Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК линии Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7biologiya.docx | 100.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кушкинская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании ШМО Протокол №__от ______ Руководитель ШМО _______ Трушкова В. М. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Елисеева Е.К. «___»__________ 20 19 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Приказ от _______ № __ ______ Возжунина Н. С. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Биология»
Класс: ___7___
Рабочую программу составила Конакова Е. С.,
учитель биологии высшей категории
с.Кушки 2019г.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Особенности Рабочей программы
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – __34__ ч/год; _1_ч/неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).
Учебник _ Авторы :В. В. Латюшин, В. А. Шапкин Биология. 7 класс Животные, учебник для общеобразовательныхорганизаций; предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2019г Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Основной образовательной программой школы и Учебным планом школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология.5-9классы авторы В.В. Пасечник,В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2017., 2018 г., 2019г.
В учебном плане МБОУ «Кушкинская ООШ» на 2019-2020 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 6 классе 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Методическое обеспечение:
Программа для общеобразовательных учреждений, «Биология. 5-9 классы» Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова. стр.114., М., «Дрофа» 2000 г.
Учебник Авторы :В. В. Латюшин, В. А. Шапкин Биология. 7 класс Животные, учебник для общеобразовательныхорганизаций; предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2019г.Рекомендовано Министерствомобразования и науки РоссийскойФедерации.
Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечник Многообразие покрытосемянных растений, издательство «Дрофа»,2019г.
Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника Диагностические работы к учебнику Авторы :В. В. Латюшин, В. А. Шапкин Биология. 7 класс Животные
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает следующие обязательные элементы:
- титульный лист;
- вводная часть (пояснительную записку);
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии класса;
- контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
- учебно-тематический план;
- содержание тем учебного курса;
- тематическое планирование
- календарно-тематический план
Планируемые результаты изученияучебного курса
В результате обучения биологии в 7 классе ученик научится:
∙ составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
∙ работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
∙ составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
∙ выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
∙ оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
∙ под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
∙ получать биологическую информацию из разных источников;
∙ определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
∙ анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
∙ сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
∙ находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
∙ оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
∙ определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
∙ характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Животные »
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
Для оценивания качества знаний учащихся (УУД), применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный контроль- входная контрольная работа на второй неделе в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.
Текущий контроль проводится по таким видам работ: устный опрос, биологические диктанты (проверка понятий и определений), дидактический карточки, тесты, контрольные работы (разноуровневые), творческие работы, выступления с сообщениями и рефератами, проектные работы, лабораторные и практические работы и зачеты.
Итоговый контроль: итоговые контрольные работы за год по всем темам ( или за полугодие) в виде теста приближенного по форме к ОГЭ
Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности, согласно которым они сгруппированы в разные наборы. В настоящей программе предлагаются тесты двух и трех уровней сложности: уровень А – низкий («3») , уровень В – высокий («4» и «5»). Каждый уровень содержит по два варианта.
Виды заданий в КИМах :
- Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
- Задания с выбором нескольких правильных ответов.
- Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями.
- Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.
- Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.
- Задания на выявление ошибок в тексте.
- Задания со свободным ответом.
- Задания в рисунках
Тестовые задания можно варьировать или заменять вопросы, корректировать их содержание в рамках учебного материала, с учетом особенностей учащихся.
Оценка тестовых заданий:
Предлагаемая система оценок для рабочей программы исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ за каждый вопрос из заданий А стоит один балл, из задний В –2- 3балла, Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.
Итоговая контрольная работа построена по аналогии с тестами ЕГЭ, содержит три части: А, В, С. Поэтому предусмотрены только два варианта. В зависимости от набранных баллов, выставляется оценка.
Содержание учебногопредмета «Биология 7 класс»
Введение ( 1 час )
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Глава 1. Простейшие ( 2 часа )
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация: Микропрепараты простейших
Лабораторная работа № 1 Знакомство с многообразием водных простейших.
Глава 2. Многоклеточные животные ( 17 часов )
Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Микропрепараты гидры.
Разнообразных моллюсков и их раковин.
Морских звезд и других иглокожих
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные. Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы :
Лабораторная работа № 2 Знакомство с разнообразием круглых червей
Лабораторная работа № 3 Внешнее строение дождевого червя
Лабораторная работа № 4 Особенности строения и жизни моллюсков
Лабораторная работа № 5 Знакомство с ракообразными.
Лабораторная работа № 6 Изучение представителей отрядов насекомых.
Лабораторная работа № 7 Внешнее строение и передвижение рыб.
Лабораторная работа № 8 Изучение внешнего строения птиц
Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов )
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация:
Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей
Лабораторные работы..:
Лабораторная работа № 9 Изучение особенностей покровов тела.
Лабораторная работа № 10 Изучение способов передвижения животных
Лабораторная работа № 11 Изучение способов дыхания животных
Лабораторная работа № 12 Изучение ответной реакции животных на раздражение
Лабораторная работа № 13 Изучение органов чувств животных
Лабораторная работа № 14Определение возраста животных
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 2часа )
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация :
Палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Биоценозы ( 2 часа )
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 часа )
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Заключение ( 1 час )
Контрольная работа № 1
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Глава 1. Простейшие | 2 | Л.р. № 1 | |
3 | Глава2. Многоклеточные животные | 17 | Л.р. №2-8 | |
4 | Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных | 8 | Л.р. № 9-14 | |
5 | Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 2 | ||
6 | Глава 5. Биоценозы | 2 | ||
7 | Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 1 | ||
8 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 1 | 14 |
К
Календарно-тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ - Уроки «открытия» нового знания.
