Рабочая программа по биологии, 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии 8 класса составлена в соответствии с УМК : Биология. 5-9 классы: программа / авт.-сост. И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- учебник Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся ОО. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_8_kl_dragomilov_a.g.docx | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УЛЬЗЫТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КИЖИНГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
671405, Республика Бурятия, Кижингинский район, у. Чесан улица Центральная, 1 | E-mail: usosh2016@mail.ru тел 8(30141)33181 факс 8(30141)33181 |
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла ______________/__________/ Протокол №_____________ от «_____»__________201___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____/Лубсанова Ц.Ц../
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Нимаева С.Ц../ Приказ № ______ от «___» __________201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Биология |
Класс | 8 класс |
Учебный год | 2018-2019 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО) | Цыбикова Д.Ц. |
Категория | 1 категория |
у. Чесан
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 8 класса составлена в соответствии со следующими документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения Приказ МО РФ №1897 от 17.12.2010г.
- Примерной программы основного общего образования по биологии.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Ульзытуйская СОШ Приказ от 28.08.15г №60.
- Учебный план МБОУ Ульзытуйская СОШ на 2018-2019 учебный год.
- Календарный учебный график МБОУ Ульзытуйская СОШ на 2018-2019 учебный год.
- Биология. 5-9 классы: программа / авт.-сост. И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- учебник Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся ОО. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Цели биологического образования:
- социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Задачи:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были
получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ»
Изучение курса «Биология. 8 класс» должно быть направлено на овладение учащимися следующих умений и навыков:
Личностные:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
- Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
- Формирование личностных представлений о целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия
Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
- Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно - полезной деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе.
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Умение применять полученные знания в практической деятельности
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
- Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
- Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
- Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.
- Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать учебные действия для формулировки ответов.
- Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
- Регулятивные УУД:
- Организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы).
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
- Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирая средства достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
- Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
- Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, дыхание, питание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности и т.д.)
- Научиться приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызванных растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.
- Установление причинно-следственные связи между строением и функцией, взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
- Научиться определять и различать биологические объекты (органоиды клетки, ткани, органы и системы органов) на рисунках и схемах.
- Сравнение биологических объектов и процессов.
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.
- Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.
- Овладение методами биологической науки: наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем.
- Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.
- Понимание смысла биологических терминов.
- Формулирование правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
- В ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике; оценивать поведение человека с точки зрения ЗОЖ. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимость защиты среды обитания человека. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности: знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
- В сфере физической деятельности: демонстрирование навыков и приемов оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасании утопающего, отравлениях. Проведение наблюдения за состоянием собственного организма. Владение приемами рациональной организации труда и отдыха.
- В эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.
Обучающийся научится:
- Выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты, выявлять их отличительные признаки;
- Применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, отличия человека от животных;
- Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;
- Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- Выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- Знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- Описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- Выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- Реализовывать установки здорового образа жизни;
- Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- Находить в учебной и научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, на интернет - ресурсах информацию об организме человека, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую (оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций);
- Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- Обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- Участвовать в групповой работе; планировать совместную деятельность, учитывая мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад с деятельность группы, а также работу одноклассников.
