Рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5c2f9de374191899188265.docx | 85.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии. 10-11 классы. Профильный уровень
Приложение
к Образовательной программе СОО
Рабочая программа
среднего общего образования
по биологии
(профильный уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа среднего общего образования по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на профильном уровне. Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (далее – Рабочая программа) является составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» и реализует основную ее цель: создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.
Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса биологии среднего общего образования в полном объеме.
Задачи:
- Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами биологии.
- Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.
- Примерная программа основного общего образования по биологии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма.
- Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма на 2018-2019 учебный год.
- Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ № 7 от 01.09.2016 № 618.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по биологии для каждого класса на уровне среднего общего образования, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава учащихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный федеральным компонентом государственного стандарта по биологии.
Рабочая программа является ориентиром для составления учителем календарно-тематического плана изучения программного материала и задает только примерную последовательность изучения материала и распределения его по классам. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом учитель может предложить обоснованный собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, согласно выбранному УМК, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, опираясь на уровень обучаемости и обученности класса. Таким образом, при разработке календарно-тематического плана допускается:
- расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных уровней образования;
- конкретизация и детализация дидактических единиц;
- определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.
Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура Рабочей программы
Рабочая программа содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Планируемые результаты обучения и освоения курса биологии основного общего образования.
- Содержание учебного материала по классам.
- Критерии оценивания различных видов работ.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Рабочей программы.
- Приложения.
Вклад учебного предмета в общее образование
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» она вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.
Основные направления биологического образования:
—усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
— реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;
— отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
— воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Биологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона биологического образования связана с формированием познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием универсальных умений на основе практической деятельности, духовная – с эстетическим, эмоциональным и общекультурным развитием человека, как личности.
Практическая полезность изучения биологии обусловлена тем, что биология – это фундаментальная наука, которая является основой для многих отраслей. К ним можно отнести селекцию и генетику, биотехнологию, медицину, а также отрасли производств, которые непосредственно связаны с различными живыми организмами, такие как сельское хозяйство, очистка сточных вод, строительство, создание технических устройств и систем на основе принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Велика роль биологических знаний для сохранения жизни на Земле и защите биоразнообразия.
Духовная сторона связана с творческим отражением природы, т.е. с культурой и моральной стороной развития личности.
Без базовой биологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как биология - это неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Биологическое образование вносит свой вклад в защиту окружающей среды, в развитие направлений природопользования и познание законов природы.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Примерной программы среднего общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
Изучение биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально- этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа профильного уровня разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии как обязательного минимума выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
Количество | |||||
Количество часов | учебных недель | Всего | |||
Класс | Обязательный | в соответствии с | в соответствии с | по | |
минимум | учебным планом | календарным | учебному | ||
в неделю | учебным графиком | плану | |||
10В класс (1гр.) | 35 | 3 | 35 | 105 | |
11И класс (1гр.) | 35 | 3 | 35 | 105 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАБОТ
Оценка устных ответов учащихся:
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, навсегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ:
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Учебно-методическое обеспечение. Основная учебная литература
№ п/п | Наименование предмета | Перечень литературы |
1. | Биология 10 | Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонина Н. И. Биология 10 класс. Профильный уровень - М.: Дрофа, 2010 |
2. | Биология 11 | Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонина Н. И. Биология 11 класс. Профильный уровень - М.: Дрофа, 2010 |
Дополнительная литература
- Биология.11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2008.
- Общая биология: учеб для 10-11 кл с углубл. изучением биологии в школе /[Л.В. Высоцкая, С.н. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др]; под ред. В.К. Шумного и др. – М.: Просвещение, 2005.
- Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006.
Цифровые образовательные ресурсы
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Общая биология. 11 класс
Объем дисциплины
№ п/п | Класс | Наименование курса | Количество часов |
1. | 10 | Общая биология | 105 |
2. | 11 | Общая биология | 105 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
Раздел 1. Введение в биологию.