УОУР - Уроки отработки умения и рефлексии.
УСЗ - Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности).
УРК-Уроки развивающего контроля.
КУ – Комбинированный урок.
РК-Региональный компонент
№ п/п | Тема урока. \ тип урока \ региональное содержание | Количество часов | практическая часть программы;\ подготовка к ВПР, ГИА | Характеристика основных видов деятельности | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Введение ( 1 час ) | 1 | Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником. Определяют понятия «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». | |||||
1. | Вводный инструктаж ТБ в кабинете История развития зоологии. Современная зоология УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §1,2 | |||
Глава 1. Простейшие | 2 | Изкчают особенности строения представителей изученных простейших Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы.Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека | |||||
2 | Входная контрольная работа. Простейшие .Корненожки, Радиолярии, Солнечники .Споровики. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §3 | |||
3 | Простейшие. Жгутиконосцы Инфузории. Значение простейших КУ УСЗ- УРК УОУР | 1 | Лабораторная работа № 1 Знакомство с многообразием водных простейших | задания в р.т.к § и §4 | |||
Глава 2. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 17 часов ) | 17 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | Формируют и развивают умение выделять существенные признаки типов животных. Выявляют черты приспособлений к среде обитания Выделяют сходства и существенные особенностей представителей разных классов т. Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами Развивают умения распознавать и описывать строение. Сравнивают узнанают основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела» Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсковОпределяют понятия: «водно-сосудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов Умение сравнивать представителей разных классов Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения»,«паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Клещи. Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие».Знания о местообитании, строении и образе жизни насекомых. Представители отрядов Вредители растений и переносчики заболеваний. Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи Определяют понятия: «общественные животные»,«сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы», «мёд», «прополис», «воск», «соты». Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Распознают животных типа Хордовых. .Объясняют роль в природе и жизни человека. Доказывают усложнение в строении. Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце».. Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.Выделяют особенности строения .Формулируют вывод. Структурируют знания Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы Распознают и описывают представителей костных рыб. Приводят примеры видов, обитающих в РМ.. Характеризуют отряды костных рыб.Объясняют значение. Определяют понятия: головастик», «лёгкие»..Выделяют особенности строения в связи со средой обитания. Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий»,«панцирь».Распознают и описывают представителей класса Пресмыкающиеся. Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «двойное дыхание», «воздушные мешки орнитология, крылья, перьевой покров, обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мешки, высокий обмен веществ, теплокровность,Определяют понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа». Представители отрядов: Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Представители отрядов. Определяют понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Отряды: «яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Знать общую характеристику. Строение кожи. Основные представители Отрядов: Определяют понятия « видоизменение конечностей», « вторично-водные животные», «зубная формула и её значение в систематик Миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади». Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». | ||||
4 | Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы КУ \РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §5,6 | |||
5 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви. УОУР | 1 | Лабораторная работа № 2 Знакомство с разнообразием круглых червей | задания в р.т.к § и §7,8 | |||
6 | Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Многощетинковые или Полихеты Классы Кольчецов. Малощетинковые или Олигохеты, Пиявки КУ УОУР \РК | 1 | Лабораторная работа № 3 Внешнее строение дождевого червя | задания в р.т.к § и §9,10 | |||
7 | Тип Моллюски. Классы Моллюсков: Брюхоногие ,Двустворчатые, Головоногие. КУ УОУР \РК | 1 | Лабораторная работа № 4 Особенности строения и жизни моллюсков | задания в р.т.к § и §11,12 | |||
8 | Тип Иглокожие. .Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Тип членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные УОУР | 1 | Лабораторная работа № 5 Знакомство с ракообразными. | задания в р.т.к § и §13,14 | |||
9 | Класс насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. КУ УОУР \РК | 1 | Лабораторная работа № 6 Изучение представителей отрядов насекомых. | задания в р.т.к § и §15,16 | |||
10 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи КУ \РК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §17,18 | |||
11 | Отряды насекомых Перепончатокрылые КУ \РК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §19 | |||
12 | Беспозвоночные животные УСЗ | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §5- 19 | |||
13 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 7 Внешнее строение и передвижение рыб. | задания в р.т.к § и §20,21 | |||
14 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды :Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные КУ \РК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §22,23 | |||
15 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостные Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые КУ \РК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §24 25 | |||
16 | Отряды пресмыкающихся: черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряд Пингвины. КУ | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §26,27 | |||
17 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые КУ УОУР \РК | 1 | Лабораторная работа № 8 Изучение внешнего строения птиц | задания в р.т.к § и §28,29.30 | |||
18 | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые Отряды млекопитающих: Ластоногие, Китообразные, Хоботные Хищные. КУ \РК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §31, 32,33 | |||
19 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Отряд млекопитающих Приматы КУ \РК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и § 34,35 | |||
20 | Обобщение и систематизация материала по разделу " Многообразие животных" КУ УСЗ- УРК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §19-35 | |||
Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов ) | 8 | Определяют понятия «покровы тела животных;, особенности строения покровов тела у разных групп животных;объясняют закономерности строения покровов тела; сравнивать и описывать строение покровов тела животных разных систематических групп; показывают взаимосвязь строения покровов с их функцией; различать на живых объектах разные виды покровов; Определяют понятия опорно-двигательную систему органов животных и органы, их образующие, особенности строения скелета и мышц у разных групп животных, эволюцию изучаемой системы органов животных. объяснять закономерности строения эволюцию полостей тела. выявлять сходства и различия в строении тела животных;Определяют понятия: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки» особенности строения органов пищеварения у разных групп животных; эволюцию пищеварительной системы органов животных правильно использовать при характеристике органов пищеварения специфические понятия показывать взаимосвязь строения и функции органов пищеварения животных; Сравнивают и сопоставляют систем органов животных. Устанавливают зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного и внешних факторов. Дают характеристику ферментов как обязательного участника всех реакций обмена веществ и энергии. Выявляют роль газообмена и полноценного питания животных в обмене веществ и энергии. Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп. Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её строения. Устанавливают ричинно-следственные связи между процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма. Определяют понятия: «эволюция органов чувств животных», «глаз», «простой глазок», «сложный фасеточный глаз», «монокулярное зрение», «бинокулярное зрение Определяют понятия: «нервная регуляция», «жидкостная регуляция». Определяют понятия: «воспроизводство как основное свойство жизни», «органы размножения», «яичники», яйцеводы», «матка», «семенники», семяпроводы», «плацента». | |||||
21 | Покровы тела. Опорно–двигательная система УОНЗ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 9 Изучение особенностей покровов тела. | задания в р.т.к § и §36,37 | |||
22 | Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 10 Изучение способов передвижения животных Лабораторная работа № 11 Изучение способов дыхания животных | задания в р.т.к § и §38,39 | |||
23 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии . Кровеносная система . Кровь КУ | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §40,41 | |||
24 | Органы выделения . Нервная система. Рефлекс. Инстинкт КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 12 Изучение ответной реакции животных на раздражение | задания в р.т.к § и §42,43 | |||
25 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продления рода. Органы размножения КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 13 Изучение органов чувств животных | задания в р.т.к § и §44,45 | |||
26 | Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа № 14Определение возраста животных | задания в р.т.к § и §46,47 | |||
27 | Периодизация и продолжительность жизни животных КУ \РК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §48 | |||
28 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" КУ УСЗ- УРК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §36-48 | |||
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 2 часа ) | 2 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм Определяют понятия: «наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор Определяют понятия: «усложнение строения и многообразие видов как результат эволюции», «видообразование», «дивергенция», «разновидность». Определяют понятия Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция | ||||
29 | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. УОНЗ | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §49,50 | |||
30 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. КУ | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §51,52 | |||
Глава 5. Биоценозы ( 2 часа) | 2 | Определяют понятия: «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза». Определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды» Определяют понятия: «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида биомассы», «энергетическая пирамида», продуктивность», «экологическая группа», «пищевые, или трофические, связи» | |||||
31 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияния на биоценозыУОНЗ \РК Экскурсия Естественные и искусственные биоценозы | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §53,54 | |||
32 | Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. УСЗ- УРК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА | задания в р.т.к § и §55,56 | |||
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 2 часа ) | 2 | Выполняют непосредственные наблюдения в природе и оформляют отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные». Определяют понятия: «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник». Определяют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы», «акклиматизация». | |||||
33 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека « УСЗ- УРК | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА (диагностические работы) | задания в р.т.к § и §57-60 | |||
34 | Итоговая контрольная работа №1 УК | 1 |
Основные понятия и термины курса.
Основные понятия и термины курса.
Автотрофы
Антеннулы
Антенны
Артериальная кровь
Биосфера
Биоценоз
Бинарная номенклатура
Боковая линия
Ботаника
Венозная кровь
Вибрионы
Вид
Воднососудистая система
Выводковые
Гаметофит
Гемолимфа
Геном
Гермафродитизм
Гетеротрофы
Гидромедуза
Гусеница
Двусторонняя симметрия
Диафрагма
Естественный отбор
Зоология
Инстинкт
Искусственный отбор
Киль
Классификация
Клоака
Кокон
Колония
Конкуренция
Кутикула у животных
Линька
Ложноножки
Лучевая симметрия
Мантия
Матка
Мезоглея
Мезодерма
Микология
Миксотрофы
Нерест
Общественные насекомые
Опахало
Организм
Параподий
Паутина
Педипальпы
Пиноцитоз
Планула
Плацента
Полиморфизм
Популяция
Псевдоподии
Птенцовые
Регенерация
Рефлекс
Сегменты
Симбиоз
Систематика
Статоцист
Статолит
Стрептококки
Теплокровные животные
Трахеи
Фагоцитоз
Фасеточные глаза
Финна
Фитобентос
Фитопланктон
Фототаксис
Хелицеры
Хитин
Холоднокровные животные
Хорда
Циста
Эволюция
Эктодерма
Эмбриология
Энтодерма
Темы проектов, темы творческих работ
Темы проектов о Животных
Темы исследовательских работ о животных:
Барсук обыкновенный (Meles).
Белёк — сокровище Арктики.
Виды и породы овец, существующих в мире.
Влияет ли порода животного на его характер?
Влияние рациона питания КРС на качество молока.
Встречи с рыжей лисицей
Выращивание выбракованных поросят-отъемышей на основе настойки прополиса условиях.
Группа ластоногих — морж.
Гиганты суши - слоны
Дикие животные
Домашние питомцы — кого выбрать?
Домашние животные в жизни людей
Домашнее животное — корова
Для чего животным хвост?
Есть ли сумка у папы-кенгуру?
Заблуждения о животных.
Животные леса
Животные пустынь.
Животные — преобразователи почв.
Животные-рекордсмены
Животные-символы
Животные-синоптики.
Животный мир Австралии.
Животный мир Алтая
Животный мир Байкала.
Животный мир моего края.
Живые барометры
Жизнь животных в неволе.
Жизнь животных зимой
Живой уголок в моей квартире.
Животное: друг или игрушка?
Животные Африки
Животные Красной книги.
Животные в опасности
Животные в русских народных сказках — образы и прототипы.
Животные тропических лесов
Зачем нужны домашние животные?
