Игры на уроках биологии
статья (биология) на тему

Ходакова Ольга Викторовна

Статья о роли игровых моментов в процессе изучения биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah_biologii.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ходакова О.В.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2  города Зубцова», Тверской области

Игры на уроках биологии

Каждого человека всегда, где бы он не находился, окружают различные животные и растения. Биология достаточно сложный предмет, где изучают не только видовой состав флоры и фауны, но и большое количество понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету – является главной задачей современного учителя.

В настоящее время, главной проблемой школы является большая информационная загруженность и нежелание детей учиться. Но в процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, учащиеся способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности, развивает мыслительную деятельность учащихся, коммуникативность, прививает любовь к предмету. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ученика самостоятельно учиться.

Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.

Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.

В своей работе я использую несколько вариантов игровых моментов, которые выступают как составляющие урока, так и игровые уроки, посвящённые закреплению изученного материала. Вот некоторые примеры игровых моментов:

  1. Загадки

 Кто быстрее всех летает,
черной молнией мелькает,
ртом открытым на лету
ловко ловит мошкару?

  (Черный стриж.)

Хоть не птицы, а летают,
Ультразвуки издают,
В темноте людей пугают,
В спячку зимнюю впадают,
Насекомых истребляют
В дуплах днем они живут.
(Летучие мыши)

Близка опасность – он в клубок
И иглы выставляет,
А ночью с аппетитом он
Личинок поедает.
А с наступлением зимы,
При недостатке пищи
Впадает в спячку до весны –
Никто его не ищет.
(Еж).

Тело желтоватое, круглое в разрезе,
Острыми концами держатся в кишке,
Три губы имеют и раздельнополы,    Кто это такие? Назовите мне.
(Аскариды)

2. Игра “Ты – мне, я – тебе”.

На предыдущем  уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме , чтобы они отличались от вопросов параграфа.

Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.

Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.

Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.

Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).

3.«Семь бед - один ответ»

Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина (можно называть только отдельные слова)

4.Биологическая шарада.

Отыщите непрерывную ломаную линию, которая так обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь и никуда не заходя дважды, чтобы следуя за линией, можно было прочесть о значении жуков щелкунов.

Л

И

Ч

Ч

Н

Е

В

К

Н

И

О

И

С

О

В

И

Ж

У

Л

К

О

П

И

В

О

К

О

И

Т

Е

Л

Щ

Е

Л

В

О

И

Д

Е

Н

У

К

О

П

Н

Ы

Р

О

В

П

Р

А

С

Е

В

Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

Как повысить, развить интерес учащихся к изучению биологии ? Этот вопрос

волнует многих учителей, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по биологии  должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда у школьников возникнет желание изучать биологию и вне урока, узнавая все больше и больше. Я считаю, что разнообразный и интересный урок помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и даже повлиять на выбор профессии в будущем. Проведение различных игровых моментов  на уроке   (практические работы, уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции, зачеты, КВН) способствуют формированию творческой, самостоятельной личности учащихся.  Совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Кроме того учащиеся  приобретают широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой,  Интернетом, которые помогут им в дальнейшем, учась в ВУЗах или в других учебных заведениях.

Список использованных источников

1.  Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1996. №6. С.137-142.

2.  Конышева, Н.М. Игры в учебном процессе / Н.М. Конышева // Нач. школа. 1984. №5. С. 17-21.

3. Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: метод. пособие / А.С. Малыгина. – Саратов: Аквариус, 1998. 24 с

4. Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе изучения биологии / Г.Ф. Федорец // Биология в школе. 1984. № 3. С. 31-35..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»

Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....

Игры на уроках биологии в 7 классе

Использование элементов игры на уроках биологии в 7 классе ( для учащихся с ЗПР)...

Использование экологической игры на уроках биологии

Данный план работы покажет как использование игры дает возможность наиболее ярко запоминать материал и использовать его в практической деятельности....

Игра на уроках биологии

применение кроссвордов, ребусов, а также проведение урока-сказки, урока-путешествия...

Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"

Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...

Игры на уроках биологии

            Игра – одна  из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, по...

Дидактические игры на уроках биологии

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...