Рабочая программа по биологии, 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Общая биология» учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ra_progr_10_kl_biolog_umk_s.g._mamontov_v.b._zaharov.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УЛЬЗЫТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КИЖИНГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
671405, Республика Бурятия, Кижингинский район, у. Чесан улица Центральная, 1 | E-mail: usosh2016@mail.ru тел 8(30141)33181 факс 8(30141)33181 |
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла ______________/__________/ Протокол №_____________ от «_____»__________201___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____/Лубсанова Ц.Ц../
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Нимаева С.Ц../ Приказ № ______ от «___» __________201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Биология |
Класс | 10 класс |
Учебный год | 2018-2019 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО) | Цыбикова Д.Ц. |
Категория | 1 категория |
у. Чесан
Пояснительная записка
Нормативная база:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 10.11.2011 № 2643, от 31.01.2012 № 69, от23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Общая биология» учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2017 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.
Цели:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства медицины, здравоохранения.
Задачи:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Национально-региональный компонент
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учетом природных особенностей региона Бурятия, в связи с чем одной из задач проектирования школьного образования признаётся задача разработки содержания его национально- регионального компонента.
Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания учащихся, влюбленных в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины.
Глобальная проблема опустынивания земель имеет место быть и у на в районе. Это эрозия почвы, потеря ее плодородия. Такая проблема как сужение ареала реликтового соснового бора, исчезновение растений коснулась и нас – это сокращение численности популяции сосен вследствие пожаров и вырубки лесов.
Третья ступень охватывает учащихся 10-11 классов. Здесь особое место должно уделяться интегрированному экологическому обучению, связывая общей целью многие школьные дисциплины, которые способны более углубленно понимать основные экологические законы, обусловленные круговоротом веществ и энергии, а также процессы динамического равновесия в природе, диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность природы и общества.
Учащиеся старших классов более детально изучают экологическую обстановку своего села, проводят параллель с мировыми экологическими проблемами. В ходе своей работы они пишут рефераты, делают сообщения. Основной результат этой ступени – формирование активной природосберегающей позиции.
Общая характеристика учебного предмета
В программе по биологии в 10 классе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии классификации организмов, экологические закономерности.
Эти теоретические положения конкретизируются, углубляются при рассмотрении биологического разнообразия организмов всех царств живой природы.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Описание места учебного предмета
В 10 классе на изучение биологии отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать/ понимать:
- Основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- Особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- Особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- Причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
- решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять: источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить: информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
II.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (6 ч)
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы
Раздел 2. Клетка (21 ч)
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
Тема 2.2. Химический состав клетки.
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодер-жащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток.
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лдаосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке
ДНК—носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка
Тема 2.5. Вирусы
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа
Раздел 3. Организм (41 ч)
Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии
Энергетический обмен — совокупность реакций расщеп л енид сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез
Тема 3.3. Размножение
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутационные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
- Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол –во часов | Контрольная работа |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | 6 | 1 |
2. | Клетка. | 21 | 1 |
3. | Организм. | 41 | |
Итого: | 68 | 3 |
