Технологическая карта урока по биологии 7 класс "Надкласс Рыбы".
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Михин Александр Алексеевич

Материал представляет собой технологическую карту, предназначенную для проведения уроков биологии в 7-м классе при изучении темы "Надкласс Рыбы". Он также может использоваться во время проведения внеклассных мероприятий по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 7  

Тема урока:  Надкласс Рыбы

Учитель:  Михин Александр Алексеевич

Используемый УМК: Пономарёва И.Н.

Цель: Сформировать у учащихся понятия о закономерностях живой природы на основе системы знаний о представителях класса рыбы. Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде. 

Задачи:  Образовательные:  Расширить общий кругозор учащихся по теме «Тип хордовые» на примере изучения внешнего и внутреннего строения представителей надкласса Рыбы, выявить их отличительные особенности по сравнению с представителями типа хордовые (тип мышления – связь новых знаний с предыдущими)

Развивающие: Продолжить формирование у учащихся общеучебных умений анализировать, сравнивать, обобщать знания, делать выводы; развитие устной речи, умений последовательно излагать материал, составлять рассказ, работать с текстом, рисунками учебника, выделять главное; развитие критического мышления, любознательности, познавательного интереса к биологии (тип мышления – раскрытие сущности темы, построение объяснений и интерпретаций).

Воспитательные: Сформировать научное мировоззрение учащихся, воспитывать любовь к живой природе, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, культуры речи, повышению уровня мотивации через дополнительные средства обучения (тип мышления – умение проявлять интерес  и задавать вопросы).

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями по теме «Надкласс рыбы», карточки с текстами заданий для групповой работы, фломастеры, экран, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

        ( 2 мин)

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в нашем уютном кабинете. Партнеры по плечу! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Партнеры по лицу! Улыбнитесь и вы друг другу! Присаживайтесь. А теперь посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им. Я надеюсь, что вы покажете сегодня все свои способности. Я очень в вас верю и надеюсь, что наш урок пройдет очень интересно.

Проверьте, все ли вы приготовили к уроку.

Приветствуют учителя, улыбаются друг другу, проверяют принадлежности к уроку, настраиваются на рабочий лад.

Личностные

формирование положительного эмоционального настроя на урок.

2.Актуализация опорных знаний учащихся

     (4 мин)

-Ребята, какой тип животных мы изучили на прошлом уроке?

- Проверим, как вы усвоили эту тему и проведем небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу. Участники №1! Раздайте, пожалуйста, своим партнерам зеленые карточки. Подпишите их, пожалуйста. Начинаем работать (2 мин)

-А сейчас отложите ручки, поменяйтесь карточками с партнером по плечу, возьмите простые карандаши и оцените работу своего партнера.

- Если нет ошибок – ставим 5, если 1 ошибка – ставим оценку 4, за 2 ошибки к сожалению оценку 3.

- А сейчас возвращаем свои листочки.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто получил 5. Садитесь. Отлично!

 - А у кого сегодня за урок будет оценка 4? Присаживайтесь. Хорошо!

-А есть оценка пониже, чем 4? Встаньте, пожалуйста. Вам есть, над чем поработать. Но не нужно расстраиваться, в дальнейшем у вас все обязательно получится. Но дома вы должны повторить тему. И если у вас есть вопросы по вашей работе, подойдите после урока, мы все обсудим.

Ответ учащихся: «На прошлом уроке мы изучили тип хордовые»

Раздают карточки

Выполняют задание

Проверяют работы партнеров по плечу, ставят оценки

Регулятивные

Контроль

Коррекция

Оценка

 контролировать свое время на выполнение задания

 

Коммуникативные

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Предметные: систематизация знаний  о общих  признаках хордовых

3.Мотивация учебной деятельности учащихся

   (5 мин)

Шум моря и крики чаек

- наша планета из космоса какого цвета    огромную территорию занимает вода, там под волнами идет жизнь, там процветает одна группа животных  с которыми мы сегодня познакомимся

На экране появляется изображение

- Ребята, посмотрите внимательно на экран

(3-5 сек).

- 1) Что вы видите? Подумайте 5 сек, не спешите.

- Итак, обсудите этот вопрос в команде. Каждому участнику дается по 15 сек. Начинает участник №2.

-Итак, что вы видите?

(учитель записывает ответы на доске)

-2) Следующий вопрос: «Что вы думаете об этом?». Подумайте 5 сек.

Сформулируйте и запишите свои ответы.

Поделитесь своими ответами с партнерами. И вновь начинает участник №2.

-Итак, что вы думаете об этом?

(учитель записывает ответы на доске)

- 3) А что вам хотелось бы узнать? Подумайте 5 сек и запишите мысли.