Тема 1. Предмет и задачи общей биологии.
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками . Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем.
Тема 2. Основные свойства живого. Многообразие жизни на Земле.
Современная естественнонаучная картина мира.
Раздел 2. Происхождение и начальные этапы жизни на Земле.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы Методы познания живой природы
Раздел 3. Учение о клетке.
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Демонстрации
Элементарный состав клетки
Строение молекул воды, углеводов, липидов Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК Редупликация молекулы ДНК
Строение молекул РНК Строение клетки
Строение плазматической мембраны Строение ядра
Хромосомы
Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса
Половые клетки
Обмен веществ и превращения энергии в клетке Энергетический обмен
Биосинтез белка Хемосинтез Фотосинтез Характеристика гена Митоз
Мейоз
Развитие половых клеток у растений Развитие половых клеток у животных Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений Опыты по определению каталитической активности ферментов Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
Изучение клеток дрожжей под микроскопом
Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Сравнение процессов брожения и дыхания
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза Сравнение процессов митоза и мейоза
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
Раздел 4. Размножение организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Демонстрации
Одноклеточные и многоклеточные организмы Ткани растений и животных
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.
Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрации
Способы бесполого размножения Оплодотворение у растений и животных Внешнее и внутреннее оплодотворение
Стадии развития зародыша позвоночного животного Постэмбриональное развитие
Партеногенез у животных
Раздел 6. Основы генетики и селекции.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Демонстрации
Моногибридное скрещивание и его цитологические основы Дигибридное скрещивание и его цитологические основы
Сцепленное наследование Неполное доминирование Наследование, сцепленное с полом Перекрест хромосом
Взаимодействие генов Наследственные болезни человека
Модификационная изменчивость. Норма реакции Мутационная изменчивость
Механизм хромосомных мутаций
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Методы селекции
Селекция растений Селекция животных
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Составление схем скрещивания
Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков Решение генетических задач на сцепленное наследование
Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом Решение генетических задач на взаимодействие генов
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) Выявление изменчивости у особей одного вида
Сравнение процессов бесполого и полового размножения
Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных
Сравнительная характеристика пород (сортов)
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
11 класс
Раздел 7. ЭВОЛЮЦИЯ. Развитие представлений об эволюции живой природы. Дарвинизм.
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Раздел 8. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.
Раздел 9. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Лабораторные работы
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Выявление идиоадаптаций у растений
Выявление идиоадаптаций у животных
Практические работы
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
Сравнение процессов экологического и географического видообразования Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции
Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции Выявление ароморфозов у растений
Выявление ароморфозов у животных
Раздел 10. Происхождение человека
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека.
Практические работы
Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на земле
Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас
Раздел 11. Понятие о биосфере. Организмы в экологических системах.
Раздел 12. Взаимоотношение организма и среды.
Раздел 13. Взаимоотношения между организмами.
Раздел 14. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы.
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Лабораторные работы
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.
Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах).
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Описание экосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах.
Практические работы
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах.
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. Решение экологических задач.
Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота.
