Технологическая карта урока "Хрящевые рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О Пуликова Ирина Петровна
Предмет:биология
Класс:7
Тип урока: Комбинированный.
Тема | Тема: класс Хрящевые рыбы Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные | |||||
Цель | Расширить представление обучающихся о классе хрящевых рыб | |||||
Задачи | Образовательные:Расширить представление обучающихся о классе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам; Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и переноса знаний в новую ситуацию Воспитательные: воспитание творческой активности, навыкам взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению. | |||||
УУД | Личностные УУД: формирование у учащихся умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником, общаться , слушать и делать выводы. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
| |||||
Планируемые результаты | Предметные: Знать особенности отрядов хрящевых рыб; уметь распознавать представителей отрядов хрящевых рыб по их отличительным признакам; Личностные: формировать у учащихся умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться текстом , общаться , слушать и делать выводы. Метапредметные: развитие метапредметных умений анализировать текст, выделять главное. | |||||
Ресурсы: - основные -дополнительные | Учебник, тексты. Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация. | |||||
Форма урока | Урок актуализации знаний и умений. | |||||
Технология | Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационная. | |||||
Дидактическая структура урока | Деятель-ность учеников | Деятель-ность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты Предметные | Планируемые результаты УУД Познаватель- ные УУД). | |
Организа-ционный момент | Включение учащихся в деловой ритм урока. Подготовка к работе в группах | Проверка подготов-ленности к уроку. | Положительный эмоциональный настрой учащихся на урок. | |||
Актуализа-ция знаний Время:13 мин | Выполне-ние задания | Какой тип животных мы изучаем? На какие классы делят надкласс Рыбы? На основании, каких признаков? Докажите, что внешнее строение рыб приспособлено к водной среде обитания? Биологический диктант (см. приложение №1) | Формирова-ние познаватель-ного интереса к предмету изучения | Познавательные: вспомнить пройденный материал. Коммуника-тивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассни-ками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | ||
Изучение нового материала | Запись учащимися темы урока в тетрадях | Направляет учащихся к познанию нового, к достижению целей и решению задач урока Проверка результатов работы Представление презентации по теме урока | Работа с текстом Каждый ученик получает текст и вопросник. 1Текст. «Отряд Акулы». 2Текст. « Отряд Скаты» 3Текст. « Отряд Химерообраз- ные» (см. приложение№3) Выступление с результатами работы, составление кластера Просмотр презентации | Проверить умение учащихся работать с текстом, выделять главное, давать характеристику отрядов рыб. | Познавательные: знать главные отличия хрящевых рыб. Познакомиться с многообразием видов Коммуникатив-ные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | |
Закрепление нового материала | Решение задания | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний | Вопросы задания «выбери верное утверждение» (см. приложение №2) | |||
Подведение итогов,зада-ние на дом Время:4 мин | Проверка тестовых работ | Выявляет уровень первичного усвоения материала учащимися | Проверка результатов. Выставление оценок Задание на дом; параграф 22, вопросы стр. 106.. | |||
Рефлексия | Давайте вспомним, какую цели мы сегодня для себя ставили? Продолжи-те предложение: Сегодня на уроке……… |
Приложение№1
Биологический диктант. (Вставьте пропущенное слово.) Рыбы – животные , относящиеся к типу_________________и освоившие __________________среду обитания. Тело рыбы имеет ____________форму тела и делится на отделы: ___________ ,____________,_________________ . Снаружи кожа рыб покрыта ____________________ и __________ . Движение обеспечивают _______________ . Парные плавники _______________ и ____________ , непарные _______________ , ______________________, _________________ . Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют____________________________________Органы дыхания рыб _________________ . Кровеносная система рыб___________ .
Сердце рыб состоит из ________ камер: ______________и______________ . Органы выделения рыб______________________, располагаются под позвоночником.
Боковая линия рыб – своеобразный орган, воспринимающий направление и _________________________ .
Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:
0 ошибок – «5»; 1-3 ошибки – «4»; 4-5ошибок–«3».
Приложение№2.
