Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир растений" для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс)
Программа «Мир растений» ориентирована на обучающихся 6 класса, изучающих биологию в рамках ФГОС. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир растений" | 86.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №24
_______________Замковая Н.В.
Приказ № __________
от «____» ____________2017г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Мир растений»
6 класс
Составитель: Мецих Ольга Ивановна,
учитель биологии
высшей категории
2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Мир растений» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
Место курса «Мир растений»
в базисном учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса «Мир растений» в 6 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа за учебный год.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мир растений»
Личностные результаты:
- воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- знание и соблюдение правил поведения в природе;
- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания напрактике;
- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
- воспитание в учащихся любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам,
- осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем уметь совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих знаний и умений.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека, значения растительного разнообразия;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5.В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Ученик научится:
- основам исследовательской деятельности;
- прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
- приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
- аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
- взаимодействовать в группах;
- демонстрировать результаты своей работы;
- обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
- соблюдать правила поведения в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- моделировать экологическую ситуацию;
- находить необходимую информацию на различных носителях.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Мир растений» с указанием форм организации и видов деятельности
1. Введение (3 ч). Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и содержание курса. Методы изучения и проведения исследований в мире растений. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент.
2. Морфология растений (7 ч). Морфологические особенности изучаемого растения. Семена растений, какие они. Разнообразие корней. Какими бывают побеги. Почки-кто они? Эти замечательные листья. листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка и плодов. Легенды о цветах. Экскурсия.
3. Анатомия растений (3 ч). Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной клетки. Клеточное строение листа. Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа с живыми объектами.
4. Физиология растений (6 ч). Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений. Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия. Фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)
5. Систематика растений (5 ч). Чем занимается наука систематика? Крестоцветные и розоцветные – кто вы? Бобовые и Пасленовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные – кто вы? Загадки о растениях. Угадай растение.
6. Экология растений (3 ч). Экологические особенности произрастания растений. Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу.
7. Роль растения в природе и жизни человека (6 ч). Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Роль растения в жизни человека. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия. Растение в литературных и музыкальных произведениях.
8. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч). Подготовка презентации по материалам проекта. Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.). Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления).
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Морфология растений | 7 |
3 | Анатомия растений | 3 |
4 | Физиология растений | 6 |
5 | Систематика растений | 5 |
6 | Экология растений | 3 |
7 | Роль растений в природе и жизни человека | 3 |
8 | Оформление проекта и подготовка материалов к защите | 4 |
Всего: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Мир растений» в 6 «А» классе
№ п/п | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | |||
Введение (3 ч) | ||||
1 | Растения – наши соседи по планете. Экскурсия. | Знакомятся с целями, содержанием и задачами курса. Обобщают имеющиеся представления о мире растений, ботанике. Ведут фенологические наблюдениия, собирают материал для отчета по экскурсии. | ||
2 | Методы изучения и проведения исследований мира растений. | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «гипотеза», «эксперимент». Основные этапы и последовательность проведения исследования (выполнения проектной работы) в мире растений. Уясняют порядок определения цели и задач исследования, разработки плана исследования. | ||
3 | Составление отчета по экскурсии. | Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Составляют отчет по экскурсии. | ||
Морфология растений (7 ч) | ||||
4 | Морфологические особенности изучаемого растения. | Работа в группах. приобретают навыки работы с определителям флоры леса, парка. Ведут дневник фенологических наблюдений | ||
5 | Семена растений, какие они? | Работа в группах. Работа с образцами семян, изучают особенности их строения. Викторина «Узнай растение по его семенам» | ||
6 | Разнообразие корней растений | Углубляют знания по строению и многообразию корней. Рассматривают зоны корня. Работают с различными источниками. Делают сообщения о самых причудливых корнях растений. | ||
7 | Какими бывают побеги. Почки-кто они? | Расширяют знания о побегах растений и их видоизменениях. Значение побега, его рост и развитие. Почка - видоизмененный побег. Изучают расположение почек на стебле их строение. Составляют рассказ (сказку) о почках и побегах. | ||
8 | Эти замечательные листья | Работа в группах. Изучают структуру листа, жилкование. Используют гербарии, другие источники, определители. Викторина «О чем шепчут листья». | ||
