Программа по биологии 10 класс профиль ФГОС по В.В. Пасечнику
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по биологии для 10-го класса на профильном уровне на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2010 и Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с. – (Стандарты второго поколения).
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 367с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_10_kl_profil_polyakova_v.a.2014.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю Декан ФОО: | Согласовано Заведующий кафедрой | Рассмотрено на заседании кафедры биологии |
Протокол №1, от 3. 09.2014. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Биология»
Класс
10 В
Учебный год: 2014- 2015
Разработал:
Полякова В.А.,
преподаватель биологии
Самара 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по биологии для 10-го класса на профильном уровне на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2010 и Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с. – (Стандарты второго поколения).
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 367с.
Цели изучения предмета:
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
- На профильном уровне основная цель состоит в подготовке старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, формировании у них элементарных умений и навыков, необходимых для продолжения биологического образования в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а также объёма биологических знаний, достаточного для продолжения образования и самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, её системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного для более широкого использования наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Примерная программа по биологии для среднего (полного) общего образования на профильном уровнях строится с учётом следующих содержательных линий:
•отличительные особенности живой природы;
• уровневая организация живой природы;
• эволюция. В соответствии с ними выделены следующие разделы:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка»,
«Организм», «Вид», «Экосистемы». Содержание предмета предусматривает формирование у учащихся специальных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Место курса в базисном учебном плане
Раздел «Биология. Общие закономерности» является завершающим в курсе биологии общего среднего (полного) образования и предназначен для профильного обучения учащихся в старших классах. Профильное обучение предполагает сокращение инвариативного компонента учебного плана и расширение вариативной его части.
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.
В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.).
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Рабочая программа по биологии составлена с ориентацией на вариант БУПа, где предусмотрено выделение на изучение курса биологии на профильном уровне по 4 часа в неделю в 10 классах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами программы по биологии в 10 классе являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на профильном уровне в 10 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере); законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического); закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования, экологической пирамиды); принципов (чистоты гамет, комплементарности); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
• выделение существенных признаков строения биологических объектов (клетки: химический состав и строение; генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; видов и экосистем) и биологических процессов и явлений (обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);
• объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира, научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека; причин эволюции видов, человека, биосферы, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на организмы;
• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов с использованием биологических теорий, законов и правил; взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов;
• установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
• умение пользоваться современной биологической терми
нологией и символикой;
• решение задач разной сложности по биологии;
• составление схем скрещивания, путей переноса веществ и
энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
• описание клеток растений и животных (под микроско
пом), особей вида по морфологическому критерию, экосистем
и агроэкосистем своей местности; приготовление и описание
микропрепаратов;
• выявление изменчивости, приспособлений у видов к среде обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, отличительных признаков живого (у отдельных организмов), абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своего региона;
• исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);
• сравнение биологических объектов (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы),процессов и явлений (обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих, формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и формулировка выводов на основе сравнения. :
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных изменений в биосфере, этических аспектов современных исследований в биологической науке;
• определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;
• освоение приёмов грамотного оформления результатов
биологических исследований.
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Содержание учебного предмета
10 класс
Профильный уровень, 102 ч
РАЗДЕЛ 1
Введение в биологию (4 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Объект изучения биологии – биологические системы. Понятие о системе. Общие признаки биологических систем. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Методы познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2
Основы цитологии (23 ч)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Работы Р.Гука, А.Левенгука, К.Бер, Р.Вирхов. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки.
Лабораторные и практические работы
Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических) клеток.
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Опыты по определению каталитической активности ферментов.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение клеток дрожжей под микроскопом.
Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (
Организм – единое целое. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты.
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.
Лабораторные и практические работы
Сравнение процессов митоза и мейоза.