Выберите верные утверждения
1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;
2) самая крупная акула — китовая;
3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;
4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
5) все акулы опасны для людей;
6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
9) тело скатов имеет торпедообразную форму;
10) окраска скатов покровительственная
Приложение №3
ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ (Chondrichthyes) — класс челюстноротых животных, включает два подкласса: пластиножаберных рыб (Elasmobranchii) и цельноголовых рыб (Holocephali). Класс объединяет около 800 видов, разделенных на 12-15 отрядов. Хрящевые рыбы относятся к челюстноротым животным, их челюсти образованы костями первой жаберной дуги. Жаберных крышек нет. У акул жаберные щели расположены по бокам головы, а у скатов — на брюшной стороне. У многих имеется небольшое парное отверстие, являющееся рудиментом еще одной жаберной щели (брызгальце). Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло — рострум. Длина их тела от 15 см до 20 м, масса до 14 т. Скелет хрящевой, чешуя, если есть, плакоидная. Плавательный пузырь у всех хрящевых рыб отсутствует, поверхность кишечника сильно увеличена за счет спирального клапана.
Хрящевые рыбы — преимущественно морские животные, в том числе, обитатели глубоководья. Некоторые виды заходят или постоянно живут в реках. Например, речные скаты — хвостоколы (Potamotrygon motoro) — обитают в Амазонке и других южноамериканских реках. Оплодотворение у всех хрящевых рыб внутреннее. Хрящевые рыбы размножаются, откладывая яйца, яйцеживорождением или живорождением. Яйца часто заключены в капсулу и имеют выросты.
Отряд Акулы
Отряд включает около 250 видов. Удлиненное туловище напоминает торпеду. Хвостовой плавник мощный, его верхняя лопасть гораздо больше нижней. У акулы нет плавательного пузыря, удерживать тело рыбы в воде позволяет большая, насыщенная жирами (до 25%) печень. Непрестанное движение – обязательное условие жизни акулы. Отсутствие жаберных крышек не позволяет животному активно дышать, прогоняя воду через жабры. Насыщенная кислородом вода омывает жабры только при постоянном движении акулы. Большие грудные плавники – своеобразные рули глубины.
Зубы расположены в 5-6, а то и в 15 рядов. Их общее число достигает несколько сотен. «Работает» обычно передний ряд зубов, а остальные загнуты внутрь и заменяют передние по мере их изнашивания. Акула средних размеров может перекусить морскую черепаху или дельфина.
Зрение развито слабо, видят все в черно-белом свете. Благодаря боковой линии, она улавливает мельчайшие колебания воды на расстоянии до 300 м. Именно поэтому акулы быстро обнаруживают раненных китов, находящихся в воде купальщиков. При поиске пищи важную роль у акул играет обоняние.
Акулы широко распространены во всех морях и океанах. Среди них есть настоящие гиганты. Например, китовая акула – длиной до 20 м и массой около 10 т. Большинство акул – морские обитатели. Всего лишь несколько видов живут в тропических реках Амазонка, Замбези, Ганг.
Из 250 видов акул для человека считаются опасными около 50. Наиболее опасны акулы: тигровая, тупорылая, молот, мако, песчаная, большая белая. Наиболее часты нападения акул у побережья Австралии. На пляжах участки моря для купальщиков огораживают специальными противоакульими сетками. Но кардинального средства от этих хищников человек ещё не изобрел.
Акулы имеют большое промысловое значение: используется мясо, кожа рыб. Кожа некоторых видов акул до сих пор употребляется краснодеревщиками в качестве шлифовочного материала. Зубы акул использовались народами Океании для изготовления боевого оружия. Они прочно крепились в кинжалы, вырезанные из твердых пород деревьев.
отряд Акулы (учебник стр.103-105)
План-вопросник
Почему акул считают примитивными рыбами?
- Как акулы приспособились к факторам водной среды?
- Как устроены зубы у акулы?
- Какие акулы представляют опасность для человека?
4* Все ли акулы являются хищниками?
Скаты
Хотя скаты являются ближайшими родственниками акул, внешне они совершенно непохожи на них. Они приспособлены к донному образу жизни. Тело скатов плоское, как блин, и имеет круглую или ромбовидную форму. Края огромных грудных плавников срастаются с боками тела и головы. У скатов нет анального плавника, а также часто отсутствует и хвостовой плавник. Обычно их кожа голая, хотя у некоторых видов покрыта шипами – видоизмененными чешуями. Длина скатов от 13 см до 7 м.
Питаются малоподвижными донными организмами – ракообразными, моллюсками, иглокожими. Зубы приспособлены для раздавливания и перемалывания твердых покровов этих животных. Они сильно уплощены, закруглены и покрывают челюсти рыбы, словно ряды черепицы.