Значение окраски в жизни животных.
Звери белые как снег
Звери: такие разные и такие похожие.
Зачем животным нужны хвосты?
Изучение беспозвоночных животных вблизи реки.
Изучение черепа млекопитающего и определение его видовой принадлежности.
Интересное про жирафов
Интересные факты из жизни животных.
Исследование следов животных на снегу.
Исследование факторов, влияющих на популяции косуль.
Как видят животные.
Как воспринимают информацию животные.
Как животные чистят зубы?
Как общаются животные
Какие животные обитают вблизи моего села.
Кенгуру – сумчатое млекопитающее.
Класс Млекопитающие
Козы в приусадебном хозяйстве
Кормилица наша — Бурёнушка.
Кормление косули в естественной среде охотхозяйства и в зоопарке.
Корова — кормилица семьи
Культура содержания домашних животных
Лисица. Впечатления о встрече.
Мангуст полосатый
Мои домашние питомцы
Одомашнивание животных.
Приматы моря
Причины альбинизма в живой природе.
Редкие животные Южной Америки.
Рекорды животного мира
Роль холода в жизни млекопитающих.
Росомаха — лесной демон
Сайгак — степная антилопа.
Самые опасные животные
Селекция животных.
Следы в природе
Снег, его значение для живых организмов.
Сон и разум у животных
Сумчатые
Тепловые явления в жизни животных.
Травоядные животные
Удивительные хищники.
Цветное зрение животных
Шарпей — "песчаная собака, лизнувшая небо".
Эволюция животных
Язык животных
Язык и общение животных.
Темы исследовательских работ и проектов о Кошках
Темы проектов о кошках:
Большие и маленькие кошки.
Анализ племенной работы по получению котят персидской породы определенного окраса.
Влияние внешних факторов на домашнего кота.
Влияние продуктов питания на поведение кота.
Воспитание кошек
Все о породах кошек.
Все, что вы хотели знать о кошках, но боялись спросить.
Дикие кошки Красной книги
Для чего кошкам нужны хвост и усы?
Домашнее животное — кошка.
Домашние кошки
Домашняя кошка. Сфинкс.
Есть ли охотничий инстинкт у моего кота?
Есть ли у кота режим дня?
Жизнь и поведение кошек
Жила-была кошка...
Зачем кошке нужны усы?
Изучение вопросов содержания и разведения домашних кошек.
Изучение поведения и характера домашнего кота.
Изучение пород кошек. Наблюдение за поведением.
Комфортно ли жить кошке среди людей?
Кот. Мой рыжий сосед
Кошачье общение
Кошачьи повадки моей кошки
Кошка и охота
Кошка и собака: друзья или враги?
Кошка — охотница
Кошки в жизни человека
Кошки — домашние животные
Кошки — предсказатели погоды (Зависимость поведения кошек от изменения температуры воздуха).
Кошки-целители
Кошки. Британская короткошерстная и шотландская вислоухая.
Кошкины секреты
Кошкотерапия в помощь докторам
Может ли кошка предсказывать погоду?
Некоторые особенности перевозки домашнего кота.
Породы кошек
Правильный выбор корма — залог здоровья кошки.
Семейство Кошачьи.
Дикие кошки
Сибирские кошки
Система знаков и самовыражений в поведении кошек.
Умственные способности кошки.
Кошачьи: Тигры, Гепарды, Рысь, Ягуар
Темы исследовательских работ о тиграх, гепардах, рыси, ягуарах и львах:
Амурский тигр: проблемы его сохранения в современном обществе.
Белые тигры
В мире животных. Про гепардов.
Гепарды
Гибриды больших кошек
Животные: семейство кошачьих.
Жизнь амурского тигра
Жизнь львов
Многообразие семейства кошачьих.
Рысь — хищный зверь
Тигр амурский — редкий вид.
Тигры и их особенности
Уссурийский тигр.
Ягуар — величественный хищник.
Темы исследовательских работ и проектов о Собаках
Темы проектов о собаках:
Американский пит-бультерьер.
Верный друг человека
Взаимодействие: человек — собака.
Влияние специфических условий жизни на формирование характера собаки.
Воспитание щенка немецкой овчарки.
Воспитание щенка породы бигль.
Выбор собаки по качествам породы
Джина — американский кокер-спаниель.
Для охотника самое драгоценное — собака.
Для чего собаке хвост?
Домашние животные. Значение собаки в жизни человека.
Домашние собаки
Кокер-спаниель
Колли — помощники, охранники и украшение дома.
Курцхаар — охотничья собака.
Лабрадор ретривер
Мое домашнее животное — немецкая овчарка.
Моя собака. Наблюдение за цвергпинчером.
Немецкая овчарка
Ода английскому бульдогу.
Породы собак и их предназначение
Происхождение собаки и возникновение пород.
Собака — настоящий друг
Собаки в космосе
Собаки — верные помощники человека
Собаки. История их приручения
Сходство и различия в дрессировке собак и дельфинов.
Среднеазиатская овчарка.
Таксы
Тувинские сторожевые собаки
Ши-тцу: от легенд Тибета до наших дней.
Волки
Темы исследовательских работ и проектов о волках:
Волк в стае, школьник в коллективе класса.
Волк — прирожденный хищник.
Изучение межвидового взаимодействия волка серого (Caniul lupus L.) и лося европейского (Аlces alces L.).
Правда о волках.
Медведи
Темы исследовательских работ и проектов о медведях:
Белый медведь — владыка Арктики?!
Белый медведь — полярный странник.
Бурый медведь.
Жизнь белых медведей.
Медведи
Медведи и панды
Медведка — враг огорода.