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Предмет | Класс | Раздел | Количество часов | Основные виды деятельности |
1. | Общая биология | 10 | Введение в биологию | 5 | Знать: Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов; гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация, эволюция; краткую характеристику естественной системы классификации живых организмов; Царства живой природы. Уметь: определять роль биологии в практической деятельности людей. Обобщать: Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Формулировать: Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. |
Происхождение и начальные этапы жизни на Земле | 14 | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. | |||
Учение о клетке | 35 | Называть и описывать этапы создания клеточной теории. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы. Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека. Описывать элементарный состав и функции углеводов, белков, липидов и нуклеиновых кислот. Выявлять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Находить информации о химическом строении клетки в различных источниках информации. Знать мембранные и немембранные органоиды клетки; строение ядра эукариотической клетки. Описывать органоиды клетки и их значения в жизнедеятельности клетки; процесс биосинтеза белка; влияние болезнетворных микроорганизмов на состояний макроорганизмов. Устанавливать взаимосвязь строения органоидов и их функций. Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот. Использовать приобретенные знания о вирусах бактериях в повседневной жизни для профилактики заболеваний. | |||
Размножение организмов | 7 | Знать: Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Различать половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Отличать первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Определять образование половых клеток (гаметогенез); Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Уметь: определять влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. Сформулировать: Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Обобщить: Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | |||
Индивидуальное развитие организмов | 14 | Знать: Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Различать половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Отличать первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Определять образование половых клеток (гаметогенез); Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Уметь: определять влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. Сформулировать: Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Обобщить: Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | |||
Основы генетики и селекции | 30 | Определять генетику как науку о закономерностях наследственности и изменчивости. Знать предысторию генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы; Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод), скрещивание. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки; Прямое скрещивание, обратное скрещивание, закон единообразия, промежуточное наследование, неполное доминирование, анализирующее скрещивание; Дигибридное скрещивание; Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах, линейное расположение генов. Понятие гена. Закон сцепленного наследования. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. Группа сцепления. Кроссинговер. Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Уметь: решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, промежуточное наследование признаков, задачи на неполное доминирование. Сформулировать: Закономерности изменчивости организмов; Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание; Изменчивость как свойство организмов. Наследственная изменчивость; Определять типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова; Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). Формулировать: Задачи и методы селекции; Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. | |||
Всего часов | 105 | ||||
2. | Общая биология | 11 | Эволюция. Развитие представлений об эволюции живой природы. Дарвинизм. | 12 | Характеризовать представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе. Описывать представления о живой природе в древнем мире. Оценивать представления об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Давать определение ключевому понятию - креационизм. Отличать научную точку зрения от не научной. Характеризовать научные представления об эволюции живой природы. Овладевать научной терминологией, способность различать понятийный смысл Формировать ценностные отношения к результатам обучения. Обосновывают главные факторы эволюции. |
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. | 26 | Знать формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Наблюдать и описывать особей вида по морфологическому критерию. Выявлять изменчивость у особей одного вида. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания. Выявлять идиоадаптации у растений. Выявлять идиоадаптации у животных. Уметь: составлять сравнительные характеристики особей разных видов одного рода по морфологическому критерию, естественного и искусственного отбора. Сравнивать: процессы движущего и стабилизирующего отбора, процессы экологического и географического видообразования, микро- и макроэволюции, путей эволюции и направлений эволюции. Уметь выявлять ароморфозы у растений. Выявлять ароморфозов у животных. Овладевать научной терминологией, способность различать понятийный смысл. | |||
Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. | 8 | ||||
Происхождение человека | 10 | Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека. Определять место человека в системе органического мира. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, других наук. | |||
Понятие о биосфере. Организмы в экологических системах | 8 | Знать: структурные компоненты и свойства биосферы; границы биосферы и факторы их обуславливающие. Описывать: биохимические циклы воды, углерода и др.; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Характеризовать: сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания текста и рисунков | |||
Взаимоотношение организма и среды | 20 | Типы взаимодействия организмов Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей. Решение экологических задач. | |||
Взаимоотношения между организмами | 6 | Законы и следствия пищевых отношений Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв. Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов. | |||
Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. | 15 | Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Объяснять последствия уничтожения лесов. Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона. Объяснять причины и последствия несанкционированных стоков, сбросов ТБО, ЖБО. | |||
Всего часов | 105 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
- библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники тестовых работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, комплект печатных пособий включены таблицы по биологии, в которых представлены особенности строения отдельных организмов (растений, животных, грибов, бактерий), анатомическое строение органов и систем органов человека, уровни организации живой природы, систематические группы растений и животных, муляжи, чучела животных, тренажеры, влажные препараты, микропрепараты, микроскопы, лабораторное оборудование.
- информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.
