Особенности строения и функции нервной системы человека
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (8, 9, 10, 11 класс)
Особенности строения и функции нервной системы человека. Краткий конспект для подготовки к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nervnaya_sistema_teoriya.docx | 871.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Нервная система
Нервная система (НС) обеспечивает согласованную деятельность внутренних органов и связь организма с внешней средой.
Значение нервной системы:
- объединяет органы и системы организма в единое целое;
- регулирует работу всех органов и систем организма;
- осуществляет связь организма с внешней средой и приспособление его к условиям среды;
- составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
Нервная ткань состоит из:
- нейронов (нервные клетки): тело (сома) + отростки (аксон, дендриты);
- клетки глии (глиальные клетки):
- формируют миелиновые оболочки вокруг аксонов, изолирую нервное волокно и способствуя увеличению скорости передачи нервного импульса;
- вспомогательные функции: изолирующая, опорная, трофическая (питательная), защитная.
Аксон – длинный отросток нейрона, проводит нервный импульс от тела нейрона → к другому нейрону или рабочему органу.
Дендриты – короткие отростки нейрона, проводят нервный импульс к телу нейрона.
Синапс – специализированные образования в местах контакта 2х нейронов или нейрона и рабочего органа.
Синапсы состоят из трех основных элементов: пресинаптической мембраны, постсинаптической мембраны и синаптической щели. В химических синапсах возбуждение передается с помощью медиаторов (посредников).
Медиаторы — молекулы химических веществ, которые обеспечивают передачу возбуждения в синапсах. Другими словами химические вещества, участвующие в передаче возбуждения или торможения от одной возбудимой клетки к другой.
НС ПО СТРОЕНИЮ подразделяется на:
НЕРВНАЯ СИСТЕМА | |||
Центральная | Периферическая | ||
головной мозг | спинной мозг | нервы, отходящие от головного и спинного мозга | нервные узлы вне спинного и головного мозга |
НС ПО ФУНКЦИЯМ подразделяется на:
НЕРВНАЯ СИСТЕМА | ||
СОМАТИЧЕСКАЯ | ВЕГЕТАТИВНАЯ (АВТОНОМНАЯ) | |
|
| |
Симпатическая | Парасимпатическая | |
Стресс! - мобилизация сил в напряжённой ситуации; - усиление секреции адреналина и норадреналина; - учащение и усиление сердечных сокращений - расширение бронхов; - сужение кров. сосудов, повышение давления; - расширение зрачков; - ослабление работы пищеварит. системы, - расслабление мочевого пузыря; - уменьшение слюноотделения; - усиление потоотделения. Нервные центры → грудной и поясничный сегменты спинного мозга | - сил организма, в состоянии покоя; - замедление и ослабление сокращений сердца, - расширение кров. сосудов, снижение давления; - сужение бронхов; - сужение зрачка; - усиление слюноотделения, усиление работы пищев. системы; - уменьшение потоотделения. Нервные центры → ствол мозга, крестцовый отдел спинного мозга |
Головной и спинной мозг состоит из серого и белого вещества.
Серое вещество | Белое вещество |
скопление тел нейронов и дендритов | скопление нервных волокон, образующих проводящие пути |
в спинном мозге находится в центре, вокруг спинно-мозгового канала в головном мозге – на поверхности, образуя кору и отдельные скопления – ядра, в белом веществе | в спинном мозге – находится снаружи, в головном мозге – под серым веществом и составлено нервными волокнами |
Виды нейронов
Чувствительные (афферентные, или центростемительные) | Вставочные (ассоциативные) | Двигательные (эфферентные, или центробежные) |
проводят возбуждение … | ||
… с периферии в ЦНС | … с чувствительного на двигательный нейрон | … от ЦНС к рабочему органу |
Головной и спинной мозг покрыты тремя оболочками:
- Твёрдая – наружная, соединительнотканная, выстилает внутреннюю полость черепа и позвоночного канала.
- Паутинная – тонкая оболочка с небольшим числом нервов и сосудов.