-Обсудите этот вопрос. Участники №2, начинаем.

-Итак, что вы хотите узнать?

(учитель записывает ответы на доске)

Раздают карточки

Смотрят на изображение

Думают

Записывают: «Я вижу…»

Обсуждают вопрос:  «Я вижу…»

Отвечают: «Я вижу …»

Думают

Записывают: «Я думаю …»

Обсуждают вопрос: «Я думаю …»

Отвечают: «Я думаю …»

Думают

Записывают: «Я хочу узнать…»

Обсуждают вопрос: «Я хочу узнать…»

Отвечают: «Я хочу узнать ...»

самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

4.Сообщение темы и задач урока

    (2 мин)

- Как вы думаете, какой класс животных мы изучим сегодня?

- А что конкретно  мы должны изучить на сегодняшнем уроке?

- А я в свою очередь ожидаю от вас, что вы сегодня сами раскроете сущность темы и сумеете проявить большой интерес к ее изучению.

Отвечают: «Мы изучим класс рыбы»

Формулируют задачи урока

Целеполагание

5.Изучение нового материала

   (20 мин)

- Участники №3! раздайте, пожалуйста, своим партнерам, белые  карточки в пакете также лежат схемы, положите их по центру стола.

Итак, вы работаете с карточкой,  изучая информацию, готовитесь рассказать ее партнеру по плечу, погружаемся  (3 мин).

Работаем в паре. Начинает тот, кто выше ростом по 1 мин

Участники №4 раздайте таблички.

-А сейчас каждый стол будет работать над заполнением таблицы только тех строчек которые вы изучали . 1-2 мин

Результаты работы  будут у вас в таблице.

-И сейчас каждая группа представит свою работу.

Раздают карточки

Читают текст

Рассказывают материал

Изучают тему, оформляют  результаты, готовят защиту работ

Защита работ, заполнение таблицы в тетрадях

После каждого выступления работа прикрепляется на доску.

Личностные: мотивация учебной деятельности;

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в тексте; применение методов информационного поиска;

анализ компонентов с целью выделения особенностей;

Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы контролировать свое время на выполнение задания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

Физкультминутка

Встали, задвинули стульчики

Давайте подвигаемся

Сколько отделов тела у рыбы.

Сколько камер в сердце у рыбы

Сколько отделов мозга у рыбы

Дважды два

- Молодцы, вы отлично справились с заданием. Присаживайтесь на свои места.

Встают и двигаются под музыку, объединяются в группы для ответов на вопросы учителя.

6.Закрепление изученного материала

   (7 мин)

- А сейчас подумайте и ответьте на вопрос: «Как рыбы приспособились к жизни в водной среде какие признаки есть у них для этого?

Думаем 5 сек.  записываем на листочек 15 сек

- обсуждаем начиная с 3 участника. Отмечаем те идеи с которыми согласны все. Выступает участник 1

Проверяем по презентации молодцы

Карта согласия

Участник 2 берет большой лист

По середине стола

Какое хозяйственное значение имеют рыбы обменяемся идеями в течении минуты каждый пишет в своем углу

 Обсудим в течении 1 мин

Участник 3 записывает общие идеи в центр

презентуем наши идеи участник 1

Заполняют колонку «ПОСЛЕ»

Отвечают

Выполняют структуру

Отвечают

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух;

Умение четко формулировать свои мысли

7.Подведение итогов урока

     (3 мин)

рефлексия

- Итак, ребята, какой класс животных мы сегодня изучили? О чем мы говорили?

-Наш урок прошел очень плодотворно. Вы сегодня поработали даже лучше, чем на прошлом уроке.

У вас на столе есть рыбки можете написать на ней вопрос по теме рыбы который вас интересует и отпустите вашу рыбку в океан знаний если вам сегодня все понятно вы погрузились глубоко, если нет то ваша рыбка будет плавать неглубоко.

Отвечают

Прикрепляют рыбок на плакат с изображением морского дна.

Анализ, синтез, умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения

8.Домашнее задание

    (2 мин)

-Запишите, пожалуйста, домашнее задание: изучить материал параграфа 21 лаб. раб №7

- Спасибо всем за интересную и плодотворную работу, за хорошее настроение. МОЛОДЦЫ!!!)

