Рабочая программа по биологии, 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_11_kl_biologiya_umk_s.g._mamontov_v.b._zaharov.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УЛЬЗЫТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КИЖИНГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
671405, Республика Бурятия, Кижингинский район, у. Чесан улица Центральная, 1 | E-mail: usosh2016@mail.ru тел 8(30141)33181 факс 8(30141)33181 |
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла ______________/__________/ Протокол №_____________ от «_____»__________201___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____/Лубсанова Ц.Ц../
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Нимаева С.Ц../ Приказ № ______ от «___» __________201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Биология |
Класс | 11 класс |
Учебный год | 2018-2019 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО) | Цыбикова Д.Ц. |
Категория | 1 категория |
у. Чесан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 10.11.2011 № 2643, от 31.01.2012 № 69, от23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на профильном уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и в 10 классе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Цели:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Задачи:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Национально-региональный компонент
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учетом природных особенностей региона Бурятия, в связи с чем одной из задач проектирования школьного образования признаётся задача разработки содержания его национально- регионального компонента.
Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания учащихся, влюбленных в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины.
Глобальная проблема опустынивания земель имеет место быть и у на в районе. Это эрозия почвы, потеря ее плодородия. Такая проблема как сужение ареала реликтового соснового бора, исчезновение растений коснулась и нас – это сокращение численности популяции сосен вследствие пожаров и вырубки лесов.
Третья ступень охватывает учащихся 10-11 классов. Здесь особое место должно уделяться интегрированному экологическому обучению, связывая общей целью многие школьные дисциплины, которые способны более углубленно понимать основные экологические законы, обусловленные круговоротом веществ и энергии, а также процессы динамического равновесия в природе, диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность природы и общества.
Так, например, в 11 классе проводится интегрированный урок химия – биология по теме «Влияние антропогенных факторов на окружающую среду». Целью урока было перенести глобальные экологические проблемы на бытовой и личностный уровень. В ходе урока учащиеся заполняли анкеты, в которых также предлагали свои варианты решений экологических проблем.
Учащиеся старших классов более детально изучают экологическую обстановку своего села, проводят параллель с мировыми экологическими проблемами. В ходе своей работы они пишут рефераты, делают сообщения. Основной результат этой ступени – формирование активной природосберегающей позиции.
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принципы преемственности, развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно –научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Описание места учебного предмета
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 11 классе рассчитана на изучение предмета 2 часа в неделю (68 ч).
I.Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Должны знать:
- Основные положения биологических теории (учение В.И. Вернадского о биоофере);
- Образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- Биологическую терминологию и символику.
Должны уметь:
- Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
- Описывать особей вида по морфологическому критерию;
- Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- Сравнивать: (процессы естественный и искусственный отбор, половой и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно –популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах интернет) и критически ее оценивать.
II. Содержание учебного курса
Раздел I. Учение об эволюции органического мира (36 часов).
Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица.
Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»; схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Глава 2. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Глава 3. Развитие жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов бес позвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
Глава 4. Происхождение человека.
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Раздел II. Взаимоотношения организма и среды (32 часа).
Глава 5. Биосфера, её структура и функции.
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе.
Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии.
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Глава 8. Бионика.
