Игры на уроках биологии
статья по биологии (5 класс) на тему
Игра – одна из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, помочь школьнику лучше понять и закрепить изучаемый материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
(практическое пособие для основной школы)
Николаева Инна Борисовна
учитель биологии высшей категории
МОУ ООШ с. Борисоглебовка
Федоровского района
Саратовской области
Игра – одна из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, помочь школьнику лучше понять и закрепить изучаемый материал.
В своей практике я использую следующие игры, которые дают возможность лучше усвоить и осознать новый материал. Эти игры можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ребята не только играют, но и сами могут создавать подобные игры, таким образом, развиваются творческие способности ученика
При изучении темы урока «Как возникла Земля»
( учебник А.А.Плешакова Природоведение 5 кл.) предлагаю ребятам выйти из – за столов на свободное место. Класс делиться на девочек и мальчиков. Игры проводятся в классах с малой наполняемостью детей и при наличии достаточного свободного места, сразу же с детьми проводится беседа о поведении во время игры.
Гипотеза Ж.Бюффона.
Дается задание прочесть в учебнике гипотезу Ж.Бюффона. Затем ребята образуют два круга: один – Солнце, другой небесное тело, которые движутся навстречу друг другу. В результате сближения они сталкиваются и цепи разрываются, образуются небольшие группы. Вопросы:
- Что произошло в результате столкновения?
- Что представляют собой те группы, которые образовались в результате разрыва?
- Чему дали начало эти «брызги»?
Затем игра повторяется, а один из учащихся объясняет, что происходит по ходу игры. Таким образом, ребята лучше усваивают материал и могут осознанно аргументировать свой ответ.
Гипотеза Иммануила Канта
Предлагаю ребятам представить себя космическими пылинками и двигаться произвольно по кругу в различных направлениях. В результате движения ребята сталкиваются, цепляются друг за друга и образуют небольшие группы.
Вопросы:
- Как движутся космические пылинки?
- Что происходит с ними в результате беспорядочного движения?
- Каким образом образуются сгущения?
- Как вы думаете, что образуется из этих сгущений?
Ребятам предлагается повторить этапы движения и по ходу объяснить, кем они являются на том или ином этапе движения.
Затем дается задание прочесть текст учебника, и выяснить, какие предположения были верны, какие нет, и в чем заключается ошибка в суждениях школьников, если таковые имели место.
Гипотеза Пьера Лапласа
Предлагаю прочесть текст учебника и, представив себя газовыми частичками ответить на вопросы.
Вопросы:
- Какие вы частички? (Газовые)
- Холодные или горячие? ( Горячие)
- Что с вами происходит? (Вращаемся)
- Где вы вращаетесь? ( В газовом облаке)
- Что с вами происходит далее? (Остываем и сжимаемся)
- Что образуется в результате сжатия? (Кольца)
- Что происходит с кольцами? (Они уплотняются)
- Что образуется из уплотняющихся колец? ( Планеты)
- Из чего образуется Солнце? ( Из центрального сгустка)
Детям предлагаю воспроизвести этапы возникновения Солнечной системы в ходе игры. Они встают в круг , движутся , затем изображают, что сжимаются и образуют небольшие кольца, которые затем уплотняются ( дети более близко подходят друг к другу в каждом кольце, взявшись за руки) и образуют сгусток, из которого и будет образовываться планета.
Вопрос:
Где в вашей Солнечной системе Солнце? (Дети должны показать на группу, которая окажется в центре).
Гипотеза Джеймса Джинса
Детям дается задание прочитать гипотезу и самим изобразить, каким образом пролетающая звезда вырывает часть вещества из Солнца и превращает в его в планеты. Ребята высказывают свои предположения, как это можно представить в игре, и демонстрируют свои идеи, комментируя происходящее.
Гипотеза О.Ю.Шмидта
Девочки – холодные космические пылинки, мальчики – замерзший газ. Таким образом дети запоминают, что облако состоит не из одного вещества, а из двух. Дается задание: Выскажите свои предположения, что происходит с пылинками газом в космическом пространстве. Ребята могут рассуждать самостоятельно, так как они уже проиграли образование планетарной системы отдельно с пылинками и отдельно с газами. Заслушивается несколько вариантов ответов. Затем ребята читают текст учебника и выявляют, в чем они оказались правы, а где допустили ошибки. И только после этого ребятам предлагается изобразить в игре гипотезу О.Ю.Шмидта.
При изучении темы урока «Беспозвоночные и позвоночные животные» ( учебник А.А.Плешакова Природоведение 5 кл.) использую разрезные карточки с названием типов, классов и видов животных, например:
Членистоногие |
Паукообразные |
Скорпион |
Паук-крестовик |
Предлагаю изучить рисунки и названия беспозвоночных животных. Затем, используя разрезные карточки, построить схемы: Тип Членистоногие, Тип Моллюски, Тип Иглокожие и т. д. Ребята выбирают из предложенных карточек необходимые, и составляют схемы, таким образом, они не только запоминают картинки, но и названия животных, их систематическую принадлежность. После того, как ребята поработают с рисунками учебника, по отдельному типу животных предлагаю смешать карточки с другими и восстановить схему по памяти, выбрав нужные карточки из имеющихся на столе, а затем в парах проверить друг друга. Если ребёнок затрудняется правильно оценить работу напарника, то предлагаю использовать учебник для проверки результатов работы. Такой способ дает возможность более слабому ученику еще раз повторить материал и запомнить его, а также провести своевременно коррекцию имеющихся пробелов в знаниях и оценить работу товарища.
Пример схемы
Такие же разрезные карточки можно использовать при изучении темы «Соседи Солнца», когда дети выстраивают планеты в порядке их расположения от Солнца, или при изучении темы «Горные породы, минералы, полезные ископаемые», а так же на уроках в 6,7,8 классах при изучении строения систем органов, изучении семейств растений, отрядов животных, экологических групп. Карточки желательно оклеить скотчем для длительного использования и держать в конвертах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»
Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....
Игры на уроках биологии в 7 классе
Использование элементов игры на уроках биологии в 7 классе ( для учащихся с ЗПР)...
Использование экологической игры на уроках биологии
Данный план работы покажет как использование игры дает возможность наиболее ярко запоминать материал и использовать его в практической деятельности....
Игры на уроках биологии
Статья о роли игровых моментов в процессе изучения биологии....
Игра на уроках биологии
применение кроссвордов, ребусов, а также проведение урока-сказки, урока-путешествия...
Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"
Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...
Дидактические игры на уроках биологии
Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...