Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК линии Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6biologiya.docx | 68.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кушкинская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании ШМО Протокол №__от ______ Руководитель ШМО _______ Трушкова В. М. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Елисеева Е.К. «___»__________ 20 19 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Приказ от _______ № __ ______ Возжунина Н. С. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Биология»
Класс: ___6___
Рабочую программу составила - Конакова Е. С.,
учитель биологии высшей категории
с.Кушки 2019г.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Особенности Рабочей программы
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – __34__ ч/год; _1_ч/неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).
Учебник _ Автор В. В. Пасечник биология 6 класс Многообразие покрытосемянных растений, учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Основной образовательной программой школы и Учебным планом школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2017., 2018 г., 2019г.
В учебном плане МБОУ «Кушкинская ООШ» на 2019-2020 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 6 классе 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Методическое обеспечение:
Программа для общеобразовательных учреждений, «Биология. 5-9 классы» Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова. стр.114., М., «Дрофа» 2000 г.
Учебник В. В. Пасечник биология 6 класс Многообразие покрытосемянных растений - предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2019г.
Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечник Многообразие покрытосемянных растений, издательство «Дрофа»,2019г.
Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника Многообразие покрытосемянных растений.
Методическое пособие предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство 5-9 кл. «Дрофа»
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает следующие обязательные элементы:
- титульный лист;
- вводная часть (пояснительную записку);
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии класса;
- контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
- учебно-тематический план;
- содержание тем учебного курса;
- тематическое планирование
- календарно-тематический план
Планируемые результаты изучения учебного курса.
- В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:
- составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
- под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из разных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
- анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
- работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
- давать общую характеристику царству « Покрытосеменные растения»
- давать общую характеристику растительного царства;
- давать характеристику основных группам растений;
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растит-го мира.
Ученик получит возможность учиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях
- ( экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Покрытосеменные растения»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- соблюдать правила поведения в природе;
- понимать осн. факторы,определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- понимать необходимость ответственного,бережного отношения к окружающей среде;
- уметь слушать и слышать другое мнение;
- уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
К метапредметным результатам обучения относятся:
- Учащиеся должны уметь:
- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
- осуществлять описание изучаемого объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта;
- классифицировать объекты;
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
- различать объем и содержание понятий;
- различать родовое и видовое понятия;
- определять аспект классификации;
- осуществлять классификацию.
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметными результатами обучения являются:
Учащиеся должны знать:
- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
- основные процессы жизнедеятельности растений;
- особенности минерального и воздушного питания растений;
- виды размножения растений и их значение.
- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
- характерные признаки однодольных и двудольных растений;
- признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
- важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
- взаимосвязь растений с другими организмами;
- растительные сообщества и их типы;
- закономерности развития и смены растительных сообществ;
- о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы цветковых растений;
- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
- изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
- объяснять роль различных видов размножения у растений;
- определять всхожесть семян растений.
- делать морфологическую характеристику растений;
- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
- работать с определительными карточками.
- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
- определять растительные сообщества и их типы;
- объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
- проводить фенологические наблюдения за явлениями в природных сообществах.
Контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
Для оценивания качества знаний учащихся (УУД), применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный контроль- входная контрольная работа на второй неделе в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.
Текущий контроль проводится по таким видам работ: устный опрос, биологические диктанты (проверка понятий и определений), дидактический карточки, тесты, контрольные работы (разноуровневые), творческие работы, выступления с сообщениями и рефератами, проектные работы, лабораторные и практические работы и зачеты.
Итоговый контроль: итоговые контрольные работы за год по всем темам ( или за полугодие) в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.
Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности, согласно которым они сгруппированы в разные наборы. В настоящей программе предлагаются тесты двух и трех уровней сложности: уровень А – низкий («3») , уровень В – высокий («4» и «5»). Каждый уровень содержит по два варианта.