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
III.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | В том числе: |
Контрольные работы | |||
1 | Учение об эволюции органического мира. | 36 | 1 |
2 | Взаимоотношения организма и среды. | 32 | 1 |
3 | Итого: | 68 | 2 |
Календарно - тематическое планирование по биологии 11 класса
№ п/п | Номер раздела и тема урока | Тема урока | Кол-во часов | Методы оценки достижений учащихся | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||
I. | Учение об эволюции органического мира. | 36 | |||||
1. | 1.1 | Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. | 1 | с.7-8, подготовить сообщение | |||
2. | 1.2 | Система органической природы К. Линнея. | 1 | творческая работа | с.8-10, в. 2,3 с.14 | ||
3. | 1.3 | Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.- Б. Ламарка. | 1 | с.10-14, в.4-7 с.14 | |||
4. | 1.4 | Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина. | 1 | беседа с элементами обсуждения | с.15-16, в.1 с.20 | ||
5. | 1.5 | Экспедиционный материал Ч. Дарвина. | 1 | творческая работа | с.17-20, в.3 с.20 | ||
6. | 1.6 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | с.20 -24, в.1-3 с.27 | |||
7. | 1.7 | Методический, бессознательный отбор. | 1 | письменная работа | с.24 -27, в.4 с.27 | ||
8. | 1.8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | с.27-29 | |||
9. | 1.9 | Формы борьбы за существование и естественный отбор. | 1 | тестовая работа | с.29-30, составить таблицу | ||
10. | 1.10 | Образование новых видов. | 1 | с.30-33, в.3 с.33 | |||
11. | 1.11 | Вид. Критерии и структура. | 1 | работа с учебником, устный опрос | с.34-37, вопросы для повторения с.37 | ||
12. | 1.12 | Эволюционная роль мутаций. | 1 | с.37-40, вопросы для повторения с.40 | |||
13. | 1.13 | Генетические процессы в популяциях. | 1 | зачет, устный опрос | с.40- 42 | ||
14. | 1.14 | Формы естественного отбора. | 1 | тестовая работа | с.43-49, составить таблицу | ||
15 | 1.15 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. НРК Адаптация организмов к условиям обитания. | 1 | работа с учебником, устный опрос | с.50- 58, вопросы для повторения с.58 | ||
16. | 1.16 | Забота о потомстве. | 1 | с.58-61 | |||
17. | 1.17 | Физиологические адаптации. | 1 | работа с учебником, устный опрос | с.61-64 | ||
18. | 1.18 | Видообразование как результат микроэволюции. | 1 | с.64-69, вопросы для повторения с.69 | |||
19. | 1.19 | Обзор пройденного материала. | 1 | зачет, устный опрос | Инд. задание | ||
20. | 1.20 | Арогенез и аллогенез. | 1 | с.76-79, в.3,4 с.81 | |||
21. | 1.21 | Катагенез. | 1 | тестовая работа | с.79-81, в.5,6 с.81 | ||
22. | 1.22 | Закономерности эволюционного процесса. | 1 | работа с учебником, беседа | с.82-85, вопросы для повторения с.87 | ||
23. | 1.23 | Правила эволюции. | 1 | с.85-87, подготовиться к тестовой работе | |||
24. | 1.24 | Тестовое задание №1. | 1 | Контрольная тестовая работа | повторение | ||
25. | 1.25 | Развитие жизни в архейской эре. | 1 | Работа с учебником, устный опрос | с.97-99, составить таблицу | ||
26. | 1.26 | Развитие жизни в протерозойской эре | 1 | с.97-99, составить таблицу | |||
27. | 1.27 | Развитие жизни в палеозойской эре. | 1 | Беседа, устный опрос | с.99-109, составить таблицу | ||
28- 29. | 1.28-1.29 | Развитие жизни в мезозойской эре. | 2 | письменная работа | с.109-112, составить таблицу | ||
30. | 1.30 | Развитие жизни в кайнозойской эре. | 1 | с.113-116, составить таблицу | |||
31. | 1.31 | Обзор пройденного материала. | 1 | тест, устный опрос | повторение | ||
32. | 1.32 | Происхождение человека в системе животного мира. | 1 | с.115-123, вопросы для повторения с.123 | |||
