КТП по биологии (профиль) 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 10 классе ( профильный уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_10_klass_biologiya_profil.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по биологии
для 10 класса
(профильный уровень)
№ | Дата | Тема занятия | Лабораторные и практические работы | Подготовка к ЕГЭ | |
По плану | Факти- ческая | ||||
1 | Введение | ||||
Раздел 1. Введение в биологию (5 часов) | |||||
Тема 1.1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи (2ч) | |||||
2 | Предмет и задачи общей биологии | ||||
3 | Понятие жизни и уровни ее организации | 1.1. | |||
Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира (3 ч) | |||||
4 | Критерии живых систем | 1.1. | |||
5 | Царства живой природы | 1.2. | |||
6 | Обобщение по теме «Введение в биологию» Вводная контрольная работа | 1.2. | |||
Раздел 2 . Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (15 ч) | |||||
Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле (4 ч) | |||||
7 | История представлений о возникновении жизни | 2.1 | |||
8 | Работы Пастера | 2.2 | |||
9 | Гипотеза вечности жизни | 2.2 | |||
10 | Материалистические теории | 2.3 | |||
Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (6ч) | |||||
11 | Эволюция химических элементов в космическом пространстве | 2.4 | |||
12 | Химические предпосылки возникновения жизни | 2.5 | |||
13 | Источники энергии и возраст Земли | 2.6 | |||
14 | Условия среды на древней Земле | 2.7 | |||
15 | Различные гипотезы возникновения жизни на Земле | 2.6 | |||
16 | Обобщение по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле» | 2.1 | |||
Тема 2.3 Современные представления о возникновении жизни на Земле (5 ч) | |||||
17 | Теории происхождения протобиополимеров | ||||
18 | Эволюция протобионтов | ||||
19 | Начальные этапы биологической эволюции | 2.2 | |||
20 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 2.2 | |||
21 | Тестирование по теме «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» | 2.1 | |||
Раздел 3. Учение о клетке (31 час) | |||||
Тема 3.1. Введение в цитологию (1ч) | |||||
22 | Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. Два типа клеточной организации | 2.2. | |||
Тема 3.2. Химическая организация живого вещества (9 ч) | |||||
23 | Химическая организация клетки. Неорганические молекулы живого вещества | 2.2., 2.3. | |||
24 | Углеводы в жизни живых организмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- ди- и полисахаридов. Лабораторная работа №1 «Определение крахмала в растительных клетках» | Лабораторная работа №1 | 2.2., 2.3. | ||
25 | Особенности строения жиров и липоидов | 2.2., 2.3. | |||
26 | Биологические полимеры-белки: структурная организация, свойства. | 2.2., 2.3. | |||
27 | Практическая работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма» | Практическая работа №1 | 2.2., 2.3. | ||
28 | ДНК – молекулы наследственности: история изучения, уровни структурной организации. Биологическая роль ДНК | 2.7 | |||
29 | Генетический код, свойства кода. РНК, структура и функции | 2.7 | |||
30 | Витамины: строение, источники поступления, функции в организме | 2.1, 2.2 | |||
31 | Определение нуклеотидных последовательностей геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия | 2.6. | |||
Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки (1 ч) | |||||
32 | Прокариотическая клетка | 2.4. | |||
Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот (6ч) | |||||
33 | Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана | 2.4., 2.2. | |||
34 | Органоиды эукариотической клетки | 2.3. | |||
35 | Практическая работа №2 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» | Практическая работа №2 | 2.3. 2.1. | ||
36 | Особенности строения растительной клетки Лабораторная работа №2 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках» | Лабораторная работа №2 | 4.4. | ||
37 | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом | 2.7. | |||
38 | Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных | 2.4., 2.5. | |||
Тема 3.5. Обмен веществ в клетке - метаболизм (7 ч) | |||||
39 | Обмен веществ и превращений энергии в клетке – основа всех проявлений её жизнедеятельности. Биосинтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция, её сущность и механизм. | 2.5. | |||
40 | Трансляция, её сущность и механизм. | 2.6. | |||
41 | Решение задач по теме «Биосинтез белка» | 2.6. | |||
42 | Энергетический обмен, структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. | 2.5. | |||
43 | Фотосинтез | 2.5. | |||
44 | Хемосинтез | ||||
45 | Контроль знаний за I полугодие | 2.5. | |||
Тема 3.6 Жизненный цикл клеток (2 ч) | |||||
46 | Жизненный цикл клетки | ||||
47 | Митоз, его биологическое значение | 2.7. | |||
Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2 ч) | |||||
48 | Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. | 3.1.4.2. | |||
49 | Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания человека |
| |||
Тема 3.8. Клеточная теория (3 ч) | |||||
50 | Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории | 2.1., 2.2. | |||
51 | Основные положения клеточной теории | 2.1., 2.2. | |||
52 | Обобщение и повторение по теме «Клеточная теория». Тестирование по теме «Учение о клетке» | ||||
Раздел 4 . Размножение организмов (7 часов) | |||||
Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных (2ч) | |||||