Виды заданий в КИМах :
- Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
- Задания с выбором нескольких правильных ответов.
- Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями.
- Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.
- Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.
- Задания на выявление ошибок в тексте.
- Задания со свободным ответом.
- Задания в рисунках
Тестовые задания можно варьировать или заменять вопросы, корректировать их содержание в рамках учебного материала, с учетом особенностей учащихся.
Оценка тестовых заданий:
Предлагаемая система оценок для рабочей программы исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ за каждый вопрос из заданий А стоит один балл, из задний В –2- 3балла, Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.
Итоговая контрольная работа построена по аналогии с тестами ЕГЭ, содержит три части: А, В, С. Поэтому предусмотрены только два варианта. В зависимости от набранных баллов, выставляется оценка.
Содержание учебного предмета«Биология 6 класс»
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов )
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№1 Строение семян двудольных растений.
Лабораторная работа№2 Строение зерновки пшеницы
Лабораторная работа№3 Стержневая и мочковатая корневые системы.
Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски. Лабораторная работа№ 5 Строение почек. Расположение почек на стебле.
Лабораторная работа№6 Листья простые и сложные,их жилкование и листорасположение
Лабораторная работа№7 Строение кожицы листа
Лабораторная работа№8 Клеточное строение листа
Лабораторная работа№9 Внутреннее строение ветки дерева.
Лабораторная работа№10 Строение клубня
Лабораторная работа№11 Строение луковицы
Лабораторная работа№12 Строение цветка
Лабораторная работа№13 Соцветия.
Лабораторная работа№14 Классификация плодов.
Раздел 2. Жизнь растений ( 12часов )
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№15 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
Раздел 3. Классификация растений (5 часов )
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№16 Строение пшеницы ( ржи, ячменя )
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа )
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Заключение. ( 1 час)
Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 15 | Л.р. № 1-14 | |
2 | Раздел 2. Жизнь растений. | 12 | Л.р. № 15 | |
3 | Раздел 3. Классификация растений. | 5 | Л.р. №16 | |
4 | Раздел 4. Природные сообщества. | 2 | ||
5 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 1 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ - Уроки «открытия» нового знания.
УОУР - Уроки отработки умения и рефлексии.
УСЗ - Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности).
УРК-Уроки развивающего контроля.
КУ – Комбинированный урок.
РК-Региональный компонент
№ п/п | Тема урока. \ тип урока \ региональное содержание | Количество часов | практическая часть программы;\ подготовка к ВПР, ГИА | Характеристика основных видов деятельности | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 15 | Объясняют роль семян в природе. Дают определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознают и описывают по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивают по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. Распознают и описывают: виды корней; зоны корня. Устанавливают соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Различают корневые системы однодольных и двудольных растений. Устанавливают взаимосвязь строения и функций частей корня Рассматривают и описывают на живых объектах строение: побега, почки. Доказывают, что почка-видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной. Распознают и описывают по рисунку или на живых объектах строение листа. Различать простые и сложные листья. Рассматривают на готовых микропрепаратах и описывают клеточное строение листа. Устанавливают взаимосвязь строения и функции листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдать правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы. Описывают внешнее строение стебля, приводят примеры различных типов стеблей. Называют функции стебля. Устанавливают соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Изучать и описывают строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксируют результаты исследований. Распознают и описывают по рисункам: строение цветка ветроопыляемых растений и насекомо-опыляемых растений. Объяснят взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Распознают и описывают типы соцветий. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.Дают определение термину покрытосеменные. Распознают и описывают по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводят примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов. Дают определение терминам: опыление, оплодотворение, эндосперм. Дают письменный развернутый ответ на вопросы. Выполнять тестовые задания, задание на соотношение. Определять и называют основные части цветка, семени. | |||||
1. | Строение семян КУ УОНЗ | 1 | Лабораторная работа№1 Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа№2 Строение зерновки пшеницы Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 1 | |||
2 | Виды корней и типы корневых систем КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа№3 Стержневая и мочковатая корневые системы. Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 2 | |||
3 | Зоны (участки) корня. КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 3 | |||
4 | Условия произрастания и видоизменения корней КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 4 | |||
5 | Побег и почки. КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа№ 5 Строение почек. Расположение почек на стебле. Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 5 | |||
6 | Вешнее строение листа. КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа№6 Листья простые и сложные,их жилкование и листорасположение Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 5 | |||
