Урок в 6 классе "Строение земного шара", Домогацких Е.М.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Урок составлен по ФГОС:
1. Конспект урока
2. Технологическая карта урока
3. Презентация к уроку
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Технологии: технология смыслового (продуктивного) чтения, технология критического мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе «Строение земного шара»
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Задачи:
Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.
Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.
Оборудование: экран, ноутбук, презентация, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли»
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости посмотреть, как у нас проходит урок, как вы занимаетесь. Давайте поздороваемся с ними.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
II. Сообщение новой темы. Постановка целей (5 мин.).
Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …
А это мы узнаем, выполнив тест «Географическая карта». Вспомним материал прошлого раздела.
Выполняют задание в маршрутном листе, заполняют таблицу, выбирая буквы с правильными ответами. Слайд 2.
Взаимопроверка ответов. Оценивание.
При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. ГИДРОСФЕРА
1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см – 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?
А) 1:6 В) 1:6000
Б) 1:60 Г) 1:600
2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:
В) Северным тропиком К) нулевым меридианом
Б) Южным тропиком И) экватором
3. Длина окружности Земли по экватору:
А) 4400 км И) 400000 км
Д) 40000 км Г) 40040 км
4. Географическая долгота бывает:
М) северной и южной О) южной и восточной
Б) северной и западной Р) западной и восточной
5. От экватора отсчитывается:
С) западная и восточная долгота
Т) северная и южная долгота
В) западная и восточная широта
О) северная и южная широта
6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:
С) глубину океана Д) реки
В) города И) месторождения полезных ископаемых
7. Азимут направления на северо-восток составляет:
У) 0° Ф) 45°
П) 90° Г) 295°
8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:
А) рельефом М) абсолютной высотой
Л) изогипсой Е) относительной высотой
9. Изогипсы – это линии равных:
А) глубин Ж) температур
Р) высот У) скоростей
10. Чем гуще расположены на карте изогипсы, тем склон:
П) выше К) длиннее
А) круче У) ровнее
0-1 ошибки – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибки – «3» Слайд 3
Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)
А что такое глобус?
Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?
Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .
Тема урока – «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА». Слайд 4
Запись темы урока и даты в тетрадь.
- Исходя из темы сформулируйте цель урока.
- Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.
Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:
- Внутреннее строение Земли;
- Изучение недр Земли;
- Литосфера.
III. Изучение нового материала (22 мин)
1) Строение земного шара
Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» (распределение ролей) Слайд 5
Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
Коля: Какая, Вась?
Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
Коля: Ну да...
Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Вася: Побежали!
Коля: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Коленька?
Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
- Подведение итогов рассказа
Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 6.
- Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?
- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро. Земля имеет послойное строение.
Работа с учебником. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд 7
Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Выставление оценок в оценочный лист.
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) |
| Температура слоя |
1. | Земная кора | 5–80 км | Твердая | Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м) |
2. | Мантия | 2,9 тыс. км | нижняя – твердая средняя–полужидкая верхняя - твердая | 2000°С |
3. | Ядро | 3,5 тыс. км | твердое, из железа (внешнее жидкое, внутреннее -твердое) | 6000°С |
На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.
Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора» Слайд 8.
Земная кора
Материковая Океаническая
3 слоя 2 слоя
Осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый
Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист
Физминутка
Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро,+3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая
- Какова температура ядра?
- На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м?
- Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа.
- Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км.
- Верхний слой Земли?.
- Какая земная кора состоит из 3 слоев?
- Какова мощность океанической земной коры?
2) Изучение недр Земли.
Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. Слайд 9
- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников, буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.
- В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический (греч. «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.
Просмотр видеофрагмента «Изучение недр Земли» Слайд-видео 10
3) Литосфера
- Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.
Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
Запись определения в тетрадь
IV. Закрепление (7 мин).
1) «Найди соответствия»
А) мантия | 1) твердая. Толщина 5-80км. Температура увеличивается на 3°С на каждые 100м |
Б) ядро | 2) имеет 3 слоя, температура 2000°С |
В) земная кора | 3) состоит из железа, температура 6000°С |
Самооценка: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»
2) Заполни пропуски
В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой , который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая . Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.
Проверяем, зачитывая ответы поочередно
Самооценка: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»
2) Кластер Слайд 11.
Ключевая фраза – Строение земного шара
Групповая работа.
V. Заключительная часть (5 мин)
1. Домашнее задание: &9, составить к нему интеллект-карту Слайд 12.
2. Рефлексия
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 6 «а»
Автор УМК: Домогацких Е.М.
