Рабочая программа по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе примерной программы по биологии для 5–11 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой и др. (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014)и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_biologiya_7_kl.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УЛЬЗЫТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КИЖИНГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
671405, Республика Бурятия, Кижингинский район, у. Чесан улица Центральная, 1 | E-mail: usosh2016@mail.ru тел 8(30141)33181 факс 8(30141)33181 |
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла ______________/__________/ Протокол №_____________ от «_____»__________201___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____/Лубсанова Ц.Ц../
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Нимаева С.Ц../ Приказ № ______ от «___» __________201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Биология |
Класс | 7 класс |
Учебный год | 2018-2019 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО) | Цыбикова Д.Ц. |
Категория | 1 категория |
у. Чесан
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897,
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию протокол от 08. 04. 2015 года №1/15);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.03.2011 г., регистрационный №19993);
- Устав МБОУ УСОШ
- Положение о рабочей программе
Рабочая программа направлена на изучение курса биологии на базовом уровне в 7-х классах.
Цели и задачи биологического образования
Цели учебного предмета.
формирование у школьников представлений об отличительных особенностях организмов Царства Животные, о его многообразии и эволюции.
Реализует основные задачи:
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
- формирование системы научных знаний о живой природе на примере организмов Царства Животные, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
- формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, ухода за домашними животными.
1. Планируемые результаты изучения учебного курса
Результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные
личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
• освоение социальных норм и правил поведения;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
предметные результаты:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
В результате освоения курса биологии 7 класса
обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:
- строение, функции клеток животных;
- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;
- среды обитания организмов, экологические факторы;
• применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать
- сезонные изменения в жизни животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов и общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:
называть:
- общие признаки живого организма; основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции животных.
распознавать:
- организмы животных; клетки, ткани, органы и системы органов животных; наиболее распространённые виды животных Республики Хакасия; животных разных классов и типов.
приводить примеры:
- усложнения животных в процессе эволюции; природных сообществ; приспособленности животных к среде обитания; наиболее распространённых видов и пород животных.
обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.
сравнивать:
- строение и функции клеток растений и животных; типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
делать выводы:
- об усложнении животного мира в процессе эволюции, ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила:
- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- проведения простейших опытов изучения поведения животных;
- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.
• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем
Рабочая программа по биологии для 7 класса продолжает изучение биологии, начатое в 6 классе основной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения биологии в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала, так и ненужное опережение.
Программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.
В 7 классе на изучение биологии отводиться 1 час в неделю.
2. Содержание учебного предмета, курса
Название разделов и тем курса | Основное содержание темы | Методы и формы работы |
Тема 1. Общие сведения о мире животных 1ч | ||
Введение. Зоология как система наук о животных. Сходство и различия животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и в жизни человека. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | |
Тема 2.Строение тела животных 1ч | ||
Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия в строении животной и растительной клеток. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с его образом жизни. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 3.Подцарство Простейшие, или Одноклеточные 2ч | ||
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых. Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения с процессами жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.Лабораторная работа № 1.«Строение и передвижение инфузории-туфельки» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 4. Подцарство Многоклеточные 2ч | ||
Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации по сравнению с простейшими . Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы: жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы: характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 5.Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви 3ч | ||
Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями. Места обитания, строение и функции систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей. Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования. Лабораторная работа № 2.«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 6. Тип Моллюски 2ч | ||
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков. Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение, жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации. Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 7. Тип Членистоногие 4ч | ||
Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и в жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых инфицированными клещами, от укусов ядовитых пауков .Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение. Развитие с неполным превращением. Группы насекомых.Насекомые РБ их особенности. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых. Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.Красная книга РБ и МСОП. Роль насекомых в природе и в жизни человека . Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми. Лабораторная работа № 5. «Внешнее строение насекомого» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы 3ч | ||
Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные, класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия. Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником. Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции. Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании. Рыболовство. Промысловые рыбы.Рыбы Бурятии. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы. Лабораторная работа № 6. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии 2ч | ||
Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Характерные черты строения систем внутренних органов по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб. Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения. Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, в жизни человека. Охрана. Красная книга. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 2ч | ||
Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся. Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий Общие черты строения представителей разных отрядов. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи. Роль пресмыкающихся в биоценозах, значение в жизни человека.Рептилии РБ. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема11. Класс Птицы 4ч | ||
Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц. Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями. Особенности строения органов размножения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц. Птицы Бурятии. Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины. Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания. Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий. Лабораторная работа № 8. «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Лабораторная работа № 9. «Строение скелета птицы». Экскурсия «Птицы леса (парка)» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема12.Класс Млекопитающие, или Звери 5ч | ||
Отличительные признаки строения тела. Сравнение строения покровов млекопитающих и рептилий. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями. Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.Млекопитающие нашей местности. Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека . Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами. Признаки животных одной экологической группы . Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга. Лабораторная работа № 10. «Строение скелета млекопитающих». Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)». | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Тема 13. Развитие животного мира на Земле 3 ч | ||
Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира. Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Представления о единстве живой материи в древние времена. Границы биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество. Косное и биокосное вещество. Функции живого вещества в биосфере. Роль косного вещества. Взаимосвязь биокосного и косного вещества. Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Индивидуальная, фронтальная, групповая | |
Итого: 34 ч |
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | ||
теория | практика | ||||
Тема 1. | Общие сведения о мире животных | 1 | 1 | 0 | |
Тема 2. | Строение тела животных | 1 | 1 | 0 | |
Тема 3. | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 2 | 1 | ||
Тема 4. | Подцарство Многоклеточные | 1 | 1 | 0 | |
Тема 5. | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 3 | 3 | 1 | |
Тема 6. | Тип Моллюски | 2 | 2 | 1 | |
Тема 7. | Тип Членистоногие | 4 | 4 | 1 | |
Тема 8. | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 3 | 3 | 2 | |
Тема 9. | Класс Земноводные, или Амфибии | 2 | 2 | 0 | |
Тема10. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 2 | 2 | 0 | |
Тема11 | Класс Птицы | 4 ч | 4 | 2 | |
Тема12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 5 | 5 | 1 | |
Тема13 | Развитие животного мира на Земле | 2 | 0 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
Тема 1. Общие сведения о мире животных | 1 | 1 | 0 | |
1. | Зоология — наука о животных.. | 1 | ||
Животные и окружающая среда | ||||
2. | Классификация животных и основные систематические группы Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние | |||
Краткая история развития зоологии | ||||
Тема 2.Строение тела животных | 1 | 1 | 0 | |
3. | Клетка | 1 | ||
. | Ткани, органы и системы органов Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных» | |||
Тема 3.Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 2 | 1 | ||
4. | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые | 1 | ||
. | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы | |||
5 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | 1 | 1 | |
Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | 1 | |||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные | 1 | 1 | 0 | |
6. | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | 1 | ||
Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные» | 1 | |||
Тема 5.Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 3 | 3 | 1 | |
7. | Тип Плоские черви. Общая характеристика | 1 | ||
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | ||||
8. | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | 1 | ||
9. | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви | 1 | ||
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя) | 1 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | ||||
Тема 6. Тип Моллюски | 2 | 2 | 1 | |
10 | Общая характеристика типа | 1 | ||
Класс Брюхоногие моллюски | ||||
Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | 1 | |||
11 | Класс Головоногие моллюски Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски и Черви» | 1 | ||
Тема 7. Тип Членистоногие | 4 | 4 | 1 | |
12 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | 1 | ||
13 | Класс Паукообразные | 1 | ||
14 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» | 1 | 1 | |
Типы развития насекомых | ||||
15 | Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | 1 | ||
Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека . Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» | ||||
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 3 | 3 | 2 | |
16 | Хордовые. Примитивные формы | 1 | ||
Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | 1 | |||
17 | Внутреннее строение рыб | 1 | ||
Особенности размножения рыб. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя) | 1 | |||
18 | Основные систематические группы рыб | 1 | ||
Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» | ||||
Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии | 2 | 2 | 0 | |
19 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | 1 | ||
Строение и деятельность внутренних органов земноводных | ||||
20 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | 1 | ||
Разнообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии» | ||||
Тема10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 2 | 2 | 0 | |
21 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | 1 | ||
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | ||||
22 | Разнообразие пресмыкающихся | 1 | ||
Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | ||||
Тема11. Класс Птицы | 4 ч | 4 | 2 | |
23 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц . | 1 | 1 | |
Опорно-двигательная система птиц .Лабораторная работа № 9 .«Строение скелета птицы» | 1 | |||
24 | Внутреннее строение птиц | 1 | ||
25 | Размножение и развитие птиц | 1 | ||
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | ||||
26 | Разнообразие птиц | 1 | ||
Значение и охрана птиц. Происхождение | ||||
Обобщение и систематизация знаний по темам 9–11 | 1 | |||
Тема12. Класс Млекопитающие, или Звери | 5 | 5 | 1 | |
27 | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих | 1 | ||
Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих» | 1 | |||
28 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | 1 | ||
Происхождение и разнообразие млекопитающих | ||||
| Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | |||
29 | Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 | ||
Высшие, или Плацентарные, звери: приматы | 1 | |||
30 | Экологические группы млекопитающих. Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» | 1 | ||
Значение млекопитающих для человека | ||||
31 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | 1 | ||
Тема13. Развитие животного мира на Земле | 2 | 0 | ||
32. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина | 1 | ||
Развитие животного мира на Земле | ||||
33 | Современный мир живых организмов | 1 | ||
Биосфера .Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной | ||||
34. | Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13. Итоговый контроль знаний по курсу биологии 8 класса | 1 | ||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...