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
РАЗДЕЛ 4
Основы генетики
История развития генетики. Роль отечественных ученых в развитии генетики как науки. Работы Н.К.Кольцова, Н.И.Вавилова, А.Н.Белозерского. Значение генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные фактор. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная изменчивость.
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений. Решение генетических задач.
РАЗДЕЛ 5
Генетика человека
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Практическая работа
Составление родословных.
РАЗДЕЛ 6
Основы селекции и биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животнх. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.
Раздел IV. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | неделя | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Введение в биологию Тема 1.1 Краткая история развития биологии. | ||||
1 | Краткая история развития биологии. §1 | 2 | 1 | Характеризуют понятия: Классическая биология. Эволюционная биология. Физико-химическая биология. Определяют понятия: Научный факт. Научный метод. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный Составляют Схему «основные этапы научного исследования» Анализируют текст учебника. |
2 | Методы исследования в биологии§2 | |||
3 | Тема 1.2. Сущность жизни и свойство живого§3 | 1 | Определяют понятия: Жизнь. Единство химического состава и структурной организации. Дискретность. Самовоспроизведение. Саморегуляция. Открытая система. | |
4 | Тема 1.3. Уровни организации живой материи§4 | 2 | 2 | Раскрывают значение биологических понятий: Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Анализируют текст учебника. |
5 | Взаимодействие живых систем | |||
6 | Обобщающий урок | 1 | Анализируют и корректируют полученные знания, исправляют ошибки | |
Раздел 2. Основы цитологии Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория | ||||
7 | История развития цитологии как науки. §5 Клеточная теория | 2 | 3 | Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Определяют понятия: Цитология. Клетка, клеточная теория и ее основные положения. Раскрывают значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Характеризуют методы цитологии. |
8 | ||||
9 | Методы цитологии §5 | 1 | Характеризуют методы биологических исследований: Микроскопия. Микроскопы: световой, электронный и сканирующий. Изотопный метод, ультрацентрифугирование. Хроматография. Электрофорез. Культура клеток и тканей. Рекомбинантные ДНК. Анализируют текст учебника | |
Тема 2.2. Химический состав клетки | ||||
10 | Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. §6,7, 8 | 2 | 4 | Характеризуют химический состав клетки, неорганические вещества в клетке. Определяют понятия : Химические элементы. Элементы-биогены: Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Вода. Диполь. Водородная связь. Гидрофильность, гидрофобность. Тургор. Минеральные вещества. Буферные системы. Анализируют текст учебника. |
11 | ||||
12 | Углеводы и их классификация. Функции углеводов. §9 | 1 | Характеризуют органические вещества клетки: Углеводы: моносахариды, дисахариды, олигосахариды, полисахариды. Выполняют Л/р»Выявление углеводов в клетке» Энергетическая, запасающая, структурная, защитная | |
13 | Липиды и их классификация. Функции липидов. §10 | 2 | 5 | Определяют понятия Липиды: триглицериды, фосфолипиды, воски, стериды. Энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная функции. Выполняют Л/р «Выявление липидов в клетке» |
14 | ||||
15 | Белки и их строение. Уровни организации белковой молекулы §11 | 1 | Определяют понятия Мономеры. Полимеры. Белки. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки, глобулярные и фибриллярные. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка. Денатурация. Ренатурация. Выполняют Л/р «Выявление белков в клетке» | |
16 | Функции белков Нуклеиновые кислоты и их типы. Строение и функции ДНК §12 | 2 | 6 | Характеризуют Структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Ферменты. Выполняют Л/р «Ферментативный гидролиз крахмала» Определяют понятия Нуклеиновые кислоты. Нуклеоид. Полинуклеоид. Дезоксирибонуклеиновая кислота. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, Тимин, урацил. Комплиментарность. |
