Рабочая программа по биологии 10 класс (профиль)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_10_kl_profil.docx | 96.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по Биологии (10 класс)
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «Биология», а также примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии МО РФ 2004 и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, профильный уровень, авт. В.Б.Захаров – М.: Дрофа, 2010.
В учебном плане МБОУ - СОШ с Красное Знамя на изучение биологии в 10 классе отводится 105 часов – 3 часа в неделю.
Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе – в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.
Изучение биологии на профильном уровне направленно на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Задачи курса:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет);
• строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
• сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, • современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
• решать задачи разной сложности по биологии;
• составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
• описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
•сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро-эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропо-генные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популяр-ных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• грамотного оформления результатов биологических исследований;
• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ- инфек-ции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-тематический план.
Тема, раздел, глава | Количество часов |
Раздел I. Введение в биологию. | 5 |
Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни органи-зации живой материи. | 2 |
Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. | 3 |
Раздел II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | 14 |
Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле. | 4 |
Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле. | 5 |
Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 5 |
Раздел III. Учение о клетке. | 37 |
Тема 3.1. Введение в цитологию. | 2 |
Тема 3.2 Химическая организация живого вещества. | 11 |
Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки. | 1 |
Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. | 9 |
Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм). | 9 |
Тема 3.6. Жизненный цикл клеток. | 2 |
Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | 1 |
Тема 3.8. Клеточная теория. | 2 |
Раздел IV. Размножение организмов. | 8 |
Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных. | 2 |
Тема 4.2. Половое размножение. | 6 |
Раздел V. Индивидуальное развитие организмов. | 14 |
Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных. | 4 |
Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных. | 2 |
Тема 5.3. Онтогенез высших растений. | 4 |
Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза. | 1 |
Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда. | 3 |
Раздел VI. Основы генетики и селекции. | 27 |
Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости. | 2 |
Тема 6.2. Основные закономерности наследственности. | 13 |
Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости. | 4 |
Тема 6.4. Генетика человека. | 3 |
Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов. | 5 |
Всего | 105 |
Содержание тем учебного курса «Биология» (105 часов)
Раздел I.
Введение в биологию. (5 ч.)
Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи. (2 ч.)
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология – учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.
Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 ч.)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение.
Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Раздел II.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (14 ч.)
Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле. (4 ч.)
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле. (5 ч.)
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле».
Тема 2.3 Современные представления о возникновении жизни на Земле. (5 ч.)
Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
Раздел III.
Учение о клетке. (37 ч.)
Тема 3.1. Введение в цитологию. (2 ч.)
Предмет и задачи цитологии. Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
Тема 3.2 Химическая организация живого вещества. (11 ч.)
Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организ-ции: прокариотические и эукариотические клетки. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль.
Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные истемы клетки и организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки. Свойства белков. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы –белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности.
Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.
Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.
ДНК – молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правилоЧаргаффа1), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция.
РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах.
Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия;
генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.
Лабораторная работа №2. «Опыты по определению каталитической активности ферментов». Практическая работа №2. «Решение задач по молекулярной биологии».
Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки. (1 ч.)
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки.
Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы.
Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.
Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. (9 ч.)
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и
функциональные особенности мембран различных клеточных структур.
Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии – энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма.
Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и
эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин.
Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.
Практическая работа №3. «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий». Лабораторная работа №3. «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетки». Лабораторная работа №4. «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».
Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм). (9 ч.)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур.
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение.
Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение
расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ.
Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Практическая работа №4. «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».
Тема 3.6. Жизненный цикл клеток. (2 ч.)
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза – период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных, трофические язвы, доброкачественные и злокачественные
опухоли и др. Лабораторная работа №5. «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».
Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. (1 ч.)
Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.
Тема 3.8. Клеточная теория. (2 ч.)
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
Раздел IV.
Размножение организмов. (8 ч.)
Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных. (2 ч.)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.
