Рабочая программа по биологии. 6 класс.
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии. 6 класс. Составлена по авторской программе В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_po_pasechniku_6_kl.docx | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию (протокол заседанияот 08.04.2015 №1/15), программы по биологии для 5-9 классов под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения ); программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа,2013), учебным планом и локальными актами МБОУ «Гимназия».
Программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс, М. Дрофа, 2015. Учебник входит в линию УМК «Биология» 5 -11 классы В.В. Пасечника и др., построенный по концентрическому принципу.
Реализация программы обеспечивает выполнение требований ФГОС ООО и достижение следующих основных целей ООО:
- обеспечение личностных результатов освоения Программы;
- обеспечение овладения учащимися основами читательской компетенции, приобретения ими навыков работы с информацией, участия в проектной деятельности как условие формирования у учащихся межпредметных понятий;
- формирование у учащихся универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Изучение предмета «биология» в 6 классе направлено на достижение целей:
- формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
- -приобретение новых знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;
- овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности;
- развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-систематизация знаний об объектах живой природы, которыеучащиеся получили приизучении курса биологии в 5 классе;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе. Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях покрытосеменных растений, их многообразии и эволюции, а также воздействия человека и его деятельности на растительный мир. В основе лежит концентрический принцип построения обучения.
Материал курса биологии в 6 классе разделен на 4 главы.
Глава1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»знакомит с особенностями внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов цветковых растений. Школьники узнают о том, как условия среды обитания влияют на строение того или иного органа растений, а также роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Глава 2 «Жизнь растений» посвящена изучению особенностей процессов жизнедеятельности растительных организмов. Обучающиеся знакомятся с процессами дыхания и питания растений, узнают, как происходит испарение, передвижение воды и растворенных веществ в растении, а также получат представление об этапах развития растительного организма, о типах размножения и способах вегетативного размножения растений. Школьники смогут приобрести навыки выращивания растений и ухода за ними.
В главе 3 «Классификация растений» представлена информация о главных систематических группах цветковых растений и принципах современной классификации. Школьники научатся определять систематическое положение растения на основании его морфологических особенностей.
Глава4 «Природные сообщества» знакомит обучающихся с принципами формирования и развития биоценозов. Особое внимание уделено факторам среды, оказывающим влияние на растительные сообщества и типам природных сообществ, многообразию связей между организмами в природных сообществах и приспособлениях организмов к совместному проживанию на общей территории. Школьники научатся обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира.
Содержание курса биологии в 6 классе строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение биологии в 7 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю, 70 часов с учетом резервного времени). Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно – научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в программе. Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия» на изучение учебного предмета «Биология» отводится 34 часов (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы.
Планируемые результатыосвоения учебного предмета в 6 классе:
Метапредметныереузультаты:
1)познавательные УУД- формирование и развитие навыков и умений:
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и др.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
2) регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- организовывать и планировать свою учебную деятельность – определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно – познавательной и учебно – практической деятельности;
3)коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрировать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1)в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
- распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
- устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями , которые они выполняют;
- приводить примеры животных разных систематических групп;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
- характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
- оценивать вклад Ч.Дарвина в развитие биологии;
- выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов животных разных систематических групп; находить сходство в строении животных разных систематически групп и на основе этого доказывать их родство;
- объяснять взаимосвязь особенностей строения организма животного с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений животных к среде обитания;
- составлять элементарные цепи питания;
- различать группы живых организмов в зависимости от роли, которую они играют в биоценозах; характеризовать взаимосвязи между животными в биоценозах;
- объяснять причины устойчивости биоценозов; сравнивать естественные и искусственные биоценозы;
- объяснять роль животных в круговороте веществ в биосфере; определять роль животных в природе и в жизни человека;
- обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении животного мира;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
2) в ценностно – ориетационной сфере:
- демонстрировать знание правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
3)в сфере трудовой деятельности:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
- владеть навыками ухода за животными;
- проводить наблюдения за животными;
4)в сфере физической деятельности:уметь оказать первую помощь при укусах ядовитых и хищных животных;
5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Личностные результаты:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, делать выводы); эстетического восприятия живых объектов;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- формирование и развитие уважительного отношения к окружающим;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование экологического мышления; умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
- применять методы биологической науки для изучения животных – проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных организмов – приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентировать в системе познавательных ценностей – оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников, практическую значимостьрастений в природе и в жизни человека, последствия деятельности человека в природе;