Календарно - тематическое планирование 10 класс
№ | Номер раздела и темы урока | Раздел/тема урока | Кол-во часов | Методы оценки достижений учащихся | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||
I. | Биология как наука. Методы научного познания. | 6 | |||||
1 | 1.1 | Краткая история развития биологии. | 1 | творческая работа | §1, подготовить сообщение | ||
2 | 1.2 | Система биологических наук. | 1 | беседа, устный опрос | с.12-14 | ||
3 | 1.3 | Сущность и основные свойства живого. | 1 | тест | §2, в.2,3 с.18 | ||
4 | 1.4 | Уровни организации живой материи и методы познания природы. | 1 | самост. работа | §3, подумайте в.5 с.26 | ||
5 | 1.5 | Повторение. | 1 | зачет, беседа, устный опрос | в.1 с. 28 | ||
6 | 1.6 | Тест «Биология как наука. Методы научного познания» | 1 | контрольная работа | в.2 с.28 | ||
II. | Клетка. | 21 | |||||
7 | 2.1 | История изучения клетки. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке. | 1 | работа с учебником, беседа, устный опрос | §4, вопросы для повторения с.36 | ||
8 | 2.2 | Решения заданий ЕГЭ по теме "История изучения клетки. Клеточная теория" | 1 | тест | инд. задание | ||
9 | 2.3 | Единство химического состава живых организмов. | 1 | самост. работа | §5, в.6,7 с.40 | ||
10 | 2.4 | Неорганические вещества. НРК Химический состав клетки. Неорганические вещества | 1 | §6, в.4,5 с.46 | |||
11 | 2.5 | Вода. Минеральные соли. | 1 | тест | §6, подумайте в.2,3 с.46 | ||
12 | 2.6 | Органические вещества. | 1 | письменная работа | §7, в.6 с.51 | ||
13 | 2.7 | Белки. Липиды. | 1 | §7,8 в.4-7 с.59-60 | |||
14 | 2.8 | Углеводы. | 1 | тест | с.61-62 | ||
15 | 2.9 | Нуклеиновые кислоты | 1 | тест | §9, в.6,7 с.68 | ||
16 | 2.10 | Решения заданий ЕГЭ по теме "Химический состав клетки" | 1 | тест | повторение | ||
17 | 2.11 | Эукариотическая клетка. Основные органоиды клетки | 1 | самостоятельная работа | §10, составить таблицу | ||
18 | 2.12 | Строения клеток растений и животных. | 1 | §10 | |||
19 | 2.13 | Хромосомы. | 1 | §11, вопросы для повторения с.87 | |||
20 | 2.14 | Кариотип. | 1 | зачет, устный опрос | §11 | ||
21 | 2.15 | Прокариотическая клетка. Основные органоиды клетки. | 1 | работа с учебником, беседа, устный опрос | §12, вопросы для повторения с.91 | ||
22 | 2.16 | Строение бактериальной клетки. | 1 | стр.92-93 | |||
23 | 2.17 | Реализация наследственной информации в клетке. ДНК—носитель наследственной информации | 1 | письменная работа | §13, вопросы для повторения с.99 | ||
24 | 2.18 | Решения заданий ЕГЭ по теме: Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | тестовая работа | повторение | ||
25 | 2.19 | Вирусы — неклеточная форма жизни. | 1 | творческая работа | §14, в.5,6 с.105 | ||
26 | 2.20 | Решения заданий ЕГЭ по теме "Вирусы". | 1 | тест | повторение | ||
27 | 2.21 | Тест «Клетка». | 1 | контрольная работа | повторение | ||
III. | Организм. | 41 | |||||
28 | 3.1 | Организм — единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | §15, в.3-5 с.115 | |||
29 | 3.2 | Решения заданий ЕГЭ части В по теме: Организм — единое целое. НРК. Многообразие живых организмов. | 1 | тестовая работа | повторение | ||
30 | 3.3 | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. | 1 | письменная работа | §16, в.4 с.120 | ||
31 | 3.4 | Пластический обмен. | 1 | §17, в.6,7 с.125 | |||
32 | 3.5 | Типы питания. Фотосинтез. | 1 | работа с учебником, беседа, устный опрос | §17, в.3,4,5 с.125 | ||
33 | 3.6 | Решения заданий ЕГЭ по теме: Обмен веществ и превращение энергии | 1 | тестовая работа | повторение | ||
34 | 3.7 | Размножение. Деление клетки. | 1 | §18 | |||
35 | 3.8 | Митоз. | 1 | самост. работа | §18, составить таблицу | ||
36 | 3.9 | Типы бесполого размножения. | 1 | §19, в.4,5 с.137 | |||
37 | 3.10 | Половое размножение. | 1 | тестовая работа | §19, в.7 139 | ||
38 | 3.11 | Мейоз. | 1 | §20, в4-6 с.146 | |||
39 | 3.12 | Оплодотворение у животных и растений. | 1 | §21,в.4 151 | |||
40 | 3.13 | Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | 1 | устный опрос, беседа с элементами обсуждения | §21 | ||
41 | 3.14 | Решения заданий ЕГЭ по теме: Размножение. | 1 | тестовая работа | повторение | ||
42 | 3.15 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Основные этапы эмбриогенеза. | 1 | §22,в.6-8 с.157 | |||
43 | 3.16 | Онтогенез человека. | 1 | письменная работа | §23, в.2,3 с.166 | ||
44 | 3.17 | Периоды постэмбрионального развития. | 1 | §23,в.5 с.166 | |||
45 | 3.18 | Решения заданий ЕГЭ по теме: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» | 1 | тестовая работа | повторение | ||
46 | 3.19 | Наследственность и изменчивость — свойства организма. | 1 | работа с учебником, беседа | §24, в.2,3 с.169 | ||
47 | 3.20 | Г. Мендель — основоположник генетики. | 1 | §24, подготовить сообщение | |||
48 | 3.21 | Моногибридное скрещивание. | 1 | письменная работа | §25, в.6,7 с.176 | ||
49 | 3.22 | Дигибридное скрещивание. | 1 | §26,в. 4,5 с.180 | |||
50 | 3.23 | Л/р Составление простейших схем скрещивания. | 1 | лабораторная работа | подготовить отчет | ||
