Игра на уроках биологии
статья по биологии (6 класс) по теме
применение кроссвордов, ребусов, а также проведение урока-сказки, урока-путешествия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-сказка, урок-путешествие на биологии | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Очень часто учителей беспокоят скучающие лица и тоскующие глаза учеников на уроках, которые устали от заорганизованности, перегрузки. Падает познавательный интерес к предмету, развивается детский пессимизм и равнодушие к учебе. Одна из важнейших задач развивающего обучения – активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. В игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником. В руках педагога игра становится элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.
Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения р Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: дидактические игры.
Цель: изучение учебной игровой деятельности как средство развития творческой и познавательной активности учащихся.
Задачи:
- сделать анализ литературы об использовании игры в педагогической деятельности;
- выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;
- выделить типы игровых уроков;
- применить элементы игры на уроке биологии.
ассматривается нами как актуальная, требующая анализа.
Гипотеза исследования: если применять большого количества наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках зоологии и повысит уровень знаний учащихся.
Тщательный подбор формы урока необходим и зависит от изучаемого материала, от возможностей детского коллектива, от сложившихся взаимоотношений между учителем и учениками, а также от ряда мелких нюансов, которые, как правило, сугубо индивидуальны в конкретных условиях учебного процесса. Вариативность сочетания различных форм уроков очень велика, что обеспечивает возможность к творческому моделированию учебного процесса.
Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
1.1 Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе, как результат активного участия в коллективной познавательной деятельности, заставляет педагогов постоянно искать новые пути дальнейшей активации этой деятельности. Такой поиск привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми. Они сочетают в себе в разных соотношениях проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и практическую формы.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны - это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение .
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации .
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Когда же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.) которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.
Игровую форму можно отнести к групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности.
Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка» (цит. по: Алексеева, 2006). «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов (цит. по: Алексеева, 2006). В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.
Дидактические игры на уроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют особой материальной базы и технической подготовки. Игры требуют разной степени самостоятельности - от игр «с самим собой», до состязательных. Роль учителя на таких уроках складывается из следующих операций:
обозначение времени;
определение места (расстановка парт, формирование групп);
подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, гербарии, демонстрационные материалы);
ролевое распределение;
внесение элементов новизны;
эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);
общее руководство.
Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.
В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед аудиторией. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников.
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
Наиболее часто в обучении биологии используют так называемые ролевые и деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим применением. В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других участников игры .
Знания, накопленные механически, мертвы, т.е. их нельзя использовать в новых условиях, например, в творческой деятельности. Только опыт, наблюдение за объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет на получение новых знаний и развивает самостоятельное мышление .
Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления.
Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников .
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры
4. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
5. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
6. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
7. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
8. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Исходя из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:
вызвать интерес к теме;
спровоцировать потребность работы с учебной литературой;
направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса.
1.2 Классификация дидактических игр
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры - её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности. Если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-исследования)
Ещё Архимед признал игру ведущей деятельностью ребёнка. Он впервые классифицировал её, разделив на естественную и искусственную. К естественным относятся игры характерные для детёнышей зверей и человека. А искусственные разделил на детские и результативные.
Игра обучает не прямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате чего каждый ребёнок достигает своей ступени развития, использует огромные личные резервы.
В центр выдвигается задача общего психического развития, формирование ума, воли, чувств детей.
Изучение биологии в игровой форме выигрышно вдвойне, потому что большинство детей от рождения интересуется травками и букашками, а играть вообще любят все. Так при помощи игры формируется общая биологическая картина мира, иначе говоря, в содержание включаются и теоретические и эмпирические знания.
Игровые методы многообразны, вариативны: материал может раскрываться как от общего к частному, так и от частного к общему.
Игровые формы динамичны, гибки. Из урока в урок формы могут оставаться, меняется лишь содержание. Даже в этом случае урок приобретает новый характер. Подача материала происходит ненавязчиво, в доброй эмоциональной среде.
В современном образовании уроки в зависимости от цели бывают:
урок усвоения;
урок усовершенствования ЗУН;
урок повторения, обобщения;
урок контроля и коррекции;
комбинированные уроки.
В зависимости от цели урока, ориентируясь на его содержание, на реальные возможности детей, подбираются методические игры. Они могут быть растянуты во времени или занимать лишь один этап урока. Игра может быть фронтальной, групповой или индивидуальной. Контроль как внутренний, так и внешний .