Тема 4.2. Половое размножение. (6 ч.)
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Практическая работа №5. Сравнение процессов митоза и мейоза.
Раздел V.
Индивидуальное развитие организмов. (14 ч.)
Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных. (4 ч.)
Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к
развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов.
Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.
Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных. (2 ч.)
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Тема 5.3. Онтогенез высших растений. (4 ч.)
Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.
Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза. (1 ч.)
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).
Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда. (3 ч.)
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства). Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.
Раздел VI.
Основы генетики и селекции. (27 ч.)
Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости. (2 ч.)
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.
Тема 6.2. Основные закономерности наследственности. (13 ч.)
Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне
транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол.
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
Практическая работа №6. «Решение генетических задач на неполное доминирование». Практическая работа №7. «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание». Практическая работа №8. Решение генетических задач на сцепленное наследование. Практическая работа №9. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование. Практическая работа №10. Решение генетических задач на взаимо-действие генов.
Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости. (4 ч.)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.
Лабораторная работа №6. «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Тема 6.4. Генетика человека. (3 ч.)
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов. (5 ч.)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция
микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Практическая работа №11. «Сравнительная характеристика пород (сортов)».
Контроль уровня обученности
Лабораторные работы – 6, практические работы – 11, зачёты – 8.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Дата | Коррек-тировка | № уро-ка | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Домашнее задание |
Раздел I. Введение в биологию. (5 ч.) | |||||||
Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи. (2 ч.) | |||||||
1 | Предмет и задачи общей биологии. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Презентация: «Биология как наука». Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы. Биологические системы. | Текущий контроль. | Введение | ||
2 | Понятие жизни и уровни ее организации. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Презентация: «Уровни организации живой материи». Иерархический (многоуровневый) принцип построения живой природы. | Текущий контроль. Биологический диктант. | §1.1 | ||
Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 ч.) | |||||||
3-4 | Критерии живых систем. | Уроки обобщения и систематизации знаний. | Презентация: «Критерии живых систем». Общие признаки биологических систем. Процесс Обмен веществ в неживой природе и метаболизм. | Текущий контроль. Биологический диктант. | §1.2 | ||
5 | «Введение в биоло-гию». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по разделу «Введение в биологию». | Текущий контроль. Тест. | Повт. Раздел I | ||
Раздел II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (14 ч.) | |||||||
Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле. (4 ч.) | |||||||
6 | История представлений о возникновении жизни. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. | Текущий контроль. | §2.1.1 | ||
7 | Работы Пастера. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. | Текущий контроль. | §2.1.2 | ||
8 | Гипотеза вечности жизни. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермии). | Текущий контроль, работа по карточкам. | §2.1.3 | ||
9 | Материалистические теории. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Материалистические теории. | Текущий контроль. | §2.1.4 | ||
Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле. (5 ч.) | |||||||
10 | Эволюция химичес-ких элементов в кос-мическом пространстве. | Урок изучения и закреления новых знаний. | Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. | Текущий контроль, вопрос 1, задание 3. | §2.2.1, 2.2.2 | ||
11 | Химические предпо-сылки возникновения жизни. | Урок изучения и закрепления новых знаний | Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первич-ной атмосферы. Образование газов первичной атмосферы Земли. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §2.2.3 | ||
12 | Источники энергии и возраст Земли. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Возможные источники энергии для первичной химической эволюции: ядерные реакции, ультрафиолетовое излучение, вулканизм, молнии. Роль источников энергии для химической эволюции. | Фронтальный опрос. | §2.2.4 | ||
13 | Условия среды на древней Земле.
