Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии 9 класс Линия Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9biologiya.docx | 103.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кушкинская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании ШМО Протокол №__от ______ Руководитель ШМО _______ Трушкова В. М. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Елисеева Е.К. «___»__________ 20 19 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Приказ от _______ № __ _______ Возжунина Н. С. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Биология»
Класс: ___9___
Рабочую программу составила Конакова Е. С.,
учитель биологии высшей категории
с.Кушки 2019г.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Особенности Рабочей программы
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – __68__ ч/год; _2_ч/неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).
Учебник _ Авторы : А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. ПасечнИК «Биология. 9 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018 г.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Основной образовательной программой школы и Учебным планом школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2017., 2018 г., 2019г.
В учебном плане МБОУ «Кушкинская ООШ» на 2019-2020 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 9 классе 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).
Методическое обеспечение:
Программа для общеобразовательных учреждений, «Биология. 5-9 классы» Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова. стр.114., М., «Дрофа» 2000 г.
Учебник Авторы : А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. ПасечнИК «Биология. 9 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018 г.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая тетрадь к учебнику Авторы : А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. ПасечнИК «Биология. 9 класс», ; Москва, «Дрофа, 2018 г.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Диагностические работы к учебнику Авторы : А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. ПасечнИК «Биология. 9 класс», ; Москва, «Дрофа, 2018 г Методическое пособие предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа»5-9 кл
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает следующие обязательные элементы:
- титульный лист;
- вводная часть (пояснительную записку);
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии класса;
- контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
- учебно-тематический план;
- содержание тем учебного курса;
- тематическое планирование
- календарно-тематический план
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Общая биология »
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
Для оценивания качества знаний учащихся (УУД), применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный контроль- входная контрольная работа на второй неделе в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.
Текущий контроль проводится по таким видам работ: устный опрос, биологические диктанты (проверка понятий и определений), дидактический карточки, тесты, контрольные работы (разноуровневые), творческие работы, выступления с сообщениями и рефератами, проектные работы, лабораторные и практические работы и зачеты.
Итоговый контроль: итоговые контрольные работы за год по всем темам ( или за полугодие) в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.
Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности, согласно которым они сгруппированы в разные наборы. В настоящей программе предлагаются тесты двух и трех уровней сложности: уровень А – низкий («3») , уровень В – высокий («4» и «5»). Каждый уровень содержит по два варианта.
Виды заданий в КИМах :
- Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
- Задания с выбором нескольких правильных ответов.
- Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями.
- Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.
- Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.
- Задания на выявление ошибок в тексте.
- Задания со свободным ответом.
- Задания в рисунках
Тестовые задания можно варьировать или заменять вопросы, корректировать их содержание в рамках учебного материала, с учетом особенностей учащихся.
Оценка тестовых заданий:
Предлагаемая система оценок для рабочей программы исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ за каждый вопрос из заданий А стоит один балл, из задний В –2- 3балла, Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.
Итоговая контрольная работа построена по аналогии с тестами ЕГЭ, содержит три части: А, В, С. Поэтому предусмотрены только два варианта. В зависимости от набранных баллов, выставляется оценка.
Содержание учебного предмета «Биология 9 класс»
Введение ( 3 часа )
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов )
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул органических соединений
Модель ДНК
Лабораторная работа № 1
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень ( 14 часов )
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Демонстрация
Моделей- апликаций : «Митоз», «Мейоз»
Лабораторная работа № 2
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Тестирование № 1 по теме: » Молекулярный уровень. Клеточный уровень .»
Раздел 3. Организменный уровень ( 13 часов )
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.
Демонстрация:
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа № 3
Выявление изменчивости у организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов )
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Демонстрация:
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторная работа № 4
Изучение морфологического критерия вида.
Лабораторная работа № 5
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Раздел 5. Экосистемный уровень ( 6 часов )
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов )
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модель-аппликация «Биосфера и человек»
Окаменелости и отпечатки древних организмов.
Лабораторная работа № 6
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Заключение (2 часа )
Тестирование № 2 по теме : » Основы обшей биологии.»
Контрольная работа №1 » Основы обшей биологии.»
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
1 | Введение | 3 | ||
2 | Раздел №1 Молекулярный уровень. | 10 | Л.р.№1 | |
3 | Раздел №2 Клеточный уровень | 14 | Л.р.№2 | |
4 | Раздел №3 Организменный уровень. | 13 | Л.р№.3 | |
5 | Раздел №4 Популяционно-видовой уровень | 8 | Л.р.№4,5 | |
6 | Раздел №5 Экосистемный уровень | 6 | ||
7 | Раздел №6 Биосферный уровень | 11 | Л.р.№6 | |
8 | Заключение | 2 | 1 | |
Итого: | 68 | 1 | 6 |
»
Календарно-тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ - Уроки «открытия» нового знания.