Известно примерно 350 видов скатов. Они широко распространены во всех морях и океанах. Встречаются в холодных водах Арктики и Антарктики, на мелководьях тропических морей. Могут жить в диапазоне температур от 1,5 до 30 градусов. Многие из них живут у самого берега, а глубоководные виды обитают на глубине до 2700 м. Большинство этих рыб донные животные. Обычно они лежат, зарывшись в песок. Лишь немногие плавают в толще воды. Передвигаются за счет волнообразных движений расширенных грудных плавников.
Настоящие гиганты встречаются и среди скатов. В тропических водах обитает скат манта или «морской дьявол». Его длина может достигать 6 м, а масса 4т.
Некоторые виды скатов употребляют в пищу. Печень морского кота (водится в Чёрном и Азовском морях) содержит до 63% жира и богата витамином D. У этой рыбы вкусное мясо, а жир похож на жир трески.
отряд Скаты (учебник стр.105-106)
План-вопросник
Докажите, что скаты – родственники ланцетников.
- Какой образ жизни ведут скаты?
- Какие приспособления у них выработались в процессе эволюции?
- Можно ли сказать, что скаты – примитивные рыбы? Ответ обоснуйте.
4* Какие необычные органы защиты имеются у скатов?
Химерообразные
Химеры – очень древние существа. Шведский систематик Карл Линней присвоил этому отряду рыб имя Химеры, чудовища из древнегреческих мифов. К этому отряду относится в настоящее время 30 видов. Эти необычные рыбы имеют утончающееся к хвосту тело, лишенное чешуи и покрытое слизью. Длина рыб обычно от 60 см до 2 м. У них закругленное рыло, узкий хвостовой плавник, продолжающийся в виде длинной нити.
Химеры – донные рыбы, обитающие на глубине до 2500 м. Они плавают над самым дном, змееобразно изгибая тело и совершая волнообразные движения грудными плавниками. Химеры – плохие пловцы и не могут ловить подвижных животных, поэтому питаются иглокожими, моллюсками, крабами. Химеры дробят панцири и плотные покровы животных с помощью мощных челюстей, вооруженных двумя зубными пластинками.
Самка откладывает два очень крупных яйца (до 42 см), заключенных в плотные роговые капсулы, которые защищают содержимое от повреждения. Эмбрионы развиваются долго – 9-12 месяцев.
Несмотря на свой довольно устрашающий вид, химеры совершенно безобидны. Эти рыбы очень плохо переносят неволю. Промысловыми считаются лишь несколько видов химер, ведущих стайный образ жизни. Их промышляют в США, Аргентине, Чили, Китае. Продукты, получаемые из химер, используют в пищу, в медицине и технике. Жир этих рыб – прекрасное средство для заживления ран. Кроме того, он используется для смазки ружей и точных механизмов.
Отряд Химерообразные (учебник стр.106)
План-вопросник
Почему отряд получил такое название?
- Где обитают представители этого отряда?
- Какие особенности внешнего строения имеют химеры?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Урок биологии в 7 классе
Тема урока:
«Класс Хрящевые рыбы.
Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные»
Учитель географии и биологии,
И.П.Пуликова
первая кв. категория
Перенка, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта для самостоятельного изучения темы "Надкласс Рыбы"
Технологическая карта предназначена для самостоятельного изучения учащимися 7 - х классов темы "Надкласс Рыбы" и содержит задания по особенностям внешнего и внутреннего строения, размножения, многообр...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Хрящевые рыбы»
Цель урока: ознакомить с общими признаками класса Хрящевые рыбы, многообразием, особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов и химерообразных, их значением в природе и жизни человека....
Технологическая карта урока_Хрящевые рыбы
Технологическая карта урока _Хрящевые рыбы...
Технологическая карта урока по биологии 7 класс "Надкласс Рыбы".
Материал представляет собой технологическую карту, предназначенную для проведения уроков биологии в 7-м классе при изучении темы "Надкласс Рыбы". Он также может использоваться во время прове...
Технологическая карта урока биологии на тему "Хрящевые рыбы"
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Каждый учитель вправе разработат...
Технологическая карта урока технологии в 6 классе на тему "Рыба и нерыбные продукты моря"
Тема: Рыба и нерыбные продукты моряТип урока: изучение новых знанийМетоды обучения: наглядно иллюстративный, объяснительно иллюстративный, эвристическийФорма работы: индивидуальная, фронтальная, групп...
Технологическая карта изучения темы. Обобщающий урок Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
Технологическая карта изучения темы "Тип Хордовые.Надкласс Рыбы"...