17 | ||||
18 | Строение и функции РНК, АТФ. Другие органические вещества клетки – витамины. §13 | 1 | Определяют понятия Рибонуклеиновая кислота. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК. Аденозинтрифосфат. Аденозиндифосфат. Аденозинмонофосфат. Макроэргическая связь. Витамины. Анализируют текст учебника | |
Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток | ||||
19 | Клеточная мембрана Ядро клетки. §14 | 2 | 7 | Определяют понятия Цитоплазматическая мембрана. Плазмалемма. Эндоцитоз, экзоцитоз. Жидкостно – мозаичная модель. Гликокаликс. Транспорт веществ. Клеточная стенка (оболочка). Плазмодесмы. Симпласт. Ядро. Хроматин. Ядрышки. Кариоплазма. Кариотип. Хромосомы. Гомологичные хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотная клетка. Муреин. Мезосома. Фотосинтет Анализируют текст учебника |
20 | ||||
21 | Цитоплазма клетки. Клеточный центр. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. §15 | 1 | Определяют понятия Цитоплазма. Цитозоль Гиалоплазма. Цитоскелет. Циклоз. Клеточный центр. Центриоли. Рибосомы (немембранные органоиды ). Эндоплазматическая сеть: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Схема превращения пищевой частицы при участии лизосомы. Анализируют текст учебника | |
22 | Митохондрии и пластиды. Органоиды движения §17, 18 | 2 | 8 | Определяют понятия Митохондрии. Кристы. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма. Выполняют Л/р «Наблюдение клеток листа элодеи. Пластиды» |
23 | ||||
24 | Сходство и различие в строении клеток. растений и животных Особенности клеток грибов. §19 | 1 | Определяют понятия Сапрофиты. Паразиты. Симбионты. Гифы. Выполняют Л/р «Строение клеток эпидермиса лука и слизистой оболочки полости рта», «Строение грибной клетки» | |
Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни. | ||||
25 | Строение прокариотических клеток Жизнедеятельность прокариотических клеток. Сходство и различия в строении прокариотических клеток. § 18 (16) | 2 | 9 | Определяют понятия Кольцевая молекула ДНК. Мезосомы. Муреин. Флагеллин. Пили. Фотосинтетическая мембрана. Аэробы. Анаэробы. Споры. Плазмиды. Выполняют Л/р «Наблюдение клеток прокариот» |
26 | ||||
27 | Неклеточные формы жизни § 20 (45) | 1 | Описывают Вирус. Вирион. Сердцевина. Капсид. Обратная транскрипция. Бактериофаг. Вирус иммунодефицита человека. | |
Тема 2.5. Обмен веществ и энергии в клетке | ||||
28 | Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. § 21, 22 (17, 21) | 2 | 10 | Определяют понятия Гомеостаз. Пластический обмен, анаболизм. Энергетический обмен, катаболизм. Ферменты. Фосфорилирование. Гликолиз. Спиртовое брожение. Клеточное дыхание. |
29 | ||||
30 | Питание клетки §23 (17, 18) | 1 | Определяют понятия Автотрофы. Фототрофы. Хемотрофы, гетеротрофы. | |
31 | Фотосинтез §24 (19) | 2 | 11 | Определяют понятия Пластический обмен. Фотосинтез. Световая фаза. Фотолиз. Фотосистемы I и II. Фосфорилирование. Темновая фаза. Значение. Анализируют текст учебника |
32 | ||||
33 | Хемосинтез §25 (20) Роль автотрофного питания в природе. | 1 | Определяют понятия Хемосинтез. Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии. | |
34 | Генетический код. Транскрипция §26 (22) | 2 | 12 | Определяют понятия Генетический код. Кодон. Транскрипция. Промотор. Терминатор. РНК-полимераза. Промотор. Характеризуют Этапы транскрипции: инициация, элонгация, терминация. Сплайсинг. Анализируют текст учебника |
35 | ||||
36 | Трансляция §26 (23) | 1 | Определяют понятия Трансляция. Стопкодон. Полисома. Антикадон. Центры рибосомы: аминоацильный, пептидильный. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. Инициаторная тРНК. Анализируют текст учебника | |
37 38 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот §27 | 2 | 13 | Определяют понятия Гены структурные, регуляторные, оператор, оперон, белок-активатор. Белок-репрессор. Анализируют текст учебника |
