Игра на уроке биологии.
статья по биологии
Использование игры на уроках биологии. Игра как инструмент влияющий на развитие познавательных процессов. Приведены примеры использования игр на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра на уроках биологии
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
«Игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования» - такое определение игры можно прочитать в толковом словаре С.И.Ожегова. А что такое игра на уроке?
Игра на уроке это инструмент, который влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.
Игра на уроке позволяет учащимся не пассивно выслушать материл урока, излагаемый учителем, а активно включиться в урок, применить полученные знания, осмыслить новый материал или закрепить ранее изученный. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. В процессе игры ученик учится самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям.
Игра позволяет в более сжатые временные рамки развить такие универсальные учебные действия, как анализ, синтез, сравнение, построение логической цепи рассуждений. Наконец игра позволяет усилить прочность запоминания.
С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках.
Остановимся на некоторых видах дидактических игр:
Игры-упражнения. Совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок.
При составлении такой игры можно использовать следующие задания:
- найди ошибку в тексте
Например, «Фотосинтез - почвенное питание растений. Это процесс образования в хромопластах органических веществ из воды и кислорода на свету. При фотосинтезе выделяется углекислый газ».
- найди лишнее
Например, «Лист, корень, цветок, стебель, побег».
«Редька, капуста, тюльпан, сурепка».
- расположи понятия от более частного к более общему
Например, «Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные».
- Найди обобщающее (родовое) понятие для видового;
Например: Черешковый – сидячий (лист)
Дерево – кустарник (?)
Вены – артерии (?)
Корзинка – колос (?)
Белок – крахмал (?)
Кокки – бациллы (?)
Игры-путешествия. Способствуют расширению кругозора учащихся по ботанике, зоологии, анатомии человека, экологии; развивают умения логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других; формируют познавательный интерес к биологии, развивают коммуникативность учащихся через совместную работу.
Примерами таких игр могут быть: «Путешествие капельки воды» - 6 класс; «Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам» - 7 класс (при изучении темы «Моллюски»); «Внутренняя среда организма», «Путешествия в медицину прошлого, настоящего и будущего» - 8 класс; «Путешествия по следам новых открытий в области биологии» - 10 класс.
Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Ролевые игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Ролевые игры можно использовать для пропаганды здорового образа жизни и формирования навыков, знаний и умений сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «Как правильно чистить зубы», «В поликлинике», «На приеме у окулиста», «Первая медицинская помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата».
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Соревновательный момент усиливает интерес и повышает активность учащихся.
Что же дает использование игровых технологий на уроке? Учебный процесс становится более увлекательным, повышается интерес к изучаемому предмету, вырабатываются умения применять полученные знания на практике, развиваются навыки взаимодействия с учителем и одноклассниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»
Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....
Игры на уроках биологии в 7 классе
Использование элементов игры на уроках биологии в 7 классе ( для учащихся с ЗПР)...
Использование экологической игры на уроках биологии
Данный план работы покажет как использование игры дает возможность наиболее ярко запоминать материал и использовать его в практической деятельности....
Игры на уроках биологии
Статья о роли игровых моментов в процессе изучения биологии....
Игра на уроках биологии
применение кроссвордов, ребусов, а также проведение урока-сказки, урока-путешествия...
Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"
Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...
Игры на уроках биологии
Игра – одна из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, по...