Учебно-методическое обеспечение. Основная учебная литература
№ п/п | Наименование предмета | Перечень литературы |
1. | Биология 10 | Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс, профильный уровень. М: Дрофа, 2010г. |
2. | Биология 11 | Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс, профильный уровень. М: Дрофа, 2010г. |
Дополнительная литература
- Адельшина Г.А. Адельшин Ф.К. М.: «Генетика в задачах», 2012.
- Биология 10 класс Поурочные планы О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Методическое пособие, М.: 2008.
- Биология: Старшая школа. Автор Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. М.: Издательство «Интеллект-центр», 2008.
- Биология 10 класс поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П. М. Бородина, Н.Н. Воронцова, 1 и 2 части/ автор составитель А.И. Гаврилова. – 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 143с.-1ч. , 143с.-2 часть.
- Биология 10 класс поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П. М. Бородина, Н.Н. Воронцова, 1 и 2 части/ автор составитель А.И. Гаврилова. – 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 143с.-1ч. , 143с.-2 часть.
- Воронина Г.А., Исакова С.Н.Биологический тренажёр 6-11 классы М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», М.: «Наука», 1996.
- Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М.: Мир, 1990 г.
- ЕГЭ 2015. Биология. Типовые тестовые задания. Воронина Г.А., Калинова Г.С. М.: Мир, 2015.
- ЕГЭ 2015. Биология. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Калиновой Г.С. М.: Мир, 2015.
- ЕГЭ 2015. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Калинова Г.С., Воронина Г.А. М.: Мир, 2015.
- Ионцева А.О, Торгалов А.В.. Биология в схемах и таблицах М.: «Эксмо», 2012г.
- Козлова Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. «Общая биология 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. – М.:Дрофа, 2011. – 48 с.
- Козлова Т.А. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. «Общая биология 10-11 классы». –
М.:Дрофа, 2011. – 224 с.;
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания, М.: 2012.
- Природоведение. Биология. Экология. Программы 5-11 классы. – М.: «Вентана-
Граф», 2008. – 176с.
- Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. -
М.: Дрофа, 2012.
- Суматохин С.В., А.С. Ермакова. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2013.
- Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. - М.: Вентана-
Граф, 2010.
- Сухова Т.С., Кучменко В.С.. Вопросы пола в системе биологических знаний. - М.: Вентана-Граф, 2005.
- Тесты по биологии: для поступающих в вузы/ Елена Шалапёнок, Лилия Камлюк,
Николай Лисов.- 6-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- CD-ROM for Windows. Уроки биологии. Общая биология – 11 класс.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- DVD-video. Видеоиллюстрации. Общая биология. Биотические отношения. современная гуманитарная академия.
- DVD-video Видеоиллюстрации. Общая биология. Экологические факторы. Свет. современная гуманитарная академия.
- DVD-video Видеоиллюстрации. Общая биология. Генетика. современная гуманитарная академия.
Интернет ресурсы
- http://school-collecti on.edu.ru/catalog/ - единая коллекция образовательных ресурсов
- www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
3. | college.ru | - раздел "Открытого | колледжа" по Биологии. Учебник, | |
модели, On-line тесты, учителю |
- Interneturok.ru - коллекция видео уроков
- http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников
- biolog188.narod.ru - Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
- www.nature.ru - научные новости биологии;
- www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
- www.zooland.ru - фотографии и доступные сведения о животных
на сайте «Кирилл и Мефодий. Животный мир»;
- www.protein.bio.msu.ru - кафедра молекулярной биологии МГУ;
6.www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus - самый лучший сайт о жуках;
7.www.georgetown.edu/cball/animals - сайт с голосами животных, информация об интерпретировании разными народами песен животных;
- www.nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России» - проект экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова. Содержит профессионально подготовленную информацию обо всех редких и исчезающих животных России для организации их защиты и защиты среды обитания. Имеется библиотека, фотоальбом, видеосюжеты, голоса животных. Приведены различные типы классификаций, в том числе по биотопам;
- www.entomology.narod.ru - информационно–поисковый сайт по энтомологии. Большое количество качественных ссылок на русскоязычные сайты, посвященные всем сторонам жизни различных групп членистоногих, а больше всего – насекомых. Есть уникальное фото и текстовые материалы о пауках;
- www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.
- informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла
"Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы. (Как пользоваться - см. "Помощь".)
- biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии,
экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
- bio.1september.ru - Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
- nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.
- websib.ru - раздел "Биология". Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
- nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Кабинет биологии 201 имеет следующее материально-техническое оснащение:
Наименование оборудование | Кол-во | |
Компьютер ASUS | 1 | |
Принтер HP deskjet F2180 | 1 | |
Интерактивная приставка MIMIO | 1 | |
Документ камера MIMIO | 1 | |
Биологическая микро-лаборатория (набор инструментов + микроскоп) | 15 | |
Мультимедийный проектор SANYO | 1 | |
Школьный микроскоп | 7 | |
Лупа | 6 | |
Термоскоп по ботанике | 2 | |
Прибор «Поглощение воды корнем» | 2 | |
Прибор для наблюдения газообмена при дыхании растений и животных | 1 | |
Прибор для демонстрации водных свойств почвы | 2 | |
Прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе | 2 | |
Микропрепарат Анатомия и физиология человека | 1 | |
Микропрепарат Ботаника 6-7 класс | 1 | |
Микропрепарат Зоология | 1 | |
Микропрепарат Общая биология | 1 | |
Набор палеонтологических находок "Происхождение человека" (14) | 1 | |
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии | 1 | |
Скелет человека (разборная модель, высота 85 см) | 1 | |
Набор моделей «Ископаемые животные» | 1 | |
Скелет голубя | 1 | |
Скелет кролика | 1 | |
Коллекции Раковины моллюсков | 5 | |
Коллекции Кора и древесина | 2 | |
Коллекции Семена культурных растений | 3 | |
Коллекции Минералы и горные породы | 3 | |
Коллекции Набор удобрения | 2 | |
Коллекции Торфа | 2 | |
Коллекции Строительных материалов | 2 | |
Коллекции Состав почв | 1 | |
Гербарии | ||
Гербарий по курсу общей биологии | 1 | |
Гербарий по курсу ботаники | 3 | |
Разнообразие растений | 1 | |
Дикорастущие растения | 1 | |
Деревья и кустарники | 1 | |
Основные группы растений | 1 | |
Морфология растений | 1 | |
Культурные растения | 1 | |
С/хозяйственные растения | 1 | |
Лекарственные растения | 1 | |
Модели | ||
Модель цветка подсолнечника | 1 | |
- ! - тюльпана | 2 | |
- ! - василька | 1 | |
- ! - яблони | 1 | |
- ! - капусты | 1 | |
- ! - гороха | 1 | |
- ! - картофеля | 1 | |
- ! - пшеницы | 1 | |
Биосинтез белка | 1 | |
Молекула белка | 1 | |
Мозг позвоночных | 8 | |
Глазное яблоко | 1 | |
Почка (разрез) | 1 | |
Сердца позвоночных животных | 7 | |
Муляжи | ||
Плоды гибридных и полиплоидных растений. Части 1,2.3 | 1 | |
Формы сохранности ископаемых растений и животных. Части 1,2,3 | 2 | |
Головной мозг | 7 | |
Череп | 1 | |
Скелет человека | 3 | |
Строение глаза | 1 | |
Антропогенез. Часть 1,2,3,4 | 1 | |
Головной мозг позвоночных | 2 | |
Плодовые тела шляпочных грибов | 1 | |
Набор муляжей овощей | 1 | |
Набор муляжей фруктов | 1 | |
Комплект муляжей «Позвоночные животные» | 1 | |
Кости черепа человека (на подставке) | 1 | |
Скелет конечности лошади (на подставке) | 1 | |
Конечность овцы (на подставке) | 1 | |
Слуховые косточки | 1 | |
Позвонки | 1 | |
Торс человека (разборный) | 1 | |
Рельефные таблицы | ||
Растительная клетка | 1 | |
Клеточное строение листа | 1 | |
Зерновка пшеницы | 2 | |
Клеточное строение корня | 5 | |
Клеточное строение стебля | 1 | |
Строение дождевого червя | 1 | |