УОУР - Уроки отработки умения и рефлексии.
УСЗ - Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности).
УРК-Уроки развивающего контроля.
КУ – Комбинированный урок.
РК-Региональный компонент
№ п/п | Тема урока. \ тип урока \ региональное содержание | Количество часов | практическая часть программы;\ подготовка к ВПР, ГИА | Характеристика основных видов деятельности | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (3 часа ) | 3 | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Приводят примеры значения биологических знаний. Называют основные царства живых организмови уровни живого Дают определение термину Определяют понятия Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Характеризуют основные методы исследования в биологии. | |||||
1. | Биология-наука о живой природе. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §1 | |||
2 | Методы исследования в биологии. КУ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §2 | |||
3 | Сущность жизни и свойства живого. УРК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §3 | |||
Глава 1 Молекулярный уровень (10часов ) | 10 | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Отвечать на итоговые вопросы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами | |||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §4 | |||
5 | Углеводы. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §5 | |||
6 | Липиды. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §6 | |||
7 | Состав и строение белков. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | 7 | |||
8 | Функции белков. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §8 | |||
9 | Нуклеиновые кислоты. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА | заданияр. т.к § и §9 | |||
10 | АТФ и другие органические соединения клетки КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §10 | |||
11 | Биологические катализаторы . УОУР | 1 | Лабораторная работа № 1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. | задания в р.т.к § и §11 | |||
12 | Вирусы. КУ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §12 | |||
13 | Обобщающий урок УСЗ УРК РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §1-12 | |||
Глава 2 Клеточный уровень (14 часов ) | 14 | Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать основные части клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке. Объяснять функции отдельных органоидов. Определять понятие «обмен веществ»«ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии.. Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом. Определять понятие «клеточное дыхание».Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Давать определение понятия «митоз». Давать определение понятия «клеточный цикл».стадии клеточного цикла. | |||||
14 | Клеточный уровень: общая характеристика. УОНЗ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 2 Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом. | задания в р.т.к § и §13 | |||
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана . КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §14 | |||
16 | Ядро. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §15 | |||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи . Лизосомы. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §16 | |||
18 | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения . КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §17 | |||
19 | Обобщающий урок УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §13-17 | |||
20 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §18 | |||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §19 | |||
22 | Энергетический обмен в клетке. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §20 | |||
23 | Фотосинтез и хемосинтез. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §21 | |||
24 | Автотрофы и гетеротрофы. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §22 | |||
25 | Синтез белков в клетке. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §23 | |||
26 | Деление клетки. Митоз. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §24 | |||
27 | Обобщающий урок по теме УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §18-24 | |||
28 | Тестирование № 1 по теме: » Молекулярный уровень. Клеточный уровень .» УРК | 1 | Тестирование № 1 по теме: » Молекулярный уровень. Клеточный уровень .» | задания в р.т.к § и §записи | |||
