Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.
консультация по биологии (10 класс) на тему

мирошниченко наталья константиновна
Ситуации способствующие развитию креативности. Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение и формулирование проблем, В) задания на поиск альтернативных вариантов ответов и решений, Г) задания на видение структуры объекта.Ситуации способствующие развитию коммуникативности. Данные задания формируют коммуникативную самостоятельность. Например: 1.Составьте рассказ от имени сотрудника лаборатории биотехнологии о методах и перспективах современной биотехнологии. Презентуйте рассказ классу. Отдельным ученикам предлагается выступить в роли "эксперта", "критика", "представителя Grinpis". 2. Выступление в роли лектора при самостоятельном выборе темы выступления данного учебного раздела. 3.Организация работы в парах, группах- "объясни однокласснику"... 4. Обучение готовить и озвучивать мини-доклады по темам. 5. Рекомендовать повторить алгоритм и ход работы( проговаривание).Приёмы способствующие развитию рефлексии.Постоянное использование промежуточной и итоговой рефлексии помогает ученику самому корректировать процесс своего образования, создаёт условия для осознания им своей индивидуальности. Обучающийся , овладевший этими умениями, способен к самостоятельной экспертизе собственной деятельности, её самомотивации и саморегуляции. Действия рефлексии -это мера культуры мышления школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiovanie_kreativnosti.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.

Ситуации способствующие развитию креативности.

Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение и формулирование проблем, В) задания на поиск альтернативных вариантов ответов и решений,  Г) задания на видение структуры объекта.

Например:1.Лечебное действие антибиотиков основано на подавление синтеза белка бактерий-  возбудителей болезней. Предложите место блокирования антибиотиками  биосинтеза белка бактерии.  2.Обнаружте  в объекте исследования кроме очевидной значимости значимость возможную но скрытую. 3. Составьте кроссенс "Эволюция". 4.Постройте модель процесса из компонентов предложенных в списке, используя программу Power Point.   6. Дорисуйте предложенные  графические фрагменты так, чтобы получились органоиды клетки.  7. Составьте  синквейн "Вирусы",  "Клетка", "Генетика".8. Составьте задание для викторины, интеллектуальной игры  интегрированное с  содержанием других школьных предметов, кроссворд. 9. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа.10. Написать краткий рассказ от имени органоида клетки, бактерии, экосистемы. 10. Упростить предложение без потери смысла.

Результат деятельности обучающихся:1.Продуцирование большого количества идей в единицу времени, 2. Продуцирование оригинальных идей, нестандартно выполненных заданий, 3. Тщательное и глубокое прорабатывание вопроса.

Деятельность учителя: стимулирование и руководство деятельности обучающихся без выставления отметок.

Ситуации способствующие развитию    коммуникативности.

Данные задания формируют коммуникативную самостоятельность.

Например: 1.Составьте рассказ от имени  сотрудника лаборатории биотехнологии о методах и перспективах современной биотехнологии. Презентуйте рассказ классу. Отдельным ученикам предлагается выступить в роли "эксперта", "критика", "представителя Grinpis". 2. Выступление в роли лектора при самостоятельном выборе темы выступления данного учебного раздела. 3.Организация работы в парах,  группах- "объясни  однокласснику"... 4. Обучение готовить  и озвучивать мини-доклады по темам. 5. Рекомендовать   повторить алгоритм и ход работы( проговаривание)

Результат деятельности обучающихся:1.  Проявление себя субъектами, способными к саморегуляции коммуникативных отношений. 2. Стремление реализовать себя, максимально  полно соответствовать своим возможностям,  выполнять новые, непривычные для них виды деятельности.

Деятельность учителя:1. Развитие познавательного интереса к биологии и предоставление обучающимся возможности самоактуализироваться. 2.Взаимодействие  учителя в диалоге со старшеклассниками устанавливает доверительные отношения, способствует раскрепощению и побуждает их к нестандартным решениям.

Приёмы способствующие развитию рефлексии.

1.Обоснуй,   почему ты считаешь правильным  именно такое мнение.

2.Какие задания к данной теме тебе помогут: а) повторить . закрепить материал, б)систематизировать и обобщить материал.

3.В конце урока предлагаются вопросы для индивидуального ответа: а) Какая цель стояла перед тобой на сегодняшнем занятии? б)Какие знания полученные ранее по этому предмету, помогли тебе усвоить новый материал урока? в)На какие знания по другим предметам ты опирался на уроке? г) Какие новые понятия, законы, идеи, правила, способы деятельности ты усвоил на уроке?  д) Какую главную мысль, основной вывод можешь сформулировать после этого урока?

4. Какие методы познания мы использовали для достижения цели урока?

5.Составь контрольные вопросы для себя и класса на данный урок.

6.После выполнения самостоятельной письменной работы или проработки незнакомого текста учебника предлагаются вопросы: а)При выполнении какого задания ты испытывал наибольшее затруднение? б) Над чем тебе надо работать? в) Смог  бы ты объяснить процесс решения  своему товарищу? г) Удовлетворён ли ты своей работой? Почему?

7.Эффективн проходит рефлексия  с использованием метода незаконченных предложений:

-я выбрал этот вариант потому что......

-я выбрал этот способ решения т.к......

-сегодня я получил ответы на такие вопросы......

-этот материал мне интересен тем, что.......

-этот материал способствовал развитию у меня таких умений как....

-я сделал вывод для себя, что.....

-мои затруднения состоят в том, что....

-думаю , чтобы преодолеть проблемы мне нужно....

-мне нужно поработать ещё  над....

-я понял, что.....

Постоянное использование промежуточной и итоговой рефлексии

 помогает ученику самому корректировать процесс своего образования, создаёт условия для осознания им своей индивидуальности. Обучающийся , овладевший этими умениями, способен к самостоятельной экспертизе собственной деятельности, её самомотивации и саморегуляции.

Действия рефлексии -это мера культуры мышления школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-иематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль.

Календарно-тематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль. УМК "Алгебра 10 клас. Профильный уровень. Автор А.Г.Мордкович" Солгасно федеральному базисному плану на изучени...

Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...

Рабочая программа по биологии в 11 химико-биологическом профиле

Программа составлена из расчёта 4 часа в неделю, по программе Сонина. Содержит пояснительную записку, требования к уровню выпускников, ктп...

Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля

Раздел  «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...

Рабочая программа .Для 11 классов химико-биологического, информационно-математического профилей

По учебном плану Лицея № 20 на изучение физики в 11 химико-биологическом и информационно-математическом классах отводится 136 часов в год, так как физика в этих профилях является предметом, смежным с ...

организация проектной деятельности в классах химико-биологического профиля

В статье приведены примеры авторских проектов для учащихся старших классов профильной школы....

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)

РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....