- Составлять план работы и план ответа; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ
Название разделов и тем курса | Основное содержание темы | Методы и формы работы |
Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) | ||
Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян в организме человека. Специфические особенности человека как биологического вида. Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани. Нервная ткань.Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга. Лабораторная работа № 1 «Клетки и ткани под микроскопом» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) | ||
Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей. Отделы черепа. Кости, образующие череп. Отделы позвоночника. Строение позвонка. Строение грудной клетки .Строение скелета поясов конечностей, верхней и нижней конечностей. Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах. Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц. Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление. Осанка. Причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения Лабораторная работа № 2 «Состав костей» Практические работы «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) | ||
Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты). Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови. Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения . Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме. Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в работающих органах. Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца. Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное). Лабораторная работа № 3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Практическая работа «Изучение явления кислородного голодания» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 4. Дыхательная система (7 ч) | ||
Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода. Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких. Контроль дыхания центральной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, при электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Лабораторная работа № 4 «Дыхательные движения» Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки». | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) | ||
Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения. Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов) . Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь. Лабораторная работа № 5 «Действие ферментов слюны на крахмал». Лабораторная работа № 6 «Действие ферментов желудочного сока на белки» Практическая работа №7 «Определение местоположения слюнных желёз» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) | ||
Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен . Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи. Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу. Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) | ||
Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках .Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 8. Кожа (3 ч) | ||
Функции кожных покровов. Строение кожи. Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 9 . Эндокринная и нервная системы (5 ч) | ||
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин. Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи. Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования нервной и гуморальной систем. Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) | ||
Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия. Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз . Значение слуха. Части уха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия. Значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса. Практические работы «Исследование реакции зрачка на освещённость», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» Практическая работа «Оценка состояния вестибулярного аппарата» Практическая работа «Исследование тактильных рецепторов» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) | ||
Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы. Явление запечатления (импринтинга). Условные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип. Центральное торможение. Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции. Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление . Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности . Волевые качества личности и волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность внимания. Стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение). Правильный режим дня и его значение. Активный отдых. Сон как составляющая суточных биоритмов. Медленный и быстрый сон. Природа сновидений. Значение сна для человека. Гигиена сна. Примеры наркогенных веществ. Причины обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм. Практическая работа «Изучение внимания» Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (2 ч) | ||
Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём. СПИД. Созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 13. Биосфера и человек (3 ч) | ||
Влияние экологических факторов на человека. Человек как часть живого вещества биосферы. Влияние абиотических факторов (наличие кислорода для дыхания, питьевой воды, света, климат) и биотических факторов на человека как часть живой природы. Влияние хозяйственной деятельности на человека. Человек как фактор, значительно влияющий на биосферу .История отношений человека и биосферы. Причины усиления влияния человека на природу в последние столетия. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа. Загрязнение гидросферы. Загрязнение и разрушение почв. Радиоактивное загрязнение биосферы. Прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну. Природоохранная деятельность человека. Экологическое образование. Ноосфера .Выявление уровня усвоения материала курса «Человек и его здоровье» и сформированности основных видов учебной деятельности. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Итого: 68 ч |
- Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
Тема 1. | Общий обзор организма человека | 4 | 4 | 3 |
Тема 2. | Опорно-двигательная система | 9 | 9 | 4 |
