Технологическая карта урока по теме "Кровеносная система. Кровь"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Исмагилова Сания Мансуровна

Конспект соответствует требованиям ФГОС, можно использовать при изучении данной темы по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_krovenosnaya_sistema.krov_.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 46 "Кровеносная система. Кровь"

Цель: сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных; составе и функциях крови.

Задачи: 

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, составом крови, значением крови и кровообращения.

Воспитательные: формирование умения работать в группах; чувства коллективизма и ответственности за свою работу на уроке для получения оптимального результата.

Развивающие: развитие логического мышления; умения работы с тестовой базой; речевой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид: урок-панорама.

Методы: иллюстративно-объяснительный, поисковый.

Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  • таблицы « Эволюция животного мира», «Кровь», «Кровеносная система позвоночных»
  • тесты «Органы дыхания»
  • компьютер, мультимедийный экран, презентация урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Организационный

Приветствие учеников.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя

1 минута

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Ребята, какую тему закончили изучать?

- Проверочная работа (тест)

- Органы дыхания.

- Индивидуальная работа в тетрадях для проверочных работ

6 минут

3. Сообщение темы урока, постановка цели и задач

Беседа:

 Какую главу мы начали изучать?

 Какую тему мы начали изучать?

Итак, сегодня мы обобщим знания о строении и функциях кровеносных систем животных и узнаем новое о строении и значении крови (озвучивает цель и задачи)

Краткие ответы.

- Эволюция строения и функций органов и их систем (глава 3) стр.189.

- Кровеносная система. Кровь. (§ 41)

(Запись темы урока в тетрадь)

1 минута

4.Актуализация знаний

Давайте выясним, что вы уже знаете.

Дополните определения (устный тренинг по цепочке):

  1. Сердце – это …
  2. Артерия - это …
  3. Вена - это …
  4. Капилляры – это …
  5. Артериальная кровь – это …
  6. Венозная кровь - это …

Смешанная кровь - это …

Устные краткие определения (при неверных ответах всего класса - запись грамотного определения термина в тетрадь)

2 минуты

5.Введение новых знаний

1. Эволюция кровеносной системы (Поисковая фронтальная беседа)

Я приглашаю вас путешествовать. По древу эволюции.

Но гидами будете вы, поскольку многое по маршруту вы знаете, а по знакомым «тропинкам» идти веселее вместе.

Слайд 3.Подцарство Простейшие. Первая боковая веточка на нашем древе? Почему наш помощник - человечек «отдыхает » от подъема вверх?

Слайд 4. Тип Кишечнополостные

Человечек опять отдыхает?!

Слайд 5. Тип Плоские черви.

Что скажете о кровеносной системе этих животных?

Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы?

Слайд 6. Тип Кольчатые черви.

Озвучьте (выноски на фото)...

Почему наш помощник - человечек показывает дорогу вверх?

Слайд 7. Тип Моллюски 

Почему человечек опять движется наверх?

Слайд 8. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Слайд 9. Тип Членистоногие. Класс Насекомые

- Почему человечек радуется?

Продолжаем путешествие по ветвям позвоночных животных.

Слайд 10. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

Слайд 11. Тип Хордовые. Класс Земноводные

Слайд 12. Тип Хордовые. Класс Рептилии

Слайд 13. Тип Хордовые. Класс Птицы

Слайд 14. Тип Хордовые. Класс Звери (Млекопитающие)

Почему наш человечек снова радуется?

Физкультминутка

2.Строение кровеносной системы (беседа, заполнение схемы)

Слайд 15. (демонстрация на закрепление)

Дополни предложение: Круги кровообращения начинаются в …, а заканчиваются всегда в …

3. Что такое кровь?
- (в. 2 стр.215 перед §41)

(Самостоятельная работа с учебником - 2 статья §41)

- Заполнить схему, используя модели (групповая работа по раздаточному материалу «Состав крови)»

- У простейших нет крови и кровеносной системы.

- У кишечнополостных нет крови и кровеносной системы.

- У плоских червей нет крови и кровеносной системы.

Вывод: (стр. 215 1 абзац §41) животные этих групп имеют малые размеры тела и посредник между внешней средой и системами органов просто не нужен (запись в тетрадь).

- Спинной сосуд.

- Брюшной сосуд.

- Кольцевые сосуды («сердца)».

- Строение кровеносной системы сложное: есть 3 вида сосудов, кровеносная система замкнутая.

-У моллюсков впервые появляется настоящее сердце - двигатель крови, но кровеносная система незамкнута - кровь изливается в полость тела для обмена веществами, а потом собирается вновь в сосуды.

- Сердце в виде звезды на спинной стороне тела, кровеносная система незамкнута.

- Мы добрались до вершины эволюции беспозвоночных. Насекомые имеют сердце в виде трубки из многих камер и единственный, головной сосуд. Кровеносная система незамкнута.

(Рис. 163 стр.217)

Вывод: увеличение размеров тела приводит к изоляции центральных клеток от стенок тела, поэтому необходима кровеносная система как транспорт. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных идет от появления сосудов до появления сердца и незамкнутой кровеносной системы (запись в тетрадь)

- 2-хкамерное сердце.1 круг кровообращения, замкнутый

(Рис. 164 стр. 217)

- 3-х-камерное сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- 3-х-камерное с неполной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- 4-х-камерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- 4-хкамерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- Мы добрались до вершины эволюции позвоночных.

Вывод: эволюция кровеносной системы позвоночных шла по пути

1) увеличения числа камер сердца

2) образования 3-х видов сосудов

3) образования замкнутой транспортной системы внутри организма.

(Запись в тетрадь)

http://festival.1september.ru/articles/573565/img1.gif Запись в тетрадь.)

- Чтение.

- Объяснить слайд 16.

http://festival.1september.ru/articles/573565/img2.gif- Объяснить слайд17.

Функции крови (запись в тетрадь)

25 минут

6.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Просмотр слайдов 18,19,20

Ответы на вопросы с пояснениями

3 минуты

7.Анализ и оценка итогов работы

Обсудить результаты работы и объявить отметки

1 минута

8.Определение и разъяснение домашнего задания

Домашнее задание §41

Найдите ответ на любой из вопросов (по желанию)

1. Голубая кровь. Правда или вымысел?

2. Гемолимфа - вид крови?

Творческое задание: составить синквейн по теме «Кровь»

- Запись в дневники

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС ООО "Строение сердечно-сосудистой системы человека.Движение крови по сосудам"

ТК содержит план урока. Кроме этого, в нее включены Интернет-сервисы, позволяющие нополнить урок интерактивностью и повысить мотивацию учащихся. Урок выполнен в рамках проведения мастер-класса Intel и...

Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"

Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"

Данный  урок  в образовательной программе 3 класса по английскому языку входит  в  раздел «Я лучший пловец» (сравнение прилагательных) и  является  четвертым,...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления".

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления" позволяет педагогам: структурировать основные этапы занятия, наглядно представлять деятельность обучающихся, а также определить конечн...

Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс

Цели:1. Образовательные:Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.Проследить эволюцию кровеносной системы  от дождевых червей до млекопитающих.Выяснить ...