39 | Обобщающий урок §5-27 (17-24) | 1 | Семинар. Зачетное занятие. Корректируют знания. | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | ||||
40 41 | Жизненный цикл клетки Апоптоз § 28 (25, 26) | 2 | 14 | Определяют понятия Жизненный цикл клетки Митотический цикл. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период. Репликация (редупликация). Комплементарность. Полуконсервативный синтез. Антипараллельность. Челночный синтез. ДНК-полимераза. Репликационная вилка. Стадии репликации: инициация, элонгация, терминация. |
42 | Хромосомы. Хромосомный набор клетки Митоз. Амитоз. §29 ( 27, 28) | 1 | Определяют понятия Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз. Анализируют текст учебника | |
44 45 | Мейоз Сравнение способов деления клеток и их биологическая роль §30 (39, 40) | 2 | 15 | Определяют понятия Мейоз. Редукционное деление, биваленты, хромомеры, кроссинговер, стадии профазыI: лептотена, пахитена, диплотена, диакинез. Интеркинез. |
46 | Размножение. Виды бесполого размножения §31, 32 (39, 44 ) Способы вегетативного размножения. Способы полового размножения.(44) | 1 | Описывают Формы бесполого и полового размножения. Определяют понятия Простое деление. Почкование, споруляция, фрагментация, вегетативное размножение, клонирование, клон, гамнты, сперматозоид, яйцеклетка, конъюгация. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация. Копуляцыя. Яички.Семенники. Анализируют текст учебника | |
47 48 | Гаметогенез. Оплодотворение. § 33, 34 (41, 42) | 2 | 16 | Определяют понятия Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. |
49 | Двойное оплодотворение §34(44) | 1 | Определяют понятия Двойное оплодотворение. Микроспоры. Пыльцевое зерно. Мегаспоры. Восьмиядерный Зародышевый мешок. Синергиды. Антиподы. Микроспора. Пыльцевое зерно. Гаметофит, спорофит, антеридии, архегонии, заросток, мегаспора, синергиды, антиподы. Рост: верхушечный, вставочный. Камбий. Периоды онтогенеза: зародышевый, вегетативный, генеративный, старение. | |
Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | ||||
50 51 | Онтогенез. Типы онтогенеза §35 (43) Периоды онтогенеза §36, Эмбриональный период онтогенеза. Эмбриональная индукция. | 2 | 17 | Определяют понятия Морула. Бластула. Бластоцель. Гаструла. Нейрула. Эмбриональная индукция. Анализируют текст учебника |
52 | Постэмбриональное развитие и его периоды . Влияние условий среды на онтогенез § 37(43) | 1 | Определяют понятия Онтогенез.Характеризуют Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Метаморфоз: полный, неполный. Личинка. Рост. Старение. Смерть. Геронтология. | |
53 54 55 | Обобщающий урок . Обобщение и повторение. Подготовка к экзамену. | 2 1 | 18 | Тест Корректируют знания |
Раздел 4. Основы генетики Тема 4.1. История развития генетики | ||||
56 57 | История развития генетики как науки . Основные понятия и символы. § 38 (46) Гибридологический метод и современные методы генетических исследований. §38 | 2 | 19 | Определяют понятия Генетика. Ген. Наследственность. Генотип. Фенотип. Геном. Локус. Аллельные гены (аллели). Гомозигота. Гетерозигота. Признак: доминантный, рецессивный. Методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетический. Чистая линия. Гибриды. |
Тема 4.2. Основные закономерности наследственности. | ||||
58 | Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. §39 (49) | 1 | Определяют понятия Моногибридное скрещивание. Закон единообразия первого поколения (правило доминирования). Закон расщепления признаков. Закон чистоты гамет. | |
59 60 | Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании §(49) Множественный аллелизм §40 (50, 55) | 2 | 20 | Решают задачи Определяют понятия Множественный аллелизм. Кодоминирование. Полное и неполное доминирование. Множественное действие гена (плейотропия). Неполное доминирование. Сверхдоминирование. Анализируют текст учебника |
61 | Анализирующее скрещивание. §40 (51) | 1 | Определяют понятия Анализирующее скрещивание. Генофонд вида. Решают задачи | |