Глава 3 Организменный уровень | 13 | Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Характеризовать значение полового и бесполого Давать определение понятия «онтогенез», признаки двух периодов онтогенеза. Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона.. Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». биологическую роль мейоза. Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследствен-ности и изменчивости. Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов. Давать определение понятия «ген». «генотип» и «фенотип». Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Давать определение понятия «мутаген.Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Значение селекции и биотехнологии в жизни людей. Отвечать на итоговые вопросы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы | |||||
29 | Размножение организмов. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §25 | |||
30 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §26 | |||
31 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон . КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §27 | |||
32 | Обобщающий урок УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §25-27 | |||
33 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §28 | |||
34 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание . КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §29 | |||
35 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков . КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §30 | |||
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §31 | |||
37 | Обобщающий урок УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §28-31 | |||
38 | .Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость . Норма реакции. УОНЗ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 3 Выявление изменчивости у организмов | задания в р.т.к § и §32 | |||
39 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость . КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §33 | |||
40 | Основные методы селекции растений , животных и микроорганизмов. КУ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §34 | |||
41 | Обобщающий урок-семинар УСЗ УРК | 1 | задания в р.т.к § и §записи | ||||
Раздел 4 Популяционно видовой уровень ( 8 часов ) | 8 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды,действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений. Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника. | ||||
42 | Популяционно-видовой уровень : общая характеристика УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §35 | |||
43 | Экологические факторы и условия среды КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §36 | |||
44 | Происхождение видов Развитие КУ эволюционных представлений КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §37 | |||
45 | Популяция как элементарная единица эволюции УОУР | 1 | Лабораторная работа № 4 Изучение морфологического критерия вида. | задания в р.т.к § и §38 | |||
46 | Борьба за существование и естественный отбор УОУР РК | 1 | Лабораторная работа № 5 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. | задания в р.т.к § и §39 | |||
47 | Видообразование КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §40 | |||
48 | Макроэволюция КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §41 | |||
49 | Обобщающий урок-семинар УСЗ УРК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § | |||
Раздел 5 Экосистемный уровень ( 6 часов ) | 6 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. .. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа». Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе. Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника | ||||
50 | Сообщество , экосистема ,биогеоценоз УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §42 | |||
51 | Состав и структура сообщества. КУ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §43 | |||
52 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме КУ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §44 | |||
53 | Потоки вещества и энергии в экосистеме КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §45 | |||
54 | Саморазвитие экосистемы Экологическая сукцессия КУ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §46 | |||
55 | Обобщающий урок-экскурсия УСЗ УРК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § | |||
Раздел 6 Биосферный уровень (11 часов) | 11 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обсуждать процессы смены экосистем на примерах природы родного края. Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Описывать особенности экосистемы своей местности. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе. Находить вИнтернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.. Обсуждать проблемные вопросы по материалам курса биологии 9 класса. | ||||
56 | Биосфера Средообразующая деятельность организмов УОНЗ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §47 | |||
