анаэробное 3) неполное 4) полное
А18. Гликолиз - это расщепление:
I) воды 2) молочной кислоты 3) глюкозы 4)АТФ
А19. Где происходит завершающий этап клеточного дыхания?
1) в цитоплазме клетки 2) в ядре клетки 3) в рибосомах 4) в митохондриях
А20. При аэробном дыхании пировиноградная кислота превращается в:
1) углекислый газ и молочную кислоту (или этиловый спирт)
2) углекислый газ и воду
3) молочную кислоту и воду
4) углекислый газ и лимонную кислоту
А21. Для каких организмов характерно деление клеток?
1)эукариот 2) прокариот 3) всех организмов 4) многоклеточных организмов
А22. Процесс деления клеток в живом организме заканчивается:
1) вместе с его ростом 2) после его размножения
3) после полового созревания 4) с его смертью
А2З. Укажите вариант ответа, где стадии митоза даны в правильной последовательности.
1) профаза — метафаза - анафаза — телофаза
2) метафаза - профаза - телофаза - анафаза
3) телофаза - анафаза - метафаза - профаза
4) анафаза — метафаза - профаза – телофаза
А24. Что происходит в телофазе?
1) формирование веретена деления 2) формирование новых ядер и цитокинез
3) разделение хромосом 4) перемещение хромосом в центр клетки
В1. Каким организмам свойственно наличие тканей?
В2. Как называется способность нуклеотидов избирательно попарно объединяться?
В3. Какие органоиды клетки содержат собственную ДНК?
В4. Закончите предложение.
На первом этапе биологического окисления белки распадаются на молекулы … .
В5. Какой этап клеточного цикла самый продолжительный в жизни клетки?
В6. Как называется перетяжка, соединяющая хроматиды?
С1. Почему вновь образовавшиеся в результате митотического деления клетки генетически однородны?
С2. В чем заключаются особенности живой клетки?
С3. Что происходит в процессе катаболизма?
Контрольная работа №4
1 вариант
- Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов.
- Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
- У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.
4. Скрестили черного и белого кроликов. В потомстве были только черные кролики. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Вариант 2
1. Наследственность и изменчивость – свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.
2.Моногибридное скрещивание. Селекция, ее роль в жизни.
3. У свиней черная окраска щетины А доминирует над рыжей а, длинная щетина В - над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного в результате скрещивания черного с длинной щетиной гетерозиготного организма с гетерозиготным черным с короткой щетиной.
4.У томатов нормальный рост растения доминирует над карликовым. Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми? Дайте цитологическое объяснение своему ответу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...