7 | Клеточное строение листа. КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа№7 Строение кожицы листа Лабораторная работа№8 Клеточное строение листа Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 7 | |||
8 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. КУ\РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 8 | |||
9 | Строение стебля. КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа№9 Внутреннее строение ветки дерева. Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 9 | |||
10 | Видоизменение побегов КУ УОУР\РК | 1 | Лабораторная работа№10 Строение клубня Лабораторная работа№11 Строение луковицы Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 10 | |||
11 | Цветок КУ УОУР\РК | 1 | Лабораторная работа№12 Строение цветка Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §11 | |||
12 | Соцветия КУ УОУР\РК | 1 | Лабораторная работа№13 Соцветия. Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 12 | |||
13 | Плоды УОУР\РК | 1 | Лабораторная работа№14 Классификация плодов. Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 13 | |||
14 | Распространение плодов и семян КУ\РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 14 | |||
15 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме:«Строение и многообразие покрытосеменных растений». УСЗ - УРК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 1-14 | |||
Раздел 2. Жизнь растений.( 12 часов ) | 12 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | Называют этапы водообмена. Распознают и описывают растения различных экологических групп. Уметь определять зоны корня. Описывают механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснят космическую роль зелёных растений. Описывают опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивают по заданным критерия процессы фотосинтеза и дыхания. Описывают процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличать оплодотворение от опыления.Приводят примеры растений, размножающихся вегетативно. Называют способы вегетативного размножения. Распознают и описывают способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении. Распознают и описывают по рисунку стадия развития растения и их последовательность. Выделять различия между процессами роста и развития. Приводят примеры гибели растений от влияния условий среды. | ||||
16 | Минеральное питание растений УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 15 | |||
17 | Фотосинтез КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 16 | |||
18 | Дыхание растений КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 17 | |||
19 | Испарение воды растениями. Листопад КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 18 | |||
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении КУ УОУР | 1 | Лабораторная работа№15 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 19 | |||
21 | Прорастание семян КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 20 | |||
22 | Способы размножения растений КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 21 | |||
23 | Размножение споровых растений КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 22 | |||
24 | Размножение голосеменных растений КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 23 | |||
25 | Половое размножение покрытосеменных растений КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 24 | |||
26 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений КУ\РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 25 | |||
27 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме: Жизнь растений. УСЗ - УРК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 21-25 | |||
Раздел 3. Классификация растений. ( 5 часов ) | 5 | Называют признаки царства Растения. Распознают отделы растений. Различать и описывают низшие и высшие растения. Дают определение термину низшие растения. Распознают водоросли различных отделов. Распознают и описывают высшее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Дают определение термину покрытосеменные растения. Распознают растения отдела Покрытосеменные растения. Распознают и описывают строение цветковых растений. Распознают и описывают наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные и однодольные. Определять принадлежность растений к семействам, классам. Приводят примеры дикорастущих культурных растений. Распознают важнейшие сельскохоз. растения. Дают определение терминам: систематика, классификация, вид. Дают письменный развернутый ответ на вопросы. Выполнять тестовые задания, задание на соотношение. Определять и называют основные классы и отделы растений. | |||||
28 | Основы систематики растений УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 26 | |||
29 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные КУ\РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 27 | |||
30 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые. Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) КУ\РК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 28 | |||
31 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. КУ УОУР\РК | 1 | Лабораторная работа№16 Строение пшеницы ( ржи, ячменя ) | задания в р.т.к § и § 29 | |||
32 | Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Классификация растений"\РК УСЗ - УРК | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и § 30 | |||
Раздел 4. Природные сообщества. | 2 | Называют основные т растения типы природных сообществ. Приводят примеры естественных сообществ. Описывают видовой состав природных сообществ. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ | |||||
33 | Растительные сообщества. УСЗ - УРК РК: Экскурсия «Растительные сообщества» Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений\РК | 1 | задания в р.т.к § и § 31-32 Доклады | ||||
34 | Итоговая контрольная работа №1 УК | 1 |
сновные понятия и термины курса.
