Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг.момент | Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Обратите внимание, перед вами лежат рабочие листы, на них указана цифра 1. Сегодня мы работаем с ними, а не в тетрадях. В течение урока вы заполняете листы, а в конце урока сдаёте мне на проверку. За их оформление вы получите оценку. Кроме рабочих у вас есть информационные листы, которыми мы воспользуемся для работы на уроке, они обозначены цифрой. Прошу подписать Вас рабочие листы и поставить дату нашего занятия. |
|
Проверка выполнения домашнего задания | Давайте вспомним: о чем мы говорили на предыдущих уроках: - Как называется изучаемая нами глава? -Какие органы растения вы помните? |
- «Органы растений» - Побег (листья, почки, стебель), корень, плод, цветок, семя. |
Подготовка к работе на основном этапе | Недавно у моей знакомой девочки случилась беда. На день рождения ей подарили редкий вид орхидеи. Цветок был таким красивым, что затмевал невзрачный горшочек. И она решила его пересадить. Купила подходящий горшок и соответствующую почву. Извлекла растение из старого горшка и посадила его в новый. Через несколько дней растение погибло. Девочка очень сильно расстроилась и до сих пор не может понять, как такое могло произойти? - Как вы думаете, в чём причина? - Сегодня я предлагаю вам поговорить о корнях растений. - Что бы вы хотели выяснить про корень? (учитель записывает на доске план урока): 1. Определение «корень»; 2. Функции корня 3. Виды корней 4. Строение корня. - Обратите внимание на наш план. Как бы сформулировали тему урока? |
- При пересадке у растения была повреждена корневая система. И растение без корней не выжило. -Ученики рассказывают о значении корней.
- Определяют задачи урока: 1. что такое корень? 2. какие функции выполняет корень? 3. Какими бывают корни? 4. Что такое корневые системы? -Формулируют тему урока «Корень. Корневые системы» Записывают в рабочих листах число и тему урока. |
Усвоение новых знаний и способов действий | -Давайте попытаемся сформулировать что такое корень на основании тех знаний, которые вы имеете. Хорошо, запишите определение в рабочий лист. Задача: исследователи вырастили в теплице рожь и измерили длину корней одного растения, она оказалась равной 600 км. За сутки корневая система удлиняется на 5 км. Для чего это необходимо. Зачем растению такое большое количество корней? -Мы сможем это понять, выяснив функции корня. Используя материал на листах №2 и собственные знания выполните задание №1 в рабочих листах, запишите все функции корня. Вывод: так зачем же растениям огромная длинна корневой системы (увеличивает поверхность всасывания воды и минеральных веществ) | - Записывают: Корень - это вегетативный подземный орган растения - Составляют кластер на рабочих листах: Функции корня: 1. Закрепляет растение в почве 2. Эффективно поглощает из нее воду с минеральными веществами, т.е. отвечает за почвенные питания 3. Используют для вегетативного размножения 4. Запасает минеральные вещества 5. Корни укрепляют почву, делают ее рыхлой 6. Корни отмирают, перегнивают, при этом улучшается структура почвы. 7. Источник питания для бактерий и наземных организмов Группы выступают со своими сообщениями. Итог появляется на слайде. |
Первичная проверка понимания изученного | - Получается, что корень – это жизненно-важный орган, который выполняет множество важных функций. И для выполнения всех этих функций существует несколько видов корней. Давайте их рассмотрим. - Самым первым у растения образуется главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными. - Узнав какие виды корней существуют, возник вопрос – откуда они развиваются. Прочитайте материал учебника на стр. 37. Выполните задание №2 в рабочих листах, на эту работу я даю вам 3 минуты. - Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания) | - Читают учебник и заполняют схему: Виды корней Вид корня | Из чего возникает? | главные | развивается из зародышевого корешка | боковые | отходят от главного и придаточного | придаточные | образуются на стеблях |
- Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются. |
Контроль знаний и способов действия | - Мы выяснили, что корней у растения много. Совокупность всех корней растения называют корневой системой. - Различают два типа корневых систем: 1) если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система; 2) если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например, щавель, морковь, свекла и др. мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др. Для знакомства с типами корневых систем мы выполним лабораторную работу, это задание №3 в рабочих листах. Инструкция к ней находится на листах №2. На эту работу я даю вам 5 минут. Обсуждение: Класс делиться на 2 команды. Каждая команда пробует показать две корневые системы (мочковатую и стержневую на выбор) - Какие типы корневых систем различают? - Чем они отличаются? - Чем схожи? | - Записывают: Совокупность всех корней растения образует корневую систему - Выполняют лабораторную работу согласно инструкции. - Обсуждают результаты |
Коррекция знаний и способов действия | Для закрепления выполним задание № 4, на его выполнение у вас есть 3 минуты. (учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота). Ответы запишите в таблицу: Оцените себя: Если справились без проблем- 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3 После проделанной работы учебно-методические карты сдаются на проверку. |
Основные понятия | Определение понятий | 1.Корни | А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве | 2.Корневая система | Б) система всех корней растений | 3.Главный корень | Г) корень, уходящий в почву глубже всех | 4.Боковые корни | В) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней | 5.Придаточные корни | Д) корни, отходящие по бокам от стебля | 6.Стержневая корневая система | Ж) система, состоящая из главного и боковых корней | 7.Мочковата корневая система | Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней |
|
Подведение итогов занятия | Итак, наш урок подходит к концу, и я попрошу вас ответить на вопросы: - Вернёмся к плану (обсуждаем результаты урока) | Участвуют в беседе. |
Рефлексия | Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.
Похвалите себя! | Рисуют и показывают учителю |
Д/з | Обязательное: параграф №7, ответить на вопрос №1 после параграфа письменно. Творческое задание со свободным выбором: - составить кроссворд;
- сочинить загадки о корнях, корневых системах;
- приготовить краткое сообщение на тему «Видоизмененные корни».
Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание в дневники. |