Записывают домашнее задание

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Приложение 1

Пищеварительная система рыб

s4

Кровеносная система рыб

s5

Выделительная система рыб

s2

Нервная система рыб

s1

Размножение

s3

Дыхательная система рыб

09

04

05

02

Приложение 2

Участник №1

Тело   рыб состоит из 3-х отделов головы, туловища и хвоста. Снаружи тело рыб покрыто чешуей. Чешуйки налегают друг на друга черепицеобразно и предохраняют рыбу от повреждений. Тело рыбы покрыто слизью, которая уменьшает силу трения.  Рыбы имеют внутренний скелет, состоящий из черепа , позвоночника и скелета плавников. Строение черепа : костная черепная коробка, челюсти, жаберные дуги и жаберные крышки. Позвоночник состоит из туловищных и хвостовых позвонков. Скелет плавников состоит из мелких косточек и костных лучей. Плавники парные грудные и брюшные, непарные спинной, анальный, хвостовой. Всего 7.

Участник №2

Пищеварительная система рыб : рот, ротовая полость ,глотка, пищевод, желудок , кишечник , пищеварительные железы ( печень и поджелудочная железа), анальное отверстие. У рыб семейства карповых есть в глотке глоточные зубы.  Находятся они на последней жаберной дуге, ими рыба перетирает пищу .

Над кишечником находится тонкостенный мешок – плавательный пузырь, наполненный смесью кислорода, азота и углекислого газа. Пузырь образовался из выроста кишечника. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая. Изменяя давление газов в плавательном пузыре, рыба может изменять глубину погружения.

Если объём плавательного пузыря не изменяется, рыба находится на одной и той же глубине, как бы повисая в толще воды. Когда объём пузыря увеличивается, рыба поднимается вверх. При опускании происходит обратный процесс. Плавательный пузырь у части рыб может участвовать в газообмене (как добавочный орган дыхания), выполнять функции резонатора при воспроизводстве различных звуков и т.д.

Выделительная система рыб представлена почками, мочеточниками и мочевым пузырем.

Участник №3

Дыхательная система

Органы дыхания – жабры – расположены на четырёх жаберных дугах в виде ряда ярко-красных жаберных лепестков, покрытых снаружи многочисленными тончайшими складочками, увеличивающими относительную поверхность жабр. Вода попадает в рот рыбы, процеживается через жаберные щели, омывает жабры, и выбрасывается наружу из-под жаберной крышки. Газообмен происходит в многочисленных жаберных капиллярах, кровь в которых течёт навстречу омывающей жабры воде. Рыбы способны усваивать 46-82% растворённого в воде кислорода.

Напротив каждого ряда жаберных лепестков находятся беловатые жаберные тычинки, имеющие большое значение для питания рыб: у некоторых они образуют цедильный аппарат с соответствующим строением, у других способствуют удерживанию добычи в ротовой полости.

Кровеносная система состоит из двухкамерного сердца и сосудов. Сердце имеет предсердие и желудочек. Замкнутая.

Участник №4

Нервная система органы чувств.

Нервная система представлена головным и спинным мозгом.На дне черепной коробки находится головной мозг, он имеет 5 отделов. У рыб имеется боковая линия- особый орган чувств , которого нет у других животных. Это особая полоска по бокам тела с каждой стороны. С помощью этой линии рыба чувствует давление воды, направление течения, может плавать ночью и в мутной воде. Органы обоняния представлены  двумя обонятельными ямками, расположенными на кончике морды. Рыбы различают запахи. Органы слуха представлены внутренним ухом. Звук передается такому уху через кости черепа. Вкусовые рецепторы, или вкусовые почки, находятся в слизистой оболочке ротовой полости, на голове, усиках, удлиненных лучах плавников, рассеяны по всей поверхности тела. Два больших глаза находятся по бокам головы. Хрусталик круглый, не изменяет формы и почти касается уплощённой роговицы (поэтому рыбы близоруки и видят не далее 10-15 метров). Большинство костных рыб имеют цветное зрение

 Органы размножения рыб представлены  у самки яичниками, у  самцов семенниками. Оплодотворение наружное.

Приложение 3 Таблица для заполнения при изучении нового материала    Внутреннее строение рыбы

Система органов

Чем представлена?

Дыхательная система

Кровеносная система

Система размножения

Выделительная система

Пищеварительная система

Нервная система

Опорно-двигательная система

Приложение 4.  Карточка для проверки домашнего задания

Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

  1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
  2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
  3. Под хордой расположена … система в виде трубки.
  4. Для хордовых характерна …  симметрия тела.
  5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …

Самоконтроль.  Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл

1.хордовые   2.                 3. Нервная           4.двусторонняя           5.черепные или позвоночные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Хрящевые рыбы»

Цель урока: ознакомить с общими признаками класса Хрящевые рыбы, многообразием, особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов и химерообразных, их значением в природе и жизни человека....

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...

Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий.  По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;  По этапу формирования навыка: ит...