| Урок изучения и закрепления новых знаний. | Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Вода – необходимое условие для жизни. Моделирование условий первичной атмосферы. | Текущий контроль, вопросы к §2.2. | §2.2.5 | ||
14 | Предпосылки возникновения жизни на Земле. Практичес-кая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Возникновение жизни. Состав первичной атмосферы Земли. Источники энергии. Вода – необходимое условие для жизни. | Тематический контроль. Практическая работа. | Повт. §2.2 | ||
Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле. (5 ч.) | |||||||
15 | Гипотеза происхож-дения протобиополи-меров. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Экспериментальное получение коацерватных капель. Возможности для преодоления низких концентра-ций. Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Дж. Холдейна. | Текущий контроль. | §2.3 | ||
16 | Эволюция протобион-тов.
| Урок изучения и закрепления новых знаний. | Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза. | Текущий контроль. Биологический диктант. | §2.4 | ||
17 | Начальные этапы био-логической эволюции. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточ-ности, полового процесса. Возникно-вение растительных и животных клеток. Гипотеза симбиогенеза. | Текущий контроль, вопрос 4, задание 3, 4. | §2.5 | ||
18 | Современные представления о возникно-вении жизни на Земле. | Урок обобщения и систематизации знаний | Принцип естественного отбора. | Текущий контроль, вопросы для повторения. | Повт. §2.3-2.5 | ||
19 | Зачет №1. «Современ-ные представления о возникновении жизни на Земле». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестирование по разделу «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле». | Тематический контроль. | Вопросы и задания к теме 2.3 | ||
Раздел III. Учение о клетке. (37 ч.) | |||||||
Тема 3.1. Введение в цитологию. (2 ч.) | |||||||
20 | Введение в цитоло-гию. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Цитология – наука о клетке». Предмет и задачи цитоло-гии. Клетка – объект изучения цито-логии. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | с.82. | ||
21 | Лабораторная работа №1. «Наблюде-ние клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание». | Урок-практикум. | Клетки растений, животных, бактерий. | Лабораторная работа. | с.82. | ||
Тема 3.2 Химическая организация живого вещества. (11 ч.) | |||||||
22 | Химическая организа-ция клетки. Неорга-нические вещества. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Неорганические вещ-ества». Химический состав клетки. Макро и микроэлементы, ультрамик-роэлементы. Строение и биологичес-кие функции молекул воды и неорга-нических веществ. | Текущий контроль, вопросы 1, 2, задание 2. | §3.1 | ||
23 | Органические моле-кулы – углеводы. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Углеводы». Структура молекулы простых и сложных углево-дов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Строение и функции молекул. Особенности углеводного состава в растительной и животной клетке. | Текущий контроль, вопросы 1, 2, задание 3. | §3.2.2. Повторить по учебнику биологии 8 кл. «Обмен углеводов». | ||
24 | Органические моле-кулы – жиры и липои-ды. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Жиры и липоиды». Липиды живых организмов. Строение и функции молекул. Виды липидов: фосфолипиды, гликолипиды, липопротеиды, половые гормоны человека и животных. | Текущий контроль. | §3.2.3 | ||
25-26 | Биологические поли-меры – белки. | Уроки изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Белки». Молекулы белка живых клеток. Строение молекулы белка. Свойства белков. Функции белков. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §3.2.1 | ||
27 | Лабораторная работа №2. «Опыты по определению катали-тической активности ферментов». | Урок закрепления знаний. | Специфичность ферментов и условия их действия. Зависимость строения и состава белка от их функции. | Лабораторная работа. | Повт. §3.2.1 | ||
28 | ДНК – биологический полимер | Урок изучения и закрепления новых знаний | Презентация: «ДНК». Молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика. Образование суперспирали. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информа-ции; матрица в процессе транскрипции. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §3.2.4, с.106-109 | ||