62 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков §41(52) | 2 | 21 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Фенотипический радикал. Выполняют Л/р «Изучение результатов моногибридного скрещивания у дрозофилы» Решают задачи |
63 | Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория наследственности §42(53) Кроссинговер. Хромосомные карты. | Раскрывают значение Хромосомная теория наследственности. Закон сцепленного наследования генов. Работы и закон Моргана. Закон нарушения сцепления генов. Рекомбинация генов. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Морганида. Решение задач | ||
64 | Взаимодействие неаллельных генов §43(56) Полимерное действие генов. | 1 | Определяют понятия: Комплиментарное взаимодействие, эпистаз: доминантный, рецессивный.Полимерное действие генов Плейотропность. Решение задач | |
65 66 | Цитоплазматическая наследственность. § 44 Генетическое определение пола.Наследование признаков сцепленных с полом §45 (54) | 2 | 22 | Определяют понятия: Цитоплазматическая наследственность Аутосомы. Половые хромосомы. Пол: гомогаметный, гетерогаметный. Сцепленное с полом наследование. Решение задач |
67 | Решение генетических задач | 1 | Решают задачи | |
68 | § Обобщение и повторение §(49-56) | 2 | 23 | Закономерности наследственности. Семинар. Зачет. Проверяют и корректируют знания |
Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций. | ||||
69 | Модификационная изменчивость §46 (57, 58) | 1 | 23 | Определяют понятия: Изменчивость. Признаки: качественные, количественные. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая нормального распределения. Предел изменчивости признака. Норма реакции. Изменчивость ненаследственная (модификационная, фенотипическая). Модификации. Выполняют Л/р «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной коивой» |
70 71 | Наследственная изменчивость § 46(59) Генные и хромосомные мутации 47§ (60) | 2 | 24 | Определяют понятия: Наследственная (генотипическая) изменчивость: комбинативная, мутационная. Мутации: генные (точковые), хромосомные, геномные. Описывают Хромосомные перестройки (абберации) (виды хромосомных мутаций): делеция, дупликация, транслокация, инверсия. Анализируют текст учебника |
72 | Геномные мутации §47(60) | 1 | Определяют понятия: Геномные мутации: полиплоидия, анеуплоидия (гетероплоидия) | |
73 74 | Мутагенные факторы §48(61) Соматические и генеративные мутации. Биологическая роль мутаций. | 2 | 25 | Определяют понятия: Мутант. Мутагены. Соматические и генеративные мутации Анализируют текст учебника |
75 | Обощающий урок §(57-61) | 1 | Закономерности изменчивости.Семинар.Зачет. | |
Раздел 5. Генетика человека Тема 5.1. Методы исследования генетиуи человека | ||||
76 77 | Методы исследования генетики человека §49 (62, 63) Методика составления родословных | 2 | 26 | Определяют понятия: Геном человека. Идиограмма. Секвенирование. Карты хромосом: генетические, физические, секвенсовые. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Пробанд. Близнецы: однояйцевые, разнояйцевые. Выполняют Л/р «составление и анализ родословных» |
78 | Тема 5.2.генетика и здоровье Генные заболевания. Хромосомные болезни. §50 (64) | 1 | Описывают Болезни: моногенные, полигенные, генные, хромосомные. Анализируют текст учебника | |
79 80 | Медико-генетическое консультирование Проблемы генетической безопасности §51(65) | 2 | 27 27 | Характеризуют Медико-генетическое консультирование. Определяют понятия: Дородовая диагностика. Амниоцентез. Болезни: наследственные, врожденные. |
81 | Обобщение §(46-65) | 1 | Определяют понятия: Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности. Закономерности изменчивости. Генетика человека. Решают тест | |
Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии Тема 6.1. Основные методы селекции | ||||
82 83 | Селекция и ее методы §64 (66, 67) Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | 2 | 28 | Характеризуют Селекция как процесс и наука. Селекция: примитивная, комбинативная. Определяют понятия: Отбор. Гибридизация. Мутагенез. Инбридинг. Аутбридинг. Гетерозис. Искусственный отбор: массовый, индивидуальный. Производители. Экстерьер. Сорт. Порода. Штамм. Сравнивают Центры происхождения многообразия и культурных растений. Изучают Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Доместикация. Центры происхождения домашних животных. |