57 | Круговорот веществ в биосфере КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §48 | |||
58 | Эволюция биосферы КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §49 | |||
59 | Гипотезы возникновения жизни. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §50 | |||
60 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы УОУР | 1 | Лабораторная работа № 6 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | задания в р.т.к § и §51 | |||
61 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §52 | |||
62 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §53 | |||
63 | Обобщающий урок-экскурсия УСЗ РК | 1 | задания в р.т.к § и § | ||||
64 | Антропогенное воздействие на биосферу. УОНЗ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §54 | |||
65 | Основы рационального природопользования. КУ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §55 | |||
66 | Обобщающий урок –конференция. УСЗ РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § | |||
Заключение ( 2 часа ) | 2 | ||||||
67 | Тестирование № 2 по теме : » Основы обшей биологии.» УРК | 1 | Тестирование № 2 по теме : » Основы обшей биологии.» | задания в р.т.к § и § | |||
68 | Контрольная работа №1 » Основы обшей биологии.»УК | 1 | Контрольная работа №1 » Основы обшей биологии.» | задания в р.т.к § и § |
Основные понятия и термины курса.
* Австралопитек
Автогамия
* Автополиплоидия
* Автотроф
Агглютинация
* Агроценоз
* Адаптация
* Аденин
* Аденозин
АДФ
* Азотобактерии
Азотофиксация
Акклиматизация
Аккомодация
Аккумуляция
* Аксон
* Акцептор
* Аллель
* Альбинизм
* Альвеола
* Альгология
Аминокислота
Амитоз
Амниота
* Анабиоз
* Анаболизм
* Анализатор
Аналогия
Анатомия
* Анаэроб
Анемия
Антагонист
* Антеридий
Антибиотик
* Антиген
Антикодон
Антропоген
* Антропогенез
* Антропология
* Аппарат Гольджи
* Ареал
Архегоний
* Ассимиляция
* Атавизм
Атрофия
* АТФ
* Аутбридинг
* Аутосома
Ахроматин
* Аэроб
Аэробионт
Бактериология
* Бактериофаг
Бацилла
* Белок
Бентос
Бивалент
* Биогенез
* Биогеоценоз
Биоиндикатор
Биолокация
Биолюминесценция
Биом
* Биомасса
* Биополимеры
* Биосинтез
* Биотоп
* Биоценоз
* Бластомеры
* Бластопор
* Бластоцель
* Бластула
Бриология
* Вакуоль
Вакцина
Вегетация
* Венчик
* Вирус
* Вирусология
Витализм
* Витамин
Вторичноротые
* Гамета
Гаметангий
* Гаметогенез
Гаметогония
Гаметофит
Гаметоцит
Гаплоид
Гастроцель
* Гаструла
Гаструляция
Гельминтоз
Гельминтология
* Гемоглобин
Гемолимфа
* Гемофилия
Гемоцит
* Ген
Генерация
* Генетика
* Геном
* Генотип
* Генофонд
Геофит
Гербицид
Гермафродитизм
Герпетология
Гетерогамия
Гетерогенез
Гетерозигота
Гетерозис
* Гетеротроф
Гиалоплазма
Гигрофил
Гигрофит
Гигрофоб
Гидробионт
Гидрофил
Гидрофит
Гидрофоб
Гинецей
Гипертрофия
Гиподерма
Гиподинамия
* Гипотония
* Гистология
* Гиф
Гликокаликс
* Гликолиз
* Гомеостаз
* Гомогамия
* Гомозигота
Гомойотерм
Гомология
* Гормон
Гуанин
* Дальтонизм
* Двудомность
* Дегенерация
Дезоксирибоза
* Демэкология
Дерма
* Деструктор
Диакинез
* Дивергенция
Диплоид
* Диссимиляция
Дифференциация
* Доминант
Донор
Дрейф генов
* Дупликация
Железа экзокринная
Железа эндокринная
*Завязь
Закон биогенетический
Закон биогенной миграции атомов В.И. Вернадского
Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова
Закон единообразия гибридов первого поколения
*Закон зародышевого сходства
Закон независимого комбинирования признаков
Закон расщепления гибридов второго поколения
Закон чистоты гамет Г. Менделя
Замор
Заросток
*Зигота
*Зооспора
Зоохор
*Идиоадаптация
Изоляция
*Изомеразы
*Имаго
Иммиграция
*Иммунитет
Имплантация
*Инбридинг
*Ингибитор
Инкубация
Инсайт
Интеграция
*Интерфаза
Интерферон
Интоксикация
Интродукция
Информосома
*Ихтиология
Кадастр
*Камбий
Каннибализм
Канцероген
Капилляр
Капсула
*Кариотип
Каротиноиды
*Катаболизм
Катагенез
*Каталаза
*Катализатор
Кифоз
*Коадаптация
*Коацерваты
Колленхима
*Комменсализм
*Конвергенция
*Консумент
*Конъюгация
Копрофаг
*Кофермент
Креационизм
Криофил
Криофит
*Кроссинговер
Ксантофиллы
Ксерофил
*Ксерофит
*Ксилема
*Кутикула
Латентный период
Латеральный
*Лейкопласты
*Лейкоциты
Летальный
Летаргия
*Лигаза
Лигнин
*Лизосома
*Лимфа
Лимфоцит
Липид
Локус
Макронуклеус
Макроспора
Макроспорангий
*Макрофаг
Макрофит
*Макроэволюция
Медиатор
Междоузлие
Межклетник
Мезенхима
Мезоглея
*Мезодерма
Мезотелий
Мезофилл
Мезофит
*Мейоз
Меланизм
*Метаболизм
*Метаморфоз
*Метафаза
Механорецептор
*Микология
*Микориза
*Микробиология
Микронуклеус
Микроспора
Микрофаг
Микрофил
Микрофлора
Микроэфолюция
*Мимикрия
Миоцен
*Митоз
*Митохондрия
*Мицелий
*Многодомность
Модификация
Моногамия
Монокарпия
*Мутаген
*Мутагенез
*Мутация
Мутуализм
*Нейрула
Некрофаг
Неолит
Неофит
Нерест
Нимфа
Нить ахроматиновая
Нуклеазы
*Нуклеотид
Овуляция
*Однодомность
*Околоплодник
*Околоцветник