Внутреннее строение гидры | 1 | |
Внутреннее строение жука | 1 | |
Внутреннее строение брюхоногого моллюска | 1 | |
Внутреннее строение насекомого | 1 | |
Внутреннее строение рыбы | 2 | |
Внутреннее строение лягушки | 2 | |
Внутреннее строение голубя | 2 | |
Внутреннее строение ящерицы | 1 | |
Внутреннее строение кролика | 2 | |
Внутреннее строение собаки | 2 | |
Желудок жвачного животного | 1 | |
Внутреннее строение человека | 1 | |
Мочевыделительная система | 1 | |
Строение спинного мозга | 1 | |
Пищеварительный тракт | 1 | |
Челюсть человека | 1 | |
Ухо человека | 1 | |
Кишечная ворсинка с сосудистым руслом | 1 | |
Голова. Сагиттальный разрез | 1 | |
Желудок. Внешняя и внутренняя поверхности | 1 | |
Разрез кожи человека | 1 | |
Таз мужской. Саггитальный разрез | 1 | |
Печень | 1 | |
Строение сердца | 1 | |
Строение легких | 1 | |
Кроманьонец и шимпанзе в вертикальном положении | 1 | |
Зародыши позвоночных | 1 | |
Археоптерикс | 2 |
Контрольно-измерительные материалы 10 класс
Проверочная работа по теме «Клетка»
- Чем следует пользоваться биологу при исследовании тонкой структуры поверхности клетки:
а) световым микроскопом;
б) трансмиссионным электронным микроскопом; в) сканирующим электронным микроскопом;
г) рентгеновским аппаратом.
- Двое студентов оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором, и тем не менее через некоторое время эти органы начинают сморщиваться. Заглянув в учебник, студенты обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно: 9% вместо нужных 0,9% (именно такая концентрация соли поддерживается в клетках лягушки):
а) объясните, почему во время операции лягушка погибла; б) какой процесс имел здесь место?
в) участвовали ли в этом процессе молекулы-переносчики?
- Выведение веществ из клетки через комплекс Гольджи происходит в результате слияния мембранного мешочка с клеточной мембраной. Содержимое мешочка при этом изливается наружу. С каким процессом мы имеем здесь дело:
а) экзоцитозом; б) эндоцитозом;
в) активным транспортом; г) облегченной диффузией
- Расположите перечисленные ниже события митоза в хронологическом порядке: а) хромосомы конденсируются; ядерная оболочка исчезает;
б) образуется веретено;
в) хромосомы удваиваются;
г) хромосомы направляются к противоположным полюсам веретена; д) хромосомы выстраиваются по экватору клетки;
е) цитоплазма делится.
11 класс
ТЕСТ по теме «Закономерности эволюционного процесса»
Выберите из предложенных суждений правильные.
- Биологический прогресс — это возникновение в ходе эволюции признаков, существенно повышающих уровень организации живых организмов.
- Избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов Ч. Дарвин назвал естественным отбором.
- Идиоадаптация — это возникновение в ходе эволюции у отдельных групп организмов большого количества мелких приспособлений к определенным условиям среды.
- Все приспособления организмов носят относительный характер.
- Противоречие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов — главная причина борьбы за существование.
- Маскировка — это подражание незащищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида.
- Ароморфоз — это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.
- Покровительственная окраска развита у видов, которые живут скрытно, недоступно для врагов.
- Общая дегенерация — это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида и площади видового ареала.
- Критерий вида — это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...