9 | Зачем растениям цветы? | Работа в группах. Изучают строение цветка. Конкурс «Узнай цветок (соцветие) какого растения и его название по формуле цветка». Рассказывают легенды о цветах. Конкурс рисунков о цветах. | ||
10 | Плоды сухие и сочные | Расширяют знания о плодах растений. Объясняют значение плодов и их распространение. Рассказы, сказки и поговорки о плодах. | ||
Анатомия растений (3 ч) | ||||
11 | Внутреннее строение растений | Работа в группах. Объясняют правила работы с лабораторным оборудованием. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами. | ||
12 | Органоиды растительной клетки | Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами. | ||
13 | Органоиды растительной клетки | Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки. Работа в группах. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самрстоятельно, работают с живыми объектами. | ||
Физиология растений (6 ч) | ||||
14 | Особенности жизнедеятельности растений. | Объясняют как питаются растения, какие вещества необходимы для питания растений, как они передвигаются в растении. Биологическая викторина. | ||
15 | Как растения дышат | Объясняют процесс дыхания растений. Показывают на опыте особенности процесса дыхания растений. | ||
16 | Растения зеленые и не только. Фотосинтез | Значение хлоропластов, хромопластов и лейкопластов. Объясняют, почему цвет листьев и других частей растений в основном зеленый, почему цвет может быть другим и почему изменяется в процессе развития и созревания. Опыт обнаружения фотосинтеза (выделения кислорода растениями на свету, крахмальная проба. Знакомятся с rомнатными растеними для «северного» и «южного» окна. Практическая работа «Образование органических веществ на свету» | ||
17 | Тропизмы | Объясняют термин «тропизмы». Все тянется к солнцу. Обсуждают результаты эксперимента, объясняющий физическое проявление тропизма. | ||
18 | Как размножаются растения | Обсуждают способы размножения растений, многообразие способов. Обсуждают результаты эксперимента «Определение всхожести семян растений». Проведят работы по перевалке и пересадке комнатных растений. Готовят растворов для подкормки комнатных растений. Исследуют влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние и фитонцидную активность комнатных растений. Демонстрируют результаты вегетативного размножения комнатных растений по фотоснимкам. | ||
19 | Сезонные изменения в жизни растений. | Объясняют, как проявляются сезонные изменения растений. Гтовят к занятию поговорки, пословицы посвященные сезонным изменениям в жизни растений. Делают сообщения: «Все ли зимой и летом «одним цветом?» Обсуждают результаты фенологических наблюдений за жизнью растений ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) | ||
Систематика растений (5 ч) | ||||
20 | Чем занимается наука систематика? | Объясняют термин «Систематика растений», история появления этой науки, ее основоположники. Основные систематические группы растений. | ||
21 | Крестоцветные и розоцветные – кто вы? | Выделяют основные признаки семейств крестоцветных и розоцветных растений, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейств крестоцветных и розоцветных растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Крестоцветные и розоцветные – кто вы?» | ||
22 | Бобовые и Пасленовые – кто вы? | Выделяют основные признаки семейств Бобовые и Пасленовые, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейств Бобовые и Пасленовые растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Бобовые и Пасленовые – кто вы?» | ||
23 | Сложноцветные – кто вы? | Выделяют основные признаки семейства Сложноцветные, его систематическое положение. Изучают цветки семейства. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейства Сложноцветные растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Сложноцветные – кто вы?» | ||
24 | Злаковые и Лилейные – кто вы? | Выделяют основные признаки семейств Лилейные и злаковые, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейств Лилейные и злаковые растут в Московской области, в окрестностях п. Обухово и как человек использует эти растения. Викторина «Злаковые и Лилейные – кто вы?» | ||
Экология растений (3 ч) | ||||
25 | Экологические особенности произрастания растений. | Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения растений. | ||
26 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | Работают с Красной книгой по изучению флоры, разрабатывают рефераты и проекты на тему о мире растений. Экскурсия. Сбор материала об экологических проблемах нашей местности. Выполняют фенологические наблюдения за растениями-индикаторами, ведут дневник, готовят отчет об экологическом состоянии в п. Обухово и его окрестностях. | ||
27 | Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу. | Работают с Красной книгой по изучению флоры, разрабатывают рефераты и проекты на тему о мире растений. | ||
Роль растения в природе и жизни человека (3 ч) | ||||
28 | Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки в поиске информации из различных источников. Характеризуют абиотические, биотические и антропогенные факторы, их влияние на растения. | ||
29 | Роль растения в жизни человека. | Культурные растения. Выясняют какие культурные растения выращивают в Московской области, в окрестностях п. Обухово. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Ведут фенологические наблюдения в ходе экскурсии. Отрабатывают навыки в работе с различными источниками информации. | ||
30 | Растения в литературных и музыкальных произведениях. | Викторина “Эти замечательные растения”. Отрабатывают навыки в работе с различными источниками информации. | ||
Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч) | ||||
31 | Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) | Уясняют порядок оформления исследовательской (проектной) работы. Готовят титульный лист, содержание, текст, приложения. | ||
32 | Подготовка презентации по материалам проекта. | Уясняют виды материалов к презентации проекта. Разрабатывают компьютерную презентацию. | ||
33 | Защита проектов | Выполняют защиту разработанных проектов, рефератов | ||
34 | Защита проектов | Выполняют защиту разработанных проектов, рефератов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...