33. | 1.33 | Эволюция приматов. | 1 | тестовая работа | с.123 – 128 | ||
34. | 1.34 | Стадии эволюции человека. | 1 | составить таблицу на тему «Стадии эволюции человека». | |||
35. | 1.35 | Современный этап эволюции человека. | 1 | Беседа с элементами обсуждения, устный опрос | с.134-136, | ||
36. | 1.36 | Обзор пройденного материала. | 1 | тестовая работа | Вопросы и задания для обсуждения с.137 | ||
II. | Взаимоотношения организма и среды. | 32 | |||||
37. | 2.1 | Структура биосферы. | 1 | с.143-146, в.1-3 с.147 | |||
38. | 2.2 | Живые организмы. | 1 | с.146 | |||
39. | 2.3 | Круговорот веществ в природе. | 1 | работа с учебником, устный опрос | с.147-150, подготовить презентацию | ||
40. | 2.4 | Обзор пройденного материала. | 1 | Самост. работа | повторение | ||
41. | 2.5 | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | с.155-156, вопросы для повторения с.157 | |||
42. | 2.6 | Биогеография. Основные биомы суши. | 1 | творческая работа | с.157-160, подготовить сообщение | ||
43. | 2.7 | Восточная область. | 1 | с.161-163, подготовить презентацию | |||
44. | 2.8 | Эфиопская область. | 1 | творческая работа | с.164- 167, вопросы для повторения с.167 | ||
45. | 2.9 | Взаимоотношения организма и среды. | 1 | с.168-171, вопросы для повторения с.171 | |||
46. | 2.10 | Абиотические факторы среды. | 1 | работа с учебником, беседа | с.171-174 | ||
47. | 2.11 | Ионизирующее излучение. | 1 | с.175-176 | |||
48. | 2.12 | Загрязняющие вещества. | 1 | Беседа, фронтальный опрос | с.176-178, вопросы для повторения с.179 | ||
49. | 2.13 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. | 1 | тестовая работа | с.179-181, вопросы и задания для обсуждения с.182 | ||
50. | 2.14 | Биотические факторы среды. | 1 | творческая работа | с. 182-188 | ||
51. | 2.15 | Смена биоценозов. | 1 | с.189, вопросы для повторения с.190 | |||
52. | 2.16 | Обзор пройденного материала | 1 | тестовая работа | повторение | ||
53. | 2.17 | Взаимоотношения между организмами. | 1 | с.190-192, | |||
54. | 2.18 | Комменсализм. | 1 | письменная работа | с.193-195, вопросы для повторения с. 195 | ||
55. | 2.19 | Антибиотические отношения. | 1 | тестовая работа | с.196-201, | ||
56. | 2.20 | Паразитизм. | 1 | с.201-207, вопросы для повторения с.209 | |||
57. | 2.21 | Собственно антибиоз. Нейтрализм. | 1 | с.208-209 | |||
58. | 2.22 | Обзор пройденного материала. | 1 | Зачет, устный опрос | повторение | ||
59. | 2.23 | Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества. НРК. Экологические факторы | 1 | с.212-213, подготовить сообщение | |||
60. | 2.24 | Неисчерпаемые ресурсы. | 1 | с.215 | |||
61. | 2.25 | Исчерпаемые ресурсы. | 1 | с.215-217 | |||
62. | 2.26 | Загрязнение воздуха. | 1 | творческая работа | с.218-219 | ||
63. | 2.27 | Антропогенные изменения почвы. | 1 | с.220-221 | |||
64. | 2.28 | Влияние человека на растительный и животный мир. НРК. Влияние человека на экосистемы. | 1 | тестовая работа | с.221-223 | ||
65. | 2.29 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. НРК Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | 1 | творческая работа | с.224-226, подготовить презентацию | ||
66. | 2.30 | Тестовое задание №2. | 1 | тестовая работа | повторение | ||
67. | 2.31 | Бионика. | 1 | с.229-235 | |||
68. | 2.32 | Заключение. | 1 | Беседа, устный опрос | с.236-238 |
. Описание учебно –методического и материально –технического обеспечения образовательного процесса:
Для учителя:
1. Общая биология. 11 класс/ / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2009;
2. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И.