- Сосудистая – сращена с мозгом, заходит в борозды и содержит много кровеносных сосудов.
Спинной мозг:
- расположен в позвоночном канале, имеет длину около 45 см и диаметр 1 см;
- в центре проходит спинномозговой канал (полость) со спинномозговой жидкостью;
- серое вещество – внутри, вид «бабочки»;
- в сером веществе различают два передних и два задних рога, в передних рогах → двигательные нейроны – мотонейроны, от них отходят двигательные нервы;
- задние рога включают нейроны, к которым подходят чувствительные волокна задних корешков;
- от спинного мозга отходит 31 пара спинно-мозговых нервов смешанного типа,
Функции спинного мозга:
1. Рефлекторная → в сером веществе замыкаются рефлекторные пути многих двигательных реакций, расположены многие центры вегетативной иннервации внутренних органов.
2. Проводниковая → нервные волокна белого вещества, соединяют различные отделы спинного мозга между собой и головной мозг со спинным.
Головной мозг:
- расположен в черепной коробке – в мозговом отделе черепа, окружен 3мя оболочками, омывается черепно-мозговой жидкостью; средняя масса 1,3- 1,5 кг.
Мозг состоит из пяти отделов (см. таблицу).
Отделы головного мозга
Отдел головного мозга | Расположение | Функции | |
Продолговатый мозг | Продолжение спинного мозга, белое в-во – проводящие пучки + ядра | Центры сердечной деятельности, вдоха и выдоха, пищеварения (глотания, слюноотделения), секреция пищеварительный соков, защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота, мигание) | |
З А Д Н И Й М О З Г | Мост (варолиев мост) | Выше продолговатого | Центры, связанные с движениями глазных яблок, мимикой. Через мост проходят все восходящие и нисходящие пути, связывающие мост с мозжечком, спинным мозгом, корой больших полушарий и другими структурами ЦНС. |
Мозжечок | Позади от моста и продолговатого мозга, поверхность – кора из серого в-ва, имеет два полушария. | Регуляция движений, поддержание мышечного тонуса и равновесия, координация движений. | |
Средний мозг | Между мостом и промежуточным мозгом | Основные функции: - проводниковая: проведение импульсов к промежуточному мозгу и от коры больших полушарий к продолговатому и спинному мозгу; - рефлекторная: находятся центры регуляции мышечного тонуса и позы, подкорковые центры зрения и слуха. Ориентировочный рефлекс. | |
Промежуточный мозг | Состоит из гипоталамуса и таламуса. | Таламус - называют «коллектором чувствительности», так как к нему сходятся афферентные (чувствительные) пути от всех рецепторов, кроме обонятельных. Гипоталамус: в нем располагаются центры гомеостаза, теплорегуляции, голода и насыщения, жажды, сна и бодрствования. Особое место в функциях гипоталамуса занимает регуляция деятельности гипофиза. | |
Передний мозг (или конечный мозг) | Состоит из двух полушарий, которые имеют множество борозд и извилин. Сверху они покрыты корой, состоящей из долей. | Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое – за правую сторону. Височная доля коры головного мозга регулирует слух и обоняние, затылочная – зрение, теменная – вкус и осязание; лобная – речь, мышление, движение. Теменная доля между центральной и постцентральной бороздами содержит постцентральную извилину, которая является центром осязания, болевой и температурной чувствительности. |
Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие информацию из внешней и внутренней среды.
Части рефлекторной дуги:
1- рецептор
2-чувствительный путь
3-вставочный нейрон
4-двигательный путь
5-рабочий орган
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строение и значение нервной системы человека
раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....
Строение и значение нервной системы
эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Н...
Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"
Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...
Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.
Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...
"Строение и функции нервной системы"
Тесты позволят выявить знания учащихся о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов, о врожденных и приобретенных рефлексов, о функционировании соматического и автономного ...
Презентация у уроку "Строение и функции пищеварительной системы человека" 8 класс
Презентация является дополнительным информационным ресурсом к изучаемой теме...
Технологическая карта урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по теме урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прям...