51 | 3.24 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | работа с учебником, беседа, устный опрос | §27, вопросы для повторения с.186 | ||
52 | 3.25 | Современные представления о гене и геноме. | 1 | тестовая работа | §28, в.1-4 с.191 | ||
53 | 3.26 | Генетика пола. | 1 | §29, в.5-7 с.202 | |||
54 | 3.27 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. | 1 | письменная работа | §30, в.4-6 с.208 | ||
55 | 3.28 | Мутации. | 1 | §30 | |||
56 | 3.29 | Решение генетических задач. | 1 | решение задач по карточкам | §31 | ||
57 | 3.30 | Значение генетики для медицины. НРК. Генетика и здоровье человека. | 1 | §31 | |||
58 | 3.31 | Решения заданий ЕГЭ части А по теме: Наследственность и изменчивость. | 1 | тестовая работа | повторение | ||
59 | 3.32 | Решения заданий ЕГЭ части С по теме: Наследственность и изменчивость. | 1 | тестовая работа | повторение | ||
60 | 3.33 | Основы селекции. Биотехнология. | 1 | §32, вопросы для повторения с.227 | |||
61 | 3.34 | Решения заданий ЕГЭ по теме: Основы селекции. Биотехнология НРК. Селекция: основные методы и достижения | 1 | тестовая работа | повторение | ||
62 | 3.35 | Повторение. | 1 | зачет, устный опрос | Подготовиться к контрольной работе | ||
63 | 3.36 | Тест «Организм». | 1 | контрольная тестовая работа | повторение | ||
64 | 3.37 | Повторение по разделу "Биология как наука. Методы научного познания". | 1 | зачет, устный опрос | повторение | ||
65 | 3.38 | Повторение по разделу "Клетка". | 1 | беседа, фронтальный опрос | повторение | ||
66 | 3.39 | Повторение по разделу "Организм". | 1 | зачет, устный опрос | повторение | ||
67 | 3.40 | Экскурсия в природу. | 1 | ||||
68 | 3.41 | Мир биологии. Обобщение изученного. | 1 | беседа, устный опрос | повторение |
- Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса:
Для учителя:
- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009 г.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009 г.
- Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009 г.
- Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008 г. – 286с.
- Биология. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2009 г. – 351с.
6 «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008 г.
7. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
8. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993 г. – 240с.
9 .Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007 г. – 816с.
Для учащихся:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – М.: Дрофа, 2009 г.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009 г.
- Захаров В. Б., СонинН.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005 г.
- Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001 г.
- Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003 г.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003 г.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992 г.
- Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994 г.
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005 г.
- Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003 г.
Приложения к рабочей программе по биологии
Контрольная работа №1
1.Теория абиогенеза объясняет возникновение жизни на Земле путем:
А) занесения ее из космоса;
Б) происхождения ее от живого;
В) сверхъестественного творения;
Г) самопроизвольного зарождение из неживого;
2.Окочательно в 19 веке доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни в питательных средах, помещенных в колбу с S-образным горлом:
А) Ф.Реди;
Б) Л.Пастер;
В) А.Левенгук;
3.В 1924 году коацерватную гипотезу происхождения жизни на Земле сформулировал:
А) Л.Пастер;
Б) С.Миллер;
В) Дж. Бернал;
Г) А.Опарин;
4.Согласно взглядам А.И.Опарина основным источником энергии для биогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были:
А) Электрические разряды;
Б) ультрафиолетовое излучение;
В) энергия химических реакций;
Г) Тепловое излучение от извержений вулканов;
5.Согласно теории А.Опарина, коацерваты обладали свойствами живого потому, что:
А) Состояли из молекул белка;
Б) Распадались на более мелкие капли;
В) воспроизводили новые коацерватные капли;
Г) Осуществляли обмен веществ с окружающей средой;
6.Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:
А) Органических веществ;
Б) Коацерватных капель из органических веществ;
В) Одноклеточных прокариотических организмов;
Г) Одноклеточных эукариотических организмов;
7. Жизнь на Земле возникла:
А) Первоначально на суше;
Б) Первоначально в океане;
В) На границе суши и океана;
Г) Одновременно на суше и в океане;
8.Первые живые организмы, появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были:
А) Аэробными автотрофами;
Б) Аэробными гетеротрофами;
В) Анаэробными автотрофами;
Г) Анаэробными гетеротрофами;
9.При истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, на Земле появились организмы по способу дыхания и способу питания:
А) Аэробные автотрофы;
Б) Аэробные гетеротрофы;
В) Анаэробные автотрофы;
Г) Анаэробные гетеротрофы;
10.Важнейшим фактором, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:
А) Появление прокариот;
Б) Появление эукариот;
В) Возникновение фотосинтеза у прокариот;
Г) Возникновения дыхания у эукариот.
