Программа элективного курса «Экология человека»
элективный курс по биологии (8 класс)
Пояснительная записка.
Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающие в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».
Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_cheloveka.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МО «Еравнинский район» Муниципальное образовательное учреждение «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц.Номтоева»
Программа элективного курса
«Экология человека»
Количество детей: 10 (8 класс)
Срок реализации: 2019-2020 уч.г.
Руководитель: Цыренжапова С.Д.,
учитель биологии.
2019 г.
Пояснительная записка.
Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающие в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».
Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.
№ | тема | Кол. час | Задачи курса | Основные понятия | Лабораторная работа |
1 | Введение. | 1 ч. | Современное понимание науки экологии человека. | ||
2 | Дифференциация человека | 4 ч | Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные биопсихосоциальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н.Ф. Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно- культурные типы. Представления Л.Н. Гумилева об этносах. | Внутривидовая дифференциация человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы); по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы). | |
3 | Человек и окружающая среда. | 4 ч | Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды – здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды. Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения. Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека. | Адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные экологические связи. | |
4 | Вода и здоровье человека. | 2 ч. | Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье человека. | Вода как экологический фактор; физиологические, экологические и санитарно- гигиенические потребности человека. | Сравнительный анализ проб воды разных источников водоснабжения (определяют цвет, прозрачность, запах, наличие механических примесей и рH воды, взятой из разных, взятой из разных источников водоснабжения: водопровода, колодца, артезианских скважин). |
5 | Почва и здоровье человека. | 2 ч. | Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико- экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявления вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта. | Геохимические характеристики ландшафта, почвенные микроэлементы, биологически дискомфортные территории. | |
6 | Воздух и здоровье человека. | 3 ч | Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека. Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека. | Основные факторы физического и химического загрязнения воздуха, шум, вибрация, радиация. | Измерение шумового и радиоактивного фона в школе (с помощью шумометра и радиометра определяют шумовой и радиационный фон соответственно в разное время и в разных местах образовательного учреждения и прилегающей к нему территории). |
7 | Биотические факторы и их влияние на человека. | 7 ч | Взаимодействие с животными. Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми. | Взаимодействие растений и человека, взаимодействие животных и человека, взаимодействие микроорганизмов и человека, трофическая роль, иммунорегулирующая роль, болезнетворная роль. | Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая (вырабатывается умение правильно приготовить лекарственный настой и фиточай. Используются аптечные заготовки сырья – шиповник, календула и пр.). определение запыленности воздуха с помощью домашних растений (с помощью снятия пыли лентой- скотчем с листьев комнатных растений определяют степень запыленности различных помещений ОУ). |
8 | Человек и социальные факторы. | 4 ч. | Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Информационно- потребностная теория поведения человека П.К. Симонова. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья. | Социальные роли человека, антиобщественные поступки, вредные привычки, ЗОЖ. | |
9 | Человек и культура. | 2 ч | Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира. Материальная и духовная культура человека. | Познание окружающего мира, преобразование окружающего мира, материальная культура человека, духовная культура человека. | |
10 | Реакции человека на факторы окружающей среды. | 2 ч | Нормы реакции. Стресс. Биоритмы. | Нормы реакции, стресс- реакции, биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз. | Определение индивидуальных биоритмов (определение ритма работоспособности в течение дня, рабочей недели для каждого учащегося). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Экология человека"
Программа элективного курса "Экология человека" для 9 класса. Включает пояснтительную записку и КТП....
Элективный курс "Экология человека"
Материал данного элективного курса рассчитан на учащихся 9 класса и направлен на углубление знаний учащихся по биологии....
Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"
Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться к уроку по замыслу ...
Программа элективного курса "Экология человека"
Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биоло...
Рабочая программа элективного курса "Экология и человек"
Программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа Элективного курса «Экология современного человека» 8 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа по экологии человека...