Подбирая и комбинируя методы можно добиться главной цели: вызвать интерес к теме, спровоцировать потребность работы с учебной литературой, направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. При таком подходе ребята начинают чётко понимать разницу понятий «оценка» и «отметка». Заработать отметку очень просто - это всего лишь цифра в журнале, а вот оценку надо заработать, она может быть устной, минутной, но очень дорогой, она влияет на самоуважение и самоутверждение. Доверие - один из самых мощных стимулов. Это влияет на результат игры.
В педагогике играм уделено большое внимание. Но чёткого места в системе урока не определено. Поэтому большое внимание на практике уделяется адаптации игровых моментов на различных этапах.
Выделяют следующие виды игр:
Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения.
Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое-через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия - форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться-доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть-сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Применение дидактических игр на уроках биологии
Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию - не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной нашей задачей.
Нельзя учащихся заставить задуматься, размышлять над тем или иным заданием, вопросом. При помощи игры мы увлекаем, а не принуждаем. Активность оказывает положительное влияние как на процессы мышления, запоминания, повышая данную способность и усиливая прочность запоминаемого. Этого можно достигнуть различными способами: показом опытов, организацией наблюдений разного типа, необычным рассказом и др.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ребенка самостоятельно учиться. Чем больше самостоятельности мы предоставляем учащимся в выполнении учебных задач, тем эффективнее будет учебный процесс. Это является серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.
При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Игра - одно из средств, которое содержит в себе реальные возможности осуществления этих направлений школы.
Игра, как и любое другое средство, становится образовательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них - это наше отношение к детям, которое меняется в лучшую сторону, и выражается при помощи игровых приемов. Мы должны сами активно участвовать в игре, а не быть сторонними наблюдателями.
Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. Но дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке.
Как показывают наблюдения, многие учителя имеют не вполне правильные установки относительно дидактической игры. В распоряжение учителя до сих пор поступает множество методических рекомендаций, в которых наряду с эффективными дидактическими играми предлагаются такие, которые лишь отвлекают учащихся и отнимают драгоценное время урока. Не случайно, по-видимому, даже в последних изданиях учебников по педагогике, а также методикам отдельных предметов, предназначенных для студентов нет описания дидактических игр.
На практике же неоднократно встречаются неловкость, неумение отдельных учителей при обращении их к дидактическим играм. Некоторые из них забывают при проведении игры о дидактической задаче, которую необходимо решить с ее помощью.
Именно в этом случае необоснованное включение в учебную деятельность игровых моментов снижает познавательную направленность обучения, приводит к подмене серьезного учебного труда пустой занимательностью. Проблему дидактической игры, таким образом, нельзя рассматривать в отрыве от направленности педагогического процесса. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо иметь явное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Из всего сказанного мы считаем: игровая деятельность должна занять прочное место в учебно-воспитательном процессе.
Что же такое дидактическая игра? Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально созданы педагогикой в целях обучения и восприятия детей, т.к. эти оба процесса неразрывно связаны.
Методики известных педагогов-новаторов взаимосвязывают учение и досуг ребенка. При всем их различии они подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс (не всегда и не везде это необходимо) познания через интерес. В настоящее время, без сомнения, образование должно быть развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим; оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, знания и эмоциональный мир ребенка. Поиск педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значимостью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры.
Игра как дидактическое средство, как деятельность ребенка, как путь детей к познанию мира в котором они живут, несомненно, сильно вторгается в область дидактики, но используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах. Это зависит от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности. Как удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей.
Перед современной школой стоит конкретная задача - научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.
Осмысление собственного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр, применяемых на уроке:
. Игры упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях. К играм-упражнениям относятся: разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и должно использовать в развитии познавательной активности учащихся.
С целью быстрого овладения учащимися материалом по систематике растений и животных мы предлагаем игру «Найди родственников». Вызванный ученик вытаскивает (или получает) карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик, подбирая ряд других представителей злаковых, дает общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному материалу темы мы ставим отметку.
При повторении пройденного материала, а также на повторительно-обобщающих уроках мы используем ботаническое и зоологическое лото. В 7-м классе занятие можно построить, например, так: ученик берет карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены четыре пустые клетки. Отдельно на маленьких карточках нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий учащийся выбирает те изображения, которые относятся к данному насекомому, и по рисункам рассказать о его биологических особенностях, значении в природе и народном хозяйстве.