Контрольная работа №2
Вариант №1.
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Сущность клеточной теории точнее отражена в положении
А) все клетки многоклеточного организма выполняют одинаковые функции
Б) все клетки многоклеточного организма одинаковы по строению
В) все организмы состоят из клеток
Г) клетки в организме возникают из межклеточного вещества
2. К общим признакам всех клеток, подтверждающим их единое происхождение, относятся:
А) одинаковый геном и число хромосом 2n=2
Б) универсальный генетический код для синтеза белков
В) наличие ядра и рибосом
Г) наличие оболочки из мембраны и клеточной стенки
3.Основными химическими соединениями, определяющими индивидуальность организма, являются:
А) вода и минеральные соли
В) соединения серы, фосфора
Б) жиры и углеводы
Г) нуклеиновые кислоты и белки
4. Мембрана клетки состоит из:
А) двух слоев молекул белков
Б) одного слоя молекул липидов с включениями молекул белков
В) двух слоев молекул липидов с включениями молекул белков
Г) одного слоя молекул белков с включениями молекул липидов
5. Органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодинаковых по размеру субъединиц: А) лейкопласты В) хромосомы
Б) рибосомы Г) лизосомы
6. В интерфазе митоза выделяют синтетический период, так как только в течение него происходит:
А) исчезновение ядра
Б) удвоение центриолей в цитоплазме и ДНК в ядре
В) расхождение хроматид к полюсам клетки
Г) образование двух новых ядер.
Задание 2. Уберите лишнее из списка: С, Zn, О, N, Н. Дайте объяснение.
Задание 3. Напишите определения.
Эукариотические клетки - это ……………………………………………………
Пластический обмен – это…………………………………………………………..
Задание 4. Допишите схему « Клеточный метаболизм».
Энергетический обмен
Пластический обмен
Задание 5. Дайте развернутый ответ.
Что вы знаете о вирусах? Перечислите меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Задание 6.
Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-А-Ц-Г-Г-Т-А-Ц).
Постройте комплементарную вторую цепочку.
Задание 7.
Найдите ошибки в молекуле ДНК.
А - Г- А – Т – Т – Ц – Ц – А – Т - Г
Т - Г- Т – А – Т - Г - Г - Т - А - Т
Вариант №2.
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Представления о структурной единице жизни обобщили.
А) Ч. Дарвин и Д. Уоллес В) Ф. Мюллер и Э. Геккель
Б) Т. Морган и Г. Фриз Г) М. Шлейден и Т. Шванн
2. Согласно положениям клеточной теории
А) вирусы имеют клеточное строение
Б) клетки могут возникать из межклеточного вещества
В) клетки размножаются только делением
Г) все клетки имеют ядро и цитоплазму
3. Нуклеотид, содержащий урацил, входит в состав:
А) РНК
Б) ДНК
В) белков
Г) аминокислот
4. В ядре не происходит
А) синтез ДНК
Б) синтез РНК
В) синтез белка
Г) сборка субъединиц рибосом
5. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:
А) транспорта веществ;
Б) внутренней среды;
В) осуществления связи между ядром и органоидами;
Г) передачи наследственной информации.
6. Момент окончания метафазы митоза – это …
А) образование ядрышка
Б) выстраивание хромосом по экватору клетки
В) окончание расхождения хроматид к полюсам клетки
Г) деспирализация хроматид
Задание 2. Уберите лишнее из списка: С, О, Сu, Na, Н.
Дайте объяснение.
Задание 3. Напишите определения.