Однодольные и двудольные растения.
Семядоля. Эндосперм. Зародыш. Семенная кожура. Семяножка. Микропиле.
Функции корня. Виды корней.
Типы корневых систем. Главный. боковые, придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневая система.
Корневой чехлик. Корневой волосок. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.
Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни и дыхательные корни.
Побег. Узлы. Междоузлия. Пазухи листа. Листорасположение: очередное (спиральное), супротивное, мутовчатое.
Почки: верхушечная, пазушная, придаточная. Вегетативная и генеративная почки – особенности строения
Внешнее строение: листовая пластинка, черешок. Виды листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).
Листья и фактор влажности, условия освещения. Видоизменения листьев
Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, луб, сердцевинные лучи. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка), механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины), проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань.
Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Виды плодов: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина гесперидий (померанец), костянковидные (костянка, многокостянка), ореховидные (орех, желудь, семянка, зернока), коробочковидные (коробочка, стручок, боб, стручочек). Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных
Питание (воздушное – фотосинтез, минеральное – почвенное).корневое давление. Почва. Плодородие. Удобрения.
Фотосинтез.Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Сосудистые пучки
Гамета. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка. Зигота.
Заросток, предросток, зооспора.Размножение папоротников. Спорангий.
Пыльца, пыльцевая трубка, пыльцевое зерно, зародышевый мешок, пыльцевход, центральная клетка, двойное оплодотворение, опыление, перекрёстное опыление, самоопыление, искусственное опыление.
пыльцевой мешочек,
«Центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Особенности полового размножения. Двойное оплодотворение. Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление
Вегетативное размножение покрытосеменных растений – способы: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами
Систематика растений, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт.
Крестоцветные, розоцветные, пасленовые, Бобовые, СложноцветныеЛилейные, Злаковые
Темы проектов, темы творческих работ.
Темы проектов по ботанике на деревья и кустарники
Адаптация дикорастущих деревьев и кустарников при озеленении города.
Адвентивные деревья и кустарники на территории поселка.
Берёза — дерево чудес
Верба — символ весны
Вести из леса о шиповнике.
Вести из леса. Береза
Вечнозеленое дерево
Вечнозелёная красавица леса.
Виноград
Влияние тополя на здоровье человека.
Влияние фотосинтеза растений на наступление «черемуховых холодов» и «бабьего лета».
Вторая жизнь леса
Выращивание и размножение тополя пирамидального.
Голубая ель
Дерево за окном
Деревья и кустарники около школы.
Деревья нашего края
Деревья-первоцветы
Дуб и всё вокруг него.
Живая фабрика в листьях.
Зелёный чай
Изучение жизненного состояния зеленых насаждений в окрестностях школы.
Изучение модификационной изменчивости у лиственных растений в период листопада.
Как сохранить ель?
Клён
Листопад в жизни растений
Местные сорта черной смородины.
Поражение дубовых насаждений мучнистой росой и способы защиты растений.
Русская берёза
Священные деревья народа мари.
Сосна
Тайны туи
Факторы, влияющие на изменение окраски листьев деревьев и кустарников.
Фотоопределитель древесно-кустарниковых растений пришкольной территории.
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев.
Темы исследовательских работ по ботанике на растения
Азбука растений моего края.
Актуальность выращивания льна на территории моей страны.