Загадки, ребусы, головоломки используем очень часто на уроках биологии в V-VII классах. Работа с загадками, на наш взгляд, помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляем на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. При отгадывании загадки мы помогаем детям выделить в необходимой последовательности все заключенные в ней признаки, т.к. часто именно нарушение порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибкам.
Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед объяснением нового материала загадываем загадку:
Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете? (Пшеница)
Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы Сельскохозяйственное значение злаков.
Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: К какому семейству относятся эти растения? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении? Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать? Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.
Игры - упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды.
Кроссворд - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое - ответ основывается на трех - пяти словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.
Чаще всего мы используем кроссворды для развития терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. На следующем уроке их решаем по группам или индивидуально. Можно также предложить детям закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Например, по биологии в 6 классе после изучения темы Деление клетки задаем разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз митоза. Если кроссворд использовать на этапе закрепления, то к заданию добавляем: кто первый и без ошибок?
Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет, и в то же время заинтересовывает, дает возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество.
Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы.
Ребус - это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков. Мы постепенно знакомим с разными способами решения ребусов, с основными правилами составления и разгадывания ребусов - своего рода ребусной азбукой.
Пословицы, поговорки, а также приметы используем чаще всего при изучении сезонных изменений в жизни растений и животных. Даем задание дополнить пословицу, поговорку, примету или объяснить смысл, если их используем при выполнении домашнего задания. В эту же группу относятся игры, которые построены на самопроверке личных возможностей школьника. К ним мы относим: игры - тесты - вопросники, тесты - задачи, игры - предпочтительного выбора. Эти игры также развивают внимание; приучают детей ценить время, развивают глазомер, тренируют наблюдательность, творческие способности. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия. Цель данных игр и развивающая, и психотерапевтическая.
. Игры - путешествия проводим как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат в основном целям обобщения и закрепления учебного материала. Они также хорошо разнообразят работу с картой. Игры - путешествия строим по-разному, в том числе и на сказочной основе. Такая игра, позволяет отработать не только умение знать карту, но и читать ее. Развивается умение за сочетанием рисунков и знаков карты представить реальный мир. Познаются взаимосвязи различных явлений природы и деятельности человека, в том числе и таких, которые на карте не показаны, но обусловлены тем, что на ней изображено. Активизация учащихся в играх путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах поискового характера, ответах учащихся, в их личных переживаниях и суждениях. Примерами таких игр могут быть Путешествие по следам плодов и семян (6 класс); Путешествие по земному шару с красной книгой (6-7-й класс), при изучении как растений, так и животных; Путешествие на дно океана при обобщении темы Жизнь в морях и океанах (5-й класс).
Игры - путешествия усиливают впечатление, наблюдательность, обращают внимание детей на то, что находится рядом, не быть равнодушным к тому, что происходит в природе (воспитательный аспект). В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью. Их можно применять и на уроках изучения нового материала, по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Например, на уроках природоведения мы совершаем путешествие на действующий вулкан. При помощи технических средств можно усилить эффект записью извергающегося вулкана, изучаем его строение, состав магмы, лавы, прослеживаем разницу между этими понятиями.
. Сюжетно-ролевая игра является одной из форм обучения, обеспечивающей школьнику активную позицию в учебной деятельности. Такие игры отличаются от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются, а учащиеся играют определенные роли . В таких играх дети отражают различные стороны жизни (социальные переживания, экономические, сельскохозяйственные и т.д.), особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Отличительным признаком ролевой игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.
Приведем ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр.
. Определенные методические знания и умения помогут правильно провести дидактическую игру. Эти знания помогают применить наилучший вариант дидактической игры на том или ином этапе урока. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.
. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных.
. Атрибуты должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной. Ошибки должны быть исключены, т.к. это снижает интерес игры, авторитет учителя. Наглядность, применяемая в процессе дидактической игры, должна носить больше схематический характер, нежели изобразительный.
. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей; необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за игрой, арбитр делает выводы, дает оценку ходу событий, но не в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих - арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации и высказывает свои впечатления от увиденного. Лучше проводить дидактическую игру выразительно и эмоционально. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре, быть активным участником.
. Учитель, как ведущий игры, постоянно активизирует работу пассивных учащихся. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
. Учителю следует не допускать снижения интереса у детей к игре, субъективности в нечестности. Необходимо умело регулировать ход игры. Кроме этого, учитель, дополняя игру своими элементами, должен включить различные варианты геймов, разминок, дающие возможность проигрывающей команде подтянуться. Если не учитывать этих рекомендаций, то проигрывающая команда с большим отрывом теряет интерес к игре, а чаще всего отказывается от игры.
. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Во время игры старайтесь обеспечивать нормальный психолого-педагогический климат. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания. Тон лучше сохранять доброжелательным, лояльным.
. Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью, т.к. слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом.
. Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место.
Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения.
Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения.
. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах мы не проводим игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, законов, явлений, т.к. у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.
. Дидактические игры чаще применяем при углублении ранее полученного материала в 5-6-х классах, т.к. учащимся нравятся такие уроки, они с удовольствием включаются в игру.
. В старших классах дидактические игры применяются реже, т.к. изучение биологии происходит у учащихся более осознанно. Чаще используем сюжетно-ролевые игры, т.к. они содержат проф. ориентационную информацию. Для проведения таких игр требуется более тщательная подготовка как с нашей стороны, так и со стороны учеников. Учитывая эти особенности, мы используем их 1-2 раза в год.
. При объяснении нового учебного материала мы не увлекаемся большим количеством дидактических игр, т.к. образовательная значимость темы, ее научность, не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Очень часто именно они, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. При объяснении нового материала применяем игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период, и следовали бы логике этого или иного открытия.
. Мы не проводим дидактические игры длительные по времени, они утомляют учеников, т.к. требуют большой отдачи. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучении биологии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5-10 мин). Это могут быть анаграммы, монограммы, загадки, игры с сигнальными картами и т.д.
2.2. Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Педагогические обучающие, контролирующие, обобщающие игры имеют большие потенциальные возможности для биологического образования школьников. Для этого используются отдельные игровые элементы, приемы и развернутые игровые формы разной игровой методики.
Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.
Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний.
Так при изучении нового материала можно использовать сюжетную игру.
Урок – сказка по теме «Строение корня»
В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.
Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ну-ка думай, вспоминай,
Корню быстро помогай!»
Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2.
Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.
Задание 3.
В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.
Задание 4.
Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).
1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)
2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)
3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)
4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)
5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)
6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)
7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)
«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».
Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.
Другой формой проведения урока изучения нового материала может быть игра – путешествие. Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.
Урок на тему «Семейство розоцветные»
Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!
Станция первая «Загадкино»
Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.
В сенокос - горька, Царицей цветов я зовусь,
А в мороз – сладка. На вид я прекрасна, нежна.
Что за ягода? Но тронешь меня невзначай
(Рябина) Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела, Вкус у ягоды хорош,
Нежный запах источала. Но сорви ее поди-ка :
А когда пора настала, Куст в колючках будто еж,-
Разом сделалась она Вот и назван …
Вся от ягоды черна. (Ежевика)
(Черемуха)
Стоит дерево древанское: Кто любит меня,
На нем платье шемаханское, Тот и рад поклониться.
Когти дьявольские, А имя дола мне
Крылья ангельские. Родная землица.
(Шиповник) (Земляника)
Станция вторая «Исследовательская»
На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.
Станция третья «Внимание! Розыск»
Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фоторобату») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:
1. жизненная форма;
2. характер стебля;
3. листорасположение и особенности листьев;
4. особенности расположения цветков;
5. плод.
Составить общую характеристику для розоцветных.
Станция четвертая «Знайкино»
Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.
Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.
Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания знаний.
На уроках закрепления можно использовать дидактические спектакли. Так на уроке по теме «Происхождение птиц» была использована инсценировка «Путешествие во времени»
Сизый голубь, случайно залетев в машину времени, попал в доисторическую эпоху лес юрского периода.
Голубь. Что за фантастический лес, что за причудливые деревья!
Археоптерикс. Лес как лес: древовидные папоротники да хвощи. И чему тут удивляться.
Голубь. Ты кто?!
Археоптерикс. Я? Птица.
Голубь. Ты птица? Не смеши меня. Какая ты птица! Зубы, пальцы на крыльях…
Археоптерикс. Но крылья-то есть. И хвост…
Голубь. Крылья? Разве это крылья - тяжелые, коротенькие, а хвост – длинный, мясистый. Разве с этим полетаешь?
Археоптерикс. Ну, полетать может, и не полетаешь, но перелететь с дерева на дерево можно. Да и разве в полете дело?
Голубь. А в чем же. Что за птица без полета?!
Археоптерикс. Птеродактиль вон летает, не чета мне, но птицей не стал – ящер он и есть ящер. Самое главное перьевой покров. А перья у меня самые настоящие. Так что я птица – первоптица Археоптерикс.