Тема 3. | Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 | 7 | 5 |
Тема 4. | Дыхательная система | 7 | 7 | 4 |
Тема 5. | Пищеварительная система | 7 | 7 | 2 |
Тема 6. | Обмен веществ и энергии | 3 | 3 | 1 |
Тема 7. | Мочевыделительная система | 2 | 2 | 0 |
Тема 8. | Кожа | 3 | 3 | 0 |
Тема 9. | Эндокринная и нервная системы | 5 | 5 | 3 |
Тема10. | Органы чувств. Анализаторы | 6 | 6 | 3 |
Тема11. | Поведение человека и высшая нервная деятельность | 9 | 9 | 2 |
Тема12. | Половая система. Индивидуальное развитие организма | 2 | 2 | 0 |
Тема13. | Биосфера и человек | 3 | 3 | 0 |
Итого: | 68 часов |
Календарно- тематическое планирование 8 класс (1 час )
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
Тема 1. | Общий обзор организма человека | 4 | 4 | 3 |
1. | Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе | 1 | ||
2. | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. | 1 | ||
3. | Ткани организма человека. Лабораторная работа № 1 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | ||
4. | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. | 1 | ||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» | 1 | |||
Тема 2. | Опорно-двигательная система | 9 | 9 | 4 |
5. | Строение, состав и типы соединения костей. ». Лабораторная работа № 2 «Состав костей» | 1 | 1 | |
6. | Скелет головы и туловища | 1 | ||
7. | Скелет конечностей | 1 | 1 | |
8. | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | 1 | ||
9. | Строение, основные типы и группы мышц | 1 | 1 | |
10. | Работа мышц | 1 | ||
11. | Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника» | 1 | 1 | |
12. | Развитие опорно-двигательной системы | 1 | ||
13 . | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | ||
Тема 3. | Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 | 7 | 5 |
14. | Значение крови и её состав. Л.р.№ 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 | 1 | |
15. | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | 1 | ||
16. | Сердце. Круги кровообращения | 1 | ||
17. | Движение лимфы. Практическая работа «Изучение явления кислородного голодания» | 1 | 1 | |
18. | Движение крови по сосудам. | 1 | 1 | |
19. | Регуляция работы органов кровеносной системы. Практическая работа «Доказательства вреда табакокурения» | 1 | 1 | |
20. | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | 1 | |
Тема 4. | Дыхательная система | 7 | 7 | 4 |
21. | Значение дыхательной системы. Органы дыхания | 1 | ||
22. | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | 1 | |
23. | Дыхательные движения. | 1 | 1 | |
24. | Регуляция дыхания. Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 | 1 | |
25. | Заболевания дыхательной систем | 1 | 1 | |
26. | Первая помощь при повреждении дыхательных органов | 1 | ||
27. | Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | 1 | ||
Тема 5. | Пищеварительная система | 7 | 7 | 2 |
28. | Строение пищеварительной системы Практическая работа «Определение местоположения слюнных желёз» | 1 | 1 | |
29. | Зубы | 1 | ||
30. | Пищеварение в ротовой полости и желудке Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал». Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | 1 | |
31. | Пищеварение в кишечнике | 1 | ||
32. | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | 1 | ||
33. | Заболевания органов пищеварения Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | 1 | ||
34. | Обобщение и систематизация знаний по темам 1–5 | 1 | ||
Тема 6. | Обмен веществ и энергии | 3 | 3 | 1 |
35. | Обменные процессы в организме | 1 | ||
36. | Нормы питания. | 1 | ||
37. | Витамины | 1 | ||
Тема 7. | Мочевыделительная система | 2 | 2 | 0 |
38. | Строение и функции почек | 1 | ||
39. | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | 1 | ||
Тема 8. | Кожа | 3 | 3 | 0 |
40. | Значение кожи и её строение | 1 | ||
41. | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | 1 | ||
42. | Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 | 1 | ||
Тема 9. | Эндокринная и нервная системы | 5 | 5 | 3 |
43. | Железы и роль гормонов в организме | 1 | ||
44. | Значение, строение и функция нервной системы | 1 | 1 | |
45. | Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция | 1 | 1 | |
46. | Спинной мозг | 1 | ||
47-48. | Головной мозг Практическая работа «Изучение функций отделов головного мозга» бобщение знании по теме»нервная система» | 1 | 1 | |
Тема10. | Органы чувств. Анализаторы | 6 | 6 | 3 |
49. | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 | ||
50. | Орган зрения и зрительный анализатор. Практические работы «Исследование реакции зрачка на освещённость», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | 1 | 1 | |
51. | Заболевания и повреждения органов зрения | 1 | ||
52. | Органы слуха, равновесия и их анализаторы Практическая работа «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 | ||
53. | Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа «Исследование тактильных рецепторов» | 1 | ||
54. | Обобщение и систематизация знаний по теме 10 | 1 | ||
Тема11. | Поведение человека и высшая нервная деятельность | 9 | 9 | 2 |
55. | Врождённые формы поведения | 1 | ||
56. | Приобретённые формы поведения Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» | 1 | 1 | |
57. | Закономерности работы головного мозга | 1 | ||
58. | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 1 | ||
59. | Психологические особенности личности | 1 | ||
60. | Регуляция поведения . Практическая работа «Изучение внимания» | 1 | 1 | |
61. | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 1 | ||
62. | Вред наркогенных веществ | 1 | ||
63. | Обобщение знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 | ||
Тема12. | Половая система. Индивидуальное развитие организма | 2 | 2 | 0 |
64. | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 1 | ||
65. | Развитие организма человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 | ||
Тема13. | Биосфера и человек | 3 | 3 | 0 |
66. | Влияние экологических факторов на человека | 1 | ||
67. | Влияние человека на биосферу. Обобщение и систематизация знаний по теме «Биосфера и человек» | 1 | ||
68. | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | 1 | ||
Итого: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...