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работать с определителями растений; выращивать и размножать растения;
- выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (призвание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать, оценивать биологическую информацию и переводить ее из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени — 2 часа.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Примерная программа | Рабочая программа | ||||||
Колич. часов | Лабор. раб. | Практич. раб. | Экскурсии | Колич. часов | Лабор. раб. | Практич. раб. | Экскурсии | ||
1 | Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 14 | 14 | 14 | ||||
2 | Глава 2.Жизнь растений | 10 | 1 | 1 | 12 | 1 | |||
3 | Глава 3. Классификация растений | 6 | 1 | 1 | 5 | 1 | |||
4 | Глава 4. Природные сообщества | 3 | 1 | 2 | |||||
5 | Заключение | 2 | 1 | ||||||
Итого | 35 | 16 | 34 | 16 |
Календарно – тематический план
№ | Тема урока | Колич. часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся | |
план | факт | ||||
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||||
1 | Строение семян однодольных растений Л.р. №1 «Строение строения семян двудольных растений» Л.р. №2«Строение зерновки пшеницы» | 1 | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. | ||
2 | Виды корней. Типы корневых систем. Л.р. №3«Стержневая и мочковатая корневые системы». | 1 | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | ||
3 | Строение корней Л.р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | 1 | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня. | ||
4 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | ||
5 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Л .р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | 1 | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы. | ||
6 | Внешнее строение листа Л.р. №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | 1 | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | ||
7 | Клеточное строение листа. Л.р. №7 «Строение кожицы листа» Л.р.№8 «Клеточное строение листа» | 1 | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты | ||
8 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | 1 | Определяют понятия«видоизменения листьев». Приводят примеры. | ||
9 | Строение стебля. Л.р. №9«Внутреннее строение ветки дерева» | 1 | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | ||
10 | Видоизменение побегов Л. Р.№10 «Строение клубня» Л.Р.№11 «Строение луковицы» | 1 | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторные работы и обсуждают результаты | ||
11 | Цветок Л.Р.№12 «Строение цветка» | 1 | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | ||
12 | Соцветия Л.Р.№13 «Соцветия» | 1 | Определяют виды соцветий и их значение. Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | ||
13 | Плоды. Распространение плодов Л.Р.№14 «Классификация плодов» | 1 | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений». | ||
14 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Строение и разнообразие покрытосеменных растений» | 1 | |||
Глава 2. Жизнь растений (12 часов) | |||||
15 | Минеральное питание растений | 1 | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. | ||
16 | Фотосинтез | 1 | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. | ||
17 | Дыхание растений | 1 | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | ||
18 | Испарение воды листьями. Листопад. | 1 | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | ||
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р.№15 «Передвижение воды и питательных веществ по стеблю» | 1 | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | ||
20 | Прорастание семян | 1 | Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. | ||
21 | Способы размножения растений | 1 | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | ||
22 | Размножение споровых растений | 1 | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений | ||
23 | Размножение голосеменных растений | 1 | Размножение голосеменных растений. Оплодотворение. | ||
24 | Половое размножение покрытосеменных растений | 1 | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. | ||
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | 1 | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | ||
26 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Жизнь растений» | 1 | |||
Глава 3. Классификация растений (5 часов) | |||||
27 | Основы систематики растений | 1 | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений. | ||
28 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные | 1 | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками | ||
29 | Семейства Пасленовые, Бобовые (Мотыльковые) и Семейство Сложноцветные (Астровые) | 1 | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам. Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам | ||
30 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Л.р. №16 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» | 1 | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | ||
31 | Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Классификация растений» | 1 | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | ||
Глава 4. Природные сообщества (2 часа) | |||||
32 | Растительные сообщества | 1 | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | ||
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | 1 | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | ||
Заключение(1 час) | |||||
34 | Повторение, обобщение и систематизация материала по курсу «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» | 1 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для обучающихся:
В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2013г.
Электронное приложение к учебнику
Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2013г.
Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта +, 1994.
Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Энциклопедия природы России. Грибы. М.: 1997.
Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Литература для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/(сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: - 3-е изд. Перераб.-М.: Просвещение, 2012. – (Стандарты второго поколения).
Программа основного общего образования по биологии. 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов, М.: Дрофа, 2012.
А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
Внеурочная работа по биологии. 6 -11 классы. Сост. Курганский С.М. М.: ВАКО,2014
Контрольно – измерительные материалы. Биология. 6 класс. Сост. Березина С.Н.М.: ВАКО,2015
Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
http://www. edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
http://www.scool. edu.ru – Российский общеобразовательный Портал.
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение».
http://festival. 1 september.ru – фестиваль педагогических идей «Открытый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...