Медведь — хозяин леса
Речной медведь.
Лошадь и зебра
Темы исследовательских работ и проектов о лошадях и зебре:
Будущее лошади
Все лошади немного люди.
Зачем зебре полоски?
Изучение арабской породы лошадей.
Изучение содержания и разведения лошадей.
Как из жеребенка вырастить спортивную скаковую лошадь?
Лошади в мире людей
Лошади — спутники человека
Некоторые факты условия содержания и кормления жеребят-сирот.
Особенности поведения лошади в табуне.
Превосходство лошадей ганноверской породы.
Развитие жеребёнка породы орловская рысистая.
Язык лошадей.
Зайцы и Кролики
Темы исследовательских работ и проектов о зайцах и кроликах:
Витаминизированная подкормка для кроликов.
Выращивание кроликов домашних условиях.
Выявление влияния рациона на общую массу кролика декоративного.
Зайцы и кролики
Карликовые кролики: содержание и уход.
Кролики
Правила содержания декоративных кроликов.
Разведение карликовых кроликов.
Ушастые карлики.
Белка
Темы исследовательских работ и проектов о белках:
Белка как ценный промысловый зверь.
Белка обыкновенная
Белки и биологический баланс.
Белки и их значение в питании человека.
Белки – носители жизни
Кулинарные пристрастия белки.
Разведение белки обыкновенной в неволе.
Бобры
Темы исследовательских работ и проектов о бобрах:
Бобр — редкий вид окрестностей села.
Бобры - спасатели наших рек
Бобры добры или не добры.
В гости к бобру!
Влияние речного бобра на экосистемы малых рек.
Темы исследовательских работ и проектов о Грызунах
Темы проектов о грызунах:
Бурундук
Видовой состав мелких грызунов и млекопитающих природного парка.
Влияние стрессовой ситуации на появления влечения к алкоголю у крыс.
Выдра речная: биология, место обитания и меры охраны вида.
Груминг и иерархическое положение у крыс.
Декоративные крысы
Декоративные крысы — маленькие друзья человека.
Изучение наследования типов и интенсивности окраса у крыс.
К биологии серой крысы
Крыса как одно из самых высокоразвитых животных на Земле.
Крысы — соседи и враги
Наследование длины хвоста у домовой мыши.
Ондатра в черте города.
Ранние этапы развития крыс декоративных пород.
Саратовские сурки. Степные короли
Сибирский соболь
Содержание и разведение иглистых мышей в домашних условиях.
Формирование условных рефлексов у представителей отрядов зайцеобразные и грызуны.
Шиншиллы
Темы исследовательских работ и проектов о шиншилах:
Изучение содержания шиншилл.
Как содержать шиншилл?
Температурные адаптации шиншиллы длиннохвостой.
Шиншилла длиннохвостая - обитатель высокогорья.
Шиншилла. Выработка условного рефлекса.
Хомячки
Темы исследовательских работ и проектов о хомяках:
Вкусный обед для джунгарских хомяков.
Влияние физических нагрузок на грызунов, содержащихся в домашних условиях.
Влияние пищевого рациона на репродуктивные функции хомяков.
Выживет ли домашний хомячок в природе?
Выработка условных рефлексов у хомяков в домашних условиях.
Джунгарские хомяки
Изучение индивидуальных потребностей хомяка джунгарского в зерновых и бобовых культурах.
Изучение особенностей поведения сирийских хомяков.
Изучение приемов дрессировки хомячков
Как правильно содержать хомячков и ухаживать за ними?
Особенности образа жизни и поведения джунгарского хомяка в домашних условиях.
Особенности образа жизни сирийского хомяка.
Содержание и разведение хомячков
Создание условий для джунгарского хомячка.
Темы исследовательских работ о Морских свинках
Темы исследовательских работ и проектов о морских свинках:
Адаптация морской свинки в домашних условиях .
Адаптация морской свинки к условиям Севера.
Азбука ухода за морскими свинками
Наследование окраса и типа шерсти морских свинок.
Содержание скинни в домашних условиях.
Летучие мыши
Темы исследовательских работ и проектов о летучих мышах:
"Вампиры" в современном мире
Летучие мыши — друзья или враги?
Летучие мыши и места обитания.
Существуют ли вампиры в современном мире?
Учет численности кровососущих двукрылых на чучелообразной ловушке по методу К.Ф.Скуфьина.
Темы исследовательских работ и проектов о Птицах
Темы проектов о птицах:
Арктическая птица тупик.
Аэродинамика птиц
Белый аист в Северном Дагестане.
Беркут – птица и человек
Беркут: биология, места обитания, охрана вида.
Биология совы ушастой.
Болотная сова
Большая синица
Большой пестрый дятел
В мире пернатых
Видовой состав и особенности экологии птиц, населяющих городскую дамбу.
Видовой состав птиц в селе.
Влияние пищевого фактора на миграцию зимующих птиц.
Влияние температурного режима на инкубацию перепелиных яиц.
Влияние температурного фактора и освещенности на инкубацию и развитие птенцов в домашних условиях.
Воробьи
Воробьиный народец
Ворона
Всем знакомые незнакомые колибри.
Выведение домашней птицы отряда куриных
Выведение гусёнка в инкубаторе в домашних условиях.
Выведение цыплят в домашнем инкубаторе
Выпавшие птенцы синицы: приютить или оставить в природе?
Гнездование горихвостки
Голуби — птицы наших городов.
Голубь — птица мира
Городские стрижи
Грачи — вестники весны
Для чего птицам клюв?
Дневник наблюдений за птицами в зимний период.
Дневные хищные птицы степных экосистем.
Древние птицы
Дрозд-рябинник.