*Онтогенез
Оогамия
Оогенез
Оогоний
*Органелла
*Органогенез
*Органоид
*Орнитология
Осморегуляция
Палеолит
Палеонтология
Параллелизм
Паренхима
*Партеногенез
Пелликула
Перисперм
*Пестик
*Пестицид
*Пигменты
*Пиноцитоз
*Пирамида экологическая
*Плазма
*Пластида
*Плацента
Плодолистик
*Побег
Подвид
Пойкилотерм
Полигамия
*Полимерия
Полиморфизм
*Полиплоидия
Полярность
Популяция
Почкование
Правило Э. Чаргаффа
Прививка
Привой
Принцип Харди - Вайнберга
*Продуцент
*Прокариоты
*Протеид
Протеин
*Протоплазма
*Протопласт
*Профаза
*Пыльник
Радиация адаптивная
Развитие параллельное
*Развитие прямое
*Размножение бесполое
*Размножение вегетативное
*Размножение половое
*Регенерация
Регресс биологический
*Редукция
*Редупликация
*Редуцент
Резистентность
Резус – фактор
Рекомбинация
Реликт
*Репродукция
*Рефлекс
*Рецептор
*Рецессивность
*Рибоза
*Рибосома
*Ризоиды
Ризосфера
*РНК
*Рудимент
*Рыльце (пестика)
Сапробионт
Сапротроф
Сапрофаг
Сапрофит
Свертывание крови
Секреция
*Селекция
*Семядоли
*Семяпочка
*Сеть эндоплазматическая
*Симбиоз
Симметрия билатеральная
Симметрия лучистая
Синантроп
*Синапс
Синус
Синэкология
Склеренхима
*Слепота куриная
*Соцветие
*Сперма
*Спермагенез
Сперматофор
Сперматоцит
Спермий
*Спорангий
*Спорофилл
Спорофит
*Стебель
Стигма
Строма
*Субстрат
Суккулент
*Сукцессия
Сцепление генов
Сыворотка
*Таксис
*Таксон
Телобласты
*Телофаза
Термопериодизм
*Терморегуляция
Терморецептор
Терофит
Термофил
*Тимин
Ткань
Токсикоз
Трансдукция
*Транскрипция
*Трансляция
Транспирация
Трансфераза
Трансформация
Трансформизм
*Тромбоцит
Тропизм
Тургор
*Тычинка
Фагоцит
*Фагоцитоз
ФАД
Фанерофит
Фауна
*Фенотип
*Фермент
Феромоны
Фибриллы
*Физиология
*Филогенез
Фитогормон
*Фитонцид
Фитофаг
Флора
*Флоэма
Фотопериодизм
Фоторецепторы
*Фотосинтез
Фототроф
Фотофил
Фотофоб
Хамефит
Хеморецептор
*Хемосинтез
Хемотроф
*Хлоропласт
*Хророфилл
*Хроматида
*Хроматофор
*Хромопласт
Хромосома
*Цветоложе
*Цветоножка
Цветонос
*Целлюлоза
*Целом
Ценоз
*Центриоль
Центромера
Цикл Кребса
Циста
Цитозин
*Цитокинез
*Цитология
*Цитоплазма
Черенкование
Шизогония
Шизонт
Штамб
Штамм
Щиток
*Эволюция
*Экология
*Экосистема
Экотоп
Экскременты
Эктодерма
Эктопаразит
*Эмаль
*Эмбриогенез
*Эмбрион
*Эндемик
Эндодерма
Эндопаразит
Эндоплазма
*Эндосперм
*Энтодерма
*Эпидермис
*Эпителий
*Яйцеклетка
Ярус
Темы проектов, темы творческих работ
Темы исследовательских проектов по экологии
Темы проектов учащихся по экологии:
Автомагистраль, снег, растения и почва.
Автомобиль - источник химического загрязнения атмосферы.
Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
Азбука правильного питания
Азот как необходимый биогенный элемент.
Аквариум - замкнутая экосистема.
Аквариум - искусственная экосистема в доме
Амфибии в мониторинге окружающей среды.
Анализ качества воды и состояние водозаборных сооружений города.
Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях.
Анализ питьевой воды в городе и влияние на здоровье.
Анализ природных источников в районе
Анализ характера питания семьи.
Антропогенное влияние на жизнедеятельность пчел на территории.
Антропогенное влияние на степные экосистемы.
Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни.
Атомная энергетика — плюсы и минусы
Бездомные собаки в городе.
Бездомные собаки в городской среде и опасность для здоровья человека.
Бездомные собаки как элемент экологической среды мегаполиса.
Биоиндикационные исследования районов с разной степенью загрязненности атмосферы.
Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
Биоиндикация загрязнения окружающей среды по комплексу признаков ели обыкновенной.
Биоиндикация почв
Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.
Бытовые отходы и проблемы их утилизации (конкретный пример).
Видеоэкология долины реки (конкретный пример).
Видовой состав и численность водоплавающих и околоводных птиц в осенний миграционный период в устье реки (пруду)
Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.
Влияет ли угольная пыль на растения степной экосистемы?
Влияние азотных удобрений на формирование биомассы мяты.
Влияние антропогенного фактора на экосистему луга.
Влияние внешних факторов на проращивание семян (на примере семян цветов).
Влияние выхлопных газов на растения в нашем районе.
Влияние городской среды на состояние растений (на примере изучения показателей роста и развития побегов сирени).
Влияние железнодорожного транспорта на здоровье человека (на конкретных примерах).
Влияние зеленых насаждений пришкольного участка на состояние воздуха.
Влияние излучения сотового телефона на мальков гуппи.
Влияние изменения климата на живую природу
Влияние ионизирующих излучений на живые организмы.
Влияние компьютерной зависимости на успеваемость обучающихся конкретных классов.