29 | Рибонуклеиновые кислоты. Генетичес-кий код. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «РНК». Молекулы РНК. Функции РНК: хранение наследствен-ной информации, участие в реакциях матричного синтеза белка, перенос аминокислот, образование рибосом. Виды РНК: транспортная, информа-ционная, рибосомальная. Свойства генетического кода. | Текущий контроль. | §3.2.4, c.109-112 | ||
30 | Редупликация ДНК. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Механизм редупликации молекулы ДНК. Условия редупликации. Ком-плементарность. Полуконсерватив-ность. Антипараллельность. Преры-вистость. | Текущий контроль. | Лекция | ||
31 | Практическая рабо-та №2. «Решение задач по молекуляр-ной биологии». | Урок закрепления знаний. | Молекулы ДНК и РНК. Генетический код. Транскрипция. | Решение задач. | Решить задачи. | ||
32 | Зачет №2. «Химичес-кая организация живого вещества» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Химическая организация живого вещества». | Тематический контроль. | Повт. Тему 3.2 | ||
Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки. (1 ч.) | |||||||
33 | Прокариотическая клетка. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Бактерии». Бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобакте-рии). Строение и жизнедеятельность. Механизм спорообразования. Деление надвое. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §5.1 | ||
Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. (9 ч.) | |||||||
34 | Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Эукариотическая клетка». Наружная клеточная мембрана. Химический состав. Функции. Механизм пиноцитоза и фагоцитоза. Цикл внутриклеточного пищеварения. | Текущий контроль, вопросы 4, 5, 6. | §5.2.1, с.143-147 до эндо-плазматичес-кой сети. Повт. § 3.2.4. | ||
35-36 | Органоиды эукарио-тической клетки. | Уроки изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Эукариотическая клет-ка». Цитоплазма. Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) и немембранные компо-ненты (рибосомы, клетоточный центр, цитоскелет). Виды ЭПС: шеро-ховатая, гладкая. | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §5.2.1, c.147-154 | ||
37 | Особенности строения растительной клетки. | Комбинированный урок. | Презентация: «Особенности строения растительной клетки». Виды пластид. Строение хлоропластов. Гипотеза симбиогенеза. | Текущий контроль, задание 3-5. | §5.4 | ||
38 | Клеточное ядро. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Ядро живой клетки. Строение ядра. Функции структурных компонентов ядра. | Текущий контроль, тест. | §5.2.2, с.157-159 до хро-матина. | ||
39 | Строение и функции хромосом. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Хромосомы: химический состав, строение и функции. Диплоидный набор хромосом в соматических клетках. Гаплоидный – в половых клетках. | Текущий контроль, тест. | §5.2.2, с.159-162. | ||
40 | Практическая рабо-та №3. «Сравнение строения клеток рас-тений, грибов и бактерий». | Урок закрепления знаний (практикум). | Особенности строения эукариот и прокариот. Плазмолиз и деплазмолиз. | Практическая работа. | Повт §5.1, 5.2, 5.4. | ||
41 | Лабораторная рабо-та №3. «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в рас-тительной клетки». Лабораторная рабо-та №4. «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». | Урок закрепления знаний (практикум). | Лабораторные работы. | Лабораторные работы. | Повт §5.1, 5.2, 5.4. | ||
42 | Зачет №3. «Структур-но-функциональная организация клеток эукариот». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. учащихся. | Тестирование по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот». | Тематический контроль. | Вопросы к теме 3.4 | ||
Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм). (9 ч.) | |||||||
43-44 | Анаболизм. | Уроки изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Биосинтез белка». Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибо-сом в биосинтезе белка. Этапы транскрипции: связь РНК-полимера-зы с ДНК; инициация цепи РНК, наращи-вание цепи РНК; терминация. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. | Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §4.1 | ||
45 | Решение задач по теме «Биосинтез белка». | Урок закрепления знаний. | Биосинтез белка. | Решение задач. | Решить задачи | ||