84 | Методы селекции растений §65 (67, 68, 70) | 1 | Определяют понятия: Массовый и индивидуальный отбор. Гибридизация с последующим отбором. Отдаленная гибридизация. Межлинейное скрещивание. Характеризуют Экспериментальный мутагенез: радиационный, химический. Полиплоиды. Отдаленная гибридизация. Метод ментора. | |
85 86 | Методы селекции животных §66 (69) | 2 | 29 | Определяют понятия: Гибридизация и индивидуальный отбор. Отдаленная гибридизация. Сравнивают Скрещивание: близкородственное (инбридинг), неродственное (аутбридинг). Инбредная линия. Гетерозис (гибридная сила). Межлинейные гибриды: простой, двойной. |
87 | Микроорганизмы и особенности их селекции §67 | 1 | Определяют понятия: Клон. Составляют Схему селекции микроорганизмов. Анализируют текст учебника | |
Тема 6.2. Современное состояние и перспективы биотехнологии | ||||
88 89 | Биотехнология в практической деятельности человека §68 (71) Микробиологическая технология §(72 ) | 2 | 30 | Определяют понятия: Биотехнология. Иммобилизованные ферменты. Инженерная энзимология. Микробиологическая технология. Рассматривают Производство белка. Бактериально-химическое выщелачивание металлов. Обессерирование углей. Повышение нефтеотдачи пластов. |
90 | Методы клеточной инженерии (растений) §(73) | 1 | Определяют понятия: Клеточная инженерия. Генетическое клонирование. Протопласт. Клеточная технология. Культура клеток и тканей. Тотипотентность. Микроклональное размножение растений. Соматическая гибридизация. | |
91 92 | Методы клеточной инженерии (животных) §(73) Хромосомная и генная инженерия §(74) | 2 | 31 | Определяют понятия: Гибридомы. Моноклональные антитела. Реконструкция яйцеклеток. Метод трансплантации ядер. Клонирование животных. Биоинженерия: хромосомная, генная. Рестриктазы. Плазмиды. Метод рекомбинантных плазмид. Трансгенные (генетически модифицированные) организмы. |
93 | Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 | Характеризуют Биологические удобрения. Биогумус. Культура тканей. Экологически чистые виды топлива. | |
94 95 | Обобщение §(66-74) | 2 | 32 | Определяют понятия: Селекция организмов. Биотехнология. Выполняют задания.Семинар. Зачет. |
96 | Обобщение по разделу Биология. Биологические системы и процессы §(1-74) | 1 | тестирование | |
97 98 | Обобщение и повторение. | 2 | 33 | тестирование |
99 | Обобщение и повторение | 1 | тестирование | |
100 101 | Обобщение и повторение Обобщение и повторение | 2 | 34 | тестирование |
102 | Обобщение и повторение | 1 | тестирование |
Раздел V. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного
предмета БИОЛОГИЯ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1. | Стандарт основного общего образования | Д | |
1.2. | Авторские рабочие программы по биологии В.В. Пасечника | Д | |
1.3. | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков): Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника/ авт.-сост. И.В.Лысенко.-Волгоград: Учитель, 2009.-217 с. | Д | |
1.4. | Биология.10 класс: поурочные планы по учебникам В.К. Шумного, Г.М.Дымшица, А.О.Рувимского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина. Профильный уровень/ авт.-сост. О.Л.Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2009.-351 с. | Д | |
1.5. | Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника / авт.сост. М.В.Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.-168 с. | Д | |
1.6. | Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «общая биология 10-11 класс» – М.: Дрофа, 2009. | Р | |
1.7. | Учебники (баз.) А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 367с. | Р | |
1.8. | Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал | Ф | |
2. | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
Таблицы | |||
2.1. | Портреты ученых, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки. | Д | |
2.2. | Правила поведения в учебном кабинете. Правила поведения на экскурсии. | Д | |
2.3. | Развитие животного и растительного мира | Д | |