Тема урока: «Строение земного шара»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Технология проведения урока : развитие критического мышления, технология смыслового чтения
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
предметные | метапредметные | Личностные | |||
Организационный момент. Рефлексия Актуализация знаний Определение темы урока, постановка цели | Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Активизирует знания по пройденному разделу «Географическая карта». Предлагает проверить правильность ответов, Произвести взаимопроверку Ведет диалог. Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус) А что такое глобус? Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри? Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? Сообщает тему урока «Строение земного шара» План урока:
| Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют свою готовность к уроку Выполняют тест «Географическая карта». Получают в ответе тему следующего раздела «Литосфера». Взаимопроверка. Проверяют правильность ответов. Оценивают. Обучающиеся отвечают на вопросы и формулируют самостоятельно тему и цель урока В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение. Записывают в тетрадь тему урока Принимают план урока | Применяют полученные знания Применение полученных знаний. Формулирование темы и цели урока | Коммуникативные УУД (используют письменную речь при ответах, применяют умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (организовывают свою деятельность с поставленной целью) Познавательные УУД (извлекают необходимую информацию) Личностные УУД (проявление интереса к поставленной задаче) Регулятивные УУД (планируют деятельность) Коммуникативные УУД (формулируют, предлагают тему и цель урока). Осознание цели урока | Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации Понимание значимости полученных знаний. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Формирование уважительного отношения к иному мнению |
Изучение нового материала | Предлагает прочитать по ролям рассказ «Конфета Земля» Предлагает обсудить рассказ С чем еще можно сравнить планету Земля, ее внутреннее содержание? Предлагает посмотреть примеры на слайде. Сейчас мы с вами поработаем с текстом в учебнике на с. 57 и заполним таблицу «Внутреннее строение Земли» Предлагает проверить результаты заполнения таблицы. Озвучить табличный текст. На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно. Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора» Предлагает проверить результаты заполнения схемы. | Читают по ролям рассказ «Конфета Земля» Делают выводы из рассказа Предлагают варианты сравнения. Сравнивают. Соотносят. Ведут работу с текстом и заполняют таблицу «Внутреннее строение Земли» Проверяют, сравнивают полученный результат. Ведут работу с рис. 30 и заполняют схему «Земная кора» Проверяют и озвучивают полученный результат. | Понимание смысла и цели текста. Понимание того, что Земля имеет послойное строение и большие размеры. Определяют, в чем сходство. Находят в тексте информацию по внутреннему строению Земли: ядро, мантия, земная кора. Формулируют описание внутреннего строения Земли Выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая. Выписывают слои горных пород. | Коммуникативные УУД (умение использовать устную речь, умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью) Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, ) Познавательные УУД Анализируют текст. Выделяют необходимую информацию. Преобразовывают информацию из одного вида в другой. Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью) Коммуникативные УУД (применяют письменную и устную речь) | Проявление интереса к чтению и осмыслению текста Формирование ответственного отношения к учению |
Физминутка | Ребята, сейчас мы немного разомнемся. По кабинету развешаны слова и когда я задам вопрос вы должны найти ответ. Поворачиваете голову, поворачиваетесь корпусом, можете встать. | Слушают вопрос и находят нужный ответ | Умение находить правильные ответы на поставленные вопросы по теме урока |
| |
Изучение нового материала | Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. -Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород. Посмотрите на слайд, как можно изучить внутреннее строение Земли? С помощью этого метода можно изучать только приповерхностные слои земной коры. В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический метод Просмотр видеофрагмента «Изучение недр Земли» - Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь. | Рассуждают, какими способами можно изучать внутреннее строение Земли. Дают определение слову «Литосфера». Выписывают определение в тетрадь. | Понимание того, как изучают недра Земли, приводят примеры, усвоение полученной информации. Умение находить определение к слову в учебнике | Коммуникативные УУД (умение использовать устную речь при ответах, умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью) Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, ) | Осознание целостности природы Формирование ответственного отношения к учению |
Закрепление | Предлагает работу с таблицей на соответствие. Предлагает работу с текстом, где необходимо заполнить пропуски Проверяет заполнение пропусков. Предлагает работу в группах – составить кластер. Ключевое слово «Строение земного шара». | Работают с таблицей на соответствие. Оценивают работу. Работают с текстом, заполняют пропуски. Проверяют теrст. Оценивают. Разбиваются на группы, составляют кластер по пройденной теме. | Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием, закрепление пройденного материала | Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью) Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, ) | Формирование уважительного отношения к иному мнению. Проявление интереса к теме |
Домашнее задание | &9, составить к нему интеллект-карту | Записывают задание в дневник | Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации | Формирование ответственного отношения к учению | |
Рефлексия | Организует самооценку и рефлексию. | Слушают и оценивают свою деятельность на уроке ( выставляют оценку в оценочный лист) | Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока | Эмоционально-ценностное отношение к уроку |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест «Географическая карта» 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тест «Географическая карта» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Л И Т О С Ф Е Р А
Строение земного шара узнать о внутреннем строении Земного шара и о способах изучения земных недр. План урока: 1. Внутреннее строение Земли; 2. Изучение недр Земли; 3. Литосфера. Цель урока :
Рассказ «Конфета Земля »
Внутреннее строение Земли № Название оболочки Размер (толщина) Состояние слоя Температура слоя 1. Земная кора 5–80 км Твердая Разная: увеличивается на 3 °С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м) 2. Мантия 3. Ядро
ЗЕМНАЯ КОРА 3 слоя 2 слоя 3 слоя 2 слоя
Домашнее задание & 9 – составить интеллект- карту
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии "Строения Земного шара".
Сформировать представление о внутреннем строении Земли и способы его изучения; дать элементарные представления о земной коре; сформировать понятия «мантия», «ядро», « литосфера»....
презентация к уроку "Облик земного шара"
Представленная презентация используется в курсе 6-го класса «География. Землеведение» при изучении темы «Облик земного шара»Планируемые результаты:1) Учащиеся должны знат...
Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару
География(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована...
Урок географии в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара" (конспект + презентация + практическая работа + буклет)
Развитие у учащихся устойчивой мотивации познания через активное использование методов развития познавательного интереса и постоянное его поддерживание (опора на неожиданность, занимательность, ситуац...
Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"
Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"...
Открытый урок - изучение нового материала по географии на тему "Глобус - модель земного шара"
Конспект урока по географии рассчитан на учащихся 6 класса коррекционной образовательной школы VIII вида. Урок показывает изучение нового материала на тему "Глобус - модель земного шара"...
Урок географии в 5 классе в рамках ФГОС "От плоской Земли к земному шару".
Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»Этапы урокаФормируемые уменияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПроверка домаш-него заданияМетапредметные результаты:Коммуникативные УУД:- осуществля...