Внеурочная деятельность
рабочая программа по биологии (5 класс)
Программа «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_5_klasse.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры
Рабочая программа
Проектная деятельность «Удивительная биология»
5 «И» класс
Составитель: Узбекова А.К.
учитель биологии
2018 год
Программа внеурочной деятельности
« Удивительный мир природы».
5 класс.
Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На изучение биологии в 5 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа «Удивительный мир природы» ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.
Основные принципы программы:
- Принцип научности.
Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.
- Принцип доступности.
Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.
- Принцип систематичности и доступности.
Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.
- Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.
Программа внеурочной деятельности по биологии «Удивительный мир природы» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5 класса по биологии предложенный ниже материал не изучается. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 35 часов.
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о живой природе;
- способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
- развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
- воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.
Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно – деятельностного подхода.
Структура программы.
Программа «Удивительный мир природы» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.
Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты.
Личностные
- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
- овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
- умение работать с различными источниками информации;
Предметные
- Познавательная сфера:
- выделение отличительных признаков живых организмов;
- определение роли биологии в практической деятельности человека;
- умение сравнивать биологические объекты и процессы
- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
- Ценностно – ориентационная сфера:
- знание правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
- Трудовая сфера:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- знание правил работы с лабораторным оборудованием;
- Эстетическая сфера:
- умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
Календарно – тематическое планирование курса
Блок тем |
Тема, № п/п | Дата | Форма | Планируемый результат | ||||
план | факт | |||||||
Удивительная биология |
| беседа | Биология – наука о живой природе. Знания биологии необходимы в повседневной жизни. | |||||
|
беседа | Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы. | ||||||
| Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение, измерение. Что выбрать?» | Изучение объекта можно провести, используя разные методы. | ||||||
| Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа» | Отработать основные этапы работы с микроскопом. | ||||||
Наука цитология |
| Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки» | Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки. | |||||
| Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток» | Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки | ||||||
Занимательная ботаника |
| Творческая мастерская «Изготовление макета этапов развития семени фасоли» | Знать этапы развития семени. | |||||
| Практическая работа «Определение условий прорастания семян» | Знать условия прорастания семян | ||||||
| Практическая работа «Прорастание семени гороха» | Уметь на практике проращивать семена гороха | ||||||
| Лабораторная работа «Химический состав растений» | Уметь определять вещества, входящие в состав растений. | ||||||
| Лабораторная работа «Испарение воды листьями» | Уметь доказывать опытным путём, что испарение воды листьями растения – один из признаков живого организма. | ||||||
| Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений» | Изготовление инструкций по уходу за комнатными растениями. | ||||||
| Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных и т.п. растений » | Электронная презентация. | ||||||
| Творческая мастерская «Создание подборки лекарственных растений» | Проект. | ||||||
| Творческая мастерская «Почему мы их так называем» (о происхождении названий некоторых растений) | Проект. | ||||||
Чем занимается наука систематика. |
| Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы» | Модель «Царства живых организмов» | |||||
Интересные бактерии |
| Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки» | Изготовление модели. | |||||
| Лабораторная работа «Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом». | Фотоподборка видов плесневых грибков. Работа с Интернет – ресурсами. | ||||||
Удивительный подводный мир |
| Практическая работа «Определение организмов живущих в аквариуме». | Описание обитателей аквариума. | |||||
| Творческая мастерская «Изготовление клеток простейших». | Изготовление макета. | ||||||
| Творческая мастерская «Как выглядят вирусы» | Создание фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов. | ||||||
| Лабораторная работа «Многообразие водорослей» | Создание электронной презентации. | ||||||
Загадки природы. |
| Творческая мастерская «Природные зоны Земли» (игра - путаница) | Уметь размещать организмы по природным зонам. | |||||
| Творческая мастерская «Лента времени» | Проект. | ||||||
| Творческая мастерская «Парк юрского периода» | Создание макета. | ||||||
| Творческая мастерская «Человек будущего» | Проект. | ||||||
| Игра – конкурс. | Проект. | ||||||
Юные следопыты |
| Творческая мастерская – описание наблюдений за любимым домашним животным. | Создание проекта. | |||||
| Творческая мастерская Создание биологической игры «Угадай животное» (распознавание животного по контуру) | Создание биологической игры. | ||||||
| Творческая мастерская «Вторая жизнь» | Изготовление поделок из мусора. | ||||||
| Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге» | Создание плаката в защиту охраняемых растений и животных. | ||||||
| Творческая мастерская «Как оформить клумбу» | Оформление клумбы с декоративными растениями. Знакомство с правилами ухода за растениями. | ||||||
| Творческая мастерская «Прекрасное - рядом» | Создание электронной презентации «Красота родного края» | ||||||
34. Защита проектов. | Мини – конференция. | Презентация проекта. | ||||||
Защита проектов. Итоговое занятие. | 35.Защита проектов. Итоговое занятие. | Мини – конференция. | Презентация проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...