46-47 | Энергетический обмен веществ. | Уроки изучения и закрепления новых знаний. | Молекулы АТФ. Строение и функ-ции. Этапы энергетического обмена. Потребность живых организмов в кислороде. | Текущий контроль, тест. | §4.2 | ||
48 | Автотрофный тип обмена веществ. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Локализация специфических фермен-тов в мембранах хлоропластов. Свет – источник энергии для реакций. Све-товые и темновые реакции фотосин-теза. | Текущий контроль, тест. | §4.3, с.126-129 | ||
49 | Хемосинтез. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Серобактерии, нитрифицирующие бактерии, водородные бактерии. Реакции хемосинтеза. Роль хемосин-тезирующих бактерий на Земле. | Фронтальный опрос. | §4.3, с.129-130 | ||
50 | Практическая работа №4. «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». | Урок закрепления знаний. | Обмен веществ и энергии. | Практическая работа. | Повт. §4.1-4.3 | ||
51 | Зачет №4. «Обмен веществ в клетке (метаболизм)». . | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Обмен веществ в клетке (метаболизм)». | Тематический контроль. | Решить задачи | ||
Тема 3.6. Жизненный цикл клеток. (2 ч.) | |||||||
52 | Жизненный цикл клетки. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Роль интерфазы в жизненном цикле. Изменение количества ДНК в различные периоды жизненного цикла. Продолжительность жизненного цикла. Подготовка к митозу. | Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §5.3, с.167-170 | ||
53 | Митоз. Лаборатор-ная работа №5. «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука». | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Митоз». Фазы митоза. Биологическое значение митоза. | Лабораторная работа. | §5.3, с.170-173 | ||
Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. (1 ч.) | |||||||
54 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | Уроки изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Вирусы». Вирусы и бактериофаги. Химический состав. Строение. Жизненный цикл. Виды вирусов, содержащих ДНК и РНК; возбудители инфек-ционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес). | Текущий контроль. Биологический диктант. | §5.6 | ||
Тема 3.8. Клеточная теория. (2 ч.) | |||||||
55 | Клеточная теория строения организмов. | Урок обобщения и систематизации знаний. | М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Фронтальный опрос. | §5.5 | ||
56 | Зачёт №5. «Учение о клетке». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Учение о клетке». | Тематический контроль. | Решить задачи | ||
Раздел IV. Размножение организмов. (8 ч.) | |||||||
Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных. (2 ч.) | |||||||
57 | Бесполое размноже-ние. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Размножение – свойство живых орга-низмов. Презентация: «Способы бес-полого размножения». Причины гене-тического однообразия при бесполом размножении. Роль в природе. | Фронтальный опрос. | §6.1, с.193-195 | ||
58 | Вегетативное размножение. | Комбинированный урок. | Презентация: «Вегетативное размно-жение». Вегетативное размножение у растений и животных. Распростра-нение в природе и сельском хозяй-стве. | Текущий контроль. | §6.1, с.195-197 | ||
Тема 4.2. Половое размножение. (6 ч.) | |||||||
59 | Половое размноже-ние. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Приспособления у обоеполых расте-ний или животных для предотвраще-ния самооплодотворения. Особеннос-ти полового размножения и его био-логическая роль. Виды оплодотворе-ния: наружное и внутреннее. | Фронтальный опрос. | §6.2, с. 199-200 | ||
60-61 | Развитие половых клеток. Мейоз. | Уроки изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Мейоз». Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Гаметогенез. Стадии развития поло-вых клеток. Особенности продолжи-тельности репродуктивного периода у разных полов. Типы кроссинговера. Деление половых клеток. | Текущий контроль. | §6.2 | ||
62 | Практическая работа №5. «Сравнение проце-ссов митоза и мейоза». | Урок закрепления знаний. | Деление клетки. Биологическое значение. | Практическая работа | Повт. §6.1, 6.2 | ||
63 | Развитие половых клеток у высших растений. | Урок – лекция. | Особенности размножения растений. | Фронтальный опрос. | Лекция. | ||
64 | Зачет №6. «Размноже-ние организмов». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Размножение организмов». | Тематический контроль. | Вопросы и задания к §6.1, 6.2 | ||
Раздел V. Индивидуальное развитие организмов. (14 ч.) | |||||||
Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных. (4 ч.) | |||||||
65 | Краткие исторические сведения. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Учение о зародышевых листках А.О. Ковалевского. Биогенетический закон. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. | Текущий контроль. | §7.1 | ||
66 | Эмбриональный период развития. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Особенности строения клеток бластулы. Дробление. Митотическое деление во время дробления. | Текущий контроль, тест. | §7.2.1 | ||
67 | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Гаструла. Зародышевые листки. Механизм гаструляции и органогенеза. Дифференцирование клеток. | Фронтальный опрос. | §7.2.2, 7.2.3 | ||
68 | Эмбриональное раз-витие животных. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Особенности эмбрионального периода. Эмбриогенез. Этапы и характеристики. | Текущий контроль | Вопросы и задания к §7.1, 7.2 | ||
Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных. (2 ч.) | |||||||
69-70 | Постэмбриональный период. | Уроки и изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Периоды постэмбрио-нального развития». Непрямое и пря-мое развитие. Изменения в дорепро-дуктивном периоде у животных. Стадии развития с метаморфозом. | Текущий контроль. | §7.3 | ||
Тема 5.3. Онтогенез высших растений. (4 ч.) | |||||||
71 | Жизненный цикл и чередование поколе-ний у водорослей. | Урок – лекция. | Развитие и размножение водорослей. Стадии: гаметогенез, оплодотворение, образование зиготы, развитие пророст-ка, развитие взрослого растения. Осо-бенности гаметофита. Особенности спорофита. | Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя. | Лекция | ||
72 | Жизненный цикл и чередование поколе-ний у высших споро-вых растений. | Урок – лекция. | Жизненный цикл высших споровых растений. Зависимость оплодотворения от наличия влаги. Преобладание гаметофита над спорофитом у мхов. Преобладание спорофита над гамето-фитом у папоротников. Отличия в строении спорофита и гаметофита. | Текущий контроль. Опорный конспект. | Лекция | ||
73 | Жизненный цикл и чередование поколе-ний у голосеменных. | Урок – лекция. | Появление органа размножения – се-мени. Редукция гаметофита. Биологи-ческое значение появления семян. Ветроопыляемые растения. | Текущий контроль. Опорный конспект. | Лекция | ||
74 | Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений. | Урок-лекция. | Преимущества двойного оплодотворения. Редукция гаметофита. | Текущий контроль. Опорный конспект. | Лекция | ||
Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза. (1 ч.) | |||||||
75 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.
| Урок изучения и закрепления новых знаний. | Единство происхождения животного мира. Последствия изменений на ранних и поздних этапах развития. Онтогенез. Биогенетический закон. Дополнение к биогенетическому закону А.Н. Северцева. | Текущий контроль. | §7.4 | ||
Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда. (3 ч.) | |||||||
76-77 | Развитие организмов и окружающая среда. | Уроки изучения и закрепления новых знаний. | Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы внешней среды, влияющие на развитие. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие нормальное эмбриональное развитие человека. Регуляция нервной и эндокринной систем. | Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §7.5 | ||
78 | Зачет №7. «Индивидуальное развитие организмов». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Индивидуаль-ное развитие организмов». | Тематический контроль. | Повт. §7.1-7.5 | ||
Раздел VI. Основы генетики и селекции. (27 ч.) | |||||||
Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости. (2 ч.) | |||||||
79 | История развития представлений о наследственности и изменчивости. | Урок-лекция. | Основные генетические понятия. Генотип как результат взаимодейст-вия генов. | Текущий контроль, Опорный конспект. | Лекция с.253-259 | ||
80 | Современные престав-ления о структуре гена. | Урок-лекция. | Молекулярно-генетический уровень про-явления признака. Строение гена эукари-от: регуляторная зона, промотор, экзон, интрон, терминатор. Организация генома. | Текущий контроль, опорный конспект. | Лекция | ||
Тема 6.2. Основные закономерности наследственности. (13 ч.) | |||||||
81 | Первый закон Мен-деля – закон единооб-разия первого поколе-ния.