Биологическое развитие местных сортовых и дикорастущих злаков на фоне агротехнических приемов.
В чем виновата конопля?
Вегетативное размножение растений
Взаимное влияние растений
Взаимные приспособления растений и насекомых
Видовой состав растительности района.
Видовой состав травянистых растений, произрастающих около родников района.
Влияние азотных удобрений на рост и развитие растений.
Влияние питательных элементов на ростовые процессы растений.
Влияние почвы на рост и развитие растений.
Влияние продолжительности освещения на движение листьев кислицы (Oxalex acetosella).
Влияние различных биостимуляторов на всхожесть садовых растений.
Влияние различных видов почв на развитие растений.
Влияние различных музыкальных направлений на рост и развитие растений.
Влияние регуляторов роста на процессы регенерации растений.
Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растений.
Влияние солнечного света на процесс фотосинтеза в растениях.
Влияние табачного дыма на рост растений.
Влияние тепла минеральных веществ на пробуждение растений от зимнего сна.
Вода — основа жизни растений
Водные растения озера
Возьми под защиту. Редкие растения.
Волшебные рубахи из крапивы — сказка или реальность?
Дикорастущие растения в нашем питании.
Дурман — растение-убийца?
Изучение и морфологическое описание сорной растительности моего района.
Как путешествуют растения
Как размножаются растения?
Камыш как биологическое средство очистки сточных вод, содержащих ионы свинца.
Когда просыпаются корни? Установление зависимости появления корневой системы растений от времени года.
Коралловые рифы
Космическая роль зеленых растений.
Кресс-салат как биоиндикатор почвы и снега.
Медоносные растения
Многообразие папоротников
Может ли вырасти растение без корня? Секреты вегетации.
Неизвестная соя
Неизвестный клевер.
Онтогенетическая стратегия пырея ползучего.
Опыление растений
Осторожно — ядовитые растения!
Параметры строения растений, способствующие стеканию воды по ним.
Петуния садовая
Покрытосеменные растения
Полынь — трава кочевников
Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений.
Путь к свету, или Способность растений находить выход из сложных ситуаций.
Развитие растения из почки
Развитие растения из семени
Растения в легендах и преданиях
Растения в мифологии
Растения — символы разных стран.
Растения — хищники
Растения, занесенные в Красную книгу.
Растения-барометры
Растения-гиганты
Растения-индикаторы
Растения-красители.
Растения-переселенцы
Растения-символы
Растения-хищники.
Растения-часы
Растительный мир болот.
Растения-путешественники.
Прострел обыкновенный
Разнообразие мхов
Росянка — растение-охотник.
Семейство папоротников. Щитовник мужской.
Удивительные растения планеты Земля.
Удивительные растения-хищники
Фотосинтез, или величайшая тайна зеленого растения.
Ядовитые растения нашего края.
Темы исследовательских работ по Комнатным растениям
Темы проектов по комнатным растениям:
Азбука на подоконнике.
Алоэ – зеленый доктор на подоконнике.
Влияние внешних факторов на рост и развитие комнатных растений.
Влияние гетероауксина на образование корневой системы у сенполии.
Огород на подоконнике. Выращивание томатов в комнатных условиях.
Экзотический сад на окне
Ядовитые комнатные растения и их влияние на здоровье человека.
Темы исследовательских работ по Лекарственным растениям
Анатомо-морфологические особенности растений подорожника и биологическая продуктивность в оценке состояния городской среды.
Вечнозеленый знахарь: алоэ.
Влияние внешних факторов на жизнедеятельность алоэ древовидного.
Влияние эпина на продуктивность валерианы лекарственной.
Дикорастущие лекарственные растения Барабы.
Живокость — охраняемое растение.
Зеленая аптека против кашля.
Зеленая лаборатория
Зеленые лекари
Целебные свойства зеленого чая.
Темы исследовательских работ о Цветах
Темы исследовательских работ об Огороде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...