Жизнь воробьев зимой
Зачем птице змеиный глаз (исследование повадок серой вороны).
Зачем птице клюв?
Зимующие птицы
Зимующие птицы леса.
Зимующие птицы моего города.
Зимующие птицы парков и садов.
Изучение звуковой сигнализации у птиц, содержащихся в неволе.
Изучение зимующих птиц на примере видов, наиболее часто встречающихся на территории личного домовладения.
Изучение особенностей жизнедеятельности популяции грачей.
Изучение особенностей жизнедеятельности скворцов.
Изучение поведения канареек в неволе
Изучение поведения птиц в домашних условиях.
Изучение суточного поведения хищных птиц зоопарка.
Изучение типов памяти детей младшего и среднего школьного возраста.
Изучение фактора беспокойства на колонию береговых ласточек района.
Исследование образа жизни ласточки.
Каждая птица перьями гордится
Как вырастить цыплят в домашних условиях.
Канарейки
Класс птицы. Птицы болот и водоемов.
Колибри — образцовые произведения природы.
Кукушка — необыкновенная птица.
Куриное гнездышко
Курица - птица не простая!
Ласточки в моем дворе
Ласточкино гнездо
Летят перелётные птицы.
Мудрый ворон
Орлан-белохвост: биология, место обитания.
Орлы Байкала
Особенности зимовки кряквы в условиях городской среды.
Особенности поведения домового воробья в зимний период.
Особенности поведения и постэмбриональное развитие деревенской ласточки.
Павлины
Пение птиц
Перелетные птицы
Пищуха даурская и среда ее обитания.
Практические рекомендации по выращиванию перепелов в благоустроенной квартире.
Процесс выведения цыплят в домашних условиях с использованием инкубатора.
Птица нашего леса. Филин.
Птицы
Птицы Англии
Птицы болот
Птицы в большом городе.
Птицы в зимнем городе.
Птицы нашего края
Птицы нашего леса
Разведение голубей в домашних условиях.
Разведение и содержание японского перепела в домашних условиях.
Разведение перепелов в домашних условиях.
Размножение голубей павлиньей породы.
Рекорды в мире птиц
Рождённые летать
Свиристели — мои зимние друзья.
Северокавказский фазан
Серая цапля — редкая птица нашего края.
Синицы
Скворец обыкновенный.
Скворцы
Сова — ночная птица
Сравнительный анализ выведения цыплят в естественных и искусственных условиях.
Стерх – божья птица народа саха.
Стерх – птица счастья
Стрижи — разведчики весны.
Строительный материал птичьих гнезд.
Таинственная птица. Поползень.
Утки
Фазан Шалун
Фламинго
Фенологические наблюдения за зарянкой.
Темы исследовательских работ и проектов о Попугаях
Темы проектов о попугаях:
Влияние кормления на перьевой покров попугаев, находящихся в неволе.
Волнистые попугаи
Волнистые попугаи и их потомство.
Волнистый попугайчик — любимый питомец в доме.
Всё о попугаях
Домашние питомцы — попугайчики.
Как мы приручаем нашего попугая.
Особенности поведения волнистых попугайчиков.
Поведенческие реакции волнистых попугайчиков брачного периода в условиях эксперимента.
Попугай - общественная птица.
Содержание и развитие попугаев жако в домашних условиях.
Пингвины
Темы исследовательских работ и проектов о пингвинах:
Всё о пингвинах.
Его Величество Пингвин
Императорские пингвины.
Улитки
Темы исследовательских работ и проектов об улитках:
Адаптация гигантских улиток ахатин в домашних условиях.
Африканская улитка - чудо природы.
Африканская улитка — идеальный домашний питомец для.
Ахатины как домашние питомцы
Виноградные улитки моего участка.
Влияние питания на физическое развитие улиток, содержащихся в домашних условиях.
Влияние ротанов на ихтиофауну водоёмов.
Гигантская африканская ахатина.
Домашние животные — ахатины.
Дрессировка улиток
Жизнедеятельность виноградных улиток.
Знакомая улитка, ахатина
Изучение популяций улиток в окрестностях города.
Изучение условий содержания ахатины в домашних условиях.
Исследование виноградных улиток на предмет террариумного содержания.
Некоторые особенности поведения и размножения улиток Achatina fulica.
С домом на спине
Содержание виноградной улитки в домашних условиях.
Улитка-яблоко
Уход за сухопутной улиткой.
Лягушки, тритоны
Темы исследовательских работ и проектов о лягушках и тритонах:
Аквариумные лягушки.
Влияние света на развитие личинок жабы обыкновенной.
Жила-была лягушка
Земноводные Забайкалья: монгольская жаба (Вufo raddei).
Амфибии в окрестностях села.
К биологии серой жабы.
Земноводные или Амфибии.
Как вырастить лягушку?
Лягушки
Лягушки - лучшие друзья
Развитие головастиков лягушки.
Развитие остромордой лягушки
Эксперименты с тритонами в домашних условиях.
Крокодилы
Темы исследовательских работ и проектов о крокодилах:
Крокодилы. История и реальность.
Крокодиловы слезы
Крокодилы Америки.
Рептилии
Рептилии: американские крокодилы и аллигаторы.
Черепахи
Темы исследовательских работ и проектов о черепахах:
Влияние температуры и освещения на зимовку красноухой черепахи.
Водоплавающие и сухопутные черепахи в домашних условиях.
Возможность содержания красноухой черепахи в домашних условиях.
Как содержать черепаху в домашних условиях.
Красноухая черепаха
Красноухая черепаха в доме
Особенности поведения красноухой черепахи в домашних условиях.