| Урок изучения и закрепления новых знаний. | Альтернативные признаки гороха. Презентация»: «Гибридологический метод изучения наследственности». Условия проявления полного домини-рования. Закон доминирования (закон единообразия). | Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §9.1, § 9.2.1, с.264-265 | ||
82 | Второй закон Мен-деля – закон расщеп-ления. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Расщепление по генотипу и феноти-пу. Условия появления рецессивного признака. Презентация: «Закон рас-щепления». Гипотеза чистоты гамет: каждая гамета получает один ген из аллели. | Текущий контроль. Решение задач. | §9.2.2, 9.2.3. | ||
83 | Неполное доминиро-вание. Множествен-ный аллелизм. Практическая работа №6. «Решение генетических задач на неполное доминирова-ние». | Комбинированный урок. | Наследование окраски венчика ноч-ной красавицы. Особенности расщеп-ления по генотипу и фенотипу. Промежуточное проявление признака при гетерозиготности генотипа. Множественный аллелизм – один признак контролируется несколькими генами. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | §9.21, с.266 | ||
84 | Дигибридное и поли-гибридное скрещива-ние. Третий закон Менделя закон независимого комбинирования. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Презентация: «Закон независимого комбинирования». | Текущий контроль. Решение задач. | §9.4, с.272-275 | ||
85 | Практическая работ №7. «Решение гене-тических задач на моно- и дигибридное скрещивание». | Урок закрепления знаний. | Вероятность проявления признака. Число типов гамет. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | Решить задачи | ||
86 | Анализирующее скрещивание. | Комбинированный урок. | Условия проявления анализирующего скрещивания. Особенности расщеп-ления по генотипу и фенотипу. Прак-тическое значение. | Текущий контроль. Решение задач. | §9.2.4, с.276-277 | ||
87 | Хромосомная теория наследственности. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Условия проявления закона сцеплен-ного наследования. Закон сцепленного наследования генов. Хромосомная теория наследственности. | Текущий контроль. Решение задач. | §9.3 | ||
88 | Практическая рабо-та №8. Решение гене-тических задач на сцепленное наследо-вание. | Урок закрепления знаний. | Расстояние между генами. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | Решить задачи | ||
89 | Генетика пола. Нас-ледование признаков, сцепленных с полом. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Генетика пола». Осо-бенности наследования признаков, сцепленных с полом. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Хромо-сомное определение пола. | Текущий контроль. Решение задач. | §9.4 | ||
90 | Практическая работа №9. Решение генети-ческих задач на сцепленное с полом нас-ледование. | Урок закрепления знаний. | Наследование гемофилии и дальтонизма у человека и черепаховой окраски шерсти у кошек как пример сцепленного с полом наследования. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | Решить задачи | ||
91 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | Урок изучения и закрепления новых знаний | Особенности наследования качественных и количественных признаков. Использование явления гетерозиса в практике сель-ского хозяйства. Аллельное и неаллельное взаимодействие генов. | Текущий контроль. Решение задач. | §9.5.1 | ||
92 | Практическая работа №10. Решение генети-ческих задач на взаимо-действие генов. | Урок закрепления знаний. | Наследование групп крови у челове-ка. Неаллельное взаимодействие ге-нов: комплементарность и эпистаз. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | Решить задачи | ||
93 | Основные закономерности наследст-венности. | Урок обобщения и систематизации знаний | Законы и правила Законы наследственности. | Текущий контроль. Решение задач. | Повт. §9.1-9.5 | ||
Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости. (4 ч.) | |||||||
94 | Наследственная (гено-типическая) изменчи-вость. Мутации. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Классификация мутаций. Причины мутаций. Последствия влияния на организм. Источники комбинативной изменчивости. Уровни возникновения комбинаций генов. | Текущий контроль. Задания со сво-бодным ответом по выбору учи-теля. | §10.1 | ||
95 | Зависимость проявле-ния генов от условий внешней среды (фено-типическая изменчи-вость). | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Свойства модификаций. Причины модификаций. Влияние степени силы и продолжительности действия фактора на проявление модификаций. Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям. Представления Ч. Дарвина о ненаследственной изменчивости среды. | Текущий контроль. | §10.2 | ||
