Программа элективного курса «Экология человека»
элективный курс по биологии (8 класс)

Пояснительная записка.

   Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающие в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».

   Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_cheloveka.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МО «Еравнинский район»                       Муниципальное образовательное учреждение                                  «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц.Номтоева»

Программа элективного курса

«Экология человека»

                                                                                          Количество детей: 10 (8 класс)

                                                                                                Срок реализации: 2019-2020 уч.г.

Руководитель: Цыренжапова С.Д.,

учитель биологии.

2019 г.

Пояснительная записка.

   Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающие в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».

   Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.


тема

Кол.

час

Задачи курса

Основные понятия

Лабораторная работа

1

Введение.

1 ч.

Современное понимание науки экологии человека.

2

Дифференциация человека

4 ч

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные биопсихосоциальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н.Ф. Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно- культурные типы. Представления Л.Н. Гумилева об этносах.

Внутривидовая дифференциация человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы); по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы).

3

Человек и окружающая среда.

4 ч

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды – здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды. Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения. Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека.

Адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные экологические связи.

4

Вода и здоровье человека.

2 ч.

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье человека.

Вода как экологический фактор; физиологические, экологические и санитарно- гигиенические потребности человека.

Сравнительный анализ проб воды разных источников водоснабжения (определяют цвет, прозрачность, запах, наличие механических примесей и рH воды, взятой из разных, взятой из разных источников водоснабжения: водопровода, колодца, артезианских скважин).

5

Почва и здоровье человека.

2 ч.

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико- экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявления вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта.

Геохимические характеристики ландшафта, почвенные микроэлементы, биологически дискомфортные территории.

6

Воздух и здоровье человека.

3 ч

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека. Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

Основные факторы физического и химического загрязнения воздуха, шум, вибрация, радиация.

Измерение шумового и радиоактивного фона в школе (с помощью шумометра и радиометра определяют шумовой и радиационный фон соответственно в разное время и в разных местах образовательного учреждения и прилегающей к нему территории).

7

Биотические факторы и их влияние на человека.

7 ч

Взаимодействие с животными. Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми.

Взаимодействие растений и человека, взаимодействие животных и человека, взаимодействие микроорганизмов и человека, трофическая роль, иммунорегулирующая роль, болезнетворная роль.

Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая (вырабатывается умение правильно приготовить лекарственный настой и фиточай. Используются аптечные заготовки сырья – шиповник, календула и пр.). определение запыленности воздуха с помощью домашних растений (с помощью снятия пыли лентой- скотчем с листьев комнатных растений определяют степень запыленности различных помещений ОУ).

8

Человек и социальные факторы.

4 ч.

Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Информационно- потребностная теория поведения человека  П.К. Симонова. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.

Социальные роли человека, антиобщественные поступки, вредные привычки, ЗОЖ.

9

Человек и культура.

2 ч

Восприятие и  преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира. Материальная и духовная культура человека.

Познание окружающего мира, преобразование окружающего мира, материальная культура человека, духовная культура человека.

10

Реакции человека на факторы окружающей среды.

2 ч

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.

Нормы реакции, стресс- реакции, биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз.

Определение индивидуальных биоритмов (определение ритма работоспособности в течение дня, рабочей недели для каждого учащегося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Экология человека"

Программа элективного курса "Экология человека"  для 9 класса. Включает пояснтительную записку и КТП....

Элективный курс "Экология человека"

Материал данного элективного курса рассчитан на учащихся 9 класса и направлен на углубление знаний учащихся по биологии....

Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"

Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться  к уроку по замыслу ...

Программа элективного курса "Экология человека"

Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах  биоло...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...