Прокариотические клетки - это …………………………………………………
Энергетический обмен- это………………………………………………………
Задание 4. Допишите схему.
Фазы фотосинтеза и происходящие в них процессы.
Темновая
Световая
Фотолиз
воды
Задание 5. Дайте развернутый ответ .
Что вы знаете о строении вируса СПИДа. Расскажите о профилактике
вируса СПИДа.
Задание 6.
Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-Г-Ц-А-Т-Т-А-Ц).
Постройте комплементарную вторую цепочку.
Задание 7.
Найдите ошибки в молекуле РНК:
А- А- Т- Г- Ц- У- Т- А- Т- Ц
Контрольная работа №3
1 вариант
I. Определить, верно ли данное высказывание.
1. В интерфазе митоза происходит удвоение количества ДНК в ядре.
2. Кроссинговер — это спаривание гомологичных хромосом.
3. Бивалентами называют слившиеся (спаренные) гомологичные хромосомы.
4. Половые клетки образуются только в результате мейоза.
5. В результате мейоза получаются 4 гаметы из 1 материнской клетки.
6. При овогенезе одна гамета не имеет жгутиков.
7. Обоеполые животные называются гермафродитами.
8. Почкование — вид полового размножения.
I I. Выбери правильный ответ. Ответы записать цифрами.
Признаки | Задание |
| Из перечня выбрать признаки для митоза. |
III. Тесты. Выбери один правильный ответ:
1. Преемственность между особями вида в ряду поколений обеспечивается:
а) обменом веществ
б) размножением особей
в) ростом клеток
г) кроссинговером
2. В основе роста любого многоклеточного организма лежит образование дочерних клеток с:
а) таким же, как в материнской клетке, набором хромосом
б) непостоянным набором хромосом
в) уменьшением вдвое набора хромосом
г) увеличением вдвое числа хромосом
3. Дочерний организм получает новое сочетание генов в процессе размножения
а) вегетативного
б) с помощью спор
в) почкованием
г) полового
4. Какой из названных ниже процессов сопровождается обменом наследственной информации?
А) мейоз
Б) митоз
В) дробление
Г) спорообразование
5. Взрослое растение представляет собой половое поколение (гаметофит) только у:
а) сосны
б) ромашки
в) мха
г) ужовника
IV. Заполните таблицу. Дайте краткий ответ:
Вопросы | Мейоз |
1. Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)? | |
2. Каковы фазы деления? | |
3. Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом? | |
4. Какое число дочерних клеток образуется? | |
5. Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка? | |
6. Где происходит данный процесс? | |
7. Какое значение имеет для существования вида? |
V.Задание со свободным ответом:
В ядре каждой соматической (диплоидной) клетки у кролика содержится 22 пары хромосом, а у дрозофилы – 4 пары.
1)Сколько содержится хромосом в каждой дочерней клетке, образующейся в результате митоза?
2)Сколько хромосом содержится в половых клетках тех же организмов?
2 вариант
I. Определить, верно ли данное высказывание.
1. В интерфазе мейоза I происходит удвоение количества ДНК в ядре.
2. Конъюгация — это слипание гомологичных хромосом.
3. Бивалентами называют деспирализованные (раскрученные) хромосомы.
4. Соматические клетки образуются только в результате митоза.
5. В результате мейоза получаются 2 гаметы из 1 материнской клетки.
6. При сперматогенезе одна гамета не имеет жгутиков.
7. Размножение, при котором новый организм образуется из яйцеклетки без участия сперматозоида, называется почкование.
8. Раздельнополые животные называются гермафродитами.
I I. Выбери правильный ответ. Ответы записать цифрами.
Признаки | Задание |
| Из перечня выбрать признаки для мейоза. |
III. Тесты. Выбери один правильный ответ:
1. Стадия зародышевого развития, в результате которой формируется структура двухслойного зародышевого мешка, называется:
а) бластулой
б) гаструлой
в) зиготой
г) мезодермой
2. Слияние ядер двух гаплоидных клеток с образованием диплоидной клетки происходит в результате:
а) ароморфоза
б) дробления
в) органогенеза
г) оплодотворения
3. Какой зародышевый листок дает начало внешним покровам организма животных, а также формирует нервную систему и связанные с ней органы чувств?
А) энтодерма
Б) мезодерма
В) эктодерма
Г) зигота
4. Как называется один из видов постэмбрионального развития, когда родившийся организм сходен со взрослым, но имеет меньшие размеры и иные пропорции?