53 | Формы бесполого размножения. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения | 2.7., 3.2. | |||
54 | Вегетативное размножение | 2.7., 3.2. | |||
Тема 4.2. Половое размножение (5 ч) | |||||
55 | Половое размножение растений и животных | 2.7. | |||
56 | Гаметогенез | 2,7 | |||
57 | Мейоз | 2.7. | |||
58 | Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение | ||||
59 | Обобщение и повторение по теме «Размножение организмов» | ||||
Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (13 часов) | |||||
Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных (6 ч) | |||||
60 | Типы яйцеклеток. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша – бластула. | 4.6. | |||
61 | Гаструляция, закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы | 3.2, 3.3 | |||
62 | Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка | 3.2, 3.3 | |||
63 | Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем | 3.2, 3.3 | |||
64 | Регуляция эмбрионального развития, детерминация и эмбриональная индукция. Управление размножением растений и животных | 3.2, 3.3 | |||
65 | Обобщение по теме «Эмбриональное развитие животных» | 3.2, 3.3 | |||
Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных (2 ч) | |||||
66 | Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие: полный и неполный метаморфоз | 3.2, 3.3 | |||
67 | Прямое развитие | 3.2, 3.3 | |||
Тема 5.3. Онтогенез высших растений (1 ч) | |||||
68 | Онтогенез высших растений | 3.2. | |||
Тема 5.4 Общие закономерности онтогенеза (1 ч) | |||||
69 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков | 3.3. | |||
Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда (3 ч) | |||||
70 | Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма | ||||
71 | Понятие о регенерации. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных | ||||
72 | Обобщение и повторение по теме «Индивидуальное развитие организмов» | ||||
Раздел 6 Основы генетики и селекции (29 часов) | |||||
Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости (1 ч) | |||||
73 | История развития генетики. Основные понятия генетики | 3.4, 3.5 | |||
Тема 6.2. Основные закономерности наследственности (14 ч) | |||||
74 | Молекулярная структура гена. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. | 3.5. | |||
75 | Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления | 3.5. | |||
76 | Полное и неполное доминирование. | 3.4, 3.5 | |||
77 | Множественные аллели. | 3.5. | |||
78 | Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование | 3.4, 3.5 | |||
79 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. | 3.4 | |||
80 | Анализирующее скрещивание | 3.4, 3.5 | |||
81 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана | 3.4, 3.5 | |||
82 | Генетика пола. | 3.4. | |||
83 | Наследование признаков, сцепленных с полом. | 4.3 | |||
84 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | 4.6 | |||
85 | Взаимодействие неаллельных генов. | 3.4, 3.5 | |||
86 | Практическая работа №3 «Решение генетических задач и составление родословных» | Практическая работа №3 | 5.6 | ||
87 | Обобщение и повторение по теме «Основные закономерности наследственности» | ||||
Тема 6.3 Основные закономерности изменчивости (8 ч) | |||||
88 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 3.6.3.7. | |||
89 | Мутации | 3.6.3.7. | |||
90 | Комбинативная изменчивость | 3.6.3.7. | |||
91 | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств | 3.6.3.7. | |||
92 | Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости» | Лабораторная работа №3 | 3.1.3.2. | ||
93 | Практическая работа №4 «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | Практическая работа №4 | 3.3.3.4. | ||
94 | Управление доминированием | 3.5.3.7. | |||
95 | Обобщение по теме «Основные закономерности изменчивости» | ||||
Тема 6.4. Генетика человека (2 ч) | |||||
96 | Методы изучения наследственности человека |
| |||
97 | Характер наследования признаков у человека. | Лабораторная работа №4 «Составление родословных» | 4.6 | ||
Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов (4 часа) | |||||
98 | Центры происхождения и многообразия культурных растений | 7.3 | |||
99 | Методы селекции растений, животных, микроорганизмов | 3.8 | |||
101 | Достижения и основные направления современной селекции | 3.8. | |||
101 | Контроль знаний за II полугодие | ||||
102 | Решение биологических задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология в классах гуманитарного профиля
Современный образовательный процесс - явление сложное и далеко не однозначное: с одной стороны, расширение количества предметов в учебных планах, с другой – сокращение часов на преподавание дисциплин,...
Программа по биологии 10 класс профиль ФГОС по В.В. Пасечнику
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основно...
Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса
Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса...
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"...
Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.
Ситуации способствующие развитию креативности. Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение...
Рабочая программа по биологии 10 класс (профиль)
Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень)...
Рабочая программа по биологии 10 класс (профиль)
Программа профильного обучения биологии по линии учебников Пономаревой И.Н....