2.4. | Размножение растений | Д | |
2.5. | Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. Сукцессия. Биотехнология. Генетика. Основы экологии. Центры происхождения культурных растений и домашних животных. | Д | |
2.6. | Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплиментарность) | Д | |
2.7. | Передние конечности млекопитающих | Д | |
2.8. | Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву | Д | |
2.9 | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных. | |
2.10. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики) | |
3 | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде) | ||
Видеофильмы | |||
3.1 | Основы цитологии | Д | |
3.2 | Основы селекции | Д | |
3.3 | Общая биология | Д | |
Коллекция цифровых образовательных ресурсов Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,; «Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы» | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно- справочных материалов по курсу биологии, в том числе задачник | |
4. | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) | ||
4.1. | Стол для проектора | Д | |
4.2. | Экран | Д | Минимальный размер 1,5х1,5 м |
5 | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Приборы, приспособления | |||
5.1 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Р П | Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. |
5.2 | Микроскоп школьный ув. 300-500 | Р | |
5.3 | Микроскоп лабораторный | Р | |
6. | МОДЕЛИ | ||
Модели объемные | |||
6.1 | Модель молекулы ДНК | Д | |
Муляжи | Д | ||
7. | НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||
7.1. | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. | Р | Используется раздаточный материал |
Микропрепараты | Р | ||
7.2 | Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. | Р | |
7.3 | Комнатные растения по экологическим группам | Д |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),
П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).
Раздел VI. Планируемые результаты изучения учебного предмета
№ | Обучающиеся научатся | |
1. | Предметные результаты | |
Раскрывать понятия: - свойства живого;
— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;
Объяснять:
Объяснять понятия:
— описывать организменный уровень организации живого;
Объяснять критерии вида и его популяционную структуру;
Знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных. | ||
2 | Метапредметные результаты обучения | |
Учащиеся смогут:
| ||
3 | Личностные результаты обучения | |
| ||
Ученик получит возможность научиться | ||
Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы; Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации. Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления; Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы; Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике. | ||
Критерии освоения материала: Усвоение базового уровня не менее 50% - «удовлетворительно», Усвоение более 50% базового уровня и 25% повышенного уровня – «хорошо», Усвоение не менее 75% базового и 50% повышенного уровня – «отлично» |
Раздел VII. Формы контроля.
Формы контроля уровня усвоения знаний учащимися: самопроверка, взаимопроверка, устный и письменный контроль со стороны учителя, тестирование, семинары, подготовка сообщений, рефератов, презентаций.
Домашние задания учащиеся получают по материалу учебника и рабочей тетради, творческие и дополнительные задания предполагают расширенный поиск информации в Интернете и библиотеках.
Результат обучения в10классе проверяется на экзаменах по окончании I и II семестра, а также в качестве контрольно-измерительных материалов рационально использовать тесты для подготовки к ЕГЭ соответствующего года. Типовые тестовые задания/ Г.И. Лернер. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 158
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
Рабочая программа. История 10 класс, профиль
Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...
Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...
Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...