Содержание среднеазиатской черепахи в домашних условиях.
Среднеазиатская черепаха
Черепаха Каретта-Каретта.
Черепаха красноухая.
Змеи
Темы исследовательских работ и проектов о змеях:
Змеи и их виды.
Змеи: друзья или враги?
Змеиное царство
От ящериц к змеям
Семейство Змеи ложноногие.
Королевская кобра.
Ящерицы
Темы исследовательских работ и проектов о ящерицах:
Драконы: миф или реальность?
Драконы острова Комодо.
Игуана
Игуановые ящерицы и их жизнь в искусственных условиях.
Изучение особенностей жизнедеятельности ящериц.
Удивительные способности ящериц.
Темы исследовательских работ о Насекомых
Темы проектов о насекомых:
Биологические особенности мотылька лугового.
Биолгическое развитие пчелы и влияние подкормок на медосбор.
Богомол — удивительное насекомое.
Богомолы в природе и дома.
Божьи коровки
Божья коровка, улети на небо...
Божья коровка: друг или враг?
В траве сидел кузнечик
Взаимоотношения в условиях искусственного содержания колорадского жука и пестрого кузнечика.
Виды стрекоз — обитателей реки.
Влияние антигриппина на развитие плодовой мушки дрозофилы.
Влияние пожара на распространение стволовых насекомых.
Влияние фитонцидности растений на жизнедеятельность организмов на примере плодовой мушки-дрозофилы.
Влияние фитонцидов различных растений на жизнедеятельность колорадского жука.
Выработка условных рефлексов у мадагаскарских тараканов.
Выявление многообразия насекомых-вредителей сада и огорода.
Выявление наиболее эффективного средства борьбы растительного происхождения против паутинного клеща (Tetranucus urticae koch).
Где и как рождаются «герои», или Откуда появляются комары?..
Динамика численности и биоразнообразие ночных чешуекрылых.
Домашние насекомые — это наши сожители или вредители?
Жилища насекомых.
Изучение жизнедеятельности некоторых видов стволовых насекомых и выявление их связи с лесными пожарами
Изучение зависимости количества стрекоз от времени дня и погодных условий.
Изучение чешуекрылых — опылителей цветковых растений в окрестностях деревни.
Использование знаний о свойствах продуктов пчеловодства при определении их качества и натуральности.
Как насекомые решают проблемы жилья.
Как развивается божья коровка.
Колорадский жук и методы борьбы с ним.
Комары
Красноклоп бескрылый или клоп-солдатик.
Кузнечики
Мадагаскарские тараканы
Майский жук: друг или враг?
Мониторинг циклов развития божьих коровок.
Моё открытие о мухе
Насекомое медведка — вредитель садов и огородов.
Насекомые моего двора
Насекомые — вредители комнатных растений.
Насекомые — жуки
Насекомые-вредители: короед-типограф.
Насекомые-опылители.
Опылители растений
Особенности содержания, разведения и поведения паука птицееда в домашних условиях.
Пищевые предпочтения богомолов Yris polistictica и Mantis religiosa.
Привлечение божьих коровок на дачный участок.
Разведение кубинских тараканов в домашних условиях.
Разнообразие мира насекомых
Самые прекрасные насекомые планеты.
Саранча — угроза с воздуха!
Содержание мадагаскарских тараканов в домашних условиях.
Способы защиты насекомых в природе.
Сравнительная характеристика обитателей разрушающейся древесины тополя чёрного и сосны обыкновенной.
Стрекоза, ее жизнедеятельность.
Термиты
Удивительные цикады.
Формирование условных рефлексов у мадагаскарских тараканов.
Муравьи
Темы исследовательских работ и проектов о муравьях:
Внегнездовая деятельность рыжих лесных муравьев.
Внегнездовая жизнь муравьев.
Внегнездовая жизнедеятельность рыжих лесных муравьев вида Formica Rufa.
Все о муравьях
Жизнь муравьев.
Жизнь муравьёв в лесу
Жизнь муравьёв: польза или вред?
Изучение видового состава муравьев природного парка.
Изучение внегнездовой деятельности рыжих лесных муравьев (Formica rufa L.).
Изучение жизни муравьев.
Изучение обитателей муравейников
Изучение роющей деятельности муравьев.
Как муравьи ориентируются в лесу.
Лесные муравьи
Особенности жизни муравьёв.
Муравьи — санитары леса
Рыжие лесные муравьи.
Формы и размеры наземных построек муравьиных гнезд.
Пчелы
Темы проектных работ и проектов о пчелах:
Гнездовые постройки пчёл.
Влияние окраски ульев на ориентировку пчёл.
Дрессировка пчёл
Домашние насекомые: пчелы.
Жизнь пчел
Загадки пчелиного улья
Заметки юного пчеловода.
Зимовка пчёл
Знакомьтесь – муравьи
Знакомьтесь: Стрекоза!
Значение пчёл для человека
Пчела медоносная
Пчелы и их роль в жизни человека.
Пчелы и осы.
Пчелы, их жизнедеятельность.
Медоносная пчела. Пчеловодство.
Пауки
Темы исследовательских работ и проектов о пауках:
Волшебная паутина.
Диковинные кружева пауков
Знакомьтесь, Пауки!
Изучение особенностей поведения паука-крестовика.
Из чего состоит паутина
Исследование особенностей жизнедеятельности и поведения паука-птицееда в неволе.
Как пауки охотятся?
Особенности жизнедеятельности паука в неволе.
Пауки кругопряды
Пауки, приметы и суеверия
Паукообразные
Паутина
Паутина и ее значение в жизни пауков.
Ядовитые пауки
Скорпион
Скорпион — загадка тысячелетий.