Сонина/авт.-сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.;
3. Электронные учебники: «Биология. 9 класс. Основы общей биологии», «Экология. 10-11 класс».
4. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009 г.
5. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009 г.
6. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008 г. – 286с.
7. Биология. 11 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2009 г. – 351с.
8. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008 г.
9. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07.
10. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993 г. – 240с.
Для учащихся:
1. Общая биология. 11 класс/ / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2009;
2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009 г.
3.Захаров В. Б., СонинН.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005 г.
4. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001 г.
5. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003 г.
6. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003 г.
7.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992 г.
8.Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994 г.
Приложения к рабочей программе по биологии
Тестовое задание №1
Выберите один ответ из предложенных четырёх.
А1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:
1) о биологическом прогрессе
2) о развитии по пути дегенерации
3) о биологическом регрессе
4) о развитии по пути ароморфоза
А2. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:
1) существование травянистых и древесных форм
2) наличие их отпечатков и окаменелостей
3) их способ размножения
4) их современное разнообразие
А3. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:
1) общей дегенерацией
2) ароморфозом
3) идиоадаптацией
4) регенерацией
А4. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:
1) схождение признаков у неродственных видов
2) расхождение признаков у родственных видов
3) приобретение узкой специализации
4) образование гомологичных органов
А5. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:
1) появление спор
2) образование семени
3) образование плода
4) видоизменение листьев
А6. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:
1) освоить водную среду обитания
2) быстрее размножаться
3) выйти на сушу
4) питаться разнообразной пищей
А7. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является:
1) изменение климата
2) хозяйственная деятельность человека
3) изменение рельефа
4) увеличение численности хищников
А8. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших:
1) расположение клеток в два слоя
2) наличие стрекательных клеток
3) развитие организма из одной клетки
4) внеклеточное пищеварение
А9. Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?
1) чешуя на теле, наличие плавников
2) образование легких; особое строение плавников
3) обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
4) дыхание с помощью жабр; хищничество
А10. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений?
1) они составляют первое звено в цепи питания
2) в их клетках расположены хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
3) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
4) они имеют разнообразные приспособления к жизни в разных условиях
В задании В1 выберите три верных ответа из шести.
В1. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:
1) в наличии у большинства видов плавательного пузыря
2) в отсутствии плавательного пузыря
3) в хрящевой основе внутреннего скелета
4) в окостенении скелета
5) в формировании жаберных крышек
6) в отсутствии жаберных крышек
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.
Характеристика Направления эволюции
1) многообразие видов А) биологический прогресс
2) ограниченный ареал
3) небольшое число видов Б) биологический регресс
4) широкие экологические адаптации
5) широкий ареал
6) уменьшение числа популяций
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов.
В3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:
А) борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания
Дайте полный развернутый ответ.
С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
Тестовое задание №2
1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
а) протокооперацией;
б) паразитизмом;
в) комменсализмом;
г) аменсализмом.
2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
а) комменсализмом;
б) мутуализмом;
в) протокооперацией;
г) нейтрализмом.
3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества;
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) симбиоза.
4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
а) хищничеством;
б) симбиозом;
в) аменсализмом;
г) паразитизмом.
5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
а) взаимополезных отношений;
б) полезно-нейтральных отношений;
в) полезно-вредных отношений;
г) взаимовредных отношений.
6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симпатрией;
б) протокооперацией;
в) квартирантством;
г) акклиматизацией.
7) Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:
а) не оказывает существенного влияния на хозяина;
б) всегда приводит хозяина к смерти;
в) приносит определенную пользу хозяину;
г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
а) паразитизмом;
б) комменсализмом;
в) симбиозом;
г) сапрофитизмом.
9) Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;
г) не влияют на численность популяции жертв.
10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
а) основным хозяином;
б) промежуточным хозяином;
в) переносчиком;
г) паразитом.
11. Выберите правильные суждения.
1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.
2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.
3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.
4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.
5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.
6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.
7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.
8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.
9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.
10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...