Влияние мобильных телефонов на организм человека.
Темы исследовательских работ по экологии
Темы проектных работ учащихся по экологии:
Влияние моющих средств на организм человека
Влияние на здоровье психоэмоционального состояния и социальных условий жизни.
Влияние на здоровье человека нитратов и нитритов, содержащихся в продуктах питания.
Влияние пищевых добавок на здоровье школьников.
Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения в осенний период.
Влияние противогололедных реагентов на растительность.
Влияние радиации на здоровье человека.
Влияние различных видов обработки почвы на её агрономические свойства.
Влияние рекламы на психику подростков
Влияние сотового телефона на здоровье подростка.
Влияние сотовой связи на организм человека
Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс.
Влияние степени загрязнения окружающей среды на физиологические показатели некоторых древесных пород.
Влияние степени озеленения классной комнаты на состояние здоровье учащихся начальных классов.
Влияние стресса на человеческий организм.
Влияние транспорта на экологию и здоровье
Влияние тяжелых металлов на живые организмы.
Влияние условий окружающей среды на процесс фотосинтеза.
Влияние фитонцидов на окружающую среду в условиях школы.
Влияние экологических факторов на распределение и рост лишайников в окрестностях школы.
Влияние экологических факторов на популяции бабочек.
Влияние экологических факторов на разнообразие птиц Влияние экологических факторов на рост растений.
Влияние экологических факторов на флору и фауну.
Влияние экологических факторов среды на здоровье обучающихся нашей школы.
Влияние экстремальных экологических условий на состояние рыб в реке.
Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и здоровье человека.
Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду.
Возможность развития экологического туризма в нашем городе.
Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки.
Все ли йогурты полезны?
Выяснение загрязненности электромагнитным смогом среды обитания человека.
Газированная вода — вред или польза.
Газировка: сладкая отрава или спасение от жажды?
ГМО — панацея или бич божий?
ГМО: великое достижение прогресса или вред?
ГМО: пища будущего или риск для здоровья?
Деревья-пылеуловители, их значение в оздоровлении окружающей среды в городе.
Динамика орнитофауны некоторых участков лесов на территории Свердловской области (конкретный участок) и воздействием антропогенной нагрузки.
Динамика численности и биомассы дождевого червя (Limbricus terrestris) в естественных и антропогенных экосистемах (на примере пригородной зоны города Екатеринбурга или городов области).
Динамика экологического состояния парка отдыха.
Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
Домашняя пыль и ее влияние на организм человека.
Жизнь пластиковой бутылки
Зависимость заболеваемости школьников ОРВИ и гриппом от содержания в пищевом рационе аскорбиновой кислоты (витамин С).
Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.
Загрязнение воздушной среды
Загрязнение и охрана окружающей среды на предприятиях газовой отрасли.
Загрязнение окружающей среды и состояние хвойных растений.
Загрязнение окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды: географический и математический аспект.
Здоровый образ жизни как социальная проблема.
Здоровье реки — здоровье человека.
Зеленый наряд моей улицы.
Значение соли в жизни человека и окружающей среде.
Из отходов в доходы. Анализ мирового опыта переработки отходов и вторичного сырья.
Измерение содержания углекислого газа в классном помещении и определение оптимальных условий для проветривания.
Изучение антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути оздоровления пришкольной территории.
Изучение влияния школьной мебели на состояние здоровья школьника.
Изучение влияния электрических и магнитных полей на рост и развитие цветковых растений.
Изучение домашнего рациона питания обучающихся с целью выявления в нем генетически модифицированных ингредиентов.
Изучение домашнего рациона питания обучающихся с целью выявления вредных пищевых добавок.
Изучение природной и питьевой воды в городе.
Изучение проблемы загрязнения бытовыми отходами городской среды.
Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова.
Изучение свойств природного минерала шунгита для улучшения качеств питьевой воды в домашних условиях.
Изучение фитонцидных свойств зеленых растений города (поселка)
Изучение экологического состояния реки
Изучение экологического состояния реки или озёра.
Изучение экологического состояния родников и прилежащей к ним территории (на конкретном примере).
Изучение экологического состояния родников нашего поселка.
Изучение экологического состояния родникового источника.
Изучения воздействия автомобильной дороги на экологическую безопасность на примере конкретного района.
Индикация загрязнения окружающей среды
Индикация загрязнения окружающей среды по качеству пыльцы плодовых деревьев и томатов.
Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов.
Использование лишайников для определения уровня загрязнения воздушной среды.
Исследование влияния визуальной среды на здоровье человека в городе.
Исследование влияния токсичности бытовых веществ на живые организмы.