Скорпион — отряд Членистоногие.
Темы исследовательских работ и проектов о Бабочках
Темы проектов о бабочках:
Американская белая бабочка – реальная угроза зеленым насаждениям.
Бабочка капустница
Бабочка махаон
Бабочки
Бабочки в жизни людей.
Бабочки дневные
Бабочки махаон.
Бабочки – летающие цветы.
Бабочки — живые цветы
Бабочки — красота и чудо природы.
В мире бабочек
"Волшебница природа" (метаморфоз бабочки крапивницы).
Волшебные превращения, или Как в домашних условиях вывести бабочку.
Волшебный мир бабочек
Вырастить бабочку дома — возможно ли это?
Изучение жизни бабочек
Из гусеницы в бабочку
История выращивания тутового шелкопряда.
Как вырастить бабочку?
Появление на свет бабочки махаон.
Развитие бабочки в домашних условиях.
Самые большие бабочки
Сравнительная характеристика развития дневных и ночных бабочек в домашних условиях.
Стадии развития гусеницы бабочки махаон.
Удивительные и невероятные перевоплощения в мире природы.
Темы исследовательских работ и проектов о Рыбах
Темы проектов о рыбах:
Акула – жертва хищника.
Акула – влияние на природу и человека?
Акулы – таинственные морские охотники.
Байкальская нерпа
Биология щуки
Биоэкологическая оценка золотого карася в замкнутых водоемах.
Видовой и размерный состав рыб пруда.
Звезды бывают разными... И морскими тоже.
Жила-была акула...
Как нерпа приспособилась к жизни в водной среде?
Классы рыб
Ладожская нерпа
Многообразие моллюсков.
Откорм карася с помощью старинного метода — путем переселения.
Подводный мир Красного моря
Разведение карпа в условиях прудового хозяйства.
Ракушки - полезный дар моря
Самые-самые в мире рыб.
Сибирские осетровые и причины снижения их численности.
Аквариумные рыбы
Темы исследовательских работ и проектов об аквариумных рыбках:
Аквариумные рыбки - гуппи.
Аквариумные рыбки
Аквариум и его удивительные обитатели.
Аквариум как химико-биологический объект исследования.
Аквариумистика
Болезни аквариумных рыб
Влияние активированной воды на рост и развитие аквариумных рыбок.
Золотые рыбки
Изучение внешних условий, при которых возможно разведение и сохранение потомства золотой рыбки (Carassius auratus).
Изучение условий содержания крапчатого сомика.
Особенности поведения и процессов жизнедеятельности лабиринтовых рыб.
Содержание лепидосирен в домашних условиях.
Содержание петушка в небольшом аквариуме.
Сравнительный анализ поведения различных видов барбусов в домашних условиях.
Условия жизни рыбы пираньи в домашних условиях.
Цихлазома. Способ выживания.
Частичка подводного мира в квартире.
Медузы
Темы исследовательских работ и проектов о медузах:
Желеобразные животные морей.
Какими бывают медузы.
Черноморская красавица, или Среда обитания медузы Аурелия.
Раки
Темы исследовательских работ и проектов о раках:
Где раки зимуют...
Кубинский голубой рак.
Размножение кубинского рака.
Рак озёрный.
Речные обитатели — раки.
Условия обитания речных раков.
Черви
Темы исследовательских работ и проектов о червях:
Влияние дождевых червей на образование почвы.
Влияние дождевых червей на структуру и плодородие почвы.
Дождевые черви.
Дождевые черви – создатели плодородия.
Жизнь дождевого червя
Земляные черви
Исследование жизнедеятельности дождевых червей в различных видах почв.
Красный калифорнийский червь
Красный калифорнийский червь: технология разведения и получения биогумуса.
Навозный червь и его значение для огородников и садоводов.
Паразитические черви
Паразиты
Паразиты в жизни домашних животных.
Паразиты в организме человека.
Паразиты рыб.
Регенерация дождевых червей.
Пиявки
Пиявки на страже здоровья человека.
Пиявки — предсказатели погоды.
Таинственный мир пиявок.
Динозавры и Мамонты
Темы исследовательских работ и проектов о динозаврах и мамонтах:
Вероятность существования динозавров в наши дни.
Возникновение жизни на Земле. Динозавры.
Вымершие животные.
Гигант Юрского периода
Гипотезы о причинах массового вымирания динозавров.
Динозавры и причины их вымирания
Динозавры – тупиковая ветвь эволюции.
Динозавры — интересное в природе.
Динозавры. Почему они такие разные?
Динозавры: мечта и реальность
Доисторические животные — динозавры.
Древние пресмыкающиеся
Древний мир. Эра рептилий.
Животные ледникового периода. Шерстистый носорог.
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля.
Животные-гиганты, исчезнувшие с планеты Земля.
Животные прошлого
Жизнь до рождения
Изучение зубной системы мамонта.
Как летал археоптерикс?
Соттинский шерстистый носорог.
Стегозавр
Тираннозавр рекс — король ящеров-тиранов.
Царь динозавров
Эра динозавров.
Бактерии и микробы
Темы исследовательских работ и проектов о бактериях и микробах:
Ах, эти бактерии!
Бактерии вокруг нас.
Бактерии и человек
Бактерии экстремофилы.
Бактерии — враги или друзья?
Бактерии. Исследование заселения растений азотофиксирующими бактериями.
Бактерии: враги или друзья?
Влияние условий среды на жизнедеятельность бактерий.
Микробы и их роль в жизнедеятельности человека.
Микробы: вред или польза?
Микроорганизмы в нашей жизни.
Удивительный мир бактерий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...