Ребятам предлагается обсудить разговор голубя с археоптериксом. Выделить черты сходства и различия археоптерикса и птиц. Задача, поданная таким образом, вызывает интерес, приобретает эмоциональную окраску, активизирует мыслительные процессы.
Загадки, ребусы, головоломки используем очень часто на уроках биологии в V-VII классах. Работа с загадками, на наш взгляд, помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляем на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. При отгадывании загадки мы помогаем детям выделить в необходимой последовательности все заключенные в ней признаки, т.к. часто именно нарушение порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибкам.
Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед объяснением нового материала загадываем загадку:
Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете? (Пшеница)
Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы Сельскохозяйственное значение злаков.
Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: К какому семейству относятся эти растения? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении? Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать? Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.
Игры - упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды.
Кроссворд - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое - ответ основывается на трех - пяти словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.
На разных этапах уроков можно использовать разнообразные приемы, повышающие познавательный интерес. Приводим некоторые из них.
6 класс. Тема: «Биология – наука о живом». Этап актуализации знаний.
Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные. Составьте рассказ о том, что изучает наука биология, используя эти слова.
6 класс. Этап первичного закрепления знаний. Тема «Увеличительные приборы».
Строение микроскопа | ||||||||||
т | у | б | у | с | ||||||
с | т | о | л | и | к | |||||
ш | т | а | т | и | в | |||||
з | е | р | к | а | л | о | ||||
в | и | н | т | ы | ||||||
о | б | ъ | е | к | т | и | в | |||
о | к | у | л | я | р | |||||
а |
1. Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы. Покажите эти части на микроскопе.
Заключение
Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.
Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют. Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразит и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.
Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.
Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление, желательно, красочным и разнообразным. В то же время игра исполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы или выигрывание – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике. При этом они понимают, что эти знания носят не только теоретический, но и практический характер. Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения.
Список литературы.
1. Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.// Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.
2 .Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. 2007. № 1. С.35-38.
3.Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб-метод. пособие / И.С. Гринченко. – М.: ЦГА, 2002. 80 с.
4.Игры–обучение, тренинг, досуг… / под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. 368 с.
5.Конышева, Н.М. Игры в учебном процессе / Н.М. Конышева // Нач. школа. 1984. №5. С. 17-21.
6.Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: метод. пособие / А.С. Малыгина. – Саратов: Аквариус, 1998. 24 с.
7.Малыгина, А.С. Интеллектуальные игры – один из методов активизации познавательной деятельности учащихся / А.С. Малыгина // Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: учеб.-метод. разработки. – Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та. 1989. С. 126.
8.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива) / В. А. Сухомлинский / пер. с укр. Н. Дангуловой. – М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.
9.Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пидкасистого [и др.]. – М.: Педагогика, 1974. Т. 1. 584 с.
10.Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе изучения биологии / Г.Ф. Федорец // Биология в школе. 1984. № 3. С. 31-35.
11.Чудинова О.А. Веселые игры на серьезные темы // Биология в школе. 1998. №6. С. 72-74.
12.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. 240 с.
13.Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2003. 96 с.
14.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2 изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Игра как дидактическая категория……………………………………..
- Дидактическая игра как средство развития творческой и
познавательной активности школьников……………………………6
- Классификация дидактических игр…………………………………….12
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………………….
2.1. Применение дидактических игр на уроках биологии…………..18
2.2. Технология развития познавательной активности
учащихся на уроках биологии……………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………………………….40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет профессиональной переподготовки
Применение игровых технологий на уроках биологии
Выпускная работа
Работа допущена к защите Исполнитель:
«____»____________2013г Сафонова Наталья Анатольевна,
Работа защищена слушатель группы
«____»____________2013г «Педагогика, психология и
С оценкой «___________» методика преподавания
Председатель ГАК школьных дисциплин:биология»
______________________
Члены комиссии Научный руководитель:
1.____________________ Матвеева Алена Владимировна,
2.____________________ канд. пед. наук, доцент КРИПКиПРО
3.____________________
4.___________________
Кемерово 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»
Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....
Игры на уроках биологии в 7 классе
Использование элементов игры на уроках биологии в 7 классе ( для учащихся с ЗПР)...
Использование экологической игры на уроках биологии
Данный план работы покажет как использование игры дает возможность наиболее ярко запоминать материал и использовать его в практической деятельности....
Игры на уроках биологии
Статья о роли игровых моментов в процессе изучения биологии....
Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"
Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...
Игры на уроках биологии
Игра – одна из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, по...
Дидактические игры на уроках биологии
Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...