Исследование воды озёр района.
Исследование демографической ситуации в городе, поселке (конкретный пример).
Исследование освещенности аудиторных помещений школы.
Исследование экологической среды жилого помещения (на конкретном примере).
Как выжить памятнику в городе (конкретный пример).
Комплексное обследование экологического состояния улицы.
Ландшафтный дизайн территории школы.
Лес просит о помощи!
Лесные пожары. Экологические изменения среды.
Липа как биоиндикатор загрязнения окружающей среды.
Методы исследования экологического состояния реки и использование его в оценке антропогенного воздействия.
Мобильный телефон: "за" и "против" (на примере обучающихся нашей школы).
Мой взгляд на проблему бездомных животных в городе и способы её решения.
Мониторинг источников питьевой воды нецентрализованного водоснабжения
Мониторинг качества водопроводной воды в городе.
Моя квартира как экологическая среда
Наличие вредных и запрещенных пищевых добавок в некоторых продуктах питания.
Нанотехнологии. Экологическое будущее
Нарушение пищевого поведения человека под влиянием социально-психологических факторов.
Несанкционированный выброс бытовых отходов.
Нефтяное загрязнение Мирового океана
Нитраты в овощной продукции (на конкретных примерах).
Обустройство родников и прилегающей к ним территории (на конкретном примере).
Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale Wigg) как индикатор загрязнения окружающей среды.
Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции.
Определение экологических характеристик лугов по растительному покрову (конкретные примеры).
Отходы — источник загрязнения и место жительства живых организмов.
Оценка воздействия шума самолета на территории, расположенной рядом с аэропортом.
Оценка интенсивности транспортного потока и его воздействия на состояние атмосферного воздуха в определенном районе города и области.
Оценка рекреационной ёмкости лесопарка или заповедной территории (конкретный участок).
Оценка состояния зеленых насаждений и влияние на здоровье человека (конкретный пример).
Оценка состояния экосистемы озера или реки.
Пестициды — необходимость или вред?
Пищевые добавки
Пищевые добавки "за" и "против".
Пищевые добавки в продуктах питания.
Пищевые добавки категории Е и их влияние на здоровье человека.
Правильное ведение домашнего хозяйства (конкретный пример).
Практические аспекты взаимодействия между людьми и птицами в городе (поселке).
Применение микроудобрения как эффективные способ утилизации бытовых отходов (на конкретном участке).
Проблема современности «Туберкулез - граница между жизнью и смертью».
Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности.
Проблемы природных экосистем окрестностей посёлка.
Продукты, которые вас убивают
Социально-психологические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье школьников.
Сравнение очищающей способности речной экосистемы реки (конкретный пример).
Сравнительный анализ биологических методов оценки качества воздуха с помощью лишайника.
Сравнительный анализ качества воды в реке и ее притоках.
Сравнительный анализ комнатных растений учебных кабинетов как фактор улучшения микроклимата закрытых помещений.
Старение населения области (района) как экологическая проблема.
Тайна воды, которую мы пьем.
Тайное становится явным, или Яды вокруг нас.
Так ли безопасна химия на кухне
Твердые бытовые отходы: экологические проблемы и возможные пути их решения.
Токсины в быту
Тяжелые металлы вокруг нас — миф или реальность?
Утилизация отходов – проблема XXI века.
Учет зимующих птиц: экологический аспект
Факторы, влияющие на работоспособность и утомление в учебном процессе в нашей школе.
Фауна дневных чешуекрылых в районе, городе, поселке.
Фитоиндикация как метод экологической оценки среды.
Чем опасны тележки в супермаркете?
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: хрустеть или не хрустеть?
Что нужно знать о пищевых добавках.
Что полезнее: фрукты или соки?
Экологическая катастрофа
Экологическая характеристика водоёмов и влияние на здоровье (конкретный пример).
Экологическая характеристика классной комнаты.
Экологически грамотный потребитель.
Экологические проблемы моего села.
Экологические проблемы человечества
Экологический мониторинг состояния зеленых древесных насаждений старого парка.
Экологический мониторинг состояния почвы.
Экологический мониторинг условий обучения учащихся.
Экологический мониторинг школьного мела.
Экологический паспорт лесопарка (конкретный пример).
Экологический паспорт помещения школы
Экологический потенциал метода рисунков объектов живой природы районов города.
Экологический потенциал метода фотографирования объектов живой природы районов города.
Экологическое исследования парка.
Экологическое состояние кабинета биологии.
Экологическое состояние пруда
Экологическое состояние родников
Экология деревни: вчера, сегодня, завтра.