96 | Лабораторная работа №6. «Выявле-ние изменчивости у особей одного вида». | Урок закрепления знаний. | Мутационная и модификационная изменчивость. | Текущий контроль. Лабораторная работа. | Повт. §10.1, 10.2 | ||
97 | Зачет №8. «Основы генетики и селекции». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Основы генетики и селекции». | Тематический контроль. | Решить задачи | ||
Тема 6.4. Генетика человека. (3 ч.) | |||||||
98 | Методы изучения генетики человека. | Урок-лекция. | Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический. | Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя. | Лекция | ||
99 | Наследственные забо-левания и их предуп-реждение. | Урок-лекция. | Хромосомные болезни. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Нежелательность родственных бра-ков. Медико-генетическое консульти-рование. | Текущий контроль. Опорный конспект. | Лекция | ||
100 | Генетика человека. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Типы наследования: аутосомно-доми-нантное; аутосомно-рецессивное; сцепленное с X-хромосомой. | Тематический контроль. | Решить задачи | ||
Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов. (5 ч.) | |||||||
101 | Создание пород жи-вотных и сортов рас-тений. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Цели и задачи селекции. Закон гомо-логических рядов в наследственной изменчивости. Учение о центрах про-исхождения культурных растений. Презентация: «Центры происхождения культурных растений». | Текущий контроль. | §11.1 | ||
102 | Методы селекции растений и животных. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Виды отбора: индивидуальный и мас-совый. Типы скрещивания: родствен-ное и неродственное. Отдаленная гибридизация у растений и живот-ных. Искусственный мутагенез. Презентация: «Методы селекции растений и животных». | Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя. | §11.2 | ||
103 | Селекция микроорганизмов. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Особенности селекции микроорга-низмов. Успехи биотехнологии. | Текущий контроль. | §11.3 | ||
104 | Достижения совре-менной селекции. Практическая рабо-та №11. «Сравни-тельная характерис-тика пород (сорт-ов)». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Достижения современной селекции. Этические аспекты развития исследований биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома). | Фронтальный опрос. Практическая работа. | §11.4 | ||
105 | Селекция животных, растений и микро-организмов. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Селекция животных, растений и микроорганизмов. | Тематический контроль. | Повторить биологические понятия |
Перечень литературы и дополнительных средств обучения
Учебники и учебная литература для учащихся
- Учебник: Захаров В.Б... Общая биология: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2010
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
- Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. /М.: 2012, 816с.
Литература для учителя
- Козлова Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2005. – 48с;
- Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
Электронные ресурсы
– Презентации
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология»
– Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
– 1 С: Репетитор. Биология. АОЗТ «1С», 1998-2001
– Уроки биологии. Общая биология. 11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2006
Интернет-сайты
– (http://school-collection.edu.ru/ «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)).
– www.bio.1september.ru– газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
– http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.
– www.bio.nature.ru – научные новости биологии
– www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
– www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
– http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10 -11 класс профиль
Данная рабочая программа составлена к УМК Н.И Сонина, А.А. плешакова, В.Б. Захарова, для учителей работающих в профильных классах на 3 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса
Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса...
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"...
Рабочая программа. История 10 класс, профиль
Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических...
Рабочая программа. Обществознание. 10 класс, профиль
Рабочая программа для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учет...
Рабочая программа. Право. 10 класс, профиль
Рабочая програма для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учето...
Рабочая программа по биологии в 11 классе (профиль)
Рабочая программа Биология. 10-11 классы (профильный уровень) Рабочая программа по биологии (10-11 класс, профильный уровень) составлена в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.201...