А) прямое развитие
Б) развитие с метаморфозом
В) непрямое развитие
Г) эмбриональное развитие
5. Сколько хроматидных нитей входит в мейотический конъюгационный комплекс у организмов-гаплоидов?
А) 8 б) 0 в) 2 г) 4
IV. Заполните таблицу. Дайте краткий ответ:
Вопросы для сравнения | Митоз |
1. Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)? | |
2. Каковы фазы деления? | |
3. Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом? | |
4. Какое число дочерних клеток образуется? | |
5. Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка? | |
6. Где происходит данный процесс? | |
7. Какое значение имеет для существования вида? |
V.Задание со свободным ответом:
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 х 10 -9 мг.
1)Объясните, чему будет равна масса всех хромосом в одной дочерней и в двух дочерних клетках, образующихся путем митоза.
2)Укажите причину.
Контрольная работа №4
1 вариант
1.Наука, занимающаяся выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, называется:
а) селекцией; б) генетикой; в) биотехнологией
2. Основоположником науки генетики является:
а) Т. Морган; б) Г. Мендель;
в) Т. Морган и Г. Мендель
3. Ген — это:
а) участок хромосомы, отвечающий за один признак;
б) часть молекулы ДНК, хранящая информацию об одном белке;
в) оба ответа правильные
- Гибридами называют потомство, полученное в результате:
а) самоопыления;
б) скрещивания;
в) любого типа размножения
- Скрещивание особей, относящихся к чистым линиям и отличающихся по одному признаку, называют:
а) дигибридным; б) моногибридным; в) гибридным
- Аллельные гены — это:
а) парные гены, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом;
б) парные гены, расположенные в негомологичных хромосомах;
в) гены, расположенные в гомологичных хромосомах
- У гибридов первого поколения при моногибридном скрещивании наблюдается:
а) единообразие признаков у 100% гибридов;
б) расщепление признаков в соотношении 3:1;
в) расщепление признаков в соотношении 1:1
- Количество фенотипов при скрещивании Аа х Аа при полном доминировании:
а) 3; б) 1; в) 2
- К гетерозиготным особям относятся:
а) Аа; б) аа; в) АА
- Гены, расположенные в разных парах гомологичных хромосом: а) наследуются сцеплено;
б) наследуются согласно закону независимого расщепления;
в) оба ответа правильные
11. Для получения чистых линий (гомозигот) используется:
а) близкородственное скрещивание;
б) индивидуальный отбор;
в) отдаленная гибридизация;
12.Основным методом селекции является:
а) отбор;
б) гибридизация;
в) оба ответа правильные
13. Для повышения плодовитости можно использовать следующие методы селекции:
а) внутривидовое скрещивание чистых линий;
б) полиплоидию;
в) оба ответа верные.
2 вариант
1. Наиболее эффективной разновидностью отбора является:
а) массовый отбор;
б) индивидуальный отбор;
в) оба ответа правильные
2. Г. Мендель изучал:
а) изменчивость организмов;
б) генотипы организмов;
в) закономерности наследования признаков
3. Единицей наследственности является:
а) хромосома; б) ген; в) признак
4.Совокупность генов организма — это:
а) генофонд; б) генотип; в) кариотип
5.Фенотип зависит:
а) от генотипа;
б) от окружающей среды;
в) от генотипа и окружающей среды
6. Группа особей одного вида, искусственно созданная человеком, — это:
а) сорт;
б) порода;
в) оба ответа правильные.
7.Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются:
а) аллельными;
б) доминантными;
в) рецессивными
8.Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения, называется:
а) фенотипическим;
б) рецессивным;
в) доминантным
9.Особи, в потомстве которых наблюдается расщепление признаков, называются:
а) гемизиготными;
б) гетерозиготными;
в) гомозиготными
10.Гены, расположенные линейно в одной хромосоме и отвечающие за разные признаки, называются:
а) неаллельными;
б) альтернативными;
в) аллельными.
11. При массовом отборе селекционер ориентируется на:
а) фенотип организмов;
б) генотип организмов;
в) фенотип и генотип особей.
12. Основным методом селекции не является:
а) отбор;
б) гибридизация;
в) одомашнивание.
13. При выведении сортов или пород, обладающих несколькими нужными признаками, используют:
а) скрещивание особей различных сортов или пород одного вида;
б) массовый отбор;
в) близкородственную гибридизацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...