Экология домашнего аквариума
Экология и здоровье человека.
Экология картофеля
Экология малой родины
Экология области
Экология человека
Экология Чернобыля.
Эколого-генетическое изучение питьевой воды естественного источника.
Эколого-географические особенности жизни бобров.
Эколого-географические последствия строительства ГЭС.
Эколого-географические проблемы реки
Экомаршрут по родному краю
Экономические выгоды вторичной переработки отходов.
Экономия минеральных удобрений за счет фиксации азота воздуха бобовыми культурами.
Темы проектов по генетике
Темы исследовательских работ для учащихся по генетике:
Анализ генома человека на разных уровнях его организации.
Будут ли расшифрованы генетические основы разума?
Влияние генов на предрасположенность к артериальной гипертонии.
Вредные и полезные мутации
Выявление причин отрицательно влияющих на генотип человека.
Г. Мендель и его вклад в развитие генетики.
Генетика и человек.
Генетика: современный подход.
Генетические особенности индивидуального развития.
Генетический фонд нации
Генотипическая обусловленность интеллекта и составляющих психофизиологических параметров.
Генотип-средовое соотношение в формировании некоторых признаков человека.
Изучение признака наследования в моей семье используя генеалогический метод.
Искусственные органы - проблема и перспективы.
Исследование проблем морфологического строения учеников школы.
Классические генетические эксперименты.
Клонирование животных. Проблемы и перспективы.
Методы генетических исследований человека.
Мигрирующий геном - что это такое?
Мир нанотехнологий - возможности применения в биологии и медицине.
Мукополисахаридозы.
Мутагены, канцерогены, аллергены, антимутагены.
Наследование признака дальтонизма в генотипе человека?
Наследственные болезни.
Наследственные заболевания. Классификация.
Научные и этические проблемы клонирования.
Окружающая среда, факторы биотической и абиотической природы, влияющие на генотип человека.
Откуда мы? (к проблеме возникновения жизни)
Последствия влияния факторов окружающей среды на генотип человека.
Почему мы не похожи друг на друга? (иммунологические аспекты)
Протеомика, геномика, метаболомика - новые направления в биологии.
Русская школа генетики.
Современные взгляды на природу старения.
Создание и разработка новых сортов растений.
Сравнительный анализ состояния окружающей среды и частоты рождения детей с врожденной и наследственно обусловленной патологией.
Становление и развитие генетики.
Человек и окружающая среда - итоги эволюции человеческого общества на сегодняшний день.
Эволюция человека - возможные результаты. Темы исследовательских работ по микробиологии
Темы проектов для учащихся по микробиологии:
Аллергия - что это такое?
Антибиотики, классификация
Биологические маячки - механизмы свечения у животных.
Биотехнология - надежды и свершения.
Биохимическая активность бактерий
Виды иммунитета
Вирус СПИД и человек - динамика борьбы.
Влияние различных степеней рН на видовой состав организмов в водоеме.
Движения у растений.
Дезинфекция, виды, цели
Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.
Исследование особенностей кожи лица.
Исследование электропроводности различных сред.
Классификация дезинфектантов.
Классификация оборудования микробиологической лаборатории.
Микробиологический мониторинг в лечебно-профилактических учреждениях.
Микробы - «друзья» или «враги»?
Микроэлементы - характеристика и биологическая роль.
Мир нанотехнологий - возможности применения в биологии и медицине.
Нарушение физико-химических свойств клетки при инфицировании организма вирусом ВИЧ.
Нарушение функций органов зрения и их профилактика
Новые вакцины - надежды и свершения.
Новые методы исследования живых систем .
Они рядом с нами - редкие и исчезающие животные (растения).
Паразитизм - особенности взаимоотношения живых организмов.
Пептиды - уникальные биологически-активные соединения.
Темы проектов по микробиологии (продолжение)
Темы исследовательских работ для учащихся по микробиологии:
По следам открытий - в микромире.
Правила работы и техника безопасности в микробиологической лаборатории.
Прионы - новые возбудители болезней.
Проблема регуляции в живых системах.
Проблемы биоразнообразия - современные аспекты.
Проверка качества продуктов питания микробиологическим методом
Растворимость веществ (биологический материал)
Реакция организма человека на фармацевтические средства, используемые в современной стоматологии.
Роль катализа в живых системах.
Роль рекламы пива в жизни подростка.
Снежный покров, как предмет исследования.
Современные методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.
Создание экологического паспорта школы
Уровни организации живых систем.
Физиология и особенности метаболизма бактерий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...